Вы здесь

Место, где можно оставить следы или собакам вход воспрещен!

…В один из обыденных дней

Случилось именно так -

Собаки ушли от людей,

И это нерадостный знак...

 

А мы не слышали ничего -

Мы были глухи и слепы,

И в нас уже не осталось места,

Где можно оставить следы[1].

В нашем обществе сегодня много раздоров. Людям очень трудно жить бок о бок друг с другом. Все мешают всем. Верующие атеистам, либералы консерваторам, автомобилисты пешеходам, курильщики тем, кто любит дышать свежим воздухом, любители собак свободным от этого увлечения гражданам. Этому списку не видно конца. Ибо идол собственного комфортного и покойного жития снова и снова заставляет приносить ему жертвы, и вот теперь снова кровавые.

Уже несколько лет как в нашей стране существует организованное преступное сообщество людей, гордо именующих себя догхантерами или охотниками за собаками, а по факту садистов, которые занимаются уничтожением собак, декларативно бездомных, а в реальности всех, кому не повезло. Они травят их ядами, а также различными «вкусняшками» с такими экзотическими начинками как бритвенные лезвия и т.п. На прошлой неделе в нашем дворе отравились две собаки. Умирали они очень мучительно, захлебываясь собственной кровью, на руках у хозяев. Каждый день в Москве, Санкт-Петербурге и других городах гибнут десятки несчастных животных. Власти бездействуют и тем усугубляют ситуацию. Многие жители, раскачиваемые средствами массовой информации, поддерживают эти действия, поскольку считают владельцев собак безответственными хозяевами, и одновременно плохо представляют себе характер деятельности догхантеров. Безусловно, проблема существует, она серьезная и многоплановая. Да, не все хозяева относятся ответственно к своим питомцам, да, случаются несчастные случаи. Каждый такой случай смакуется журналистами, и все собаки начинают казаться людям монстрами, только и ждущими случая, как бы набросится на их ребенка. Люди начинают бояться и агрессивно накидываться на гуляющих с собаками сограждан. Те, в свою очередь, устав постоянно сталкиваться с агрессией в свой адрес, платят им тем же. Там, где могло не быть никакого конфликта (если бы человек, который боится собак, вежливо попросил бы придержать собаку, а владелец собаки спокойно выполнил бы эту просьбу) выплескивается ненависть невероятной силы. Есть и проблема безнадзорных животных и ее решение тоже требует комплексных мер. Но у нас в стране любят решать сложные вопросы простыми методами, и это всегда приводит к печальным результатам. В этой связи можно и нужно говорить о многом: и о введении, наконец, нормального, продуманного, а главное исполняемого закона о животных, об их содержании, воспитании, об ответственности владельцев, о жестоком обращении с животными, о контроле безнадзорных животных и т.д. Можно говорить и о том, что одним только хорошим законодательством ситуацию кардинально не изменишь, потому что дело в самом уровне культуры нашего общества, вернее, в ее отсутствии. Странно иной раз бывает слышать о том, что собаки загрязняют город, потому что их хозяева не хотят за ними убирать. Да наши улицы утопают в мусоре, генерируемом в первую очередь людьми, пруды, парковые дорожки и газоны завалены пластиковыми бутылками, банками, обрывками бумаги, упаковками от чипсов, хабариками и пустыми сигаретными пачками. Да что там! Нередко можно видеть возмутительную картину как люди, особенно мужчины, справляют  естественные нужды прямо на улице, среди бела дня, не особо стесняясь недоуменных взглядов прохожих. Нет ни закона, ни условий для его исполнения, ни элементарной культуры граждан, уважения людей друг к другу. И в результате города засыпаны ядом, гибнут ни в чем не повинные домашние питомцы: собаки, которые никогда в жизни никого не укусили; кошки, которых выпустили погулять. Гибнут и птицы, обитающие в парках, и, что самое страшное, опасность грозит даже детям, которые, гуляя, могут ненароком сунуть что-нибудь отравленное в рот, да просто потрогав обрызганную ядовитым раствором траву. В общем, много о чем можно было бы говорить и спорить в связи со всеми этими немаловажными проблемами, но все это итак уже активно, очень эмоционально и не всегда культурно, обсуждается в соответствующих темах на различных посвященных этому сайтах, форумах и телепередачах. Я же хотела бы посмотреть на эту проблему с другой точки зрения, а именно с библейской. Почему это важно? Во-первых, нам, христианам, необходимо  стараться осмыслять и давать оценку явлениям  нашей жизни в свете библейского откровения, во-вторых, важно доводить эту оценку до сведения общества, в котором мы живем, до жителей нашей страны, большинство которых по сведениям последней переписи пусть номинально, но называют себя православными.  Как-то раз я услышала, что травлей собак занимается человек, который одновременно является певчим в храме. Как может быть такое безобразие! Кроме того, общаясь со знакомыми верующими людьми, я неоднократно встречала у них некоторое сочувственное отношение к действиям догхантеров. Аргументация все та же: «Я не хочу, чтобы меня или моего ребенка однажды искусали» или «собаки все загадили». Подчеркиваю, мало кто из рядовых граждан, знакомый с этим явлением понаслышке, отдает себе отчет в том, что ядро группировки догхантеров составляют откровенные садисты, которые не только травят собак, но и, отлавливая их, всячески их мучают самыми изощренными способами, например, туша в глаза несчастным животным сигареты, после чего выкладывают фото- и видеозаписи процесса и результата в сеть и хвастаясь друг перед другом. Я как-то краем глаза зацепила одну такую фотографию – несколько ночей спать не могла.

В связи со всем этим мне кажется важным, чтобы Церковь дала нравственную оценку этим  действиям, а поскольку Церковь это все мы: и клирики и миряне, я рискну изложить свои размышления по этому вопросу.

Обращаясь к Священному Писанию, с первых же его страниц мы видим, что человек поставлен во главе сотворенного Богом мира. В ознаменование этого, Господь приводит к Адаму всех животных, чтобы тот нарек им имена. Наречение имени в древнем восприятии подразумевало наделенность властью делать это. Таким образом, Бог поручает человеку власть над всеми живыми существами в этом мире. А всякая власть предполагает ответственность. Человеку дается заповедь хранить и возделывать сад Божий, т.е. заботиться о сотворенном Богом мире, поддерживая первозданною гармонию и красоту, благодарно принося Богу плоды своего труда, который тогда еще не был тяжким. Можно сказать, что первозданный человек определялся тремя главными связями: с Богом, с другими людьми в лице жены (т.е. социумом) и с материальным миром, с природой. Все это было в нем органично взаимосвязано. Что происходит в результате грехопадения? В первую очередь рушится связь человека с Богом, ему запрещен вход в Рай, он не может больше вкушать плодов от древа жизни. Одновременно и ожидаемо рушатся и две другие связи. У первой супружеской четы начинается разлад. Она перестает быть единым целым. На свою жену Адам смотрит теперь посторонним чуждым взглядом, взглядом потребителя. Но что происходит с третьей связью? Совершенство Божьего творения разрушено человеком. Место обитания Адама теперь представляет собой пустыню. "Проклята земля за тебя,- говорит Господь Адаму, - тернии и волчцы произрастит она тебе" (Быт. 3, 17-18). Таким образом, мы видим, что  в результате греха первых людей, оказалось повреждено не только человеческое естество, но весь материальный космос, вся природа, всякая тварь. Апостол Павел говорит, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 22), и «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8, 20). Далее в следующих главах мы видим постепенное нарастание зла в мире. После совершенного Каином первого убийства человека, братоубийства, мы читаем: "И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя" (Быт. 4, 11-12). Новый грех снова отражается на  взаимоотношениях человека с природой. В Адаме исказились они, в Каине это искажение усиливается. Природа становится зла по отношению к человеку. В повествовании о потопе мы видим уже апофеоз этого искажения "Всякая плоть извратила путь свой на земле" (Быт. 6, 12). В итоге неуклонное возрастание зла разрушает этот мир, который погружается в пучину первозданного хаоса, в состояние неразделенных вод. Таким образом, мы видим, что грех человека отражается на всем творении. Природа отвечает нам злом на зло, ибо она не свободна. Она как бы продолжение человеческой телесности. «Мир  - пишет известный православный богослов и философ Владимир Николаевич Лосский, - следует за человеком, потому что он есть как бы природа человека... И эта антропокосмическая связь осуществляется тогда, когда осуществляется связь образа человека с его Первообразом - Богом»[2].  Логично предположить, исходя из этого, что, тупо уничтожая природу и ненавидя друг друга, люди будут получать от нее все новые и новые волчцы и тернии, чем больше они посыпают землю ядами, тем больше яда породит им земля в ответ, пока нарастание зла в человеческом сообществе предсказуемо не приведет, наконец, к окончательному разрушению мироздания. Когда в людях настолько охладеет любовь, миру больше нечем будет держаться в бытии. В этом смысле особенно печально звучат слова из песни «Собаки» Вячеслава Бутусова "В нас уже не осталось места, где можно оставить следы". Возможно собаки, кошки и другие наши питомцы - наши последние ниточки, связывающие нас, городских жителей, с миром природы. И рвать эти ниточки опасно. Догхантеры выставляют собак исключительно как вредителей, журналисты превращают их в монстров,  но ведь в нормальном состоянии собака – это одно из немногих живых существ падшего мира, которое осталось другом человеку, которое с незапамятных времен разделяет его тяготы и заботы, помогает ему в труде и болезни, скрашивает часы одиночества, дарит радость и напоминает об ответственности. Оно полностью зависимо от человека и беззаветно ему предано. Но мы сначала выкидываем собак на улицу, где они бесконтрольно размножаются и дичают, брошенные на произвол судьбы, а потом расправляемся с ними за то, до чего сами же их и довели. Нужно воспитывать людей, а не убивать собак. Разговоры о том, что собачники сами виноваты, потому что должны воспитывать своих собак и заботится о безопасности окружающих, в данных обстоятельствах уже бессмысленны и безнравственны. Бессмысленны, потому что это диалог ведется принципу: дурак – сам дурак. Безнравственны, потому что часто собаки гибнут как раз у ответственных хозяев, которые серьезно занимаются их воспитанием. Ведь, несмотря на то, что декларативно догхантеры ведут борьбу за поводки и намордники, их яды почему-то часто оказываются рассчитаны всего лишь на понюх и рассыпаны вдоль дорожек, т.е. как раз на тех собак, которых ведут на поводке и которых намордник не спасет. Безусловно, решать проблему нужно, но кто виноват и что делать должны определять грамотные специалисты. Нужно законными способами настаивать на том, чтобы все эти вопросы были урегулированы. Граждане не должны устраивать самосуд ни с той, ни с другой стороны. А ведь некоторые из доведенных до отчаяния людей, у которых на руках в мучениях погибли их любимцы, уже мечтают о жестоких расправах над теми, кто сотворил это зло. Далеко не все они христиане, да и сами христиане от горя потери могут забыть о ценности каждой человеческой жизни, о том, что всякий без исключения человек свят, потому что он икона Божия, пусть и поврежденная, и израненная, и втоптанная в грязь. К сожалению, добро в отличие от зла ограничено в средствах. Есть средства, используя которые, оно само станет злом. Зло на то и зло, что оно в их выборе не стесняется. В самом деле, что будет, если, как в расхожей шутке, хорошие люди, наконец, соберутся вместе и убьют всех плохих? Необходимо понять, что такими действиями только умножается зло. И этому надо положить конец. У мира нет никакой воли, кроме человеческой. А ведь мы видим, хотя и редко, обратные примеры этой зависимости мира от человека. Святые могли находить общий язык даже с дикими животными. Например, всем известна история, как к Серафиму Саровскому приходил медведь и ел у него с рук. Значит, возрастая в Боге, возрастая в любви к Богу и миру, т.е. людям и природе, человек восстанавливает свою с ними связь, животные снова начинают слушаться человека, признавая исконную его власть над ними, и не причиняют ему вреда. «Мы ответственны за мир. Мы - то слово, тот логос, в котором он высказывается, и только от нас зависит - богохульствует он или молится. Только через нас космос как продолжение нашего тела может воспринять благодать»[3].

Также часто в связи с этой темой вдруг всплывает странный аргумент, что де мол собака считается в Церкви нечистым животным, ее даже в храм не пускают, в отличие от кошек, например. Кстати, вспоминают о нем как верующие, так и не верующие, причем последние в качестве упрека. В Церкви даже был особый чин очищения храма под забавным названием «Егда пес вскочит или от неверных внидет кто», отмененный в результате  никоновских реформ. По этому поводу уже столько было написано, что я лишь ограничусь замечанием, что, видимо, здесь нашли отражение отголоски древнего славянского язычества[4]. Ведь такой чин существовал только в Русской Православной Церкви. В других поместный церквях его никогда не было. Видимо, собаки у наших далеких языческих предков так прочно, в связи с их верованиями ассоциировались с нечистой силой, что храм казался им оскверненным, если они туда как-то по случайности забредали. Скорее всего, тогда Русская Церковь просто снизошла к человеческой немощи. Однако христианству такое суеверие глубоко чуждо. «Всякое дыхание да хвалит Господа», - поем мы за богослужением строки 150 псалма. Да о чем говорить, если в книге Товита рассказывается, как собака шла рядом Архангелом Рафаилом «И пошел он искать человека и встретил Рафаила. Это был Ангел, но он не знал и сказал ему: можешь ли ты идти со мною в Раги Мидийские и знаешь ли эти места? Ангел отвечал: могу идти с тобою и дорогу знаю…  И отправились оба, и собака юноши с ними»  (Тов. 5, 4-17). И ничего, нормально.

Может быть, собаке и действительно не место в храме. Зачем отвлекать людей от молитвы? Зато вот при храме очень часто живут собаки, привеченные тут и несущие  сторожевую службу. Наш Полкаша, например, родился как раз у такой прицерковной собачьей пары и с благословения настоятеля о. Александра (Григорьева) переселился к нам домой. Радует всех уже восьмой год, никогда никого не покусал. Только вот прогулки с  ним теперь превратились в настоящую пытку из-за постоянного страха, как бы он чего не подобрал на земле или не понюхал.

И наконец, очень популярно утверждение, что мы о людях-то позаботиться нормально не можем. Сколько у нас бездомных! Сколько абортов делается! Какие уж тут собаки! Но ведь, если подумать, то все это звенья одной цепи. Неужели кто-то всерьез считает, как правильно заметил в недавнем радиоэфире[5] Владимир Соловьев, что те, кто травят собак и выжигают им живым глаза, действительно вдруг возьмут и позаботятся о брошенных детях или одиноких стариках, у которых они только что отняли последнюю радость в жизни. Замечательно сказал Андрей Макаревич: «По поводу милосердия. Делить его на милосердие к людям и ко всем прочим – это значит его не иметь. Потому что или милосердие есть, или его нет. И когда мне говорят, что «у нас тут людям жрать нечего, а вы собачками занимаетесь»[6], вот те, кто так говорит, они и людей не накормят. Потому что им наплевать и на тех, и на других». Тут, по-моему, добавить нечего.

Таким образом, получается, что хотя мы вроде бы помним и много говорим о двух важнейших связях человека: связи с Богом  и с людьми, но забываем о третьей, не менее важной – связи с миром природы. И это печально. Почему мы, которые много и правильно боремся против, например, абортов, совсем не обращаем внимания на эту область? Почему неусыпно не прививаем прихожанам ответственное и заботливое отношения к природе, не призываем людей убирать мусор, подбирать бездомных животных, учиться понимать их и правильно воспитывать, исходя из свойств и естественного устроения их природы? Почему мы не ведем диалог с чиновниками о принятии, наконец, нормального законодательства в этой области? Почему активно не выступаем против жестокого обращения с животными (в частности против преступных действий людей использующих животных в качестве попрошаек на корм, и безжалостно их потом убивающих или выбрасывающих умирать), не устраиваем демонстраций и митингов против подобного творящегося безобразия не только по отношению к собакам, но к и лошадям, которые сейчас тоже в бедственном положении? Почему позволяем относиться к братьям нашим меньшим сугубо потребительски? Почему не организуем повсеместно для приходских детей кружки юннатов? Ничто так не воспитывает и не укрепляет в добре детскую душу как деятельное сострадание и милосердие к мохнатым, хвостатым и пернатым нашим питомцам. Они наши первые помощники во взращивании дитя в любви ко всему живому, к людям и к Богу. И наоборот, известно, что из детей, которые еще в детстве были участниками насилия над кошками, птицами и собаками вырастают жестокие исковерканные личности, а часто и просто серийные маньяки-убийцы.  Сегодня догхантерам не нравятся собаки, завтра станут неприятны бомжи, а там помешают жить и инвалиды с пенсионерами. Подходящие лозунги для оправдания и пропаганды своих действий всегда найдутся в мире, построенном на идеологии ненасытного потребления, а вечно всем недовольные граждане их поддержат. Каких еще жертв потребует себе одно из самых поганых идолищ нашего времени – кровожадное идолище комфорта?

Итак, как так получилось, что идеи, которые прямо вытекают из самого нашего христианского учения о Боге, мире и человеке, и которые мы должны отстаивать, у нас пылятся в таких загашниках, что мы сами о них позабыли и отдали на откуп сектантам? Заповедь любить и беречь природу дана Богом человеку при его создании. И многие люди, слыша в себе зов этой заповеди и смутно ощущая ее правду, часто пытаются по-своему реализовать ее в различного рода неоязыческих культах или просто полу-сектантских организациях, включающих в себя или прямо базирующихся на идеях слияния с природой, защиты животных и окружающей среды. Как это мы забыли, что свято место пусто не бывает?




[1]  «Собаки» Текст песни Андрей Занога (группа "Ракетобиль"). Исполнитель Вячеслав Бутусов.

[2] Лосский, В.Н. Догматическое богословие. Боговидение. М.: АСТ, 2006. – 759 с., С. 500.

[3] Лосский, В.Н. Догматическое богословие. Боговидение. М.: АСТ, 2006. – 759 с., С. 500.

[4]«Обнаруживается явная противопоставленность пса христианскому культу: пес связывается с антихристианским и прямо с бесовским началом. Неверно было бы полагать, однако, что соответствующее восприятие пса появляется на христианской почве: несомненно, представление о нечистоте пса имеет еще дохристианские корни, т.е. было характерно для славянского язычества». Успенский, Б.А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии. Избранные труды. Т.2. М., 1994, с.53 -128, С. 96.

[5] http://www.radiovesti.ru/articles/2012-11-01/fm/71626 Эфир от 01 ноября 2012 года на радио ВЕСТИ FM

[6] rusportal.net/quotes/detail/2673/ - Андрей Макаревич, РусПортал, Цитата дня.

 

Опубликовано 22 ноября, 2012 - 16:07
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653