Вы здесьО незнающем боге «свидетелей Иеговы»Учение о Боге является краеугольным камнем любой религии. Его глубина может сказать многое о богословии религиозной группы в целом, ибо как тот, кто неправильно мыслит о Боге, вряд ли сможет правильно постичь и его Божественное Откровение. Помимо того, что в представлениях свидетелей Иеговы Бог имеет форму и тело, а так же обитает в некоем месте, он может не знать будущее. Для христиан подобные утверждения звучат совершенно абсурдно, однако «свидетели» верят именно так: «Хотя Иегова может знать все наперед, он, по всей видимости, решил не предвидеть заранее, как поступят Адам и Ева. Поэтому вопрос не в том, может ли Иегова предвидеть будущее, а в том, хочет ли он это делать. Более того, трудно представить, чтобы Иегова, Бог любви, сознательно и безжалостно предопределил этот мятеж со всеми его печальными последствиями (Матфея 7:11; 1 Иоанна 4:8). Следовательно, Иегова пользуется своей способностью знать будущее избирательно. Но если способностью знать будущее Иегова пользуется избирательно, то говорит ли это о его несовершенстве? Нет. Моисей назвал Иегову «твердыней», добавив: «Совершенны дела его». Его нельзя обвинять в последствиях человеческого греха» (Сторожевая Башня от 2006 года за 1 июня, с. 25). Сразу обращают на себя внимание несколько мыслей из данной статьи. Во-первых, предвидение будущего - это способность или же неотъемлемое свойства сущности Бога? Все соглашаются с тем, что Бог в сущности своей пребывает в вечности, а мы во времени. Логично, что для него, таким образом, нет нашего «завтра» или «вчера». Перед ним есть только вечное "сейчас" и потому для него просто не стоит вопрос, как послезавтра поступит тот или иной человек. Он знает это сейчас. Значит, вопрос: "хочет ли Иегова предвидеть будущее?" можно смело перефразировать как: "хочет ли Иеговы быть Богом?". Ясно, что Бог не может не хотеть быть Тем, Кем он является. Как Он может не желать быть самим собой? Во-вторых, если Бог не предвидел падения Адама, то, как же объяснить те тексты Писания, которые говорят о том, что голгофская Жертва была принесена еще до основания мира (см. 1 Пет. 1:20, Отк. 13:8, Эф. 1:4)? В третьих, не понятно, почему автор статьи, говоря "Более того, трудно представить, чтобы Иегова, Бог любви, сознательно и безжалостно предопределил этот мятеж со всеми его печальными последствиями" смешивает понятие предвидения и предопределения? Это разные вещи! Знать и определить – вовсе не одно и то же. Традиционная христианская формула гласит: Бог все предвидит, но не все предопределяет. Бог знал, как решит поступить Адам, но это никак не отнимало у Адама его свободное произволение. Он не определял Адама на грех. Наверняка прозвучат некоторые возражения, например, разве не сказал Господь Аврааму: «не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт.22:12)? Да, сказал. Но давайте напомним себе принципиальный момент: Бог не может чего-то не знать, так как он пребывает в вечности и потому «Он знает всё» (1 Ин. 3:20). Всеведение Бога было прекрасно знакомо древним иудеям эпохи Второго Храма: «Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его!» (Дан.13:42, LXX), "Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении" (Сир. 23:29, LXX). Следовательно, если Бог знает всё, слова о вере Авраама необходимо понимать не столь буквально. Вот как размышлял на эту тему один из отцов Церкви, Иларий Пиктавийский: «Не следует сомневаться, что Божие знание скорее раскрывается в подходящий момент, нежели подвержено изменениям, поскольку по отношению к тому, что Бог знает, скорее следует говорить о подходящем моменте для его раскрытия, нежели о его приобретении, - как мы узнаем из тех слов, что были сказаны Аврааму: ''не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Господа Бога твоего и не пожалел сына твоего, возлюбленного твоего, для Меня''. Таким образом, теперь Бог это знает. Однако знать что-то теперь есть признак предшествующего неведения. Но Богу несвойственно, чтобы прежде Он находился в неведении относительно верности Ему Авраама, о котором сказано: «Аврам поверил Богу, и было вменено ему это в праведность». То, что Бог теперь это узнал, указывает на момент, когда Авраам получил свидетельство, а не когда Бог будто бы начал знать. Авраам своей готовностью принести в жертву сына во всесожжение показал, какова его любовь к Богу; и Бог ведал об этом тогда, когда говорил с ним. И поскольку не мыслимо, будто Бог не знал этого прежде, поэтому следует понимать, что Он уже тогда об этом знал, когда говорил. Из множества примеров о Божием знании, которые содержатся в Ветхом Завете, мы взяли лишь один, чтобы было понятно, что Бог не знает не по причине неведения, но из-за подходящего момента» (трактат «О Троице»). Справедливость слов Илария подтверждается тем, что в Писании действительно о Боге часто говорится антропоморфным образом. На языке Библии Бог может «раскаяться», «увидеть», иметь «уши», «обонять» дым всесожжений, «отвернуть лицо», «восседать на херувимах» и «лететь». К этой же категории речи относится и «незнание» Бога. Следующее возражение связно с пониманием выражение «основание мира», которое в публикациях «свидетелей Иеговы» трактуется как указание на появления мира несовершенных людей в лице детей Адама и Евы. Это дает им основание понимать время замысла Жертва не от вечности, а от появления грешного мира. На чем основана такая интерпретация? Общество Сторожевой Башни объясняет: «Словом «основание» переводится греческое слово, которое буквально означает «бросание семени». Произошло ли «бросание семени», или зачатие потомков, до согрешения Адама и Евы? Нет. Адам и Ева произвели на свет детей уже после того, как проявили непослушание (Бытие 4:1)» (Сторожевая Башня за 2006 год от 1 июня, с.23). Вряд ли такой филологический аргумент может быть серьезным. Множество в Библии используются не в буквальном значении. Например, в одном из журналов говорится: «В Еврейских Писаниях понятие долготерпения выражается двумя древнееврейскими словами, которые буквально означают “длинные ноздри”» (Сторожевая Башня за 2001 год от 1 ноября, с.8). Почему бы следуя этой логике не представлять долготерпеливого человека с широкими ноздрями? Из сравнения с Евр. 4:3 становится очевидно, что «зачатие мира» относиться к шести дням творения: «А мы, проявившие веру, входим в этот покой, как он и сказал: «Поэтому я поклялся в своём гневе: „Они не войдут в мой покой“», хотя его дела были завершены от основания мира. В одном месте он сказал о седьмом дне так: «Бог стал отдыхать в седьмой день от всех своих дел» (Евр.4:3,4, ПНМ). Ясно, что Бог завершил свои дела и упокоился после шестого дня творения. Это и было «основанием мира». Этим выводам никак не противоречат слова Христа из Евангелия от Луки: «да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего» (Лук.11:50,51). Свидетели Иеговы считают, будто этот стих доказывает, что «создание мира» относиться ко времени Авеля. Однако все что здесь сказано, так это то, что кровь Авеля действительно была пролита первой по сотворении мира.
Автор: Анатолий Дудоль Опубликовано 13 июля, 2012 - 00:00
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |