Вы здесь

Между храмом и мечетью: культура релятивизма

Минас Монир – журналист из Каира, православный христианин Александрийского Патриархата, специально для портала «Православие и мир».

Споры вокруг строительства церквей и мечетей вспыхивают в последнее время попеременно в нескольких горячих точках. На самом деле, эта проблема стара как сам ислам. По строгим законам шариата запрещено строить церкви в «Джазират аль-Араб», – Аравийском полуострове, известном сегодня как Саудовская Аравия. Любые попытки собрать небольшую христианскую группу для молитвы преследуются по закону.

Трудности простираются практически по всему Ближнему Востоку. В Каире, столице Египта, есть жесткий закон препятствующий строительству церквей. Чтобы построить или просто восстановить церковь в Египте, необходимо иметь разрешение от президента республики или губернатора, это очень сложная процедура. Если египетские христиане, пытаются получить небольшой участок земли или даже просто удлинить стену рядом с храмом, то сразу же становятся объектом жестоких нападок соседей. В 2008 году в монастыре Абу Фана в ходе столкновений вызванных расширением монастырской стены три монаха были похищены, их пытали, а один мусульманин был убит.

Между тем, строительство мечети в Египте – очень простая процедура, не требующая специальной лицензии. Более того, на строительство мечети дается поддержка от министерства вакуфов (Исламских пожертвований) – помимо других стимулирующих мер строителям бесплатно предоставляется вода и электричество. Таким образом Каир, который назывался в книгах по истории городом 1000 минаретов, сегодня стал городом 100000 минаретов!

В Соединенных Штатах чиновники зарубили предложение восстановить церковь, разрушенную в результате атак 11 сентября. Греческую церковь святителя Николая на Манхэттене. Церковь была полностью уничтожена под обломками одного из зданий Всемирного торгового центра.

Восемь лет безуспешных попыток восстановить храм. Переговоры между архиепископом Греческой Православной Церковью в Америке и властями зашли в тупик. Власти говорят, что хотят установить бомбоустойчивую парковку на этом же месте, предлагая построить церковь где-то еще, подальше от первоначального места. Церковь защищает свое право восстановить храм на прежнем месте из-за исторической ценности церкви именно в этом месте. Правительство согласилось перенести церковь в середину стоянки, что, конечно, неприемлемо.

Эту борьбу затмили споры о предполагаемом строительстве исламского института и мечети в двух кварталах от трагического места разрушения Мирового Торгового Центра.

Эту борьбу на Ближнем Востоке и в Америке можно сравнить с ситуацией в Европе. Мусульманская диаспора в Европе свободно строит мечети и исламские институты, и даже устанавливает исламские шариатские суды в общинах. В таких городах, как Лондон, Бирмингем и Манчестер, исламские судьи, а не британский закон рассматривает дела мусульман в области гражданского права. В Египте правительство не смогло принять единый закон о религиозных зданиях, из-за обеспокоенности сохранить «исламское лицо» Египта, но в Англии, где королева является главой национальной церкви, исламское право – в действии. В результате Великобритания сталкивается с культурными проблемами. Например, Надя Эвейда, сотрудница British Airways и по иронии египетского происхождения, был отправлена в неоплачиваемый отпуск из-за отказа спрятать крошечный крест на своем ожерелье. В той же компании сотрудникам-мусульманам не запрещают носить хиджаб, а сикхам разрешено носить тюрбаны. Я помню, во время моей недавней поездки в Англию сотрудник аэропорта Хитроу был одет в короткие штаны и был с длинной бородой по строгим суннитским обычаям.

Эту культурную дискриминацию христианства в Европе, и особенно в Англии, признает уже и общество. Газета Телеграф сообщила, что: «Никто не был убит, никого не пытали, напоминают нам архиепископ Роуэн Уильямс и Ричард Харрис, никто не скажет, что их участь сопоставима с участью христиан в Иране и Нигерии. Но даже духовенство и Бибиси признают, что христиане – объект злоупотреблений со стороны релятивистской культуры, которая думает, что разделение на нечестивых и хороших – субъективно, а верить в Единую Истинную Веру - зазнаваться. Если, конечно, вы не мусульманин и, возможно, не еврей».

Обвинения в исламофобии позволили исламским общинам в различных западных странах передать свою культуру и даже свою идеологию при очень малом сопротивлении. И это несмотря на тот факт, что идеология иногда идет вразрез с европейской философией концепции сосуществования и интеграции и западными ценности. С другой стороны, исторически сложившиеся христианские ценности и их вклад в формирование европейских ценностей свободы подавляются этими же самыми ценностями, потому что нет страха любой христианской или политической реакции. Если бы 11 сентября 2001 года разрушили бы мечеть, а не храм, правительство тоже бы предпочло построить на этом месте паркинг?

Общее разочарование и растерянность, непонимание, как иметь дело с такими культурными проблемами, выявилось в ходе обсуждения за и против планов по постройке исламского центра в двух кварталах от Ground Zero. Я считаю, что в решении вопроса власти руководствуется политическими расчетами, не имея реального богословского понимания идеологических и культурных целей различных религиозных общин. Следовательно, западные общества не способны понять это и создать общество, которое сможет совмещать различные религиозные и культурные традиции без угрозы исконности и принципам государства.

Опубликовано 7 сентября, 2011 - 11:12
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653