Вы здесьМатериальна ли мысль?Утверждение о том, что «мысль материальна», звучит в наши дни настолько часто, что порою для многих людей оно приобретает авторитет аксиомы. Чтобы определить, действительно ли это так, необходимо учитывать следующее. Согласно учению Церкви, абсолютная действенность мысли свойственна лишь всемогущему Богу: «знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов. 42:2). Что же касается человека, он — существо ограниченное. Человеческая мысль не может именоваться «материальной»: она не «соткана» из материи, не имеет самостоятельного ипостасного бытия и не способна «действовать» сама по себе. Для того чтобы человеческая мысль реализовалась, необходимо определенное действие, исходящее либо от самого автора мысли, либо от кого-то иного. Предположим что: «есть некая совокупность наблюдений — если четко сформулировано желание, то нередко сами обстоятельства начинают складываться так, чтобы это желание исполнилось». Но давайте задумаемся: кто может влиять на обстоятельства? На них, разумеется, может влиять человек и его окружение. Однако здесь речь идет не о действии мысли самой по себе, а о действиях участников процесса. Кроме того, эти действия всегда обусловлены теми или иными причинами. «...Мы часто желаем предаться блуду или сохранить целомудрие, или заснуть, или что-нибудь подобное; — пишет преподобный Иоанн Дамаскин, — и это — из числа того, что в нашей власти и что возможно. Но желаем мы и стать царями; и это не относится к тому, что зависит от нас. Желаем мы, может быть, и никогда не умереть; это — из того, что невозможно» [1, с. 220]. Другое дело, когда мысль человека «подхватывается» и реализуется, например, высшей Божественной силой. В этом случае, и действительно, обстоятельства могут начать «складываться» так, что у неверующего в Провидение, в Промысл, создастся впечатление, будто все происходящее в соответствии с его мыслью, происходит именно по силе его мысли. «В самом деле, — напоминает в этой связи ранневизантийский богослов Немезий Эмесский, — раз существует и то, что в нашей власти, и Провидение, то необходимо, чтобы то, что происходит, возникало и из того, и из другого, потому что если бы оно происходило только из одного, то другое не существовало бы; но раз то, что происходит, смешанно, то иногда оно совершается по нашей воле, иногда — по разуму Провидения, а иногда — по тому и другому» [2, с. 130]. Разумеется, человеческая мысль может быть подхвачена и лукавыми духами. В этом случае обстоятельства также могут «сопутствовать» ей, но лишь в меру могущества злых темных сил и в меру попущения Божия. Если бы человеческая мысль была настолько могучей и действенной, что "могла бы" выстраивать внешние обстоятельства как нечто обыденное, разве было бы у нас столько нищих (мечтающих о богатстве, но не обладающих им), столько бездомных (мечтающих о доме, но не имеющих крыши над головой), столько больных (мечтающих об исцелении, но, увы, не обретающих его) и т. д.? 1.Преподобный Иоанн Дамаскин. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М.: Индрик, 2002. 2.Немезий Эмесский. О природе человека. М.: Изд. Канон+, 2011. Please войдите or регистрирация to sign up for this Апологетика. Автор: Алексей Леонов Опубликовано 23 марта, 2015 - 19:09
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |