Вы здесь

Можно ли Христа именовать Иеговой?

Вопрос: Здравствуйте, очень интересным и качественным мне показался тест "Иисус Христос - Бог явился во плоти"

Но насторожил вопрос 17 одной фактической неточностью: Имя "Иегова" нельзя относить к Иисусу Христу, хотя бы потому что это результат неправильно прочтения тетраграмматона в древнееврейских текстах Торы (четыре буквы Имени, которые священнослужителями иудеями никогда не произносились, с огласовкой, как у слова "Адонаи" (= "господин"))

Ответ: Здравствуйте, уважаемый оппонент. Вы пишете:
«Имя "Иегова" нельзя относить к Иисусу Христу, хотя бы потому что это результат неправильно прочтения тетраграмматона в древнееврейских текстах Торы (четыре буквы Имени, которые священнослужителями иудеями никогда не произносились, с огласовкой, как у слова "Адонаи" (= "господин"))»

В вашем комментарии прослеживается, как минимум, двоякий упрек в сторону моего коллеги-богослова, автора упоминаемого вами теста. С целью удобства ответа рассредоточим ваше указание надвое.

Первая мысль, содержащаяся в вашем «вопросе»: «Имя "Иегова" нельзя относить к Иисусу Христу». Вторая: имя "Иегова" (в настоящем его варианте) произносить нельзя вовсе, так как «это результат неправильно прочтения тетраграмматона в древнееврейских текстах Торы (четыре буквы Имени, которые священнослужителями иудеями никогда не произносились, с огласовкой, как у слова "Адонаи" (= "господин"))».

С вашего позволения, отвечать я буду не с первой, а со второй части вопроса. Имя "Иегова" и действительно представляет собой искусственно созданную словесную конструкцию. Тем не менее, оно не раз и не два применялось православными богословами в отношении к Богу. В качестве примера могу предложить "Пятикнижие Моисея" в переводе архимандрита Макария. Там, при описании встречи Моисея с Вседержителем возле тернового куста, а также при описании дальнейших Моисеевых действий, это имя упоминается не единожды, а многажды [1, с. 110 — 115]. Другой православный мыслитель, архиепископ Вениамин (Пушкарь), автор сочинения «Священная Библейская История», тоже упоминает это имя. Причем, и в вышеназванном варианте — «Иегова», — и во вотором, также нередко используемом варианте, — «Ягве» [2, с. 138]. В другом месте он сам и комментирует указанное слово: «Ягве или Яхве означает Сущий, буквально Тот, Кто есть (третье лицо)» [2, с. 129].

Конечно, следует согласиться, что имя "Иегова" — слово искусственное. Но разве такие термины, как «Троица», «Богочеловек», — это не искусственно созданные понятия? Искусственно. Но они прочно вошли в наше богословие, и они не оскорбляют, а обогащают его. Действительно, существуют споры по поводу того, как произносилось это имя в древности. И здесь важно не потерять правильное понимание имени. А смысл его состоит в том, что Бог самобытен, не зависит ни от кого и ни от чего по своему бытию, вечен, неизменяем, всесовершенен и прочее.

Кстати, гипотеза происхождения слова "Бог" тоже весьма не однозначна. И едва ли это слово изначально звучало в тех же самых оттенках, как и сейчас. Из этого, однако, не следует делать поспешный вывод, что мы не можем называть Бога Богом. Слово "Творец" в разных языках тоже произносится по-разному. А разве сами языки не преумножались путем внесения в них искусственно созданных понятий, путем внесения в них изобретенных человеком слов? Преумножались. И что же, по этой причине мы не должны богословствовать?

Конечно, придумывать для Бога имена просто так, с кондачка, мы не имеем права. Но имя "Иегова" все же имеет некоторые основания и обоснования...

Теперь перейдем к первой части вашего недоумения. Вы полагаете, что «Имя "Иегова" нельзя относить к Иисусу Христу, хотя бы потому...». И далее вы критикуете само имя «Иегова». Из наличия в данном фрагменте слов: «хотя бы потому...» можно заключить, что представленный вами аргумент не единственный аргумент, указующий (по вашему мнению) на невозможность именования Христа Иеговой. То есть вы, по-видимому, считаете, что к Нему, как к Сыну Божию, неприложимо имя "Иегова" даже при «правильном» его произнесении.

На это отвечу вам следующее. Все Божественные имена, за исключением личных (например, Отец, Сын, Святой Дух), приложимы в равной степени ко всем трем Ипостасям Пресвятой Троицы, ибо Каждая из них, согласно Православному вероучению, есть Бог, хотя Они — не три Бога, а один. Каждая Ипостась обладает полнотой Божеского естества, полнотой Божественных совершенств. Имя «Сущий», о котором мы с вами и беседуем, также приложимо ко всем трем Лицам Пресвятой Троицы, а значит, и ко Христу.

Завершая ответ на ваш запрос, не могу обойти вниманием и того факта, что имя "Иегова" нередко звучит не только в светлых устах православных богословов, но и в самоочерненных устах представителей деструктивных религиозных культов. На основании этого некоторые мыслители приходят к заключению, что имя "Иегова" порочит нашего Господа. Но если следовать данной логике, тогда и все прочие имена могут "опорочить" Бога, ибо для богохульника-сектанта равно легко назвать Бога как Иеговой, так и Спасителем, и Христом, и многими другими именами.

Спасибо вам за вопрос.

1. Пятикнижие Моисея в переводе архимандрита Макария. СПб.: Изд. Русского Библейского Общества, 2000.
2. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская История. СПб; Владивосток: Изд. Владивостокской и Приморской епархии РПЦ, 2004.

Опубликовано 14 июля, 2011 - 18:14
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653