Вы здесьОккультные убеждения больных шизофрениейОккультные убеждения больных шизофренией (результаты медико-социологического исследования) Архаичные взгляды на сущность психических расстройств и на механизм их возникновения достаточно широко распространены в населении [6, 7, 8]. Почти треть (30%) населения полагают, что психические болезни во многом еще не разгаданные наукой явления, а 16,5% считают, что за психически больных принимают людей, которые на самом деле контактируют с инопланетянами, 31,6% населения допускает мысль, что психические заболевания являются результатом ворожбы, порчи, или сглаза. По данным психиатров Украины [2], из группы обследованных психически больных только 15,6% до обращения к психиатрам не обращались к представителям оккультной медицины, в связи с отрицательным отношением к этому виду помощи и к религии. За годы независимости МОЗ Украины выдало 7000 лицензий на медицинскую практику всевозможным «экстрасенсам» и «хилерам», не имеющим вообще медицинского образования, а многие дипломированные врачи [4] подменяют традиционную медицинскую практику так называемыми нетрадиционными методами лечения («экстрасенсорное воздействие» и т.п.), распространяя в населении и среди лиц с психическими расстройствами мифологическое мышление [5]. Есть данные [1], что обращение к экстрасенсам и целителям предпочитается небольшим процентом как здоровых (около 5%), так и больных (не более 2-3%). В связи с противоречивостью данных о распространении оккультных убеждений среди лиц с психическими расстройствами и частоте их обращения к адептам «парапсихологии», целью исследования было изучение распространенности оккультизма у больных шизофренией, как наиболее представленных в условиях психиатрического стационара, для разработки рекомендаций по формированию реалистичного мировоззрения в области ментального здоровья. Материал и методы исследования. В течение 2012 года нами на базе дневного стационара Курского областного клинического психоневрологического диспансера проведен анонимный анкетный опрос 303 больных шизофренией: 188 (62%) женского и 115 (48%) мужского пола в возрасте от 18 до 73 (43,1±16,1) лет. Основными методами исследования были: социологический – анонимное анкетирование при помощи специально разработанной нами анкеты, включающей 80 вопросов, освещающих пять групп показателей (вера в существование оккультных явлений, вера в возможности излечения методами оккультизма, испытание на себе оккультных воздействий, мнение о медицинской пользе или вреде оккультизма, мнение о результатах обращения к адептам оккультизма), фактологический, интерпретационный и статистический – описательная статистика [3]. Результаты исследования и обсуждение. Вера в существование оккультных явлений. Почти половина больных – 148 (48,8%) верят в возможности колдовства, а большинство – 192 (63,4%) человека – в порчу и сглаз. Значительная часть опрошенных пациентов – 180 (59,4%) верят в возможность ясновидения, а 124 (40,9%) и 130 (42,9%) в возможность предсказания судьбы гадалками и действенность черной магии соответственно. Большинство пациентов – 228 (75,2%) верят в приметы, вещие сны, колдовство, ясновидение, порчу, сглаз, «родовое проклятие», «венец безбрачия»; причем почти 10% респондентов «верят во все перечисленное». Убеждены в действенности ношения на шее амулетов, оберегов, крестика большинство – 228 (75,2%) опрошенных и только 75 (24,8%) человек относятся к этому скептически. Оказалось, что в колдовство и его «силу» верят 65% пациентов психиатрической клиники, при этом они полагают, что указанным способом можно вызвать заболевание (24,1%), управлять психикой человека (21,7%), «наложить проклятие» (9,5%) и, существенно реже – «наложить венец безбрачия» (1,6%) и вызвать импотенцию (1,3%), а 6,9% убеждены, что при помощи колдовства можно вызвать все перечисленное. Наряду с этим есть и определенные противоречия во мнениях. Значительная часть – 135 (44,6%) человек считают, что при помощи колдовского средства можно приворожить человека, однако вылечить его от какого либо заболевания при помощи колдовства считают возможным только 18,8% респондентов. Таким образом, среди лиц с психическими расстройствами преобладает мнение, что при помощи колдовства можно преимущественно нанести вред человеку, чем принести пользу. Несколько иная точка зрения на другие оккультные практики. Так пациенты верят, что можно вылечить человека от заболевания: при помощи волшебства (23,4%), заговорами (34,3%). Несмотря на широкое распространение оккультных верований, лишь незначительная часть пациентов интересовались специальной литературой (17,2%), а знают различие между «амулетом» и «оберегом» 21,8% респондентов. Что касается испытания на себе оккультного воздействия, то воздействие колдовства ощущали 56,8% респондентов, а на 34,3% кто-то пытался навести порчу или сглаз. Обращались к цыганкам, чтобы узнать свое будущее 30% опрошенных, а к колдунам и ясновидящим – 44,9%; при этом «предсказания сбывались» в 32,3% случаев. В детском возрасте лечились от «испуга» 122 (40,3%) пациентов. Ситуации, при которых хочется надеяться на «силы оккультизма» распределились следующим образом: тяжелая болезнь собственная – 41,9% или родных – 31%, в кризисной ситуации – 22,4%. Несмотря на высокий удельный вес пациентов с верой в «высшие силы», только 11,8% имеют амулеты и 19,8% – обереги, а 11,8% полагают, что сами обладают экстрасенсорными способностями. В вопросе, может ли быть нанесен вред здоровью, при обращении к «гадалкам», положительно ответили 76,4% опрошенных; аналогично ответили они и по вопросу обращения к «магам» и «колдунам». В реальности же, среди своих знакомых, которые обращались за помощью к адептам оккультизма, в 37,5% оказали помощь, в 9,7% случаев был нанесен ущерб, в 52,8% случаев эффекта от «воздействия» не было никакого. В вопросе эффективности помощи при обращении к адептам оккультизма выявлено следующее. Обращались за помощью к «экстрасенсам» и «колдунам» 43,1% опрошенных. При этом: «не получили помощи» – 61,5%, «получили эффективную помощь» – 31,9% и «был нанесен вред» в 6,6% случаев. Несмотря на высокий удельный вес пациентов, верящих в «силы оккультизма», предпочтение в лечении болезней тела и психических расстройств более чем в 80% случаев (81,8% и 83,4% соответственно) отдали академической медицине, т.е. профессиональным врачам. В то же время, значительная часть пациентов – почти 32% при заболеваниях у знакомых могли бы рекомендовать им обращение к представителям оккультизма и традиционной медицины (магам, колдунам, ясновидящим, гадалкам и т.п.). Что касается вопроса о возможности официального разрешения практиковать представителям оккультизма, то только 21,1% респондентов ответили утвердительно, в то же время положительно отнеслись бы к практике включения в штат государственных лечебных учреждений народных целителей (20,8%), астрологов (11,5%), экстрасенсов (8%), ясновидящих (6,7%) и существенно реже – гадалок (2,9%), колдунов (1,9%) и шаманов (1,3%). Против такой практики высказались более половины опрошенных (56,5%). В общей сложности, когда-либо обращались за помощью к представителям оккультизма 218 (71,9%) пациентов, при этом, по их мнению: было улучшение состояния в 20,2% случаев, ухудшение почувствовали 12,8% обращающихся, а на 67% респондентов используемая магия не оказала никакого воздействия. Тем не менее, среди своих знакомых 31,5% респондентов знают лиц, которым магия оказала помощь. Наряду с обращением к специалистам оккультных практик, 258 (85,1%) человек обращались за помощью на начальных этапах заболевания к гомеопатам, при этом лечение было эффективным в 14% случаев. При этом большинство пациентов – 60,1% не рекомендовали бы своим родным лечение методами гомеопатии. Таким образом, в результате исследования установлено, что среди больных шизофренией большинство – 71,9% пациентов, как до момента обращения к врачу-психиатру, так и в период лечения обращались за помощью к представителям оккультизма, при этом субъективно положительный результат наблюдался в 20,2% и ухудшение – в 12,8% случаях, а на 67% респондентов используемая «магия» не оказала никакого воздействия. Однако, в этих случаях, была потеря времени и в результате несвоевременное обращение за психиатрической помощью, что могло негативно сказаться на качестве терапии. Несмотря на это, значительная часть пациентов – 32% при заболеваниях у знакомых, готовы рекомендовать им обращение к представителям оккультизма и традиционной медицины, что в свою очередь популяризирует оккультизм и негативно сказывается на состоянии психического здоровья обращающихся (по совокупности ухудшения и отсутствия улучшения состояния). С целью противодействия оккультизму и архаичным убеждениям лицам с психическими расстройствами, целесообразно более широкое развитие сети государственной психотерапевтической службы. Установлено, что на формирование оккультных представлений больных шизофренией влияет не само заболевание, а широко распространенные оккультные убеждения в микросоциальном окружении. Для оздоровления ментальности не только пациентов, но и широких масс населения и приближения ее к реалистичности целесообразна популяризация в населении знаний психологии (в особенности проективной и невербальной), а также методов психотерапии, основанных на измененных состояниях сознания (гипнотических, трансовых и трансперсональных феноменах). Полезным видится информирование о научной основе и механизме действия традиционных практик (по типу шаманизма). Наряду с этим целесообразно более широкое развитие и доступность профессиональной психотерапевтической службы. Литература 1. Аведисова, А. С. Психические расстройства с точки зрения психически больных и здоровых [Текст] / А. С. Аведисова, В. И. Бородин, В. О. Чахава // Российский психиатрический журнал. – 2000. – № 6. – С. 8-11. 2. Бачериков, А. Некоторые вопросы обращаемости психически больных к представителям оккультной медицины [Текст] / Бачериков А., Петрюк П., Бредня Т. // Вісник Асоціації психіатрів України. – 1999. – № 3. – С. 145–151. 3. Гланц, С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. –М.: ПРАКТИКА, 1998. –459с. 4. Глузман, С. Переписка АПУ с госпожой Ани Добантон (Посольство Франции в Украине) // Вісник Асоціації психіатрів України. – 1998. – № 4. – С. 155–157. 5. Менделевич, В.Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Техлит: Медицина, 1997. – 496 с. 6. Москвитина, У.С. Представление о психических расстройствах и отношение к психиатрии населения средней полосы России (на материале Белгородской области) [Текст] / Москвитина У.С., Руженков В.А. // Вестник новых медицинских технологий. – 2010. –№1. –С. 74-75. 7. Руженков, В.А. Рейтинг врача-психиатра, представления о психических расстройствах и отношение к психиатрии студентов медицинского факультета [Текст] / Руженков В.А., Москвитина У.С. // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2010. –№3. –С. 35-37. 8. Руженков, В.А., Москвитина, У.С. Рейтинг врача-психиатра и представления о психических расстройствах студентов медицинского факультета и населения (на материале средней полосы России – Белгородская область) [Текст] / Руженков В.А., Москвитина У.С. // Российский психиатрический журнал. – 2010. – №4. –С. 34-38.
Опубликовано 9 ноября, 2017 - 16:41
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |