Вы здесь

Обыкновенный полтергейст

В некоторых домах ни с того ни с сего начинает происходить что‑то странное. Их вдруг наполняют шорохи, звяки и бряки, стуки и перестуки. Поначалу этой какофонией дело вроде бы ограничивается. А потом начинается… стулья летают, шторы самовозгораются, утюги норовят впечататься в лбы ошеломленных хозяев. А порой этих хозяев даже побивают невидимые руки.

Что это такое? Вернее, кто такой? В старину его называли домовой. Сейчас величают непонятным словом “полтергейст”. Но полтергейст – слово вовсе не загадочное, оно имеет немецкое происхождение и означает “шумный дух”. Впервые это слово было употреблено в 1714 году – тогда в Дортмунде на дом Бертольда Герстмана неожиданно из соседского сада сами собой полетели камни.

Так что же это такое? В наши дни насчитывается уже более двадцати гипотез происхождения полтергейста. Полтергейст – это нечто неопределенное, невидимое, стран ное и порой страшное, и, в отличие от “космических пришельцев”, встречалось это нечто и в давние времена. Кстати, название ему на Руси нашлось вполне определенное – домовой. Хотя порой люди в старину называли его и настоящим именем – бес. Понятно, что, как и бес, полтергейст очень стар. Самым ранним зафиксированным случаем его проявления считается приключение в немецком городке Бингеме‑на‑Рейне в 355 году, когда камни произвольно летали по воздуху, спящих выбрасывало из постелей, “прокатывались по улицам грохочущие и трещащие шумы”. Упомянут этот странный феномен в древнем немецком манускрипте “Annales Fuldenses”.

В 1570 году в книге “Jardin de las Floras Curiosas” испанский писатель Туррекремата рассказал о том, как в Саламанке две прекрасные девицы жили в одном доме с полтергейстом. Выставить духа из дома приехал даже сам мэр с двадцатью помощниками, но некто невидимый обрушил на них град камней. И подобным образом этот невидимка поступал не однажды. Наконец один из тех, кого “шумный дух” счел недругом, подобрал булыжник и обратился к невидимке: “Диавол, если это ты, то пусть этот камень вернется сюда!” И камень прилетел назад…

В 1579 году Джироламо Менги поведал о том, что в Болонье дух сильно досаждал одной служанке, подшучивая над ней и создавая громкий шум.

В 1612 году в Бургундии приключилась следующая история. В Макон вернулся домой священник‑гугенот Франсуа Перро и узнал от жены и горничной, что в его доме происходит нечто невообразимое: кто‑то дергает полог кровати, шумит, разбрасывает посуду… Женщины были сильно взволнованы. Перро поспешил поставить в известность церковное начальство и адвоката. Когда те прибыли в дом священника, у “призрака” прорезался голос, и он принялся безобразничать, как истинный бесенок, – выбалтывал семейные тайны Перро, пел непристойные песни, производил над присутствующими всяческие шутки. Выходки полтергейста продолжались три месяца. В последние две недели он развлекался тем, что с утра до вечера обстреливал дом камнями. За время пребывания в доме он успел найти общий язык с горничной, которая общалась с духом как со “своим парнем” и поддразнивала его в ответ на шуточки. Перро задумался – а не зря ли молва называет эту женщину ведьмой? Припомнил он и обстоятельства, при которых был приобретен злополучный дом. Дочь умерших владельцев выселили из него силой, и, покидая дом по распоряжению суда, она произносила в адрес новых жителей страшные угрозы.

Кстати, давно известно по наблюдениям в течение многих веков, что темных духов притягивают так же верно, как магнит – железо, злоба, проклятья, гневные и нечистые слова.

Еще одной семье в Стратфорде (штат Коннектикут) в 1860 году пришлось несладко из‑за шуточек полтергейста. Все развивалось классически – предметы принялись сами собой двигаться и летать, причем видели это соседи и знакомые, и продолжалось это удивительное действо в течение нескольких месяцев.

В 1876 году полтергейст расхулиганился на улицах Китая, отрезая у китайцев традиционные косички и тем самым вводя бедняг в панику. Истерия распространилась на Шанхай, потом на другие города страны и продолжалась три года, вызывая недоверие и насмешку у европейцев. Тем не менее, в 1922 году нечто похожее произошло и в Лондоне, когда невидимая рука хватала на улицах девушек за волосы и безжалостно их отрезала…

Буянила нечисть и в России. Сергей Максимов, знаменитый фольклорист и этнограф XIX века описывает подобное явление, имевшее место в деревенском доме в Вятской губернии. Хозяева дома “как ни сядут за стол… начнет некто швырять с печи шубами или с полатей бросаться подушками. Так и выжила кикимора хозяев из дома”. Комментируя эти события, С. Максимов пишет: “Точно так же нельзя было жить в одной избе в Скопинском уезде Рязанской губернии по той причине, что как только сядет семья за стол, так и летят чашки с печи или с полатей лапти…

В Петербурге на нашей памяти на Фонтанке, близ Калинина моста, существовал беспокойный дом… Лет десять‑пятнадцать назад на такой же дом на Литейном (в том же городе) указывали все газеты, и толпы любопытных собирались к нему в таком множестве, что вмешалась полиция”.

По словам священника П. Н. Цветкова, в 1873 году в селе Барашеве, Ардатовского уезда Симбирской губернии, в доме священника с 23 декабря по 28 декабря наблюдалось “разнообразное самодвижение и самолетание предметов”. “Самовар с кипятком поднялся с пола и отлетел аршина на два; из русской кухонной печи вырывало и разбивало вдребезги кирпичи; домашняя посуда и утварь летали в разные стороны и разбивались. Момент поднятия какой бы то вещи с известного места и перелета ее при внимательном наблюдении моем ни разу не был замечен, а только ее падение”.

А корреспондент газеты “Сибирский вестник” поведал о таком случае: “В 1887 году в Сибири, в Томской губернии, возле города Марийского, на кожевенном заводе купца Савельева в ночь на 1 сентября случился полный погром: почти во всех окнах двухэтажного флигеля, где жили хозяева, перебиты стекла и множество всякой посуды. Прибыли следователь, товарищ прокурора, воинский начальник; хозяева и 40 заводских рабочих показали, что видели, как вещи, лежавшие спокойно, внезапно поднимались с места и стремительно летели в окна и разбивали их. Никто не мог уловить момента поднятия, но все ясно видели полет вещи”.

О двух приведенных выше случаях упоминает А. Горбовский (“Полтергейст против всех и вся, или История полтергейста в России”), известный исследователь аномальных явлений. В этой статье он прямо отмечает “несоотносимость полтергейста с реальностью и логикой нашего мира”. В качестве одного из примеров такой несоотносимости Горбовский приводит рассказ помещика Василия Шапова, чья семья имела несчастье познакомиться с полтергейстом лично:

“Как ни тяжело и опасно было оставлять в такое время своих семейных – двух старух и жену с ребенком, но я по одному безотлагательному делу должен был на один день поехать в город, а чтобы семейным не было страшно оставаться одним… я попросил одного юношу, соседа нашего А. И. Портнова, остаться с ними. Вернувшись через день, застаю всю семью в сборах с уложенными уже на воз вещами; мне объясняют, что оставаться долее никак нельзя, потому что начались самовозгорания в доме разных вещей и дошло до того, что вчерашним вечером на самой хозяйке дома (то есть моей жене) воспламенилось само собою платье, и Порт нов, бросившийся тушить его на ней, обжег себе все руки, которые у него оказались действительно забинтованными и сплошь почти покрытыми пузырями.

Жена же рассказала следующее. Только что вышла она за дверь в сени, как под ней вдруг затрясся весь пол, раздался оглушительный шум, и в то же время из‑под пола с треском вылетела точно такая же синеватая искра, какую мы прежде видели вылетавшею из‑под умывального шкафчика, и только что успела она вскрикнуть от испуга, как внезапно очутилась вся в огне и потеряла память. При этом весьма замечательно то, что она не получила ни малейшего ожога, тогда как бывшее на ней тоненькое жигонетовое платье кругом обгорело выше колен, а на ногах не оказалось ни одного обожженного пятнышка.

Что же действительно оставалось делать? Передо мною был с искалеченными от ожогов руками Портнов, обгорелое платье, на тонкой материи которого не было ни малейших следов какого‑либо горючего материала, – ясно, что оставалось бежать! Это мы и сделали в тот же день, переехавши в соседний поселок в квартиру казака, где и прожили все время половодья без всяких уже тревог. Не было никакого повторения и по возвращении нашем в дом, который я, однако, тем же летом распорядился сломать”.

Горбовский, рассматривая этот случай, отмечает, что “огонь, который обугливал и сжигал предметы, оказавшиеся в его зоне, на людей оказывал весьма избирательное действие”. При этом он отмечает, что подобные случаи известны и в наше время. “Второпях люди бросаются гасить загоревшиеся вещи руками, не чувствуя при этом пламени и не получая ни малейших ожогов. Так происходило и при загораниях, вызванных полтергейстом, в городе Сыктывкаре на Севере и в Москве, в квартире на улице Молдагуловой, когда загорелась шуба, ее стали гасить руками”.

Такое странное поведение полтергейста ставит исследователя в тупик. Он спрашивает себя: возможно ли говорить, что предмет – шар, оговаривая при этом, что одновременно он есть и куб, утверждать, что он черный, но в то же время и белый?

“Впрочем, опыт подобного противоречивого описания явлений известен, – продолжает А. Горбовский. – Это антиномия: объект характеризуется набором качеств, исключающих друг друга. Антиномия с некоторых пор применяется в науке и тысячелетия известна в мистической практике, где некая полнота реальности может быть описана только таким образом.

В науке антиномия служит для описания явлений, лежащих за пределами обыденного, повседневного опыта, в мистике – для описания объектов, расположенных за чертой реальности этого мира (обратите внимание! – М. К).Следует ли из того, что и полтергейст, который может быть описан только таким образом, тоже лежит за пределами этой черты, как за пределами ее, по другую сторону, пребывают те сущности, которые, как считают некоторые, сопутствуют этому явлению и даже порождают его?” При этом А. Горбовский задает обычный вопрос современного исследователя аномальных явлений: где именно пребывают эти сущности? Может быть, они пришельцы из каких‑то параллельных, иных миров и иных вселенных? Но для нас важно то, что человек, не ставящий перед собой задач связать полтергейст с религиозными представлениями о подобных вещах, тем не менее, приходит к важному для нас выводу:

“Первое – это то, что действия полтергейста явно лишены логики, цели и смысла. Следует уточнить – той логики и того смысла, которые доступны нам.

Другое, что констатируют исследователи, – это то, что явления, сопровождающие феномен, необъяснимы и совершенно невозможны с точки зрения физических законов нашего мира (характер полета предметов, прохождение их сквозь стены и другие твердые преграды, феноменальная “информированность” полтергейста о присутствующих и т. д.).

Третья особенность: каждому качеству полтергейста соответствует как бы исключающее его противоположное качество”.

Интересно и еще одно наблюдение – в Горьком подросток из семьи, где наблюдался полтергейст, был подвергнут гипнозу. В этом состоянии, рассказывает А. Горбовский, он описал те сущности, которые воздействовали на предметы. Однако после того как это было им сделано, повторно ответить на этот же вопрос он уже не мог: он уже “не видел”, он не знал и не помнил даже того, что только что говорил. Это состояние очень похоже на поступки людей, которые под гипнозом “вспоминали” подробности своего пребывания в плену у “инопланетян”?

Собственно, искать особых доказательств того, что полтергейст – злая сила родом из нематериального мира, не нужно – все и так на виду. Это в отношении “снежного человека” не сразу скажешь, откуда он взялся. Но приведем все‑таки случай, который явно говорит о бесовской природе такого явления, как полтергейст. Человек по имени Владимир из Мытищ познакомился с ним, когда женился во второй раз. Оказалось, что супруга его с пятнадцати лет знакома с “домовым”, который сопровождает ее постоянно. Супруга сменили три квартиры за четыре года, и везде их ждало одно и то же – стуки, скрипы, визг, вибрация стекол.

И вот однажды Владимир увидел собственными глазами того, кто производил все этo безобразие, и считает, что чудом остался жив… Продолжалось это примерно полминуты. “Его взгляд парализует. Дышать, двигаться невозможно. Оставалась одна защита – кто кого пересмотрит. Взгляд у него пронзительный, яростный, прожигающий. Он растаял, поспешно пятясь к стенке, ушел в нее, а глаза исчезли в последнюю очередь. Владимир успел разглядеть его хорошо до пояса. Рост около полутора метров. Лицо продолговатое, сухощавое, глаза небольшие, нос тонкий, продолговатый, длиной, наверное, восемь‑десять сантиметров. Уши круглые, правильные, ширина плеч примерно 30 сантиметров. Весь покрыт коричневой шерстью. В последний год совместной жизни он стучал неистово. Жена говорила Владимиру, что ничего хорошего ждать не приходится. Вскоре они разошлись, возненавидев друг друга. Потом, когда Владимир жил уже без жены, он приходил один раз и исчез. Вместе с женой пропали чудеса”.

Этот рассказ цитирует священник Родион к книге “Люди и демоны”.
Из книги: Лобановой А.З. О спиритах, колдунах, ведунах

Опубликовано 20 сентября, 2011 - 14:19
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653