Вы здесь

Миссионерский дневник. 6.12.13.

Сегодня говорили о миссии с о. И., которого в епархии зовут "богОсловом". Я ему вкрадце рассказал про N-ского батюшку, про то как я "направил" его на миссионерскую работу. (См. Миссионерский дневник от 1.12.13.) О. И. мне тогда сказал, что все мы (видимо имея в виду священнослужителей) занимаемся миссией. Ну да, подумал я, если под миссией понимать всё, что делает священник, начиная от кадила и заканчивая застольями со спонсорами. В апреле 2012 года активисты миссионерского отдела провели опрос общественного мнения на предмет того, что люди думают о миссионерах. Мы опросили 610 человек. И вот что у нас получилось:
На вопрос: "КТО ТАКОЙ МИССИОНЕР?" -24 % не знали что ответить.
- 15 % сказали, что миссионер - это филантроп, который кормит голодных и усыновляет детей из детдома.
- 53 % сектанты.
И все наши архиереи, священники, дьяконы и епархиальные миссионеры набрали всего 8%!!!
Подумайте только... значительная часть духовенства считает, что то, что оно делает - является миссией по определению. А наш народ оценил КПД этой работы всего лишь в 8%.

Опубликовано 6 декабря, 2013 - 18:13

Комментарии

Аватар пользователя Александр Пермяков

А вот вопросы ещё одного теста. Эти вопросы мы предлагали всем тем, кто у нас в епархии проходил катехизацию. В общей сложности в опросе приняло участие 1180 человек.

 

Дорогие друзья, братья и сёстры!

 

Просим вас принять участие в нашем мониторинге общественного мнения относительно специфики религиозной жизни граждан нашего города. Пожалуйста, ответьте честно на поставленные вопросы. Ваше мнение очень важно для нас. Благодаря вашей активности мы сможем более точно оценить проблематику религиозной жизни и принять соответствующие меры для того, чтобы христианская миссия в Калининграде была более эффективна.

 

  ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

1.      

Ваше имя, фамилия_______________________________________________Пол_________

 

2.      

Возраст__________3.Образование____________________________

 

4.      

Телефон, e-mail, ________________________________________Подпись________Дата_____

 

      ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ

 

    Напротив каждого вопроса напишите: «+», если вы согласны, «-», если не согласны и «?», если вы не знаете как ответить. Там где в одном пункте 2 утверждения, ставьте «+» когда вы согласны с обоими.

 

Аватар пользователя Александр Пермяков

1.Я считаю, что Бог должен быть у человека в душе. Богу не важно, как часто ты ходишь в

храм,  постишься и молишься Ему. Для Бога главное, что ты Его существование признаёшь.

2. Я считаю, что христианин должен ходить в храм хотя бы раз в неделю, хотя лично у меня

это не всегда получается.

3. Я каждый день стараюсь читать утреннее и вечернее правило по молитвослову.

4. Я молюсь Богу своими словами тогда, когда сам этого хочу. Это бывает не часто.

5. Я не считаю незарегистрированные отношения между мужчиной и женщиной блудом.

6. Православные христиане верят в реинкарнацию (в переселение душ).

7. У меня есть свой духовник.

8. Каждое воскресение посещать храм и молиться ежедневно - это фанатизм.

9.  Я чувствую, что я в церкви никому не нужен.

10. Православные христиане верят, что

Христос воскрес из мёртвых физически, то

есть в том же теле, в котором был распят, хотя

это тело было преображено.

11. Я курю. Я не считаю это грехом, потому что

в Библии нигде не написано, что это грех.

12. Я считаю, что христианин может безопасно изучать библию только под руководством

святых отцов древности.

13. Я сам не соблюдаю посты, но считаю, что их нужно соблюдать.

14. Для того, чтобы покаяться перед Богом  и получить Его благословение мне не нужны священники.

15.  В церкви всё должно быть бесплатным.

16. У меня никак не получается причащаться систематически.

17. Я пока не читаю духовную литературу  каждый день, но думаю, что однажды это нужно  будет делать.

18. Я Бога уважаю, а священникам не

 доверяю.

19. Богу меня прощать не за что.  Я ничего

Ему плохого не сделал.

20. Я стараюсь причащаться в Церкви хотя бы раз в месяц.

21. Церковь должна воспитывать власть, она

должна учить правителей вере.

Аватар пользователя Александр Пермяков

22. Если я изменил(а) жене (мужу) с

любимым человеком – это не блуд.

23.Священник должен быть профессионалом ритуально – требного сервиса, а не учителем.

24. Особо строго я соблюдаю Великий пост.

25. Я благодарен (благодарна) Богу больше всего за искупление, которое я получаю во Христе.

26. Я всегда беру у священника благословение на послабление поста из-за болезни.

27. Я могу употреблять наркотики или

сигареты, Бог на это не смотрит. Ему главное любовь.

28. Я считаю себя воцерковляющимся человеком. С начала моего воцерковления прошло меньше года.

29. Если Бога представить сидящим на вершине горы, то все религии – это тропинки, ведущие

с разных сторон к одному Богу.

29. Высказывание «Все религии – сборище лохов и подонков» оскорбляет мои религиозные чувства.

30. Христианство придумали евреи для того, чтобы завоевать русский народ.

31. Я не люблю ходить в храм, когда в нём собирается много народа.

32. Я хожу в храм «редко, но метко», не

более 3 раз в году, зато всегда по делу.

33. Я стараюсь ходить в храм в каждое воскресение.

34. Я думаю, что без изменения современной политической системы русские люди не

могут быть духовно свободными.

35. Я читаю Библию или толкование к ней каждый день.

36. Я считаю себя христианином, однако верить в то, что кто-то воскрес из мёртвых - я не могу. У меня нет для этого оснований.

37. Пьянство – это такое употребление алкоголя, при котором человек себя не контролирует.  Я думаю, что это грех.

38. Я готов платить десятину, если священник будет мне отцом, а не продавцом.

39. Меня оттолкнуло от Церкви хамство и равнодушие работников храма.

40. Иногда я думаю о Боге, но специально не молюсь Ему.

41. Меня никто не научил тому, как быть хорошим христианином.

 

Аватар пользователя Александр Пермяков

А теперь наберитесь терпения. Завтра я расскажу вам о результатах тестирования. Уверяю вас - вас ждут очень интересные открытия о религиозности нашего народа.

Отец Александр, предположу, что на 1-й вопрос положительно ответило большинство респондентов :) А вот 22-й, мне кажется, всё-таки большинство "заминусовало", причем доля таковых среди женщин больше, чем среди мужчин. Вроде бы публиковалось уже что-то подобное...

Аватар пользователя Александр Пермяков

Отлично! У кого есть ещё какие-нибудь идеи на счёт результатов тестирования? Как вы думаете, сколько у нас людей, стремящихся к служению восприемников при крещении верят в переселение душ? Сколько народа читают Библию каждый день? Кто больше читает Библию, мужчины или женщины?

Предположу, что в переселение душ верит подавляющее большинство восприемников (если не все), а Библию читают единицы или таких не было. Надеюсь, что мой прогноз весьма ошибочен и не соотвествует действительности...

Аватар пользователя Александр Пермяков

К сожалению вы Исаак правы. 76 % женщин и 54 % мужчин верят в переселение душ. Библию читают КАЖДЫЙ ДЕНЬ только 2 % опрошенных. Что касается 22 вопроса(о блуде), то женщины, действительно, оказались более целомудренными. Из них только 21 % посчитали, что измена супругу с любимым человеком не является грехом. У мужчин эта цифра 46%. Относительно воскресения из мёртвых Христа 22% не знали, что ответить. 14% не верят в воскресение Христа. А в то, что "Бог сидит на вершине горы и все религии - это разные тропинки к Богу" - верят 71%! Продолжение следует...

Аватар пользователя Александр Пермяков

 

Утверждения теста были разделены на «Основные» и «дополнительные».

 

«Основные» вопросы формируют группы «религиозности». «Дополнительные» вопросы показывают нам особенности религиозных групп.

 

 

 

Основные утверждения.

 

1.Я считаю, что христианин должен ходить в храм хотя бы раз в неделю, хотя лично у меня

 

это не всегда получается.

 

2.Я стараюсь ходить в храм в каждое воскресение.

 

3.Я думаю, что ходить в храм в каждое воскресение, молиться каждый день и выполнять все другие обряды  – это фанатизм.

 

4.Я молюсь Богу своими словами тогда, когда сам этого хочу. Это бывает не часто.

 

5.Я каждый день стараюсь читать утреннее и вечернее правило по молитвослову.

 

6.Иногда я думаю о Боге, но специально не молюсь Ему.

 

7.Я пока не читаю духовную литературу  каждый день, но думаю, что однажды это нужно  будет делать.

 

8.Я читаю Библию или толкование к ней каждый день.

 

9.Я не люблю ходить в храм, когда в нём собирается много народа.

 

10.У меня никак не получается причащаться систематически, хотя и знаю, что надо.

 

11.Я хожу в храм «редко, но метко», не более 3 раз в году, зато всегда по делу.

 

12.Я сам не соблюдаю посты, но считаю, что их нужно соблюдать.

 

13.Особо строго я соблюдаю Великий пост.

 

14.Я всегда беру у священника благословение на послабление поста из-за болезни.

 

15.Я считаю себя воцерковляющимся человеком. С начала моего воцерковления прошло меньше года.

 

16.Я стараюсь причащаться в Церкви хотя бы раз в месяц.

 

 

 

Группы религиозности выявленные посредством

 

 изучения основных утверждений.

 

Для удобства подсчётов основные утверждения были разделены на следующие группы: «принципиальные», «одобрительные» и «модные».

 

 

 

 

 

 

 

Аватар пользователя Александр Пермяков

Смысл этих подразделений в том, чтобы выявить дистанции, которые создаются людьми в их отношении к  Церкови. Сложность в том, что понятие "ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА" может быть отнесено к человеку, выполняющему два условия:

А) Он должен иметь православное мировоззрение,

Б) Он должен иметь образ жизни, который соответствует православному мировоззрению. Я понимаю, что таких людей очень мало. И я хотел приблизительно знать сколько их.

Далее... Быть православным даже в теории очень трудно. А про практику я вообще молчу. Что если человек хочет быть православным, но у него ничего не получается? Сколько у нас людей, имеющих православное мировоззрение, но не живущих по-христиански? Кроме того, мне хотелось бы узнать о том, есть ли среди этой группы те, кто не просто не живёт по- христиански, но и не желает так жить? И последнее... Сколько у нас тех, кто из числа называющих себя христианами не имеют ни того (православного мировоззрения), ни другого (христианского образа жизни)?

Ах... совсем забыл... Интересно, есть ли такие, которые живут по- христиански, но не во всём православны по взглядам?

Аватар пользователя Александр Пермяков

В основу определения степени воцерковлённости людей я поставил понимание роли в жизни православного верующего человека таких дисциплин, как

А) РЕГУЛЯРНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ХРАМА. ("шесть дней работай - седьмой Господу  посвяти").

Б) КАЖДОДНЕВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПИСАНИЯ.

В) КАЖДОДНЕВНОЕ УТРЕННЕЕ И ВЕЧЕРНЕЕ ПРАВИЛО.

Г) СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТОВ.

Д) ИСПОВЕДЬ И ПРИЧАСТИЕ ХОТЯ БЫ РАЗ В МЕСЯЦ.

Аватар пользователя Александр Пермяков

То есть мы в самом начале нашего исследования делаем акцент на практическом осуществлении Православной веры, а не на теоретических умствованиях. Кроме вопросов типа: "делаешь ли ты это?" (принципиальные утверждения), в тесте есть вопросы такого свойства: "хотел бы ты делать это несмотря на то, что сейчас ты этого не делаешь?" (одобрительные утверждения) И, наконец: "Считаешь ли ты, что не выполняя этого требования ты поступаешь правильно?" (модные утверждения).

Аватар пользователя Александр Пермяков

Теперь давайте посмотрим, что у нас получилось:

"Воцерковлённые" -4%

"Воцерковляющихся"  9%.+%5=14%

В группу "Воцерковляющиеся" попали 5 % "неофитов". О них ниже расскажу отдельно.

«Непонятные люди» - 5%. У этих людей мало "+" или "-". В основном "?". Сюда же мы отнесли людей, которые вообще не отвечали на какие-то вопросы или заполняли анкету неправильно (Например, в одной графе они ставили и "+" и "-".)

Далее  77% - «душеверы» (верят в душе).

 

Они тоже делятся на 2 группы:  «лояльные душеверы» и «радикальные душеверы».

 

Различия между "лояльными" и "радикальными душеверами" состоят в том, как эти люди  относятся к Церкви. "Лояльные душеверы" можно сказать равнодушны к ней. Их 48%. "Радикальные душеверы",  по сути, - негативны к ней. Их 29%.

Ниже я расскажу о том, как я пришёл к этим цифрам.

 

Аватар пользователя Александр Пермяков

Классификация религиозных групп.

Воцерковлённые: отвечают положительно  на 5 из 6 утверждений, которые мы называем «принципиальные»:

 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

"Я стараюсь ходить в храм в каждое воскресение".

"Я каждый день стараюсь читать утреннее и вечернее правило по молитвослову".

"Я читаю Библию или толкование к ней каждый день".

"Я стараюсь причащаться в Церкви хотя бы раз в месяц".

"Особо строго я соблюдаю Великий пост".

"Я всегда беру у священника благословение на послабление поста из-за болезни".

 

Воцерковляющиеся:

А)Отвечают положительно на три «принципиальных предложения» из шести.

Б)Также они положительно отвечают на некоторые вопросы, которые мы называем «одобрительные».

ОДОБРИТЕЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ.

"Я считаю, что христианин должен ходить в храм хотя бы раз в неделю, хотя лично у меня это не всегда получается".

"Я пока не читаю духовную литературу  каждый день, но думаю, что однажды это нужно  будет делать".

"Я сам не соблюдаю все посты, но считаю, что их нужно соблюдать".

"У меня никак не получается причащаться систематически, хотя и знаю, что надо".

 

На все остальные вопросы воцерковляющиеся христиане отвечают отрицательно.

 

3. Группа неофитов.

Вопросы, на которые неофиты отвечают положительно:

А) На 3 и больше «принципиальных» предложений.

Б) На вопрос «Я считаю себя воцерковляющимся человеком. С начала моего воцерковления прошло меньше года». 

В) На 0 и больше «одобрительных» вопросов.

 

Аватар пользователя Александр Пермяков

Стихийные православные - «Душеверы».

А) Отвечают отрицательно на  «принципиальные утверждения».

Б) Положительно отвечают хотя бы на одно «модное» утверждение.

 

МОДНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:

«Я думаю, что ходить в храм в каждое воскресение, молиться каждый день и выполнять все другие обряды  – это фанатизм».

«Я молюсь Богу своими словами тогда, когда сам этого хочу. Это бывает не часто».

«Иногда я думаю о Боге, но специально не молюсь Ему».

«Я хожу в храм «редко, но метко», не более 3 раз в году, зато всегда по делу».

«Я не люблю ходить в храм, когда в нём собирается много народа».

 

Лояльные душеверы:

А) Отвечают положительно хотя бы на одно  «модное» утверждение.

Б) Отвечаю положительно хотя бы на одно «одобрительное» утверждение.

В) Отвечаю отрицательно на все «принципиальные» утверждения.

 

 

Радикальные душеверы:

А) Отвечают положительно хотя бы на одно  «модное» утверждение.

Б) Отвечаю отрицательно на все «одобрительные» и «принципиальные» утверждения.

Аватар пользователя Александр Пермяков

Ещё две группы вопросов, помогают нам сравнивать группы верующих по другим параметрам:

А) Отношение к Церкви и духовенству.

Б) Знание основ вероучения и нравственного предания Церкви.

                                                Отношение к Церкви и духовенству.

Вопросы, которые сюда вошли:

У меня есть свой духовник. Правильный ответ «да».

Для того, чтобы покаяться перед Богом  и получить Его благословение мне не нужны священники. Правильный ответ «нет».

В церкви всё должно быть бесплатным. Правильный ответ «нет».

Я Бога уважаю, а священникам не доверяю. Правильный ответ «нет».

Церковь должна воспитывать власть, она должна учить правителей вере. Правильный ответ «да».

Священник должен быть профессионалом ритуально – требного сервиса. Правильный ответ «нет».

Высказывание «Все религии – сборище лохов и подонков» оскорбляет мои религиозные чувства. Правильный ответ «да».

Я готов платить десятину, если священник будет мне отцом, а не продавцом. Правильный ответ «да».

Я бы хотел, чтобы кто-нибудь научил меня тому, как быть настоящим христианином. Правильный ответ «да».

«Я думаю, что без изменения современной политической системы русские люди не могут быть духовно свободными». Правильный ответ «нет».

 

    Знание основ вероучения и нравственного предания Церкви.

Православные христиане верят в реинкарнацию (в переселение душ). Правильный ответ «нет».

Православные христиане верят, что Христос воскрес из мёртвых физически, то есть в том же теле, в котором был распят, хотя это тело было преображено. Правильный ответ «да».

Я курю. Я не считаю это грехом, потому что в Библии нигде не написано, что это грех. Правильный ответ «нет».

Богу меня прощать не за что.  Я ничего Ему плохого не сделал. Правильный ответ «нет».

Если я изменил(а) жене (мужу) с любимым человеком – это не блуд. Правильный ответ «нет».

Я благодарен (благодарна) Богу больше всего за искупление, которое я получаю во Христе. Правильный ответ «да».

Я могу употреблять наркотики или сигареты, Бог на это не смотрит. Ему главное любовь. Правильный ответ «нет».

Если Бога представить сидящим на вершине горы, то все религии – это тропинки, ведущие с разных сторон к одному Богу. Правильный ответ «нет».

Христианство придумали евреи для того, чтобы завоевать русский народ. Правильный ответ «нет».

Пьянство – это такое употребление алкоголя, при котором человек себя не контролирует.  Я думаю, что это грех. Правильный ответ «да».

 

Ещё два вопроса на которых можно отвечать и «да» и «нет».

Меня оттолкнуло от Церкви хамство и равнодушие работников храма. Правильный ответ «да/нет».

Я чувствую, что я в церкви никому не нужен. Правильный ответ «да/нет».

Аватар пользователя Александр Пермяков

Анализ.

За основу подсчёта числовых показателей отношений мы берём десятибалльную систему.

 

 

 

Средний бал. Отношение к Церкви и духовенству.

Средний бал. Знание основ вероучения и нравственного предания Церкви.

Группа воцерковлённных христиан. 4%

8.5.

9.4.

Группа воцерковляющихся христиан. 9%

6.0.

8.8.

Неофиты.5%

 

9.5.

5.2.

Непонятные люди 5%

Не поддаются подсчёту

 

Не поддаются подсчёту

Лояльные душеверы

 

3.2.

4.9.

Радикальные душеверы

 

2.9.

3.6.

 

На вопрос:

«Меня оттолкнуло от Церкви хамство и равнодушие работников храма». Положительно ответили 38% опрошенных. Этот процент практически  один и тот же во всех группах, кроме неофитов. У них только 9% ответили на этот вопрос положительно. Эти показатели показывают хоть и реальный, но субъективный характер обвинений работников храма, ведь через год эти люди (неофиты) покидают свою группу и перестают быть неофитами и попадают в любую другую группу, в которой, как мы уже видели, около 38% опрошенных считают, что их от Церкви оттолкнуло невнимательное отношение работников храма.

«Я чувствую, что я в церкви никому не нужен».  Положительно ответили  21% опрошенных.

Здесь исключением являются группы воцерковленнных и воцерковляющихся. Среди них ответили положительно на этот вопрос 44% и 32% соответственно. Эти цифры должны вызывать у духовенства серьёзную тревогу. Это значит, что в нашей пастырской работе что-то не так... Люди при воцерковлении должны наполняться радостью, а у нас человек при воцерковлении утрачивает "свою первую любовь". Такие люди не могут быть хорошими миссионерами. Кстати опрос даёт косвенное подтверждение тому, что самые активные миссионеры у нас - это неофиты. У меня есть основание считать, что из-за отсутствия здоровой приходской жизни "срок действия" неофитства у нас сокращается с года до нескольких месяцев. А ведь "духовную юность" мы могли бы продлевать на своих приходах  до нескольких лет...

Аватар пользователя Александр Пермяков

Завтра я расскажу вам о аспектах образования, гендерного состава, возраста и т. д. Так же мы обсудим роль духовника и "болевые точки" каждой из перечисленных групп.

Аватар пользователя Александр Пермяков

 

Я думаю, что священнослужителям будет интересен  тот результат, который касался духовенства и Церкви. Из всего числа респондентов с утверждением: "Я Бога уважаю, а священникам не доверяю"  согласились 26%.

 

С предложением: "Для того, чтобы покаяться перед Богом  и получить Его благословение мне не нужны священники" согласились 34%.

 

 С предложением "Священник должен быть профессионалом ритуально – требного сервиса" согласились 22%.

 

Некоторые ответы респондентов содержали в себе противоречия. Несколько человек утверждали, что не доверяют священству, но при этом священство (по их мнению) как-то должно воспитывать власть. Дескать, «мы не доверяем, но власть им должна доверять». Или вот другое противоречие: Человек утверждает, что "в Церкви всё должно быть бесплатным" и при том (по мысли этого респондента), священник должен быть "профессионалом ритуально - требного сервиса". А где вы видели «профессионала», который работает бесплатно?

 

Лучше всего к духовенству относятся неофиты. У них самый высокий показатель доверия духовенству. Затем, вероятнее всего, часть из них немного разочаровывается в духовенстве переходит в группу «воцерковляющихся», либо в группу «воцерковлённых» где показатели доверия ниже.  Зато последние две группы имеют самые высокие показатели освоения православного мировоззрения.

 

 

 

 

 

Аватар пользователя Александр Пермяков

Самая «старая» группа – «лояльные душеверы». Самая «молодая» – «радикальные душеверы».

 Самая образованная группа – воцерковлённые христиане. Здесь почти 80% имеют высшее образование. Самая низкообразованная группа  – лояльные душеверы.

Гендерный состав: Больше всего мужчин в группе «радикальных душеверов», затем идут «воцерковлённые» христиане. Отсюда мы видим, что мужчины, в целом – «радикалы». Они лидируют в двух крайних позициях. Теперь понятно, почему соотношение мужчин и женщин в целом наиболее благоприятное в этих двух группах. Причём в группе «радикальных душеверов» мужчин больше, чем женщин на 15%. А вот в группе «воцерковлённых» христиан соотношение мужчин и женщин 4:5. Самый сильный перекос в сторону женщин – в группе воцерковляющихся христиан. Здесь соотношение мужчин и женщин 1:4. В неофитах соотношение мужчин и женщин 1:2. Из всего сказанного видно, что женщины при  воцерковлении как бы «застревают» в категории «воцерковляющихся», мало переходя в категорию «воцерковлённых». То есть они попадают в категорию, где вероятность выхода замуж у них минимальная.

Аватар пользователя Александр Пермяков

Воцерковлённые христиане отличаются от воцерковляющихся тем, что на утверждение «У меня есть свой духовник», 75% воцерковленнных ответило положительно. Положительный ответ воцерковляющихся  – 12%.

Среди неофитов только 5% имеют духовников.

Все остальные духовников не имеют.

Это значит, что для увеличения числа воцерковленнных за счёт сокращения других групп нам необходимо участие большего количество духовников. Здесь по духовниками нужно понимать не тех священников, которые часто исповедуют прихожан, а тех, кто имеет "духовных чад". Опрос показывает, что если воцерковляющийся  христианин находит себе "духовного отца", то шансы перехода его в категорию воцерковлённых христиан возрастают в (75:12=) 6 раз!!!

 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653