Вы здесь

Марк ДеХесус. Замечали ли вы эти 14 признаков духовного насилия?

Американский пастор-неопятидесятник Марк ДеХесус в своей статье поднимает проблему насилия в неопятидесятнической среде, во взаимоотношениях между пастором и членом общины. 

Я провёл многие годы, помогая людям восстановиться после различных ситуаций, связанных с насилием. Это и насилие в семье, и в доме, и даже насилие в церкви. В последнее время складывается понимание того, как окружение в церкви и в служении может злоупотреблять своим влиянием и своим авторитетом, нанося при этом ущерб духовной и эмоциональной жизни людей. Это получило название духовного насилия. Последствия этого наносят больший вред, чем большинство людей могут себе представить.

Потребность в лучших ответах

Я обнаружил, что большинство христиан, которые служат Богу длительное время, в некоторой степени являются частью духовно токсичной среды. Тем не менее, мне редко приходится видеть, что люди как-то пытаются излечиться после этих пагубных ситуаций. Наилучшее решение, которое предлагается, — это “что было, то прошло” или “смирись с этим”. Между тем, вокруг ходят верующие с рваными духовными и эмоциональными ранами и не знают, как исцелить их.

Часто это случается потому, что они находились в такой среде, где подвергались духовному насилию слишком долго и не знали ничего лучшего. На самом деле, я заметил, что люди, попавшие в такие ситуации, теряют способность здраво оценивать ситуацию. Это всё равно, что жить с алкоголиком так долго, что жизнь с постоянными подъемами и падениями в их зависимости — это нормально.

Разбираясь с шаблонами духовного насилия

Многие церкви изменяются, делая здоровье своей духовной семьи наивысшим приоритетом. В них начинают утверждаться любовь, уважение и обновлённый взгляд на здоровую власть. Однако нам есть ещё над чем поработать.

Я провёл бесчисленное количество часов, работая лично с людьми, которые пережили духовное насилие. Некоторые из этих историй заставили бы волосы на ваших руках встать дыбом. Но Бог милостиво работал в жизнях многих из этих людей, исцеляя их раны и обновляя их систему веры, позволяя им развивать здоровые отношения и здоровое общение.

В то же время, очень важно знать о предупреждающих знаках. Из своей работы с людьми и церквями, а также на основании своих длительных исследований, я составил перечень некоторых распространённых признаков того, что человек подвергается насилию.

Пожалуйста, поймите, что я не бросаюсь словом “насилие” просто так. Это очень серьёзный вопрос, и я делюсь этим в трезвом рассудке и с усиленной молитвой. Обратите внимание: совершенно не обязательно, чтобы присутствовали все эти признаки насилия одновременно.

1. Искажены стандарты почитания, уважения и авторитета

Это наибольший фактор, говорящий о том, что имеет место духовное насилие. Вместо культуры уважения и почитания, как со стороны лидеров, так и со стороны подчинённых, присутствует авторитаризм. Со временем лидеры перестают быть доступными. Может появиться злоупотребление выражением “не прикасайтесь к помазанникам Божьим,” и Тело теряет способность собираться и размышлять вместе.

Здесь мало внимания уделяется работе над проблемами, потому люди либо тихо уходят, либо находятся в молчаливом подчинении без личного вовлечения. Вместо того, чтобы укреплять и ободрять людей, в церкви просто приспосабливаются к тому, что происходит.

Концепция духовного отцовства становится в этом случае искажённой. Лидеры вынуждены использовать силу, запугивание или манипуляции, чтобы всё работало.

2. Небезопасная среда, когда дело касается решения проблем

Церковь в безопасности, когда она знает, как эффективно справляться с проблемами в любви, благодати и истине одновременно. В среде, где процветает духовное насилие, людей часто очерняют и заставляют испытывать стыд. Отношения не защищены и имеет место предательство.

В таких токсических условиях лидерство может скатиться до менталитета “я — начальник, ты — дурак.” У людей недостаточно зрелости, чтобы сделать шаг назад и посмотреть, как можно решить вопрос более здоровым способом. Если мы выигрываем спор, но теряем возможность сохранить отношения, мы проигрываем.

Один из самых нездравых способов поведения — это “не говорить ничего негативного,” тогда возникает враждебная реакция на проблемы, боль и разочарование. В таких случаях люди не учатся тому, как эффективно проходить через боль.

Я также обнаружил, что если церковь не делает ничего, чтобы решить проблему, эта пассивность может быть невероятно разрушительной для самой церкви.

3. Тяжёлая религиозная культура, ориентированная на показатели

У вас не получится создать среду с духовным насилием без этого, потому что такая культура подталкивает людей давать, служить, действовать и жить в христианстве, ориентированном на производительность. Пока люди заняты и делают что-то, работая на успех, всё идёт хорошо. Любые акценты вне этого не приветствуются и встречаются довольно холодно.

В данной ситуации делается серьёзный акцент на том, как всё выглядит со стороны. Более важным становится то, чтобы всё выглядело хорошо, чем естественная жизнь в Теле Христовом с результативной уязвимостью. Мы теряем ценность здоровой душевной жизни.

Люди устают от телевизионного совершенства, которое рисует им христианство. Мы не извлекаем уроки из своих падений. В то же время, наши перфекционистские ценности оказывают небожье давление на людей, искажая их способ взаимодействия с Богом. Они быстро обучаются тому, что их отношения с Богом основаны на служении и том, насколько всё идеально получается.

Это утомляет людей и разочаровывает их. К сожалению, в среде с ориентацией на показатели люди становятся средством для достижения роста, успеха и статуса.

4. Люди подчиняются из страха и стыда

Людей часто наказывают позорным способом и обычно при других людях, что подавляет их.

5. Акцент на одном харизматическом лидере, который становится источником истины в последней инстанции по всем духовным вопросам

Я вспоминаю служение, с которым мне пришлось общаться много лет назад, где ответом на любой библейский вопрос, который я задавал, было: “[Имя руководителя служения] говорит так.” Я помню, что думал: “А как же то, что говорит Библия?”

Люди теряют способность приобретать собственное мнение. Чтение неодобренных книг не приветствуется из-за веры в то, что люди не могут думать самостоятельно. Людей не поощряют читать Слово Божье и искать ответы самостоятельно. Появляется нездоровая зависимость от лидера.

Я помню, как много лет назад в церкви возник спорный вопрос, и многие члены церкви дали на него ответ словами: “Пастор [имя] говорит так об этом.” Никто не провёл собственное исследование Писания и этого вопроса самостоятельно.

6. Грехи и слабости лидера умаляются, а грехи и слабости людей преувеличиваются

Духовое насилие может начать исчезать, когда лидеры церкви захотят признать свои ошибки и честно поделиться своей собственной историей обретения искупления.

Это трагедия для пастора — учить о вещах, которые он сам не прочувствовал в своей жизни. Когда в последний раз вы слышали, как пастор каялся в определённых вещах перед общиной? Часто можно услышать проповедь о том, что церковь должна делать правильно, и очень редко о смирении и уничижении себя перед Богом.

7. Чрезмерная духовность во всём

В целом это очень серьёзная проблема. Очень просто вставлять везде “Бог сказал мне,” о чём бы мы ни говорили. Мы говорим о том, что слышали от Бога, так, будто мы слышим Его на 100% правильно все 100% нашего времени. Это приводит многих людей в Теле Христа к душевным болезням, потому что мы не умеем держать баланс с реальностью нашей жизни. Мы утратили силу того, что значит учиться слышать Бога не исключая здравые советы людей.

Появляется духовный ответ на всё, что приводит к манипулированию ситуациями и не даёт лидерам сказать: “Мы неправильно поняли. Мы думали, что слышим Бога, и теперь должны разбираться с тем, к чему это привело. Мы просим прощения и полностью берём на себя ответственность за это.”

Очень легко скрывать свои ошибки и неуверенность за словами, “Мне Бог сказал.”

8. Контроль над личными решениями в личной жизни людей

Меня шокировало то, насколько часто это случается, но тенденция растёт. Сама мысль о таком контроле звучит страшно, но это тот способ, с помощью которого много лидеров пытается чувствовать себя в безопасности. Они контролируют людей.

Это может касаться того, на ком людям следует жениться, какую выбирать работу и какие принимать решения.

9. Культура исключительной духовности: “У нас есть монополия на Бога”

Это можно заметить, когда мало ценят другие церкви и служения. Есть понимание того, что “у нас есть откровение об этом, и ни у кого другого такого откровения нет. Мы — единственные, кто получил это.”

10. Серьёзные финансовые манипуляции

Это непростая вещь, особенно потому что в церкви до сих пор существует нищенский взгляд на множество финансовых вопросов. Многие думают, что это нормально, когда люди, находящиеся на полновременном служении, живут в нужде и бедности.

Но это не даёт нам карт-бланш для использования пожертвований, благотворительных проектов и строительных кампаний для манипуляций. В некоторых церквях невозможно и одного воскресенья провести без постоянных разговоров о том, что люди должны жертвовать больше для текущих проектов.

Когда в вашей церкви имеет место культура, ориентированная на достижение результатов, всегда будут задействованы финансовые кампании. Они никогда не закончатся. Вам придётся каждый раз находить новый способ заставить людей жертвовать.

11. Создание внутреннего пузыря, изолирующего людей от их семей, других служений и внешнего влияния

Одна из проблем современного служения в том, что люди легко сгорают и отгораживаются от других сфер своей жизни. На самом деле, когда я ушёл с официального поста пастора, я был удивлён, как много времени я могу вкладывать в отношения со своей женой и детьми. Меня поразило то, как церковная жизнь может изолировать людей от многих важных областей их жизни, разрушая их целостность.

12. Нежелание относиться с состраданием к тем, кто уходит

Иногда наступает время, когда приходится иметь дело с опасными и токсичными людьми. Но в большинстве случаев причиной являются искренние разногласия или новые открытые двери для каких-то людей, которые церкви необходимо признать. Здоровые церкви знают, когда для кого-то из их членов приходит время перейти в другую общину и уважают этот выбор.

В церквях с культурой духовного насилия трудно уйти или перейти в другую церковь. Людей часто гнушаются. Отношения обрываются. С ними обращаются как с отбросами. Уходить из церкви очень сложно, но духовное насилие делает это еще более болезненным.

13. Изолированная структура подотчётности

В церкви либо нет подотчётности, либо такая система подотчётности, где всё свалено в одну маленькую кучу и не существует ни сотрудничества, ни совещаний по различным вопросам. Практически нет места для здорового и разумного обсуждения различных вопросов.

14. Сильное законническое и религиозное давление

Поскольку всегда делается акцент на том, как всё должно выглядеть со стороны, может иметь место законническое давление в вопросах греха, освящения и святости. Людей учат так, что они постоянно чувствуют, что должны делать лучше, выполнять задания лучше или действовать так, чтобы быть достаточно хорошими.

Вопрос: А что об этом думаете Вы? Есть ли что-то, что Вы бы хотели добавить в этот список?

Источник http://apologet.in.ua/apologetika/totalitarnye-sekty/neopyatidesyatniki-charizmatiki-quotdvizhenie-veryquot/novosti-o-neopyatidesyatnikach/9550-mark-dechesus-zamechali-li-vy-ehti-14-priznakov-duchovnogo-nasiliya.html

Опубликовано 26 декабря, 2017 - 13:54
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653