Вы здесь

Коллективное и соборное в традиционном сознании студентов Тайваня

Традиционное китайское общество и сознание обязывает человека, принадлежащего ему полностью подчинять своё личное общественному. Представление о себе раздвигается до границ социальной группы и не отделимо от неё. В отношениях такого рода приоритет отдаётся социальным ролям человека как элемента группы. При этом человек рассматривается в виде функции, поступки, взгляды, мотивации которого предопределены его ролью в социальной структуре. Отношения в китайском обществе не выходят за границы этических категорий и внешне ритуализированы. Данный ритуал регламентирует поведение индивида и формирует его представления о мире вещей и отношений к ним. Соответственно предопределяет взгляды и оценки по отношению к внутренним ситуациям социума и внешним. В таком обществе с коллективным мышлением важнейшую роль занимают сложившиеся архетипы, которые в свою очередь выстраивают и контролируют внутренний мир своего представителя в его поведениях, отношениях, поступках, взглядах. Поскольку базовой ценностью китайской ментальности является ритуал, то он предусматривает определённую последовательность обрядовых действий и представляется структурным порядком или законом. Понимание о порядке в социальном, государственном пространстве берёт своё начало из китайских традиционных представлений семейных или родовых отношений. Такое воззрение о иерархичности в родовых взаимоотношениях переносится на социальное, государственное устройство и управление. Поэтому государство является как проекция на него малой группы индивидов, то есть семьи или рода. Соответственно, ключевым здесь оказывается взаимодействие по принципу «отец — сын» или «старший — младший», что переходит в этическую сферу, где основой такого типа связей является категории «властности», с одной стороны, и «почтительности» с другой.  Таким образом, основой любых «отношений» в китайском обществе становятся принципы родственности и клановости. Если в обществе, сутью которого является общинность и коллективизм, человек не предоставлен самому себе и следовательно, не волен поступать так, как считает нужным, беря за основу свою личую точку зрения. Каждый принадлежит еще и своему роду или клану. Так же человек изначально оценивается не по тому, каким он являлся сам по себе, а по тому, к какому роду он принадлежит. Тогда как у представителей индивидуалистических обществ социализация направлена на самоутверждение и выделение из группы и в своих поступках и суждениях они сосредотачиваются на личных, внутренних мотивах. То, в  коллективистских культурах на первый план выдвигается взаимозависимость индивидов, а их социализация есть адаптация к установленным в группе ценностям и нормам. Поэтому, процесс познания происходит опираясь на уже установленные стереотипы. 

Ввиду такой особенности китайского сознания и отношения к родовым связям, автором данной статьи во время лекций в тайваньских университетах предлагалась тема для обсуждения семейных отношений. Цель этого опыта заключалась в том, чтобы на примере предметного и близкого студентам образа дать отличную от их стереотипов картину мира. Так же исследовать вероятность восприятия представителей данного общества идей, выходящих за их привычные стереотипы. Для этого использовался метод анализа художественных фильмов с сюжетом семейно-родовых отношений. Одним из таких был фильм «Возвращение» Звягинцева А.. Исследование проходило таким образом, когда одной группе студентов после просмотра предлагалось ответить на вопросы относительно проблемы поставленной в фильме и написать своё впечатлене и отношение к картине. Другой группе после просмотра преподавателем сначала проводился анализ произведения и характеризовалась идея картины, после чего предлагалось ответить на те же самые вопросы что и первой группе. При этом в разборе фильма преподавателем предлагалась идея цельного, соборного познания целью которого является любовь, являющаяся вместе с тем основой отношений, и образа жизни. Проводилась идея когда закон не отрицается, но личность стоит выше его. И должная идея закона – служить личности, а не наоборот. В этом случае личность уже не воспринимается как одна из функций закона, системы. Поэтому в таких отношениях личность предстаёт не как средство, а как цель. Её ценность обязывает уважение к ней и соответственно познание бытия отношений осуществляется соборно. При этом закон не разрушается, а исполняется в отношениях любви, которая ставит человека выше родовых связей.

Оказалось, что студенты отвечают на вопросы сравнительно одинаково. В не зависимости от того как бы убедительно не говорил преподаватель, они склонны руководствоваться определёнными стереотипами как готовыми ответами на сложившуюся ситуацию. Причины проблемы видят в том, что героями данного фильма не соблюдается порядок, обеспечивающий стабильность отношений. По их мнению герои не соответствуют своему положению в семье или в общественной группе, потому и происходит конфликт. Например, в картине «Возвращение» как считает большинство студентов младший сын не может иметь своего мнения, а всегда должен быть послушен отцу и соответствовать положению младшего сына и брата, беря пример со старшего. Так же большинством считается, что вина отца состоит только в том, что он несколько жесток к детям в своих воспитательных методах. Влияние матери по отношению к детям в воспитании их понимания и постижения любви остаётся без внимания студентов. Например, когда она, в отличии от отца, прощает своему сыну его слабость, не взирая на то, что тот не исполнил закон группы мальчишек. И при этом, она не отвергая закон, говорит что сын исполнит его потом, когда сможет. С точки зрения студентов, это называется «попустительство». Выход из создавшейся проблемы в их сознании состоит в том, что каждый должен соответствовать своему положению не отклоняясь в сторону. Самое главное - это соблюдение иерархии в системе отношений, что является целью. Человек рассматривается как единица системы. Любовь воспринимается только как этика и нравственность облечённые в закон. Поэтому, конечно, с таким подходом не ставится вопрос в познании любви как главной идеи бытия человека и отношений, процесс которого осуществляется не на авторитарном способе существования.    

Но, всё же не смотря на привязанность к традиционному способу мышления, некоторые имеющие более критическое сознание студенты, осознают не совершенство коллективного мышления как способа познания мира.  Что способствует к открытости для диалога.

Опубликовано 27 ноября, 2011 - 03:36
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653