Вы здесь

Мухаммед: предполагаемое призвание Богом

Мухаммед претендовал на то, что стать про­роком его призвал Бог. Действительно, он называл себя последним из Божиих проро­ков на земле, «печатью пророков» (Коран, сура 33:40 {в русском переводе «посланни­ком Аллаха и пророков»}). На предполага­емый божественный источник призвания Мухаммеда мусульмане ссылаются для обоснования того утверждения, что ис­лам — истинная религия.

Изучение фактов, даже взятых из му­сульманских источников, показывает, что представления мусульман о Мухаммеде ис­кажены сильными преувеличениями. Не­возможно, например, обнаружить основа­ния для того заявления, будто бы Мухам­мед был призван донести до людей полное и окончательное откровение Бога, если оз­накомиться с обстоятельствами призвания Мухаммеда.

Подробности призвания. Душащий ан­гел. По словам Мухаммеда, во время его призвания его душил ангел — трижды. Му­хаммед рассказывал об этом ангеле: «он ду­шил меня покрывалом, и я уже уверился, что умру. Тогда он отпустил меня и велел: “ответствуй!” (Iqra)». Пока Мухаммед за­мялся, ангел ему «еще дважды задал треп­ку» (Andrae, 43-44). Это выглядит нетриви­альной формой принудительного обучения, вряд ли характерной для того милостивого и доброго Бога, Которым мусульмане счи­тают Аллаха, а также не слишком согласу­ется с их верой в свободу выбора, предоста­вляемую Аллахом своим созданиям.

Обманывающий бес? Мухаммед и сам со­мневался в божественной подоплеке проис­ходящего с ним. Поначалу он думал, что его морочит джинн, злой дух. Собственно говоря, сначала Мухаммед испытывал смертельный ужас при мысли об источнике его новообретенного откровения, но затем его жена Хадиджа и ее кузина Барака убе­дили его, что это откровение — такое же, как у Моисея, и что Мухаммед тоже будет пророком своего народа. Один из самых уважаемых современных мусульманских биографов Мухаммеда, Мухаммед Хусейн Хайкаль выразительно описывает страхи Мухаммеда, не одержим ли он бесами:

В приступе паники Мухаммед вскочил, во­прошая себя: «Что это было? Не началась ли у меня одержимость бесами, которой я всегда боялся? Мухаммед взглянул вправо и взгля­нул влево, но не увидел ничего. Мгновение он стоял так, переполненный ужасом и благого­вейным трепетом. Мухаммед опасался, что в пещере его могут выследить, и ему придется бежать, так и не узнав, что же он видел» [Наykal, 74]

Как отмечает Хайкаль, Мухаммед и раньше опасался одержимости бесами, но его жена Хадиджа сумела его переубедить. Ибо, «как и в предыдущих случаях, когда Мухаммед боялся одержимости бесами, она сейчас твердо его поддерживала и отме­тала малейшие сомнения». Так, «с почте­нием, даже с благоговением, она сказала ему: “Радость для сестры моей! Будь тверд. Именем того, кто владеет душой Хадиджи, я молюсь и надеюсь, что ты будешь Проро­ком нашего народа. Именем Бога, Который тебя не оставит”» (ibid., 75). По сути дела, описываемые Хайкалем обстоятельства по­лучения Мухаммедом «откровения» соот­ветствуют опыту других медиумов. Хай­каль повествует об откровении, снявшем подозрения в виновности с одной из жен Мухаммеда:

«Мухаммед так и лежал на том же месте, когда откровение пришло к нему, сопровожда­емое обычным приступом. Он распростерся на своем покрывале, а под головой у него была подушка. Айша [его жена] позднее рассказы­вала: «Думая, что сейчас должно совершиться что-то зловещее, каждый из находящихся в помещении ощущал ужас — за исключением меня, я-то ничего не боялась, так как знала, что невиновна [...]» Мухаммед, придя в себя, сел и стал утирать лоб, на котором выступили бисеринки пота» [ibid., 337].

Еще одна характерная особенность, зача­стую ассоциирующаяся с оккультными «откровениями», — это общение с умерши­ми (ср. Вт. 18:9-14). Мусульманский био­граф Мухаммеда Хайкаль сообщает о слу­чае, когда нечаянно услышавшие его [Му­хаммеда] слова мусульмане спросили: «не вызываешь ли ты мертвых?», и Пророк от­ветил: «они слышат меня ничуть не хуже вас, разве что ответить не могут» (ibid., 231). В другом случае Мухаммеда нашли «молящимся за мертвецов, похороненных на этом кладбище» (ibid., 495). Хайкаль да­же откровенно признает, что «поэтому нет никаких оснований отрицать факт посеще­ния Мухаммедом кладбища в Баки как не­адекватный, если учесть духовную и психи­ческую способность Мухаммеда контак­тировать с этими сферами реальности и его проникновение в духовную реальность, выходящую за рамки возможностей обыч­ного человека» (ibid., 496; курсив Н.Г.).

Молчание и подавленность. Пятном на предполагаемое божественное происхожде­ние его проповеди ложится и тот факт, что за всем этим последовал долгий период молчания, длившийся, согласно некото­рым сведениям, примерно три года, на про­тяжении которых Мухаммед погрузился в глубины отчаяния, чувствуя свою оставленность Богом и подумывая о самоубийст­ве. Подобные факты как-то не вяжутся с представлениями о божественном призва­нии.

Сатанинское «откровение». Еще в од­ном случае Мухаммед изложил открове­ние, которое, как он думал, было от Бога, но позже изменил его, заявив, что сатана вставил в текст искаженные стихи. Бог ска­зал пророку: «Они — только имена, кото­рыми вы сами назвали, — вы и родители ваши. Аллах не посылал с ними никакого знамения» (Коран, сура 53:23; ср. Коран, сура 22:50/51). Но, к сожалению, человече­ские заблуждения всегда возможны. Сами мусульмане убеждены, что все притязания на откровение, противоречащие Корану, проистекают из заблуждения. В связи с этим уместно задать вопрос, не рассмотреть ли мусульманам всерьез возможность того, что первое впечатление Мухаммеда было правильным и его действительно морочил бес. Мусульмане признают, что сатана реа­лен и что он — великий мастер обмана. С какой тогда стати исключать возможность того, что сам Мухаммед был обманут, как он поначалу и думал?

Человеческие источники Корана. И на­конец, некоторые критики вообще не усма­тривают ничего сверхъестественного в ис­точнике идей Мухаммеда, отмечая, что для подавляющего большинства идей Корана известны их иудейские, христианские и языческие источники. Даже знаменитый биограф Мухаммеда Хайкаль нечаянно указывает на один из возможных источников «откровения» у Мухаммеда. Он пишет:

«У арабов от природы сильно развито вообра­жение. Араб, при том образе жизни, который он ведет под пустынным небосводом, постоян­но перемещаясь в поисках пастбищ и возмож­ностей для торговли и будучи постоянно выну­жденным иметь дело с крайностями, преуве­личениями и даже с ложью, обычно сопутст­вующими коммерции, неизбежно упражняет свое воображение и культивирует его во вся­кий момент, к добру ли это будет или к худу, к войне или к миру» [ibid., 319].

Заключение. Заявления о том, что Му­хаммед был призван Богом, не подтвержда­ются свидетельством. В самом деле, дан­ные, даже данные из мусульманских исто­чников, указывают на прямо противополо­жное. Более того, отсутствуют сверхъесте­ственные подтверждения этого призвания, такие, какие были у Иисуса.

И наконец, личные качества Мухаммеда далеко не соответствуют его притязаниям. На фоне безупречного совершенства Христа Мухам­мед предстает бледной, незначительной те­нью.

Библиография:

A. Y. Ali, The Meaning of the Glorious Qur'an.

T. Andrae, Muhammad: The Man and His Faith.

N. L. Geisler, and A. Saleeb, Answering Islam.

М. H. Haykal, The Life of Muhammad.

Норман Л. Гайслер. Энциклопедия христианской апологетики. Библия для всех. СПб., 2004. С.589-590.

Теги: 
Опубликовано 29 ноября, 2012 - 14:24
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653