Вы здесь

Кураев "Pro et contra". Письмо одного священника.

В мой адрес прислал небезынтересную статью один священник, которую я и выкладываю.

 

Прот. Николай Решетов

 

«Как смеет кто у вас…»

 

Когда я пишу эту статью, на дворе начало января 2014 года. Церковь сотрясает скандал, связанный с Казанской духовной семинарией, где, как предполагается, были сексуальные домогательства со стороны преподавателей по отношению к семинаристам.

Некоторые предлагают выдать материалы, собранные отцом Максимом Козловым, в следственные структуры полиции, для дальнейшего расследования этого шумного скандала. Некоторые в нерешительности пока молчат…

А действительно! Как поступить, если появилась подобная информация? Можно ли не исчерпав до конца ресурсы Церковного суда, обращаться в светские инстанции? Или необходим, прежде всего, Церковный суд? То, что в Средние века чаще называлось: передать осужденного Церковным судом, в руки светской власти. Читаем: “Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего” (1 Кор. 6:1-11). – Данный текст, с одной стороны повелевает в решительных тонах: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых…». С другой стороны, выносит жесткий приговор, вышеперечисленным грешникам: «…Царства Божия не наследуют». Но и не оставляет без надежды на исправление, словами: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». 

Презумпция невиновности, действует даже в светских судах. Когда без судебного решения никого нельзя считать оправданным или виновным! Тем более об этом важно помнить, когда в обвиняемых, могут оказаться и клирики Церкви. Читаем: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5:19-20). – В этом отрывке, очень важно обратить внимание на очередность действий. Сначала получить свидетельские показания от «двух или трех свидетелях», и только потом, естественно, по решению Церковного суда, обличить изобличенных и осужденных «перед всеми, чтобы и прочие страх имели».

Нарушение этого порядка, граничит с богохульством, «ибо суд - дело Божие» (Втор. 1:17).

Возмущенные лица требуют от Церкви доносить о каждом резонансном с точки зрения мира грехе, даже если это касается Таинства Исповеди! Но может ли Церковь пойти на это?     

В Османской Турции, однажды один армянин-христианин убил с целью ограбления мусульманского муллу. Потом совершивший это преступление, отправился на исповедь, к армянскому священнику, который по совместительству был и секретным сотрудником турецких спецслужб.  Тот, услышав такое (!), немедленно донес на своего духовного сына турецким властям. И те, понимая опасность данной информации, которая грозила погромами армян, донесли о содеянном преступлении турецкому султану. Тот, выслушав все это, пригласил армянского архиепископа, и задал эму следующий вопрос:

- Что надо сделать со священником, раскрывшим тайну Исповеди? -  Архиепископ, ответил:

- Совершившего такое надо сжечь живьем!

Объясняя свое решение своим подданным мусульманам, султан объяснил, что он бы не хотел иметь своими подданными людей, которые не смогут решать проблему, даже самых ужасных своих грехов и преступлений, в том числе и на религиозном уровне. Султану показалось, что страшно будет иметь таких людей под своею рукою.

И действительно! Если от Церкви начнут требовать заниматься сыском для полиции, то чем будет тогда такая церковь, как не придатком правоохранительных светских структур?

С другой стороны, как мы видим, Новый Завет не выделяет одних греховных поступков, над другими. Читаем: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:10-11).

И в приведенном выше отрывке, из апостола Павла, мы читаем, что такие грехи как мужеложство (гомосексуализм) и малакия (подростковая проституция), поставлены в один ряд с такими грехами, как блуд (внебрачный разврат), идолослужение, прелюбодеяние (супружеская неверность), воровство, доход с процентов (лихоимство), пьянство, клевета (злоречивость) и коварство (хищничество). 

Так как обвинения в таких грехах, как педерастия и гомосексуализм, наиболее часто используются для дискредитации политических и любых других конкурентов и оппонентов, - здесь достаточно вспомнить как Н. С. Хрущев, злоупотреблял подобными заявлениями, - то, необходимо убедиться в достоверности подобных обвинений. «Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело. Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя;  и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя» (Втор. 19:15-20).

В библейском понимании свидетель это тот, кто видел своими глазами и слышал своими ушами (Ср. Деян.1:21-22; 1 Ин.1:1). В применении к сексуальному преступлению он должен был видеть «как ведро опускалось в колодец». Если свидетельство оказывается неверным, «ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему». - То есть,  ложно обвинявший кого-либо в гомосексуализме или педерастии, и должен быть наказан как педераст, или как гомосексуалист, по всей строгости канонического права.

С другой стороны, существует досудебная процедура, облечения грешника установленная Самим Сыном Божиим: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). – Слова: «если же не послушает их, скажи церкви», и означают передать дело в Церковный суд.

Даже если обличить нечестивца, собирается пострадавший от него, процедура должна быть выдержана в соответствии со славами Евангелия.

Свят. Иоанн Златоуст, толкование на Матфея 18:15: «Он (т. е. Сын Божий – Н. Р.) не говорит: обвини, или укори, или потребуй на него суда и наказания (т. е. речь идет о серьезном преступлении – Н. Р.); но только - обличи. Оскорбивший тебя от гнева и стыда находится как бы в усыплении; а ты, здоровый, и должен прийти к больному, и для того, чтобы врачевство твое скорее могло быть принято, должен производить суд не публично. Слово «обличи» не что иное значит здесь, как - напомни ему о грехе и скажи ему о том, что ты от него претерпел. Если это будет сделано, как должно, то ты сделаешь два дела: и себя будешь оправдывать, и другого склонять к примирению. Но что, если он не послушает и будет упорствовать? «Возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18:16). Чем он будет бесстыднее и дерзновеннее, тем более нам должно прибегать к врачевству, а не к гневу и негодованию. И врач, видя, что болезнь не прекращается, не оставляет больного и не гневается на него, но тем более прилагает попечение. То же самое и здесь повелевает делать Спаситель. Ты был слаб, когда был один; будь сильнее при помощи других. Двое могут обличить согрешившего. Видишь ли, как Спаситель ищет пользы не оскорбленного только, но и оскорбившего? Обижен, собственно, тот, кто объят страстью: он и болен, и слаб, и немощен. Потому-то Спаситель и посылает к нему оскорбленного, то одного, то с другими. Если же и тогда он будет упорствовать, то посылает вместе с Церковью: скажи, говорит, Церкви. Если бы Он искал только пользы оскорбленного, то не повелел бы кающегося прощать до седмижды семидесяти раз и не указал бы столько… Он повелевает врачевать его однажды, и дважды, и трижды, и то одному, то с двоими, то, наконец (т. е. по решению Церковного суда – Н. Р.), со многими».

Есть поучительная история про одного еврея в Италии во времена Ренессанса. Его сосед-христианин так старался, так проповедовал ему, что, в конце концов, еврей сказал:

- Съезжу в Рим, посмотрю и потом только решу. - Христианин подумал: «увидит языческую жизнь прелатов - во всем разуверится». Еврей приехал и изъявил желание креститься:

- Если так скверно живут епископы, то Церковь - точно от Бога, иначе не устояла бы.

С другой стороны, преступность и греховность священнослужителя нисколько не делает совершаемые им Таинства и поучения бесполезными и безблагодатными, о чем Святые Отцы учат в согласии друг с другом: «Веруйте – научает св. Иоанн Златоуст, – что и ныне совершается та же вечеря, на которой Сам Иисус Христос возлежал. Одна от другой ничем не отличается. Нельзя сказать, что эту совершает человек, а ту совершает Он Сам. Когда видишь, что священник преподает тебе дары, представляй, что не священник делает это, но Христос простирает к тебе руку. Как при крещении не священник крестит тебя, но Бог невидимою силою держит главу твою, и ни ангел, ни архангел, ни другой кто не смеет приступить и коснуться, – так и в причащении». «Случается, – говорит тот же святитель, – что миряне живут в благочестии, а священники в неправде, и потому чрез них не надлежало бы совершаться ни крещению, ни причащению тела Христова, если бы благодать искала везде только достойных. Но ныне Господь обыкновенно действует и чрез недостойных, и благодать крещения ни мало не оскорбляется, жизнью священника. Говорю это, чтобы кто-либо, строго рассматривая жизнь священника, не стал соблазняться в рассуждении им совершаемого в таинствах. Ибо человек ничего не привносит от себя в предлагаемое, но все это есть дело силы Божией и Бог действует на нас в таинствах». «И праведный священник никакой пользы не принесет, когда ты неверующий, ни злой нимало не повредит, когда ты – верующий... Житие ли священническое, добродетель ли споспешествует столь великим делам? Нельзя тому, что дарует Бог, совершаться от добродетели священника. Все – дело благодати; дело священника отверзть уста, все делает Бог; священник исполняет только образ». То же утверждали и другие отцы Церкви, напр. свят. Кирилл Иерусалимский, св. Ефрем Сирин,  свят. Амвросий, Блаженный Августин и др.

Прот. Дмитрий Смирнов, однажды произнес блестящую фразу: «По учению Церкви священник - это желоб, по которому течет чистая вода Благодати. Сам по себе желобок (священник) может быть ржавый, гнилой, но бегущая по нему вода – чистая».  Сын Божий, наставляет нас: «и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:2-3).

Таким образом, мы установили, что Церковному суду предшествует предварительное обличение согрешившего (Мф. 18:15-17), по решению Церковного суда (1 Кор. 6:1-11) решается вопрос о передаче дела далее в светские инстанции (Деян. 28:19), и то, что благодать действует и чрез недостойных пастырей и архипастырей (Мф. 23, 2-3).

Оценивая саму процедуру вынесения решения по лишению о. Андрея Кураева профессорской должности в МДА, можно сказать, что это дикий и беззаконный акт. А именно, когда решение по человеку выноситься в его отсутствие и не предоставляется возможность его защиты. Подобного не было даже при осуждении Христа Спасителя, в иудейском синедрионе (Мф. 26:62). Оценивая данное судилище над заслуженным миссионером о. Андреем Кураевым, можно привести слова из Писания: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом… лицеприятствуете в делах закона» (Мал. 2:7-9).

 Свят. Иоанн Златоуст, комментируя слова Господа Бога, почему Он перед уничтожением Содома и Гоморры, сказал: «Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них…» (Быт. 18, 21), пишет, что Бог поступая так вразумляет «весь род человеческий, что, даже если чьи-либо грехи весьма велики и известны, не следует произносить над ними приговора до того, как представятся очевидные доказательства, - Господь говорит: сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, какое вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. Что это за размышление в словах? Сойду, говорит, посмотрю. Неужели Бог всего переходит с места на место? Нет, да не будет! Не то Он выражает, но, как я уже часто говорил, чувственным образом выражения Он хочет нас вразумить, что нам следует иметь великую осторожность и согрешивших не осуждать только по слуху, не произносить приговора без доказательств. Да услышим это все: ведь не одни только заседающие в суде обязаны соблюдать этот закон, но и каждый из нас никогда не должен по одному пустому навету осуждать ближнего». (Иоанн Златоуст, Беседы на Книгу Бытия).

Кто бы ни выносил суждение о другом человеке, всегда надо помнить об этом наставлении Иоанна Златоуста.

 
Опубликовано 5 января, 2014 - 09:24

Комментарии

Приятно читать нового автора, тем более на Ставросе. Устал от всех этих Кураевых и Стеняевых. Решетов интересен своей новизной. Так держать о. Николай.

 Церковный суд должен быть абсолютно независимым, и прежде всего в рамках епархиальных. Он может быть подотчетным Синодальному суду, а Синодальный Собору. Иначе все решения Церковного суда, на любом уровне, будут спускаться сверху, а это будет уже не суд, а глумление над судом. Церковные судьи должны давать присягу, что будут не лицеприятны, и независимы; подотчетны епархиальный, - синодальному; синодальный Собору. А Патриарх будет главным гарантом судебной независимости, и блюстителем их верности Каноническому праву.    

Епархиальный церковный судья не должен быть подотчетным правящему архиерею, но Синодальному суду. Если хотите: Епархиальный Церковный суд, должен иметь статус Патриаршего подворья. И это обусловлено тем, что чаще в таких судах разбираются конфликтные ситуации обычных священнослужителей и их правящих архиереев, связанные, чаще всего с незаконными денежными поборами. Перевод священнослужителей с прихода на приход, разрушающий основу приходской жизни, как – духовной семьи, должен быть взят на особый контроль как со стороны Епархиального, так и Синодального суда. Так как, подобная перетасовка кадров делается и осуществляется как торговля душами верующих и как, торговля продажа и перепродажа доходных мест. В случае, подконтрольности, лицеприятной коррумпированности, Епархиального суда правящему архиерею, священник, или мирянин, должен иметь право обращаться к Синодальному суду, минуя Епархиальный. И тогда Патриарх как Верховный Судья, автоматически приостанавливает любое решение Епархиального суда и правящего архиерея, до рассмотрения дела в Синодальном суде.Таким образом, Церковь будет защищать клерикальное большинство, и способствовать более эффективному развитию прихода, который и должен являться главной единицей в обще Церковной жизни. РКЦ уже на IIВатиканском соборе, отказалась от любых форм клерикальной ментальности, поставив во главу Церковной жизни, именно мирянина.  Который, мирянин, и является главным объектом Церковного окормления и проповеди, выделив пасторское направление как служебное, по отношении к пасомым:«так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить…» (Мф.20:28);«И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мр.9:35).Читая расшифровку епархиального доклада Святейшего Патриарха Кирилла, я был поражен сколько богослужений совершает Святейший в течении года, сколько поездок по ближним и дальним епархиям, и Зарубежью. Вот, подлинно покоривший себя на служение всем!       

 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653