Вы здесь

Космизм Циолковского

Введение

История знает много случаев, когда идеи, относящиеся к области естественных наук, порождались или трактовались их адептами при помощи религиозно-мистических посылов. Ярким примером может служить гелиоцентризм Джордано Бруно. В книгах по истории науки Бруно чаще всего рассматривается как один из творцов современной космологии, яркий приверженец системы мира Николая Коперника. Однако, детальное знакомство с трудами Бруно показывает, что гелиоцентрическая система Коперника импонировала его магическому мировоззрению и подтверждала египетскую религию поклонения Солнцу, которую он старался возродить. В диспутах с оксфордскими докторами, он прямо увязывал систему Коперника с магией «Стяжания жизни с небес» Фичино. В чертеже системы мира Коперника он видел иероглиф божества, и считал, что «божественное» Солнце должно занять подобающее его статусу место – в центре планетной системы. Движение Земли он доказывал с помощью герметических аргументов о повсеместности магической жизни в природе. А глобальной целью Бруно являлось не научное познание структуры Вселенной, а «достижение герметического гнозиса, отражения космоса в душе с помощью магических средств, включающих запечатление в памяти магических образов светил, и стать великим магом, чудотворцем, религиозным вождем» (Йейтс стр. 399).

Исследование творчества российского пионера ракетостроения Константина Эдуардовича Циолковского, показывает, что основным побуждающим мотивом его технических изысканий являлась не чистая любовь к науке и технике, а религиозные представления, которые он разработал в течение своей жизни.

Сам Циолковский в беседе со своим учеником А.Л.Чижевским говорит: «Многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о её судьбе из за самой ракеты. Это было бы глубочайшей ошибкой. Ракеты для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не самоцель. Не доросшие до такого понимания вещей люди говорят о том, чего не существует, что делает меня каким то однобоким техником, а не мыслителем» (Чижевский А.Л. Теория космических эр// К.Э.Циолковский, "ГРЕЗЫ О ЗЕМЛЕ И НЕБЕ", Приокское книжное издательство, 1986, стр. 419-427) Развивая дальше свою мысль, Циолковский говорит, что все это нужно для переселения людей с Земли и в заселении ими Космоса. Но и эта, казалось бы, благая цель базировалась не на футуристических мечтах, а на мистическом фундаменте особых воззрений, созданных знаменитым космистом.

Исследованию этих идей и посвящена данная статья, в которой мы постарались собрать взгляды Циолковского о Боге, о человеке и о его понимании смысла жизни во Вселенной.

Со слов мыслителя, в основе его работ по ракетостроению лежат некие более важные идеи, чем простое желание подняться над землей и исследовать космическое пространство. Достаточно ясное изложение этих представлений содержится в многочисленных опубликованных и неопубликованных трудах Циолковского, хранящихся в архивных фондах. Всего было написано около 600 работ, опубликована лишь малая часть и та стала недоступной читателям в период господства советской власти, так как она была крайне не заинтересована в обнародовании религиозных, мистических и фантастических взглядов мыслителя, поставленного на пьедестал советской науки, как пионера ракетостроения.

О Боге

Великий русский космист Константин Эдуардович Циолковский родился в семье польского шляхтича Эдварда Чёлковского (Циолковский – некорректное прочтение польской фамилии Чёлковский (Ciolkowski), сiolek по-польски теленок). Матерью его была Мария Ивановна Юмашева, происходившая из обрусевшей дворянской татарской семьи. Младенец Константин был крещен в православную веру и получил традиционное христианское воспитание в семье своих родителей.

Представления о Боге у Циолковского менялись с течением времени. Изначально он имел христианские взгляды, которые прививались семьей и обществом дореволюционной России. Со временем они трансформировались, принимая то оттенок теософских верований, то толстовства, не признававшего у Иисуса Христа божественной природы. Развитие Циолковским своей собственной картины мира привело к тому, что он отказался от общепринятых религиозных представлений. В работе «Есть ли Бог», (1931 г.) он пишет: «Если вы имеете в виду евреев и христиан разных вероисповеданий (православных, католиков, протестантов и проч.), то их учение представляет только смутные намеки на истину с множеством вредных заблуждений, нелепых басен и суеверий» (Циолковский «Есть ли Бог»). Это странное заявление он делает, не имея должного богословского и философского образования, для компетентного понимания религии. Циолковский формулирует свои представления на основе постижения современных ему научных идей с большой долей, ничем не подкрепленной, фантазии. Его взгляды достаточно противоречивы. Так, например, в работе «Монизм Вселенной» (1925 г.) он заявляет: «Я - чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи. В физике, химии и биологии я вижу одну механику. Весь космос только бесконечный и сложный механизм» (Циолковский «Монизм Вселенной»). Но при этом, развивая свои мысли, наделяет материю сознанием и оставляет идею Бога, но в своеобразном толковании. По его мнению, к «определению Бога уже отчасти подходит вселенная с ее миллионом миллиардов солнц и еще большим множеством планет - с их обитателями. Мы имеем даже право наделить нашего условного Бога такими свойствами, которыми обладает вселенная по современным научным данным. Вся она состоит из неизменного числа вечных атомов водорода (условно, потому что водород тоже сложен). Из них состоят и солнца, и планеты, и люди, и более зрелые существа иных планет. В силу этого, если часть вселенной (организмы) чувствует, то и вся вселенная способна к тому же. Отсюда вывод: наш Бог (космос) есть вечный, неизменный, живой, а мы его части и значит, подобны ему» (Циолковский «Есть ли Бог»).

В своих многочисленных статьях Циолковский пишет, что существуют некие неделимые частицы материи – атомы, которые одушевлены и сознательны. Из этого следует, что все системы этих атомов также одушевлены и сознательны. В частности, он пишет: «Математически, т.е. если принимать и незаметно малые ощущения за количества, все атомы всегда живы. И так весь космос, до последних его пределов (которых, впрочем, нет) всегда жив в абсолютном смысле. Он всегда чувствует» (Причина Космоса, с.27).

Подобные взгляды не новы и встречаются в разные времена и у народов с разной степенью развития. Обожествление природы и придание ей таких свойств, когда все в природе живо носит название пантеизма и гилозоизма соответственно. Таким образом, Циолковский, провозгласив приоритет научных исследований в познании природы и отказавшись от христианских монотеистических представлений, перешел на позиции пантеизма и гилозоизма, основываясь на своих фантазиях и размышлениях, не подтвержденных ни научными исследованиями, ни религиозным опытом.

О смысле мироздания

Отказавшись от христианских представлений о Боге, что же Циолковский поставил в основу своей системы? Человека, как материалисты? Нет. Он придумал нечто иное. В основу бытия Вселенной было положено существование неких одушевленных частиц, которые Циолковский условно называет «атомы». В частности, он пишет: «Кто бессмертный гражданин космоса? Это его атом. Атом — не тот, который известен в науке, а действительный — неделимая частица, материя… Сколько истинных атомов, столько и первобытных духов. Первобытный дух проблуждает по вселенной и образует союзы. Мы знаем в мире только союзы. Жизнь и чувство истинного атома зависит от сложности союза, в котором он пребывает: чем сложнее союз, тем сложнее деятельность и ощущение атома». (Циолковский, Космическая философия).

Таким образом, атомы, находясь в высокоорганизованных существах, чувствуют «приятное и неприятное», а попадая в мир неорганический, находятся в состоянии сна или «глубокого обморока», т.е. в небытии. Даже в одном животном, считает Циолковский, блуждая по телу, атом живет то жизнью мозга, то жизнью кости и эпителия. Значит, он то мыслит, то спит, не сознавая времени. А если находится в высшем существе, то сознает прошедшее и рисует картину будущего.  (Циолковский «Монизм Вселенной»).

Несмотря на отказ от идеи Бога, Циолковский понимает, что одушевленные атомы не могут появиться сами по себе и вводит понятие некой «Причины». В своей работе «Причина Космоса» (1925 г.) он рассматривает ее свойства. Вот как описывается ее творческое начало: «Причина создала вселенную, чтобы доставить атомам ничем неомраченное счастье. Она поэтому добра. Значит мы не можем ждать от нее ничего худого. Ее доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны по отношению к тем же свойствам космоса» («Причина Космоса», с.30).

Таким образом, Циолковский вводит этическое начало в свои построения. Некая Причина творит Вселенную, чтобы доставить счастье ее атомам, из которых слагаются все тела. А человек, постигающий этот порядок, должен, по его мнению, проникнуться благоговением к этой Причине. Но не только к ней. Циолковский верит в то, что Космос полностью заселен и где-то живут более высшие создания, чем человек. Поэтому, он считает, что «глубокие чувства наши и разум должны быть проникнуты такими мыслями и в таком нисходящем порядке: 1) благоговение к причине, 2) послушание высшим человекоподобным существам и 3) исходящей из них истине, ведущей нас к нескончаемому и великому благу» («Причина Космоса», с.30-31).

В своих работах Циолковский показывает круговорот атомов в природе. Он пишет, что с разрушением организма, атом человека, его мозга или других частей тела попадает сначала в неорганическую обстановку. «Вычисление показывает, что в среднем надо сотни миллионов лет, чтобы он снова воплотился. Это время проходит для него, как нуль. Его субъективно нет. Но население земли в такой промежуток времени совершенно преобразуется. Земной шар будет покрыт тогда только высшими формами жизни, и наш атом будет пользоваться только ими». Таким образом, мыслитель считает, что смерть тела прекращает все страдания и дает, субъективно, немедленно счастье. Атом может воплотиться «на другой планете или других обителях жизни, не менее прекрасных». (Монизм Вселенной).

Далее Циолковский фантазирует, что если человек умирает, распадается на атомы, которые потом попадают в высокоорганизованные тела, то как бы переживает разные жизни: «Представьте себе, что вся наша жизнь состоит из ряда радостных снов. Проснулся человек, подумал секунду о прекрасном сне и поспешил опять уснуть, чтобы снова погрузиться в блаженство. В каждом сне он забывает, кто он и в каждом сне он новое лицо. … Второй сон не есть продолжение первого, и третий не есть продолжение второго. Также ни один сон не связан с предыдущим. Но счастье налицо. Все сны прекрасны, они доставляют только радость и никогда не прекращаются. Всегда были, есть и будут. Чего же вам надо? Вы непрерывно счастливы! Эта легко воображаемая картина даст некоторое понятие о жизни каждого атома вселенной, где бы он ни находился» (Монизм Вселенной). Однако, в фантазиях мыслителя никак не объясняется, как атомы образуют этот коллективный разум, наслаждающийся чередой прекрасных снов.

Для Циолковского счастье атома – главная цель существования Вселенной, ради которой нужно проводить коренное переустройство мира. Он считает животных низшими существами, обитая в которых, атом испытывает страдания. Даже человека он иногда рассматривает, как низшее существо, с точки зрения, его возможной эволюции или гипотетических высших существ. Он пишет, что «высшие существа смотрят на человека с сожалением, как мы на собак или крыс. Когда люди поверят в возможность, хотя и малую, жить в образе животных, то они более будут стараться ликвидировать мир животных. Это есть легкая угроза нам за нашу жестокость к низшим земным существам» (Монизм Вселенной). Значит, для счастья атома нужно ликвидировать животных, отсталые человеческие расы и проводить усовершенствование человеческого рода.

Здесь мы подходим к антропологическим взглядам мыслителя. Что же для Циолковского человек и какова его ценность и судьба?

О человеке

Человек не представляет для Циолковского особой ценности. Он всего лишь более-менее сносное обиталище для атома, пока нет ничего достойнее, материал для эволюционных фантазий и проектов. Иногда, как мы видели выше, насмешка для гипотетически более высокоразвитых существ. Циолковский даже отрицает наличие у человека души. В одной из бесед с  А.Л.Чижевским, он говорит: «Прежде всего, надо установить и утвердить один основной факт, о котором повествуют почти все религиозные учения. Но мы анализируем его и утверждаем с материалистических позиций, а именно: за всю историю мыслящего человечества никакой “души” в человеке обнаружено не было, хотя ее искали и даже приписывали ей “место и вес” или “массу”. Все оказалось вздором». (Чижевский А.Л. Теория космических эр// К.Э.Циолковский, "ГРЕЗЫ О ЗЕМЛЕ И НЕБЕ", Приокское книжное издательство, 1986, стр. 419-427)

Однако, по мнению мыслителя, человек избран Причиной для переустройства Земли и Вселенной под достойное обиталище для атома. Он фантазирует, что «вся Земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды. Сначала исчезнут вредные животные и растения, потом избавятся и от домашних животных. В конце концов, кроме низших существ, растений и человека, ничего на Земле не останется. Самые растения усовершенствуются искусственным подбором и скрещиванием в такой степени, что уже будут утилизировать не 0,02% (1:5000) солнечной энергии, а до 20-30%, т.е. в тысячу раз больше, чем теперь. Многочисленное население Земли будет усиленно размножаться, но право производить детей будут иметь только лучшие особи. Все будут иметь жен и счастливо жить с ними, но не все будут иметь детей» (Монизм Вселенной».

Мыслитель далек от идей гуманизма и, как видно, совсем не любит животных. По его представлениям, животные должны быть постепенно уничтожены, так же, как и «низшие человеческие расы», а также представители «высших рас», не соответствующие высоким стандартам Циолковского. Итогом такой программы будет коренное изменение населения Земли. Мыслитель пишет: «так пройдут тысячи лет, и вы тогда население не узнаете. Оно будет настолько же выше теперешнего человека, насколько последний выше какой-нибудь мартышки. Исчезнут из характера низшие животные инстинкты. Даже исчезнут унижающие нас половые акты и заменятся искусственным оплодотворением. Женщины будут родить, но без страданий, как родят низшие животные. Произведенные ими зародыши будут продолжать развитие в особой обстановке, заменяющей утробу матери» («Монизм Вселенной»).

Все же какое-то сочувствие к живым существам проявляется в допущении, что уничтожение не будет насильственным, а им просто запретят размножаться. Циолковский считает, что «искусственный подбор должен быть со временем применен не только к растениям и животным, но и к человеку… Пусть слабые, уродливые, несовершенные члены общества не дают потомства. Это не мучительно. Они могут жить с женами, как и раньше, но жены их не родят. Это и в высшей степени справедливо» (Причина Космоса, стр.16) Развивая эти мысли далее, Циолковский пишет: «Самый брак может быть допущен на основании склонности брачующихся, но деторождение — только с разрешения общества. Лишь благоприятная оценка родителей может дозволить деторождение. Человек или вообще существо еще не появившиеся в мир также имеет права. Права эти состоят в том, чтобы иметь возможно совершенное тело, ум и нравственные качества. На этом основании недопустимо также и рождение: коров, лошадей, овец и других-животных. Нельзя, чтобы материя облекалась в дурную бессознательную форму. По мере сил, человек этому должен препятствовать. Только растения, бактерии, насекомые имеют право на рождение, насколько человеку они не вредны, — так как их жизнь не жизнь, а только проблески жизни, сон материи, в форме, мало чувствующей и не страдающей серьезно» (Циолковский Идеальный строй жизни, 1998, с.).

В конце работы «Монизм Вселенной» Циолковский подводит итог размышлениям и четко формулирует свои взгляды: «16) Нельзя отрицать, что атому невыгодно существование в космосе несовершенных животных, вроде наших обезьян, коров, волков, оленей, зайцев, крыс и проч. А также невыгодно существование несовершенных людей или подобных им существ во вселенной. 17) Нельзя отрицать, что все разумные существа дойдут до сознания этой мысли, нс допускающей несовершенства в космосе. 18) Нельзя отрицать, что совершенное сильнее несовершенного и поэтому, побуждаемое истинным эгоизмом, ликвидирует безболезненно все несовершенное и страдальческое. Самозарождение же будет допускаться очень редко для обновления и пополнения регрессирующей высшей жизни. Такова может быть мученическая и почетная роль Земли. 19) Нельзя отрицать, что болезненное пресечение жизни несовершенных родов выгодно атому, т.е. всему живому и мертвому» («Монизм Вселенной»). Вот так в угоду гипотетическому атому планируется очищение Земли. Кто же будет решать, какие расы высшие, а какие низшие? Каким людям можно размножаться, а каким нет? Из работ Циолковского складывается мнение, что он уже давно это решил. Но в своих социальных фантазиях (например, в работе «Идеальный строй жизни» (1917 г.)) он отдает бразды правления советам старейшин, которые будут возглавлять планируемые им коммуны.   

 Многих достижений, согласно Циолковскому, можно достигнуть только сообща, выделив гениев, для чего требуется особенная организация общества, которое и будет следовать их открытиям и указаниям. Он отмечает, что «знание великих вещей есть главная цель общественной жизни. Чем больше будет людей, и чем они будут совершеннее, тем возможнее появление гениев и разрешение этих задач. Значит, распространение рода совершенных существ также является одним из стремлений общественной жизни». (Циолковский Идеальный строй жизни, 1998, с.).

 Для идеального устройства жизни Циолковский предлагает устраивать коммуны, в которые бы избирались самые одаренные люди из всех селений. Он считает, что каждая община, численностью 500 или 1000 человек, выберет одного или нескольких людей с теми качествами, которые достаточны будут для управления и процветания коммуны. Эти люди должны обладать такими качествами, как «сила в соединении с красотою, здоровье в союзе с умом, твердость с кротостью, любовь к людям в соединении с некоторой дозой любви к себе, к детям, близким и лучшим людям, — сосредоточенность на важнейшем, красноречие с умеренностью в слове, плодовитость вместе с целомудрием и т. д.» (Циолковский Идеальный строй жизни, 1998, с.)

Часть этих людей должна служить общине, а другая отправиться для образования высшей коммуны. Обе части чередуются между собою и каждая то служит обществу, то отправляется в высшую коммуну в качестве ее членов. В каждой ячейке народ выбирает на какое-то время специалистов: судью, исполнителей, учителя детей и взрослых, техника, врача, проповедника нравственности и разрешителя браков (он же судья). Далее предлагается создавать коммуны второго уровня из лучших представителей первых коммун. Общество избранных, по мнению Циолковского, состоит из судей — представителей высшей справедливости, учителей, врачей, представителей техников и ученых. Общество это живет тою же жизнью, как и основная ячейка. Оно трудится, мыслит, учится, учит, выбирает и т. д. В этом обществе также выбирают несколько судей, представителей власти. Половина избранных отправляется в высшее общество третьего порядка. Пожив там какое-то время, они возвращаются для управления своей ячейкой, а управлявшие следуют в качестве равноправных членов в ячейку третьего разряда. Далее из ячеек третьего порядка составляется население ячеек четвертого. В конце концов, формируется элита, численностью около 1000 человек. Это будет последняя ячейка высочайшей степени.

В описанных ячейках «неблагоприятные высшей жизни элементы населения не получают возможности так сильно размножаться, как благоприятные. Поэтому общественные инстинкты растут и доводят жизнь до высшей формы». В результате такого отбора через какое-то время высшее общество будет состоять из лучших людей. При этом Циолковский регламентирует отношения между ячейками и считает, что «браки возможны только между членами обществ одного класса, например, женщина 3-го класса не может выйти замуж за мужчину 2-го класса. Цель — улучшение пород на основании явлений наследственности». (Циолковский Идеальный строй жизни, 1998, с.)

В результате такого тщательного отбора и лишения прав на размножение всех членов общества, «уклонившихся к дурному», создается совершенное человечество. При этом, мыслитель замечает, что «породы людей будут искусственным подбором улучшаться и достигнут невообразимой умственной и нравственной высоты». (Циолковский, Космическая философия).

Исследование Солнечной системы человечеством, по замыслу Циолковского, не сулит ничего хорошего гипотетическому населению планет. Люди «посетят и изучат все ее планеты. Несовершенные миры ликвидируют и заменят собственным населением» («Монизм Вселенной»). Само человечество, все более развиваясь, очень сильно изменится по заказу генных инженеров будущего: «Кругом солнца, поблизости астероидов, будут расти и совершенствоваться миллиарды миллиардов существ. Получатся очень разнообразные породы совершенных: пригодные для жизни в разных атмосферах, при разной тяжести, на разных планетах, пригодные для существования в пустоте или в разреженном газе, живущие пищей и живущие без нее - одними солнечными лучами, существа, переносящие жар, существа, переносящие холод, переносящие резкие и значительные изменения температуры. Впрочем, будет господствующий наиболее совершенный тип организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией (как растения)» («Монизм Вселенной»).

В беседах с А.Л.Чижевским, Циолковский говорит: «Неужели вы думаете, что я так недалек, что не допускаю эволюцию человечества и оставляю его в таком внешнем виде, в каком человек пребывает теперь: с двумя руками, двумя ногами и т.д. Нет, это было бы глупо. Эволюция - есть движение вперед. Человечество, как единый объект эволюции тоже изменяется и, наконец, через миллиарды лет превращается в единый вид лучистой энергии, то есть единая идея заполняет всё космическое пространство.» (Чижевский А.Л. Теория космических эр//К.Э.Циолковский, "ГРЕЗЫ О ЗЕМЛЕ И НЕБЕ", Приокское книжное издательство, 1986, стр. 419-427).

Согласно мнению Циолковского, человечество переживет несколько эр, характеризующихся качественной сменой его состояния. Самым совершенным состоянием будет именно лучевое. Но затем мыслитель вдруг предполагает неожиданное: «Допускаю, что через многие миллиарды лет лучевая эра космоса снова превратится в корпускулярную, но более высокого уровня, чтобы всё начать сначала: возникнут солнца, туманности, созвездия, планеты, но по более совершенному закону, и снова в космос придёт новый, более совершенный человек, чтобы перейти через все высокие эры и через долгие миллиарды лет погаснуть снова, превратившись в лучевое состояние, но тоже более высокого уровня». (Чижевский А.Л. Теория космических эр// К.Э.Циолковский, "ГРЕЗЫ О ЗЕМЛЕ И НЕБЕ", Приокское книжное издательство, 1986, стр. 419-427)

Эти неожиданные представления могли у него появиться под влиянием христианского учения о разрушении старого мира и создании новой Земли и нового человека в совершенном теле. Циолковский говорит, что в конце концов «пройдут миллиарды лет, и опять из лучей возникнет материя высшего класса и появится, наконец, сверхновый человек, который будет разумом настолько выше нас, насколько мы выше одноклеточного организма. Он уже не будет спрашивать: почему, зачем? Он это будет знать, и, исходя из своего знания, будет строить себе мир по тому образцу, который сочтет более совершенным».

Подытоживая свои размышления, Циолковский создает окончательную картину эволюции материи: «И вот, когда разум (или материя) узнает всё, само существование отдельных индивидов и материального или корпускулярного мира он сочтет ненужным и перейдет в лучевое состояние высокого порядка, которое будет всё знать и ничего не желать, то есть в то состояние сознания, которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство».  (Чижевский А.Л. Теория космических эр// К.Э.Циолковский, "ГРЕЗЫ О ЗЕМЛЕ И НЕБЕ", Приокское книжное издательство, 1986, стр. 419-427)

Анализ работ, написанных К.Э.Циолковским, показывает, что он создал свое религиозно-футуристическое учение, отвергнувшее традиционные монотеистические религиозные представления, но вобравшее некоторые черты пантеизма, гилозоизма и социальной утопии. Благодаря тому, что подавляющее большинство сочинений, содержащих эти представления, были засекречены в доперестроечные годы, у мыслителя не появилось много последователей и не было создано религиозно-мистическое движение, основанное на его представлениях. Однако, после начала публикации некоторых сочинений, появились призывы к объединению единомышленников, поддерживающих космизм Циолковского. Так, в предисловии к статье «Идеальный строй жизни», вышедшей в 1998 году, А.Н.Маслов пишет: «План Циолковского привел нас в космос, он приведет нас и к совершенному строю. Как гласит пословица «Одна голова хорошо, а две лучше». Для изучении и претворения в жизнь Плана Циолковского необходимо создавать кружки и общины единомышленников. И не пускайте в свой круг посторонних!» (А.Н. Маслов» (К. Э. Циолковский Идеальный строй жизни НОУ «ЛУЧ» 1998).

Сектоведение. т.3, 2013. — Жировичи, 2013. — с. 75-86.

 

Опубликовано 28 января, 2014 - 12:42

Комментарии

Прекрасная работа. Спасибо большое!

 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653