Вы здесь

Ограниченный "бог" Сторожевой Башни

    С самого начала своего существования Общество Сторожевой Башни исповедовало, что Бог Иегова не является вездесущим. Иегова, по представлению Свидетелей Иеговы, является отдельной личностью с духовным телом, которое ограничено в пространстве. Они учат, что Бог не может быть одновременно в нескольких местах. Понятие "Бог", для Свидетелей Иеговы, это не сущность, а всего лишь титул. Для всеведения, всемогущества и других деяний Бог пользуется своей действующей силой - "святым духом", подобно как электростанция направляет ток по проводам.

    "Для лучшего понимания можно сравнить Бога с электростанцией. Она расположена на определенной улице в городе. Но вырабатываемое электричество направляется во все части города, доставляя свет и энергию. Подобно обстоит дело и с Иеговой Богом. Он имеет место расположения в высших небесах, но Его действующая сила, Его святой дух, заботится повсюду о просветлении и может ощущаться во всей вселенной." (Сторожевая Башня, 01.04.1982 г., стр. 6).

   Когда-то, еще на заре своего появления, Свидетели Иеговы, в лице первого президента Общества Сторожевой Башни Чарлза Рассела, вполне допускали, что Всемогущий руководит всей Вселенной со своего трона на звезде Альцион в созвездии Плеяд (Studies in the Scriptures. Brooklyn, N. Y., 1917. Vol. 3. P. 327).

    В противоположность этому, в традиционном христианстве всегда исповедовали вездесущие истинного Бога. Бог понимается не только как титул, но и как уникальная духовная сущность вне времени и пространства.

    Хотя Библия прямо не употребляет термин "вездесущность", но в ней много мест, которые указывает на это через выражения о присутствии Бога везде и над миром. Нам известно, что Бог создал весь мир изначально используя только свою энергию. Ничто духовное или материальное не совечно Богу, предположительно, кроме абсолютной пустоты - вакуума. Но если по учению Сторожевой Башни Бог живет где-то в небесах, это значит, что Бог стал жить в созданном Им мире. Это странно, поэтому нам предстоит сравнить учение Свидетелей Иеговы с Библией, верой язычников, иудеев, и древних христиан.

    Много лет Свидетелями Иеговы самая яркая из звезд Плеяд, Альциона - считалась непосредственным местожительством Иеговы. Позже Свидетели Иеговы вообще отказались от этого учения Рассела о созвездии Плеяд, но тем не менее, они до сих пор сохранили само понятие о том, что Бог пребывает в каком-то ограниченном небесном месте.

    "Бог, являющийся индивидуумом, личностью с духовным телом, имеет место, где он постоянно находится, и он не может быть ни в каком другом месте в одно и тоже время". (Сторожевая Башня, 15.02.1981 г., стр. 6).

    Свидетели Иеговы предлагают нам поверить в "бога", который ограничен своим телом. Такой "бог" всего лишь может передвигаться из места в место. Еще удивительно, как такой "бог" одновременно может управлять всей вселенной. Но Свидетелей Иеговы это ни сколько не смущает:

    "Вследствие учения, что Его вездесущ, т. наз. христианство создало о Нем путаницу и затруднило верующим в Него рассматривать Его как реальность. Как может Бог одновременно быть повсюду? Бог является духом, а это значит, что Он имеет не материальное тело, а духовное."; "Как индивидуум, как личность с духовным телом Бог находится где-то и не может, следовательно, быть одновременно в другом месте. Поэтому мы читаем в 3 Царств 8:43, что “небеса бога являются, местом обитания его.”"; "Ученик Стефан и апостол Иоанн имели видения о небе, в которых они видели как Бога, так и Иисуса Христа. Иегова Бог должен, следовательно, быть личностью, индивидуумом, как и Иисус Христос (Деян. 7:56; Откр. 5:1, 9). Те христиане, которые имеют надежду жить однажды на небе, заверяются, что они увидят Бога и уподобятся Ему, что показывает, что Иегова Бог действительно является личностью, имеет тело и находится в определенном месте (1 Иоан. 3:2)." (Сторожевая Башня, 01.04.1982 г., стр. 5,6).

    В аргументации этой статьи есть основные положения: 1) христианство создало путаницу; 2) Бог находится в определенном месте и Сам по Себе не может быть одновременно в разных местах; 3) Бог имеет духовное тело; 4) Стефан якобы видел Бога, и христиане с небесной надеждой увидят Бога, поэтому Бог ограничен и не вездесущ; 5) В Библии указано, что небеса являются местом обитания Бога.

    1) Действительно ли христианство создало какую-то путаницу? Свидетели Иеговы прибегают в голословны обвинениям, при это не указывая: какая именно церковь или кто именно в церкви это сделал; когда именно это произошло; что именно привело к путанице и в чем собственно путаница? Путаницы в самом деле никакой нет. Миллиарды христиан ранее жившие и живущие сейчас не видели и не видят никаких проблем в понятии вездесущности Бога. Есть ли действительно достаточное количество христиан, для которых вездесущность Бога затрудняет воспринимать Его как реальность? Сторожевая Башня просто занимается низкосортным мифотворчеством.

    2) Свидетели Иеговы учат, что Бог Сам по Себе не может быть одновременно в разных местах и для этого Он вынужден использовать "святой дух". Эта версия будет рассмотрена подробнее несколько позже. Обратим внимание пока лишь на еще одно библейское определение Бога как всемогущего. Поскольку Бог всемогущ, следовательно, у нас нет оснований ограничивать его вездесущность.

    3) Бог имеет духовное тело? Все бы было хорошо, только Библия говорит, что Бог является духом, а не духовным телом. Нигде в Библии по отношению к Богу не употребляется в какой-либо форме слово "тело". Греческое слово pneuma имеет ряд значений: ветер, дуновение, веяние, дыхание, дух жизни, душа, дух. Но разве ветер или дыхание имеют определенные тела? Таким образом, тот факт, что сущность Божия является духом, из этого еще не следует, что эта сущность как-либо ограничена в форме духовного тела.

    4) Свидетели Иеговы считают, что если Бога видели или можно увидеть, то Его видели в определенном ограниченном теле. Сторожевая Башня ссылается на два библейских стиха:

    "Вот, я вижу небеса открытые и Сына человеческого, стоящего по правую руку от Бога". (Деяния 7:56, ПНМ).

    Многие спотыкаются на этом стихе, считая, что Стефан видел Бога и Иисуса. На самом же деле, Библия говорит, что Стефан видел Иисуса одесную Бога: ek dexiwn estwta tou yeou - дословно: "стоящего от правой стороны Бога". Но здесь не говорится, что Стефан непосредственно видел Бога, поскольку Бога вообще нельзя увидеть:

    "Бога никто не видел никогда" (Иоанн 1:18, ПЕК); "Которого не видел никто из людей и увидеть не может." (1-е Тимофею 6:16, ПЕК).

    Все же явления Бога в сюжетах Ветхого Завета были явлением Логоса (это тема отдельной статьи):

    "Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл." (Иоанн 1:18, ПЕК).

    Бог не является человеком, Он есть Дух. Следовательно, у Бога как у Духа не может быть правой или левой стороны, верха или низа. Поэтому выражение "по правую руку от Бога" (ПНМ) следует рассматривать фигурально, то есть не как положение в пространстве, а как функцию первенства.

    "Возлюбленные, мы теперь дети Бога, но ещё не стало явно, какими мы будем. Знаем только, что, когда он будет явлен, станем подобными ему, потому что увидим его таким, какой он есть." (1-е Иоанна 3:2, ПНМ).

    Этот стих также вводит в заблуждение Свидетелей Иеговы. Здесь уже используется не слово yewrew - смотреть, видеть, обозревать, а глагол optanomai - являться, показываться, давать себя увидеть. Проблема Свидетелей Иеговы в том, что этот стих совершенно не сообщает о какой-либо ограниченности формы Бога. Также как если мы видим поверхность воды, то это еще не дает нам представления о ее глубине. Но есть еще более серьезное основание. Рассматриваемый стих из 1-го послания Иоанна подразумевает не Бога Отца, а Сына Божьего:

    "Знаем, что когда Он будет явлен, мы будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.  И всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя подобно тому, как Он чист. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие, и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он был явлен, чтобы взять грехи, и греха в Нем нет." (1-е Иоанна 3:2-5, ПЕК).

    5-й стих безусловно говорит об Иисусе Христе, следовательно, поскольку логическая мысль не прерывается, в конце 2-го стиха речь идет также об Иисусе. И поскольку Бога Отца нельзя увидеть, а Иисус был воплощен в человеческом облике, но в Своей полной небесной славе еще не был явлен, то послание Иоанна и подразумевает, что христиане увидят не Бога Отца, а Божьего Сына, каким Он есть.

    5) Пребывание Бога на небесах - неоспоримо. Но ограничивается ли Бог тем, что пребывает только на небесах? Здесь мы рассмотрим этот вопрос только в контексте приводимого Свидетелями Иеговы повторяющегося отрывка из 8-й главы 3 Царств: "услышь с неба, с места обитания Твоего".

    Свидетели Иеговы упускают из вида контекст. Во-первых, большая часть 8-й главы 3 Царств является молитвенной песнью Соломона:

    "И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу" (3-я Царств 8:22).

    Фраза "услышь с неба, с места обитания Твоего" повторяется в нескольких стихах данной главы не в форме констатации, а в форме прошения. В самой же фразе и каких-либо других местах не содержится никакой информации о том, что место обитания Бога ограничено "небом".

    Но вернемся на несколько стихов ранее. Соломон построил храм Иегове, который он назвал жилищем Иеговы:

    "я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки." (3-я Царств 8:13).

    Следует ли из этого, что Бог Иегова переселился с небес в рукотворный храм? Это недопустимо. Но Библия нам поясняет, что здесь указывается на пребывание в храме Имени Иеговы, а не Самого Иеговы.

    "с того дня, как Я вывел народ Мой Израиля из Египта, Я не избрал города ни в одном из колен Израилевых, чтобы построен был дом, в котором пребывало бы имя Мое; и избрал Давида, чтобы быть ему над народом Моим Израилем. У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа Бога Израилева; но Господь сказал Давиду, отцу моему: "у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; однако не ты построишь храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему"." (3-я Царств 8:16-19).

    Таким образом, как храм, так и небеса являются символом присутствия Божия. В храме и в небесах Бог Иегова хотя и присутствует, но это не является Его единственным местом присутствия и тем более конкретным местом обитания. И сам Соломон в той же 8-й главе 3 Царств поясняет:

    "Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил." (3-я Царств 8:27).

    На этом весь аргумент Свидетелей Иеговы и рушится. Тот же Соломон который сказал, что небо - это место обитания Бога, здесь же говорит, что эти же небеса не вмещают Бога. Иегова Сам также прямо говорит, что ничто не может Его ограничить, ни храм, ни дом, ни земля, ни небеса:

    "Так говорит Господь [hwhy]: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя…" (Исаия 66:1,2).

    Теперь перейдем к другим аргументам Сторожевой Башни:

    "Некоторые люди верят, что Бог вездесущ, что Он находится в звездах и планетах, в радуге, в крыльях птицы, да, в каждой былинке. Но Библия учит, что Бог является Лицом и обитает в определенном месте. Мудрый царь Соломон говорил в молитве, Богу: "Тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву". И в библейской книге Исаия Бог Сам приводится словами: "Небо - престол мой" (3 Царств 8:49; Исаия 66:1)." (Сторожевая Башня, 01.09.1987 г., стр. 4).

    Здесь читателя немного сбивают с толку. В журнале приводятся некоторые верования пантеизма ("все есть Бог"), а не традиционного христианства. Христиане не учат, что Бог тождественен тварному миру. Бог пронизывает все Свое творение, присутствует в нем, но не смешивается с ним. Странно, что Свидетели Иеговы ссылаются на Исаию 66:1, из которого они процитировали лишь одно положение о небе: "Небо - престол мой". Далее Иегова говорит, что "земля - подножие ног Моих". Совершенно очевидно, что оба этих выражения нельзя понимать слишком буквально. Иначе придется впасть в грубый антропоморфизм и признать, что у Бога есть буквальные ноги. Конец данного стиха "где место покоя Моего?" - подразумевает, что тщетно вообще искать какое-либо место покоя и обитания Бога.

    "Пророческие слова Псалма 138:7-12 не означают, что Бог вездесущ, что он лично присутствует во все времена во всех местах. Писание ясно показывает обратное (Второзаконие 26:15; Евреям 9:24)." (Сторожевая Башня, 01.10.1993 г., стр. 4).

    Теперь Сторожевая Башня нападает на те места Писания, которые подтверждают вездесущность Бога.

    "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя." (Псалом 138:7-10).

    Текст данного Псалма не вызывает никаких сомнений. Только он почему-то не вписывается в учение Свидетелей Иеговы. А поскольку в данном Псалме ничто не указывает на фигуральность, то Свидетели Иеговы просто объявляют его смысл не таким, какой он есть на самом деле на основании неких других стихов Писания. Давайте посмотрим, могут ли другие приведенные в данном журнале Сторожевая Башня стихи перекрыть прямое исповедание о вездесущности Бога Иеговы?

    "призри от святого жилища Твоего, с небес" (Второзаконие 26:15); "Ибо Христос вошёл не в рукотворное святое место, устроенное по образу истинного, но в само небо, чтобы предстать теперь за нас перед лицом Бога." (Евреям 9:24, ПНМ).

    Эти стихи опять нам ничего не сообщают об ограниченности Бога. Текст Второзакония следует рассматривать также как и рассмотрена 8-я глава 3 Царств. В послании к евреям подразумевается, что Христос чтобы предстать перед лицом Божиим вошел в небо как в духовную сферу, а не в тварное небо. С другой стороны, чтобы предстать перед лицом Божиим не обязательно быть только на небесах: "от лица Твоего куда убегу?" (Псалом 138:7). Таким образом, в приведенных стихах не содержится никакой информации чтобы дать основание для объявления текста Псалма 138:7-10 как неудовлетворяющему понятию вездесущности Бога.

    "Вопреки распространенному мнению, Бог не вездесущий. Он живет в духовной сфере и у него есть "место обитания" (3 Царств 8:39; 2 Паралипоменон 6:39)."; "Но, находясь на небесах, Бог может послать свою действующую силу в любое место духовной сферы и материальной Вселенной (Псалом 138:7)." (Пробудитесь! Июль 2006 г., стр. 15).

    6-я глава 2 Паралипоменон дублирует 8-ю главу 3 Царств. Поэтому здесь доказательства аналогичны уже приведенным в этой статье:

    "Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я." (2 Паралипоменон 6:18).

    Ссылаясь на Псалом 138, Свидетели Иеговы обращают внимание лишь на слово "Дух", подразумевая, что Бог посылает "дух", так все и видит. Однако следующие выражения показывают уже не только "Дух", а лицо Господа и Его Самого: "от лица Твоего"; "Ты там"; "там рука Твоя"; "десница Твоя". Следовательно, Псалом 138 прямо указывает на вездесущность Бога и не ограничивает Его возможностью только посылать Свою "силу".

    Итак, мы видим, что Свидетели Иеговы не могут обосновать свое учение с помощью Библии. Возникает вопрос: а от куда появилось такое учение?

    "Однако мы хорошо знаем, что некоторые язычники не поняли, что бог как сущность вещей пребывает вне вещей" (Кузанский: Об ученом незнании, С. 54).

    Известно, что это язычники верили, что их боги обитают на небесах, что они ограничены телом и пространством. Эти боги могут посылать свои силы на землю. Например, Зевс, посылающий молнии вполне похож на учение Сторожевой Башни об электростанции и токе. Гностики, против которых боролась ранняя Церковь, тоже учили, что их бог Демиург конкретно обитает на небесах. Поэтому учение Сторожевой Башни о Боге как не вездесущем - не библейское, а полностью языческое.

    Сохранились свидетельства, что и древние иудеи верили в вездесущность Бога:

    "А для того, чтобы еще более уверить Давида в своей поддержке, он пошел с ним в поле и тут под открытым небом поклялся ему, что сделает все возможное для его спасения. "Тот Господь Бог, Который, как тебе известно, вездесущ, наполняет Собою все и знает мои помыслы даже раньше, чем я облеку их в форму слов, да будет свидетелем моего с тобою уговора, в силу которого я не упущу случая выведать планы отца моего и настроение его относительно тебя."" (Иосиф Флавий, Иудейские древности, Книга шестая);

    "Затем он созвал десять колен своих и обратился к ним со следующею речью: "Дорогие мои единоплеменники! Полагаю, вам известно, что Господь Бог вездесущ и что нет такого одного определенного места, где Он предпочитал бы находиться; напротив. Он везде взирает на поклоняющихся Ему и везде выслушивает моления их"." (Иосиф Флавий, Иудейские древности, Книга восьмая).

    Иосиф Флавий приводит цитаты (вероятно из предания), которые относятся еще ко времени до вавилонского пленения. В них о вездесущности Бога говорится как о хорошо известном факте для правоверных иудеев. Поэтому христиане не придумали ничего нового, уча о том, что Бог является вездесущим.

    Ранние отцы и писатели церкви во времена следующие сразу после смерти апостолов также учили о вездесущности Бога. Некоторые из них писали непосредственно против учений язычников. Например, Феофил Антиохийский (ум. 182 г.), Тертуллиан (ум. 225 г.), Киприан Карфагенский (ум. ок 258 г.), Василий Великий (ум. ок 379 г.):

    "Богу же Вышнему, всемогущему и истинному Богу, свойственно не только быть вездесущим, но и все видеть и все слышать и не ограничиваться каким-либо местом; в противном случае место, содержащее Его, было бы больше Его, ибо содержащее больше содержимого, а Бог не ограничивается местом, но Сам есть вместилище всего." (Феофил Антиохийский, Послание к Автолику, Книга 2:3);

    "Бог везде известен, везде присутствует, везде господствует, все должны почитать Его, все должны заслуживать Его милости." (Тертуллиан, К язычникам);

    "Какой же храм может иметь Бог, Которого храмом есть весь мир?"; "Он один и везде весь присущ…" (Киприан Карфагенский, Книга о суетности идолов);

    "Наконец, Господь преподал нам заповедь молиться тайно, в скрытых и уединенных местах, даже на своих постелях, что особенно свойственно вере, - да знаем, что Бог везде присутствует, слышит и видит всех, полнотою Своего величия проникает в самые потаенные и скрытые места, как сказано в Писании…" (Киприан Карфагенский, Книга о Молитве Господней);

    "Бог познается в могуществе, природа Его проста, величие неизмеримо. Он присутствует везде и над всем избыточествует; Он неосязаем, невидим." (Василий Великий, Беседы на шестоднев. Беседа 10:5);

    "Ибо не соблюдают последовательности в суждениях те, которые не приписывают Отцу вездесущия, когда здравый разум верит, что Бог все наполняет." (Василий Великий, О Святом Духе. К Амфилохию, Епископу Иконийскому, Глава 6).

    Вся классическая христианская и околохристианская религиозная философия также учит о вездесущности:

    "Во-первых, Бог безначален, вечен, неизменен и вездесущ" (Локк: Сочинения в 3 т. Т. 1, С. 380);

    "Бог вездесущ в пространстве и времени" (Лосский Н.: Избранное, С. 575);

    "И так как Бог вездесущ, присутствует незримо во всем творении, то таинство в принципе может испытываться и совершаться при встрече с любой реальностью во всяком акте нашей жизни" (Франк: Духовные основы общества, С. 361);

    "Но Бог повсюду, он одновременно во всех местах, он знает все, знает все без различия." (Фейербах: Избранные философские произведения, т. 1, С. 149).

    Теперь рассмотрим библейские свидетельства, на которые Общество Сторожевой Башни не обращает внимания:

    "единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном [aprositon] свете [fwv], Которого никто из человеков не видел и видеть не может." (1-е Тимофею 6:16).

    В греческом оригинале стоит выражение: fwv oikwn aprositon - свет населяющий недоступный. Слово fwv - свет, светило, освещение, просвещение; aprositov - неприступный, недоступный, недосягаемый. Истинное обитание Бога людям недоступно. Нам неизвестен характер этого света, возможно, это окружающее сияние Его славы. Но, тем не менее, Бог присутствует в мире везде, и неприступный свет не тождественен миру.

    Иегова сотворил весь видимый и невидимый мир:

    "Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса." (Иеремия 10:12); "... Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю" (Исаия 51:13).

    Здесь мы сталкиваемся с понятием, что Бог творец небес, а поэтому Он не может быть ограничен небесами. Бог не может жить только на "небесах", внутри сотворенного мира, как учит Сторожевая Башня, так как Бог нетварен. Это подтверждается тем, что наступит время, когда "небеса свернутся", и следовательно, Бог не может быть зависим от небес:

    "И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист - со смоковницы." (Исаия 34:4).

    Таким образом, Бог хотя и не зависит от небесной сферы, но проникает в нее, как и в любую другую точку, сотворенного Им мира:

    "Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь [hwhy]." (Иеремия 23:24); "Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их. И хотя бы они скрылись на вершине Кармила, и там отыщу и возьму их; хотя бы сокрылись от очей Моих на дне моря, и там повелю морскому змею уязвить их." (Амос 9:2,3).

    Вопреки учению Сторожевой Башни, Бог не ограничивается тем, что только и посылает "святой дух" как Свою энергию. Бог приходит Сам:

    "Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим." (Иоанн 14:23); "Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом." (2-е Коринфянам 6:16); "один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас." (Ефесянам 4:6).

    Другую серьезную проблему для учения Свидетелей Иеговы представляет вездесущность Господа Иисуса Христа:

    "Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?" (2-е Коринфянам 13:5); "ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." (Матфей 18:20); "...но все и во всем Христос" (Колоссянам 3:11).

    Если Бог Иегова не вездесущий, то как же вездесущий Его Сын? Сын Божий тогда хоть в чем-то превосходит Отца, а не ниже Его. Ведь по учению Свидетелей Иеговы у Иисуса нет никакого Своего отдельного "святого духа", а значит, Иисус находится везде Своим существом, а Бог Отец не может, Ему нужен "святой дух", который в свою очередь получается тоже вездесущим. Иначе как Отцу наблюдать за всем миром? Множество различных выводов, которые следуют из этого учения, вовсе не обрадуют Свидетелей Иеговы. Например, если Бог Иегова ограничен, а Его "сила" и "Сын" неограниченны, то это, безусловно, подрывает понятие Бога Отца как всемогущего и высшего над всеми существа.

    Итак, мы видим, что вездесущность Бога подтверждается всей Библией, верой иудаизма и верой древних христиан. В противоположность этому Свидетели Иеговы выбрали в лучшем случае веру язычников, в худшем веру гностиков. Для этого им пришлось и обходить Священное Писание, и объявлять его символическим, и делать виновными в искажении "истины" еще и христиан. Поэтому, мы можем сказать, что Свидетели Иеговы поклоняются вовсе не истинному Иегове, а своему придуманному "богу" с небес, которому присвоили чужое Имя ЙХВХ.

Автор: 
Игорь Скерцо
Опубликовано 12 июля, 2012 - 00:37
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653