Вы здесь

О духовной трезвости и культе Раджниша

"Бхагван - это избалованный ребенок, который не может дышать без ежемесячных 250 тысяч долларов карманных денег. Это гений по использованию людской доверчивости, наркоман, не способный жить без "валиума". История его жизни - сплошное жульничество. И я была соучастником этой аферы. Он и я, мы составляли великолепную пару ловкачей".

Из заявления Шилы Силвермен, ближайшей помошницы Раджниша

Выдающийся русский православный философ Борис Вышеславцев (объявивший себя в 30-е годы учеником Карла Юнга), в своё время написал замечательную статью под названием «Религиозно-аскетическое значение невроза». Впервые, по всей видимости, статья была опубликована в органе русской религиозной мысли, журнале «Путь», № 5 за 1926-й год. В этой статье Вышеславцев пишет о том, что современный переворот в психологии и психопатологии представляет огромный интерес с точки зрения религиозно-философской. 

Важнейшим здесь оказывается вопрос так называемой духовной энергии, и тесно взаимосвязанный с этим вопрос объективного восприятия реальности. Русский философ пишет: «Завет Апостола «Духа не угашайте» есть самая сильная защита от всякого невроза и крайняя противоположность всякой «одержимости» с её иллюзиями, её небытием. Религиозная установка сознания требует трезвенности, бодрствования, пламенности, света духовного и отстранения всякой субъективной «прелести» и всяких субъективных измышлений» (стр. 220 в книге «Бессознательное. Сборник статей». Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994, Т. 1).

Также, русский философ в своей статье справедливо пишет, что религиозные святые, суть самые здоровые люди, обладающие полнотой восприятия реальности, бодростью духа, ибо они имели прикосновение к глубочайшему корню всякой реальности – к Богу. Он же замечательно отмечает, что современная ему наука, вместо прежнего скептического взгляда на религию, приходит к убеждению в том, что: «…вера и религиозная жизнь – суть самого мощного средства устроения души и исцеления духа» (стр. 220).

И если Вышеславцев верно писал, что религиозная вера в Бога, есть основа психологического здоровья, то весьма известный в так называемых нью-эйджерских кругах (Нью-Эйдж - Новый Век, или движение за развитие человеческого потенциала) Раджниш, или Ошо, целью всей своей жизни сделал страстную и тенденциозную критику всякой религии, критику веры в Бога. Глубоко разочарованный в жизни Раджниш, в 1986 году произносит две программных речи, позднее опубликованных под общим заголовком «Права нового человека», в которых, кроме остального, яростно критикует Декларацию прав человека. Он утверждает, что на смену старой Декларации, должна прийти Декларация прав, так называемого, нового человека, «единственное основное право» которого – «это стать богом».

Раскрывая суть десяти пунктов своей Декларации, Раджниш страстно надеется на то, что в будущем мире не должно быть ни наций, ни государственных границ, ни религий, и он высказывает убеждение, что религии «растворятся» сами по себе. В то же время, останется одна единственная, некая суперуниверсальная религия – религия Раджниша. Главной причиной рабства «несвободного человека» этот новоявленный гуру считает христианское Учение, а в отношении брака он полагает, что брак должен исчезнуть, поскольку является «подделкой под любовь», дети должны воспитываться общинами и т.д.

 Всякому разумному и духовно зрелому человеку, такие идеи сразу же открываются как некая «тарабарщина», грандиозное возведение своего субъективного восприятия в абсолют, впадение в то, что в православной традиции называется прелестью. Самым удивительным здесь оказывается то, что за этим бездуховным маньяком, одержимым непомерной манией величия, шли тысячи последователей, а его книги до сих пор издаются по всему миру огромными тиражами. Находятся и такие современные его адепты, внешне респектабельные и вроде бы умные и порядочные люди, которые серьёзно считают Раджниша «современным святым», при этом, странным образом искажая все факты его биографии, искажая, можно сказать, в гипнотическом «опьянении» гуру. 

Конечно, если вспомнить историю, даже совсем недавнюю историю, то такие необычные вещи становятся… нет, не более понятными, скорее, вписанными в исторический ряд сходных явлений. Тут и Гитлер, и Сталин, и…  

Правда, сравнение Раджниша с авторитарными правителями, казалось бы, натянуто, поскольку он проповедовал, вроде бы, противоположные некой централизованной системе ценности. С другой же стороны, во многом такие личности сходны в своей аморальности, в своей способности влиять на массы и одурманивать их своеобразным «опиумом для народа», определённой псевдорелигиозной духовной наркоманией. Кроме того, в общинах, которые организовывал «великий гуру», царила вполне авторитарная атмосфера, и часто использовались насильственные методы воздействия, переходящие в жестокость и преступления, даже в массовые убийства.      

Хотя я не соглашаюсь с рядом оценок и выводов Александра Леонидовича Дворкина (доктора богословия, профессора, заведующего кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского богословского института), с его оценкой деятельности и личности Бхагван Шри Раджниша, я полностью согласен. В своей объёмной книге «Сектоведение» (издание 3-е, переработанное и дополненное – Нижний Новгород: Изд. «Христианская библиотека», 2006. – 813 с.), он посвящает рассмотрению личности Раджниша и его секты, значительное количество страниц. Александр Леонидович пишет: «История Раджниша (Ошо) и его культа – это история взлёта и падения одного из авантюристов нашего времени. Раджниш глубоко презирал человечество и не считал нужным скрывать своих устремлений; может быть, даже более чем в истории других сект, тут с неприкрытым цинизмом выставлены на поверхность причины, двигавшие новоявленным гуру, - алчность, похоть, тщеславие и жажда власти» (стр. 414).

Конечно, не в каждой из книг Раджниша читатель сразу же найдёт места, в которых ясно открывались бы описанные качества личности. Его ближайшая помощница Шила Силвермен ясно говорит об Ошо, что «история его жизни – сплошное жульничество». Часто в своих речах этот гуру морализирует, воинствует против «аморальности» политиков, против развращённости масс, низкого духовного уровня, его анархические призывы, обильно приправлены подробным «уподобоваримым» обоснованием. И всё же, чаще всего во всех его текстах, можно уловить фальшь, скрытую, или же, явную.

В цикле его лекций изданных под названием «Йога – возвращение к истоку» (Москва: ИПА «Три Л», 1998. – 272 с.), есть глава под странным названием «Эгоизм – единственное бескорыстие» (стр. 79-105). Уже само эксцентричное название говорит о многом. Внешне всё верно, и о том же говорит и современная психология. Если человек не уважает, не ценит, не любит себя, не счастлив, то он и к другим будет относиться также (знаменитая этическая максима:  «относись к другим, как хотел бы, чтобы относились к тебе»).

Однако, даже поверхностный анализ цитат из текста этой лекции, позволяет понять, что такие высказывания служили Раджнишу риторикой, для сокрытия истинных мотивов, и пропаганды эгоизма, вербовки новых сторонников, для яростной критики политиков, психологов, священников и всего мира: «Только очень глубоко эгоистичный человек может быть бескорыстным» (стр. 80-81), «…вы не служите человечеству. Вы не становитесь великими мучениками, вы не приносите себя в жертву. Всё это бессмысленные термины» (стр. 81), «Если бы всех в мире учили быть эгоистичными, мир стал бы счастливым» (стр. 81-82), «Учите всех быть эгоистичными; из этого вырастает бескорыстие. Бескорыстие есть высший эгоизм» (стр. 82), «Если вы несчастны, вам нужны священники. Если вы больны, несчастны, вам будут нужны политики» (стр. 82), «Священники и политики состоят в глубоком заговоре…» (стр. 82).

Такой риторикой «гуру обмана» стремился заклеймить весь ненавистный мир, захватить власть над душами учеников, добиться полного их подчинения. И его «воля к власти», его стремление к превосходству, мания величия, были огромными. Часто такая мания величия и чувство превосходства, даже не скрывались риторикой, а грозно и требовательно выставлялись на показ, с претензией на то, что «просветлённый гуру» имеет право так себя вести.

Как он сам рассказывает в книге «Мастер» (Ошо Раджниш. «Мастер». Пер. с англ. – К.: «София», Ltd, 1998.- 592 с.), посвящённой буддизму, на одной из буддийских конференций в Бодх Гайя, председателем конференции был один из самых учёных буддийских монахов Индии, Бхадант Ананд Каушальяян. Раджниш пригласил его посетить свой лагерь, и при их встрече этот буддийский учёный стал говорить Раджнишу о том, что считает его странным человеком, потому что он говорит такие вещи, которых Будда не говорил никогда. И Ошо ответил ему: «Тут нет загадки. Если я рассказываю историю о Гаутаме Будде, но её нет в писаниях, то вставьте её в ваши писания, потому что она должна быть там. Если я говорю что-то, сказанное Гаутамой Буддой, а вы не находите этого нигде, извольте вставить это в нужном месте, там, где оно должно быть – и пропущено. Потому что всё, что я говорю…» (стр. 313).

И Раджниш объявляет себя «просветлённым». Однако, постоянно апеллируя к образам счастья, Раджниш был глубоко несчастным, одиноким и ощущающим огромную пустоту в душе. Его навязчивая «апология счастья», как раз и выдаёт внутренний «голод» по осмысленной любовью и духовным смыслом жизни. Раджниш стремился заполнить эту ужасную духовную пустоту через страсти, которые в его душе обрели невиданные размеры. Всё время, с большим пафосом говоря о свободе, он был жалким рабом своих страстей.    

В чём же причина такого массового интереса к творчеству Раджниша? В чём причина его «опьяняющего» влияния на своих сторонников? Постараюсь последовательно разобраться в этих вопросах, вместе с тем, систематически излагая его биографию, в которой ясно проступают очертания его прошлой жизни в облике яростного антихристианина и имморалиста, утверждавшего, что человеком движет лишь «воля к власти» - Фридриха Ницше (1844-1900).

Раджниш Чандра Мохан (1931-1990) родился в Кушваде, что относится к центральной части Индии, в семье джайнов, религии, признающей существование индивидуальной души, но отрицающей личностного Бога. Для джайнов характерна вера в реинкарнацию (перерождение душ), и они видят спасение в освобождении от такого перерождения, а достигшего освобождения, почитают как некоего «живого бога» (что нашло отголосок в деятельности Раджниша). Будущий гуру вспоминал, что вопросы самореализации занимали его с раннего возраста, он пробовал разные медитации, но при этом, уповал исключительно только на себя, отрицая всякие традиции и учителей.

Профессор Дворкин отмечает тонкие психологические подробности из детства и юности Раджниша. В частности, он пишет о том, что хотя он в студенческие годы вёл жизнь, далёкую от джайнистского аскетизма, строгие нормы и правила этой религии глубоко укоренились в его подсознании: «…и внутренний конфликт Раджниш смог разрешить, только взбунтовавшись против «суеверий» религии отцов и всех прочих религий. Теоретическим обоснованием для этого Раджнишу послужила «философия жизни» (Ницше и др.), с которой он познакомился в университете» (стр. 415). Выдающийся сектовед, отрицающий существование реинкарнации, даже не подозревает, как близко он подошёл этими замечаниями к пониманию прошлого души великого критика религий, сделавшего «богоборчество», одним из основных идейных лозунгов.

Нужно сказать, что Раджнишу нельзя отказать в мощном интеллекте и всеобъемлющей эрудиции, а также, в таланте оратора и лектора, использующего яркую и образно богатую речь. Не зря он весьма ценил притчи, и целостный язык мифов и легенд. В лекциях опубликованных в двухтомнике под названием «Дао. Путь без пути» (В двух томах - Пер. с англ. – М.: Изд. «Либрис», 1994) он говорит: «…притчи прекрасны сами по себе, но их цель не в этом… они идут дальше, за пределы, они трансцендентны. Если препарировать саму притчу, мало что будет понятно» (том 1, стр. 10). Раджниш не написал ни одной книги, а то, что потом было издано в нескольких сотнях томов, составляет записи его многочисленных лекций и бесед, произнесённых по разным поводам. К слову, такой стиль весьма близок метафоричной философии Фридриха Ницше.

В 1957 году будущий новоявленный гуру закончил Саугарский универсистет и получил золотую медаль Всеиндийского конкурса дебатов и степень магистра философии, после этого он в течение девяти лет преподавал философию в Джабалпурском университете. Это весьма сходно с биографией Ницше, которому в его 24-е года предложили профессуру. В 1966 году Раджниш уходит из университета и начинает самостоятельный путь в качестве гуру (учителя), проповедуя своё крайне эклектичное (эклектицизм – хаотичное слияние самых разных элементов) учение.

Как отмечает профессор Дворкин, в это время Раджниш проповедовал новую нонконформисткую религиозность: «…противостоящую традиционным религиям, на которые Раджниш резко нападал при всяком удобном случае: «Мы делаем революцию… Я жгу старые писания, крушу традиции…»; «Я основатель единственной религии, другие религии – обман. Иисус, Мухаммед и Будда просто совращали людей…»); «Вера – это чистая отрава…» (стр. 416).

Нового «просветлённого человека» Раджниш воспринимал как соединяющего жизнь плоти и медитацию, западную активность и восточное недеяние, и называл неким Зорбой-Буддой (грек Зорба – энергичный герой одноимённого романа греческого писателя Николаса Казанзакиса). Как отмечает профессор Дворкин, если перефразировать известное христианское высказывание «Люби Бога и делай, что хочешь», применительно к главному постулату учения Раджниша, то получится: «Люби себя и делай, что хочешь».      

В этом Зорбе-Будде, нужно заметить, прекрасно проступают черты сверхчеловека Фридриха Ницше, который стоит «по ту сторону добра и зла», который «имморален, как сама природа». Известно, что последняя четверть жизни Ницше была отравлена жестоким психическим недугом, а последние десять лет жизни он провёл в психиатрической лечебнице, полностью лишившись разума. Многие критики крайне противоречивого учения немецкого философа, полагали, что его сумасшествие, есть расплата за грехи.

Русский философ Владимир Соловьёв серьёзно утверждал, что своей душевной болезнью Ницше «спас свою душу», Карл Юнг полагал, что в личности немецкого философа жизни, происходила мучительная борьба двух личностей, и в конечном итоге, это привело к вытеснению одной из них и к безумию. И нужно сказать, что в ярких образных высказываниях Раджниша, чаще всего имеющих личностную подоплёку, хорошо заметна вся эта линия конфликта. Цитата из той же книги лекций о Дао: «Дисциплину создали люди, из-за дисциплины человек становится расщеплённым: одна часть пытается командовать другой, - так создаётся раскол. //…Конечный результат – только шизофрения. Вы всё боретесь и боретесь; постепенно вы уже не одна индивидуальность, вас становится много, по крайней мере двое…» (т. 1, стр. 32). Цитата из Раджниша по книге Дворкина: «Вы – безумец, и что-то с этим нужно делать. Старые традиции говорят: «Подави своё безумие. Не позволяй ему выйти наружу, иначе твои действия станут безумными», - но я говорю: «Позвольте своему безумию выйти наружу…» (стр. 417).

Тяжёлая психологическая травма преследовала всю жизнь Фридриха Ницше, и эта же травма, только в новом качестве, вошла и в его новую жизнь. Теперь он стремился соединить два противоречивых внутренних голоса, и обрести единство, в «следовании своему естеству», как он выражается. Только это «естество» глубоко падшее и психологически повреждённое, глубинный конфликт не проработан, а только замаскировался более успешно. Высказывания Раджниша являются его саморазоблачением: «Разум пьян. Настоящего он не видит, он не замечает того, что прямо перед носом. Его переполняют мечты и надежды» (стр. 449 в книге «Мастер»), «Разум всегда ищет короткий путь. И самый лёгкий способ найти его – создать иллюзию. Достаточно считать, что ты уже такой, каким хочешь стать» (стр. 40 в книге «Горчичное зерно». Пер. с англ. – К.: «София», 2003; М.: ИД «София», 2003. – 496 с.).

Ребенком Ницше, нужно полагать, пережил сильную психологическую травму из-за недостатка любви, недостаточного принятия его таким, каким он был. Это породило мощную нарциссическую защиту, манию величия. В книге о Дао есть любопытнейший фрагмент: «Сама идея «я» всегда предполагает первенство, тогда всё остальное – на втором месте. Фридрих Ницше искреннее других: «Я не могу допустить существование Бога: тогда я буду вторым, а вторым я быть не могу, я не могу принять положение второго». Если есть Бог, тогда я всегда буду вторым. Как бы я ни вырос, чего бы ни достиг, я буду всегда вторым и никогда первым, выше всех. Это неприемлемо, и он говорит: «Бог мёртв, а человек свободен». Бог – это оковы, и он, в действительности, прав. Я говорю в «действительности», потому что такова тайная мысль каждого: каждое эго хочет, чтобы Бог был вторым» (т. 1, стр. 59).

Фактически, в этих словах Раджниша, вся идеология современного нью-эйджерского противления христианству, идеология, маскирующаяся под гуманизм и веру в человека, но несущая только хаос и опустошение. Как писал замечательный, но не лишённый внутренних противоречий поэт Николай Гумилев: «Я возревновал о славе Отчей, / Как на небесах и на земле…». На мой взгляд, вполне уместен психоанализ религии, в ходе которого человек может осознать личностные истоки сопротивления христианской вере.

В 1968 году Раджниш поселился в Бомбее, и здесь у него появляются первые ученики, в основном – люди запада, как замечает профессор Дворкин, в основном люди, прошедшие через разные новые религиозные движения, «наркодуховность», хиппи и т.д. В этом смысле, весьма показательно упоминание о «наркодуховности», родственной с экстатически-опьяняющим дионисийским учением новоявленного гуру. К своему имени в то время Раджниш прибавил эпитет Бхагван Шри («Бог Господь»). В последствии у него ещё появляется эпитет Ошо, в переводе означающий «океан».   

В 1974 году Раджниш переезжает в Пуну (Индия), где открыл первый ашрам-коммуну, через который за год проходило до 50 тысяч человек. К нему присоединилась любимая ученица и секретарь, авантюристка с американским паспортом Ма Ананда Шила (Шила Силвермен), которая в штате Нью-Джерси создала компанию, оборот которой вскоре составлял миллионы долларов. Организация Раджниша разрасталась, возникали новые ашрамы по всей Индии и в других странах. В таких коммунах царила авторитарная атмосфера и для жёсткого контроля сознания применялись насильственные методы. Как отмечает профессор Дворкин, когда гуру намекнул, что женщины с детьми мешают развитию организации (не могут достичь просветления), многие женщины были стерилизованы насильственным путём (стр. 421).

По возвращении из коммуны в Пуне, посетители рассказывали о массовых сексуальных оргиях, об извращениях, торговле наркотиками и наркомании, а также, самоубийствах среди ашрамовцев, таинственных исчезновениях людей. Многие потеряли здоровье, совсем утратили разум, под влиянием так называемых «динамических медитаций» Раджниша, направленных на «выпускание безумия». В 1981 году правительство Индиры Ганди начало расследование, показавшее, что организация Раджниша имела огромные налоговые долги, присваивала пожертвования на благотворительность, было множество краж и т.д. Правительство Индии лишило ашрам статуса религиозной организации, а сам Раджниш, не дожидаясь окончания расследования, сбежал в США.

Здесь на территории графства Васко, в пустынной части Центрального Орегона, было приобретено огромное ранчо, а позднее возник пятитысячный город Раджнишпурам. Сюда приезжало множество паломников, Раджниш брал огромные деньги за «терапию», проводимую им. По всему миру росли ответвления его организации. Раджнишу в то время принадлежало 4 самолёта, боевой вертолёт и 91 «роллс-ройс», хотя «гуру богатых» (как он себя называл), мечтал о 365 этих самых дорогих машинах в мире, по одной на каждый день.

В Орегоне раджнишисты заняли расположенный рядом городок Энтелоуп и получили большинство мест в городском совете, после чего переименовали его в Раджниш. Неугодных выживали из города. Когда приблизился срок выборов в законодательное собрание графства, раджнишисты хотели добиться в нём большинства, а потому решили увеличить число избирателей, которые могли проголосовать за Раджниша. Осенью 1984 года они провели операцию «Подели жилище с ближним», для чего из разных городов США привезли более трёх тысяч бродяг, алкоголиков и наркоманов. Однако местные власти ввели новый закон о выборах и эти бродяги не принесли никакой пользы, и только мешали, находясь в ашраме, вели себя нагло и вызывающе. Помощница Раджниша Шила собрала отряд из ста боевиков, но они не смогли разогнать бомжей, и тогда, вскоре их стали находить мёртвыми в окрестностях города. Полиция установила, что они были убиты неизвестным ядом.

Вскоре последователи Раджниша стали планировать пробраться в правление штата Орегон, а Шила пригрозила превратить весь Орегон в Ражнишпуран. Всё это взволновало местных фермеров, и, наконец, ФБР начало против секты Раджниша уголовное расследование. В Раджнишпураме были обнаружены склады оружия, лаборатории по производству наркотиков (они добавлялись в пищу сектантам, для воздействия на их разум), и т.д. Бывшие сторонники стали обвинять друг друга, спасая свою шкуру.

Суд над Раджнишем, который проходил в Портланде (штат Орегон), закончился 14 ноября 1985 года. Однако суд пошёл на компромисс, не желая делать из подсудимого «мученика» в глазах его сторонников, и Раджниш получил символическое наказание (10 лет условного уголовного наказания и штаф), но его выслали из США. После высылки из Америки, Раджниш пытался остановиться в какой-нибудь стране, но 21 страна мира (!) запретила ему въезд.

Вскоре после этих событий, основатель «единственной религии будущего», как раз и произносит две его программных речи о правах нового человека, в которых выплёскивает всю свою ярость и обиду на весь мир. В 1987 году он вновь поселяется в Пуне (Индия), и возобновляет свою «психотерапевтическую» деятельность, однако, к концу 80-х годов здоровье его ухудшилось, а в 1990-м он умирает, скорее всего, от СПИДа. Так бесславно закончилась жизнь одного из самых отвратительных авантюристов современности. 

В чём же причина такой невероятной популярности этого мошенника? Как человек с глубоким психологическим дефектом, глубоко несчастный, мог убедить своих последователей, в своей особой «цельности», в том, что через него люди могут найти счастье? Думается мне, что во многом здесь повинна коллективная жажда романтического, которым так обильно «кормил» своих наивных последователей новоявленный гуру. Раджниш предложил своим адептам некую сказку, некий миф,  возвращающий в детство, стремящийся преодолеть внутренние конфликты напряжённой ясности сознания через снижение критичности, через опьянение духа. Древнегреческий бог Дионис, бог опьянения и экстаза, трагедии и радости, захватил массы, которые слепо подпали под обаяние патологического маньяка, стремящегося заполнить ужасную пустоту в своей душе, и создающего иллюзорную полноту. В этом смысле, Шила Силвермен метко называет Раджниша «гением обмана», и «избалованным ребёнком».

Наиболее почитаемыми «открытиями» Раджниша среди  нью-эйджеров считаются «динамические медитации», которые, на поверку оказываются просто «выпусканием безумия» и одержимостью страстями. Расширение сценария жизни Раджниша за счёт его прошлой жизни (Фридриха Ницше), позволяет хорошо это пронаблюдать. В своей книге «Медитация: первая и последняя свобода» (Пер. с англ. – СПб.: Изд. Чернышёва, 1996. – 399 с.), он говорит: «Позвольте выйти наружу всему, что необходимо удалить. Сойдите с ума… Пойте, визжите, смейтесь, кричите, плачьте, прыгайте, тряситесь, танцуйте, лягайтесь, мечитесь из стороны в сторону» (стр. 72).

Это и есть основа его знаменитых «динамических медитаций», в центре которых приёмы: несколько дней подряд безудержно смейтесь, затем, несколько дней подряд безудержно плачьте и т.д. Конечно, такое «выпускание безумия» не способствует преображению, трансформации личности, а просто подменяет подлинные чувства, одурманивает личность духовным наркотиком. Если и говорить о ролевом сценарии Диониса, то это самый примитивный уровень дионисийского сознания, в своём высшем развитии породившего театр, комедию и драму, преображающие жизнь страстей в форме искусства. Прельщение Раджнишем – это общая проблема наркотизации современной культуры, проблема снижения духовного уровня, под влиянием псевдорелигиозных культов, это романтическая жажда целостности, которая приобрела извращённые формы, отклонилась от священного пути к религиозной полноте.

Опубликовано 29 сентября, 2012 - 22:27
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653