Вы здесьНаука – враг религии?Можем ли мы увидеть Бога или нет, насколько Он реален для нас и как Он Себя проявляет в материальном мире? Так как мы разумны, то должны прекрасно понимать, что Бог открывает Себя для нас как естественным, так и сверхъестественным путём. О естественном богопознании нам замечательно сообщает Священное Писание: «подлинно суетны по природе все люди, у которых не было видения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего, и взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила… А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их, потому что от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем. 13, 1-5). Естественное же откровение Бога – это то, что мы можем увидеть, наблюдая природные явления, исторические события, в которых усматривается Промысел Божий, или изучая творения Бога. Между тем, надо отметить, что наука самим своим происхождением обязана, как ни странно религии, и обе они издавна существовали в тесной взаимосвязи. Древнеегипетские и вавилонские жрецы, создавая основы математики, астрономии, медицины, не ставили себе целью «приспособиться к новым временам». Первоначально их цели не выходили за рамки религиозных. Храмы древних цивилизаций были настоящей колыбелью науки, являясь первыми школами, лабораториями и обсерваториями. Первые математические формулы, первые карты небесных тел вышли из рук людей, которые служили религии. Творцы античной науки были в то же время и религиозными мыслителями. Общество пифагорейцев, сделавшее так много для прогресса математики, представляло собой религиозный орден. Аристотель – отец-основатель естествознания, был создателем религиозно-философских принципов, вошедших впоследствии и в систему логики христианского мышления. Именно в новую эру, или проще сказать – христианскую эпоху, монастырские библиотеки собирали древнюю научную литературу, сосредоточив в своих стенах все сокровища знаний всех эпох. Именно в христианскую эпоху произошло мировоззренческое крушение мифического устройства Вселенной, которое дало резкий толчок в развитии естественных наук, а в православной Византии и латинском западе впервые появились университеты и институты, породившие плеяду ученых (в современном смысле слова). Выдающиеся христианские учителя Церкви, мыслители были во всеоружии науки своего времени. Многие раннехристианские авторитеты, в том числе такие столпы, как Василий, архиепископ Кесарийский, и блаженный Августин имели наивысшее для своего времени образование в области естественных наук. Монах Альберт и Фома Аквинский, обладающие энциклопедическим умом, придавали науке огромное значение и продвигали различные ее отрасли. А имена богословов Роджера Бэкона, Уильяма Оккама навсегда войдут в историю науки, как знаковые фигуры. Ньютон и Декарт, Кеплер и Паскаль в XVII веке совершали свои научные перевороты, оставаясь искренне религиозными людьми и богословами. Даже в вольнодумном XVIII веке такие учёные, как Ломоносов, Гершель, Эйлер, исходили в своем изучении природы из религиозного мировоззрения. В XIX веке мы наблюдаем за той же картиной. Религиозны- ми людьми были Либих и Пастер, Кювье и Уоллес, Лайель и Фарадей, Майер и Рентген, Ом и Максвелл, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, И.П. Павлов, В.И. Вернадский, А.Д. Сахаров... Также стоит отметить монаха Грегора Иоганна Менделя, известного австрийского биолога и ботаника, сыгравшего огромную роль в развитии представления о наследственности. Открытие им закономерностей наследования моногенных признаков (Закон Менделя) стало первым шагом на пути к современной генетике. Приходится иногда слышать, как пытаются повесить ярлык на западных христиан в отношении якобы гонений на науку в средние века. Но это поверхностное умозаключение быстро рассеивается при знакомстве с реальными историями тех событий. Часто вспоминают Галилео Галилея, попавшего под домашний арест не за занятия наукой, а по политическим причинам, поскольку гелиоцентрические идеи впервые выдвигали еще в предыдущие века Николай Кузанский и Николай Коперник, не только ученые, но и священнослужители Римско-католической Церкви. Джордано Бруно хотя и был действительно казнен, но за оккультные практики, за проповедь которых на Бруно было сильное ожесточение со стороны прежде всего простого народа. Поэтому начиная со второй половины XX столетия тема «конфликта науки и религии», в основном подогретая идеологиями (марксизм, нацизм), теряет фактически всякое значение. Физик-теоретик, основоположник квантовой физики, лауреат Нобелевской премии по физике и других наград, член Прусской академии наук, Макс Планк считал, что «...история всех времён и народов весьма убедительно свидетельствует о том, что из непосредственной, незамутнённой веры, которую религия внушает своим последователям, живущим деятельной жизнью, исходили самые сильные стимулы и значительные творческие достижения, причём в области социальной не меньше, чем в области искусства и науки». Или вот еще знаменитая цитата Макса Планка: «Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое- кто ныне думает или опасается, а дополняют и обуславливают друг друга… Ибо насколько знания и умения нельзя заменить мировоззренческими убеждениями, настолько же нельзя выработать правильное отношение к нравственным проблемам на основе чисто рационального познания. Однако оба эти пути не расходятся, а идут параллельно, встречаясь в бесконечности у одной и той же цели». Нельзя отрицать тот факт, что у человека имеется внутренний конфликт в вопросе выбора жизни с Богом или без Него. Но человек имеет свободу воли и сознание, – это говорит о нас, как об образе Великого Творца, мы призваны к единству с Ним, наш путь – стремиться к уподоблению Его учения, суть которого есть Любовь к ближнему. Please войдите or регистрирация to sign up for this Апологетика. Автор: Священник Николай Святченко Опубликовано 24 марта, 2013 - 14:17
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |