Вы здесь

Кто видел Воскресшего Христа до Вознесения?

Уважаемый Алексей Михайлович!
Иэ Писания мы знаем о том , что Христа по воскресении видели апостолы, Мария Магдалина. Есть ли богословское суждение о том, кто еще мог видеть Воскресшего до Вознесения, сколько могло быть таких людей? Татьяна Анатольевна.

Уважаемая Татьяна Анатольевна, вы задали не простой вопрос. Вы спрашиваете: кто, помимо апостолов и Марии Магдалины, мог видеть Воскресшего Господа до Вознесения, сколько могло быть таких людей?

Сколько именно людей могло быть свидетелями славы Воскресшего Христа, - сказать трудно. По-видимому, - немало. Сообразно Писанию, в числе первых удостоились лицезреть Спасителя святые жены-мироносицы. Среди них отмечают, Марию Магдалину, Саломию, Марию Иосифову. Вместе с тем, существует предание, согласно которому, первой удостоилась чести видеть Воскресшего Господа Его Пречистая Матерь, Приснодева Мария. Существуют также толкования, по которым «другая» Мария, матерь Иакова и Иосии, о которой говорится, что она приходила с Марией Магдалиной и другими женами ко гробу Христа ( Мф. 27, 56, 61; 28, 1 ), и есть Богородица. Такое толкование предлагает, в частности, блаженный Феофилакт, а также его можно встретить в синаксарях в неделю святой Пасхи и в неделю святых жен мироносиц. По мнению этих толкователей, так она названа постольку, поскольку, являясь женою Иосифа, была им мачехою.
В тот же день Иисус явился двум ученикам, направлявшимся из Иерусалима в Эммаус, каковые, правда, узнали Его не сразу, а впоследствие, после преломления Им хлеба. Одного из путешественников звали Клеопой, а другим, как предполагают, был евангелист Лука. После этого свидетелями Воскресшего сделались ближайшие Его ученики - апостолы, - находившиеся вместе в одном из домов. Апостола Фомы в тот момент в доме не было, оттого он, впоследствие, с недоверием отнесся к рассказу о чудесном явлении Христа. Спустя восемь дней по Воскресении, Спаситель вновь посетил Своих учеников, среди которых на этот раз был и Фома. Затем Господь явился Петру, Фоме, Нафанаилу, Сыновьям Заведеевым ( Иоанну и Иакову ) и двум другим ученикам на Тивериадском море, где удивил и обрадовал их чудесно-успешным результатом рыбалки. В сороковой день по Воскресении Иисус, в присутствии апостолов, вознесся на Небо.
Помимо перечисленных лиц, свидетелями Воскресшего были и другие люди. Это понятно, например, из повествования, содержащегося в шестнадцатом стихе двадцать восьмой главы Евангелия от Матфея, где говорится: «одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» ( Мф. 28, 16 ). Кто были эти «иные»? Ясно, что не перечисленные выше жены-мироносицы и не Клеопа со спутником, а совершенно другие люди ( ведь если бы этими «иными» были кто-нибудь из вышеупомянутых, то они уже не усомнились бы ). Сколько было этих «иных», что это были за люди - Евангелие не сообщает. Но мнения, или, как вы говорите, «богословские суждения» на этот счёт, конечно, существуют. Скажем, протоиерей-профессор Александр Рудаков (1824 - 1892) считал, что общее количество «иных» составило до пятисот человек. Об этом он упоминает в своей книге: «Священная история Нового Завета».

Спрасибо за вопрос. Храни вас Господь!

Однако, в своей книге пр. Рудаков никак не обосновывает это утверждение. Татьяна Анатольевна

Вы правильно заметили. Профессор-протоиерей Александр Рудаков никак не объясняет, откуда он взял данные о пятистах свидетелях. Могу только предположить, что он их позаимствовал из «Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла». Один из фрагментов данного послания гласит: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» ( 1 Кор. 15, 3 - 6 ). По-видимому, профессор Рудаков свел случай, упоминаемый в Евангелии от Матфея ( Мф. 28, 16 - 20 ) со случаем, упомянутым в представленном фрагменте из послания к Коринфянам ( 1 Кор. 15, 3 - 6 ). Кто были эти люди? - сказать сложно. Могу предположить, что хотя бы некоторые из них сделалась впоследствии христианами. Возможно, апостол Павел, указывающий, что «часть доныне в живых, а некоторые и почили», был знаком с кем-то из этих людей по пастырской деятельности. Отсюда и его знание, что кто-то жив, а кто-то уже умер. Возможно, он знал о них от других христиан.

Благодарю за обстоятельный ответ!

Простите, я тоже спрошу. Видели ли воскресшего Христа воины, которые стерегли пещеру? Давно, не помню, у кого читала, но ссылался автор , кажется на Тертуллиана. Присутствовало подробное описание того, как они увидели сходящий с неба огонь, как отвален был камень. Алексей Михайлович, можете ли вы что-то об этом сказать? Светлана Геннадьевна.

Уважаемая Светлана Геннадьевна, вы интересуетесь, видели ли воины Воскресшего Христа? При этом, упоминаете о существововании подробного описания того, «как они увидели сходящий с неба огонь, как отвален был камень». Описание действительно существует. Если говорить об Отцах и Учителях Церкви ( а вы, в данном случае, ссылаетесь на Тертуллиана ), то они посвятили толкованию вышеназванного события множество проповедей и сочинений. Однако, в настоящем случае нет нужды обращаться к Преданию, так как интересующий нас случай достаточно полно описан и в Писании. К примеру, в двадцать восьмой главе Евангелия от Матфея говорится: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его была, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» ( Мф. 28, 2 - 4 ). Очевидно, что сходящий с небес Ангел, видом «как молния», в одежде белой, «как снег», вызывал необыкновенное свечение в ночи. Это свечение вполне могло быть воспринято ошарашенными воинами как низвергающийся пламень.

Касательно же того, могли ли воины оказаться первыми свидетелями Воскресшего Спасителя, нужно иметь в виду следующее. Конечно же, Господь мог открыться сначала и воинам. Но Писание ясно свидетельствует: первыми удостоились такой высокой чести даже не апостолы, а жены-мироносицы. Вот, например, что написано в Евангелии от Марка: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине» ( Мк. 16, 9 ). Евангелие же от Матфея сообщает, что когда мироносицы, встретив у гроба Ангела и услышав от него радостную весть о Воскресении Мессии, «со страхом и радостью» устремились сообщить об этом Христовым ученикам, «Иисус встретил их и сказал: радуйтесь» ( Мф. 28, 1 - 9 ). Из этого Евангелия не видно, что право узреть первыми Воскресшего, принадлежит кому-то иному, а не этим мужественным женщинам. Из описания обстоятельств дела ясно, что они это право заслужили сполна. Вы только представьте себе, Светлана Геннадьевна, как в глубокой ночи, мимо враждебных распинателей и убийц, мимо пугающих окровавленных крестов, пробирались мироносицы. Пробирались туда, где должен был, по их рассуждению, лежать замученный Учитель. Ради чего? - Ради того, чтобы проститься с Ним, помазать дорогими ароматами. И они дошли. Но разве же это не подвиг, не доказательство любви, не доказательство преданности и веры?
С другой стороны, известно, что разбежавшиеся в рассыпную воины, прийдя к первосвященникам и объявив им о случившемся, получили от них денежное вознаграждение за то, чтобы сеять ложь. Эти вояки, по научению первосвященников, распустили слух, будто пока они спали, Христовы ученики украли тело Спасителя. Так они объяснили народу, почему гроб пуст. Неужели, после встречи с Воскресшим Спасителем, они бы решились на такую авантюру? Очевидно, что - нет. Зато неверующие первосвященники, вполне могли принять рассказ воинов о спускающемся огнеобразном Ангеле за обыкновенный пламень, они же могли внушить это и воинам. Благодарю за вопрос. Да сохранит вас Господь!

Спаси Господи!

Опубликовано 22 сентября, 2011 - 12:41
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653