Вы здесьО миссионерской деятельности приходаЦерковь и Евхаристия Церковь, Экклесия, собрание – это прежде всего Евхаристическая община, возглавляемая предстоятелем – епископом или пресвитером, совершающая в День Господень Жертву благодарения во исполнение заповеди Господа Иисуса Христа[1]: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лук. 22:19). «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:50-56). Единение верных, Евхаристия, Жертва благодарения, совершающаяся во всех приходах всех поместных православных Церквей, и есть Экклесия, Церковь. Как семья является основной ячейкой человеческого сообщества, так и евхаристическая община или приход является первичной ячейкой Церкви. Просто приход? Нет, община Каков приход сегодня? И каким он должен быть, если он является «малой церковью»? Сегодня приход (те, кто приходит в разное время в конкретный храм) состоит из очень разных по своему духовному состоянию людей. Во-первых, это постоянные члены храмовой общины, в основном знакомые между собой и занятые всеми приходскими служениями в храме. Во-вторых, постоянные прихожане, которые участвуют только в молитвенной жизни прихода, приходя по Воскресениям и Праздникам. В-третьих, те, кто заходит в храм, чтобы поставить свечи, приходит на Пасху освящать куличи и яйца и на Богоявление за водой. В-четвертых, те, кто просто изредка заходит в храм поглядеть, прогуливаясь мимо. Каким же должен быть такой приход, чтобы уже сегодня он был живой ячейкой Церкви? Центром такого прихода должны быть те, кто участвует не только в богослужебной жизни, но и выполняет другие послушания. При этом очень важно, чтобы они сознательно участвовали в Литургии и регулярно причащались Тела и Крови Христовых. В современных приходах, бывает, складывается ситуация, что сотрудники храма, а также прихожане, осуществляющие миссионерское или социальное служение, начинают считать эту деятельность самодостаточной, и забывают о духовной жизни, исповеди и Причастии. Любовь между собою Вторая заповедь, которую дал нам Господь – «Возлюби ближнего, как самого себя». Важно, чтобы эту заповедь члены прихода исполняли бы хотя бы по отношению друг к другу. Это значит, что члены прихода или общины знают друг друга не только по имени, но знакомы так хорошо, и так хорошо знают нужды друг друга, что могут быть реальной поддержкой друг для друга и, конечно, для предстоятеля общины. Не удивительно ли, что если что-то случается у прихожанина того или иного прихода, он ищет помощи или поддержки у своих неверующих родственников, или даже просто друзей? Приход, сообщество «братьев и сестер», так и не становится ему настоящей семьей. Миссия прихода Если же община исполняет заповедь, «да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34), то эта любовь неизменно будет изливаться в мир, который пока еще лежит во зле. Община будет служить этому миру так, как и ждет от нее Господь, и исполнит основное свое предназначение, будет миссионерствовать: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». (Матф.28:19). Места и формы миссии Что же является миссионерской областью прихода? Это, конечно, все возможные места, где людям можно доносить слово Божие: детские сады, школы, институты, кинотеатры, кафе, различные предприятия, социальные центры, все, что находится в пределах «шаговой доступности» прихода. Формы миссии во всех этих местах должны быть различными. По словам апостола Павла: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Следовательно, должны быть продуманы подходы ко всем, к кому мы будем обращаться с проповедью. В общем случае миссионерские мероприятия можно расположить по степени эффективности следующим образом. 1. Наиболее эффективная миссия это всегда – от сердца к сердцу. Слово, обращенное лично, участие в жизни, радостях и проблемах человека, личный пример и свидетельство было и остается самым востребованным и эффективным. 2. Следующей по эффективности является проведение просветительских бесед. Это и беседы по изучению Священного Писания, и огласительные беседы (если они состоят из нескольких встреч), и группы катехизации или взрослые группы воскресных школ, беседы для обсуждения важных жизненных вопросов, молитвенные группы (например, двадцатки для чтения Псалтири). В группах легко переходить к личному миссионерству. 3. Далее следует проповедь или свидетельство на аудиторию. Слово Божие и свидетельство людей, жизнь которых изменилась через покаяние и встречу с Богом, жития святых – это очень важная часть миссии, но без первых двух форм это менее эффективно. Куда конкретно зовем мы людей, которым проповедуем? Что предлагаем? 4. Концерты, которые содержат православные христианские песнопения, а также другие массовые мероприятия. Без проповеди и свидетельств, без личного взаимодействия также является малоэффективной формой миссии. 5. Раздача православной литературы и листовок. Желательно, чтобы всякая такая акция сопровождалась и проповедью, и концертами, и беседами, и личным общением. Знать, куда приглашать После того, как миссия осуществлена, человек заинтересовался, необходимо пространство для возрастания людей в вере. Начинается работа с людьми, чаще всего – с группами людей. Это группы изучения Священного Писания, группы катехизации, взрослые группы воскресных школ. Такие формы подходят как для новоначальных христиан (для изучения Писания и Предания), так и для постоянных членов общины. Группы будут более эффективны, если в них развивается «творческое, осмысленное отношение к Слову Божию» (святейший Патриарх Кирилл), если они действуют на основе диалога. Направления работы внутри прихода С какими же вопросами встречаются прихожане, члены общины? Ниже мы в тезисном порядке лишь обозначим основные направления. Итак, перед прихожанами стоят следующие вопросы: 1. Вопросы духовной жизни. 2. Вопросы служения ближним. 3. Повышение образованности, приобретение новых знаний духовного и практического характера. Вопросы духовной жизни - Встреча с собой, глубинное самопознание, покаяние и подготовка к таинству исповеди. - Осознание необходимости духовного роста и духовной жизни, молитвы, поста, участия в Таинствах. - Общение с другими людьми по евангельским заповедям. - Вопросы семьи. - Проблемы с зависимостями. Священник-духовник в одиночку не может решить всех этих вопросов, да он и не должен решать их[2]. Чтобы решать вопросы такого рода, важно иметь помощников из числа воцерковленных мирян, в том числе практических психологов, ведь проблемы человека могут лежать не в духовной, а психологической и даже психиатрической сфере. Важно организовывать на приходах семейные клубы, группы помощи людям, страдающим различными зависимостями. Вопросы служения ближним Насущной необходимостью являются формирование различных групп миссионерского и социального служения. Здесь может быть регулярное посещение школы, организация паломнических поездок, выпуск и распространение просветительской газеты, окормление больниц, помощь престарелым и инвалидам, переписка с заключенными, помощь больным прихожанам или прихожанам с детьми добираться до храма, прием православного психолога и многое-многое другое. Все зависит от размера прихода и количества активных прихожан. Важно, чтобы за каждое направление деятельности отвечал персонально кто-то один, то есть был руководителем этого направления. Если за какую-то деятельность отвечает двое или больше человек, значит, она вскоре перестанет выполняться или будет выполняться неэффективно. Повышение образованности, приобретение новых знаний духовного и практического характера Духовная жизнь и служение на приходе требуют постоянного расширения кругозора, чтения Священного Писания, святоотеческого наследия, современных трудов, посвященных социальной и миссионерской деятельности. Для этих целей в епархиях создаются миссионерско-катехизаторские курсы, курсы социальных и молодежных работников, а также педагогов воскресных школ. Можно организовывать подобные курсы, конференции или круглые столы в рамках прихода или благочиния для обмена опытом и расширения взаимодействия между приходами. Материал опубликован в «Вестнике миссионерского отдела» №6. Ноябрь 2012 г. [1] См. подр. евхаристическую экклесиологию протопресв. Н. Афанасьева, А. Шмемана. [2] О различии задач священника и православного психолога можно узнать, например, из публикаций и выступлений свящ. Андрея Лоргуса или семинаров по христианской антропологии.
Опубликовано 28 апреля, 2014 - 16:34
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |