Вы здесь

История многоженства в мормонской церкви

Этим летом в заголовки газет попали арест главы секты многоженцев Лайла Джеффса, выселение семей многоженцев и новые научные исследования, посвященные тяжелым генетическим заболеваниям в среде небольших ультра-ортодоксальных («фундаменталистских») сект, существующих в сельских районах штата Юта.

Подобное внимание к вопросу о многоженстве, скорее всего, будет неприятно для большинства мормонов, которое не принадлежит к числу фундаменталистов. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (СПД) — традиционная мормонская церковь, насчитывающая 15 млн. последователей по всему миру — публично отреклась от многоженства в 1890 году. Тем не менее, традиционные мормоны до сих пор сталкиваются с обвинениями в многоженстве.

Будучи мормонкой и специалистом в вопросе гендерных отношений среди мормонов, я знаю, что подлинная история мормонского многоженства сложна и запутана. Эта практика и связанные с ней конфликты более 175 лет определяла, что значит быть мормоном — в особенности, мужчиной-мормоном.

Зарождение многоженства

Движение мормонов, основанное Джозефом Смитом в 1830 году, с самого начала придерживалось уникальных представлений о религиозной роли мужчин.

Одним из самых знаменательных событий в жизни Джозефа Смита была смерть его 25-летнего брата Алвина в 1823 году. В 1836 году Джозефу было видение, в котором он увидел своего покойного брата на небесах. На основании этого видения Смит создал учение о том, что семьи могут жить вместе на небесах, если пройдут в мормонском храме особую церемонию, именуемую «запечатыванием». Участвовать в этом обряде может любой верный мормон, получивший разрешение церковного руководства.

Отчасти благодаря тому, что мормоны приписывали мужчинам важную роль в спасении их близких (способность помочь им оказаться на небесах), эта религия привлекала в свои ряды значительно больше мужчин, нежели любое другое американское религиозное движение того времени.

В начале 1830-х годов Смит расширил свои представления о роли мужчин, включив в нее многоженство в том виде, как его практиковали ветхозаветные пророки — например, Авраам. Смит утверждал, что праведный мужчина может помочь многим женщинам и детям оказаться на небесах, «запечатав» их с собой многочисленными браками. Большая семья увеличивала славу мужчины в последующей жизни. Это учение получило официальный статус в 1843 году.

Слухи о том, что горстка вождей церкви СПД практикует многоженство, вызвало негодование жителей штатов Иллинойс и Миссури по отношению к первым мормонским поселенцам. Перед лицом такого сопротивления Смит советовал мужчинам-мормонам проявлять «хитрость» (современные богословы толкуют это как бдительность, мудрость и «находчивость»), практикуя многоженство и «запечатывая» браки.

Когда в 1845 году Джозеф Смит был убит, в 1847 мормоны — под руководством Бригама Янга, ставшего преемником Смита, — переселились на территорию Юта и там стали практиковать многоженство открыто. В 1852 году руководство СПД объявило многоженство официальным институтом мормонской церкви.

Вслед за Янгом мормонские богословы провозгласили многоженство ключевым учением и свидетельством мужской силы патриархов. По некоторым оценкам, к началу 1880-х годов полигамные отношения существовали в 20-30% мормонских семей.

Законы о многоженстве, группы фундаменталистов

Однако после Гражданской войны разгоревшиеся споры по поводу многоженства сплотили северян и южан. Политики, проповедники и писатели называли его злом — таким же, как рабство.

Верховный суд США, рассмотрев дело «Рейнольдс против Соединенных Штатов» (1878), постановил, что многоженство — «гнусная» практика. В постановлении говорилось: «Многоженство среди северных и западных народов Европы всегда считалось гнусным делом и до создания мормонской церкви почти без исключения было особенностью жизни азиатских и африканских народов. Согласно общему праву, второй брак всегда был недействителен, и с самого начала истории Англии многоженство считали антиобщественным деянием...»

В 1887 году Конгресс США принял Акт Эдмундса-Такера, которым санкционировал конфискацию имущества церкви СПД и признал многоженство федеральным преступлением. Целые семьи ушли в «подполье», чтобы избежать тюрьмы. Мужчин-мормонов стали считать фанатиками, которые эксплуатировали невежество новообращенных, чтобы удовлетворить свое «сексуальное вырождение». На юге США в 1880-х мормонские миссионеры становились объектами нападения толпы.

Под давлением президент церкви СПД Уилфорд Вудрафф в 1890 году объявил, что в соответствии с законами США мормонская церковь впредь не будет позволять полигамию. Однако мексиканские мормоны по-прежнему продолжали заключать такие браки — некоторые ради этого специально эмигрировали из Юты на север Мексики. Практиковали многоженство и некоторые непокорные руководители церкви в 1920-х годах.

С целью поддержания многоженства в 1930-х годах семь самых известных мормонских многоженцев объединились и создали конфедерацию мормонов-фундаменталистов. Некоторых ее членов изгнали из официальной церкви СПД, и они создали компактные поселения фундаменталистов по всему американскому Западу, от Канады до Мексики, которые существуют и по сей день.

Новые образы мужественности

Если мормоны-фундаменталисты в начале XX века откололись от церкви СПД, чтобы и далее открыто практиковать многоженство, те, кто остался в лоне церкви СПД, взяли твердый курс на общепринятый образ жизни и ассимиляцию с американским мейнстримом.

Эти “официальные” мормоны разработали новые критерии мужественности, которые в глазах американского общества выглядели более приемлемо.

Пытаясь избавиться от стереотипа религии, которую возглавляют фанатики-пророки со множеством жен и длинными бородами, по мере того, как мормоны ассимилировались, руководство церкви СПД создало себе более современный образ и усвоило бюрократический, административный стиль управления делами.

В период с 1890 по 1920 год участие мормонов в движении бойскаутов (зародившемся в 1911 году), запрет на курение и употребление спиртного, а также консервативное отношение к интимной жизни способствовали тому, что среди мормонов сложился новый образ мужественности. Его воплощают собой певец и актер Донни Осмонд, футболист Стив Янг и политик Митт Ромни.

И все-таки я, как человек, выросший в мормонской церкви, знаю, что мормоны, которых связывают с церковью давние культурные и семейные традиции, как правило, убеждены, что на небесах многоженство существовать будет. Церковь СПД официально отменила практику многоженства в 1890 году, но так и не отменила учение о многоженстве, свидетельством чему служат образцовые труды СПД. Она всегда позволяла и до сих пор позволяет мужчинам-мормонам заключать храмовый брак «на вечность» с несколькими женами.

Этот конфликт между частными убеждениями и публичными имиджем делает многоженство болезненной темой для мормонов и по сей день.

Elko Daily Free Press, 21.08.2017

 

Опубликовано 3 сентября, 2017 - 12:40
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653