Вы здесь

Права растений или либеральный маразм крепчает

Цюрих. В течение многих лет швейцарские ученые, не подвергая свою работу сомнениям, создавали генетически модифицированные рис, кукурузу и яблоки. Однако останавливались ли они хоть когда-нибудь, чтобы просто подумать, насколько оскорбительны для растений такие эксперименты?

Это вопрос, который ныне они должны задать. Прошлой весной эта небольшая альпийская страна начала заявлять, что генетики проводят свои исследования, пренебрегая собственным достоинством растений.

«К сожалению, мы должны отнестись к этому серьезно, — говорит Бит Келлер, молекулярный биолог из Цюрихского Университета. — Это еще одно ограничениена проведение генетических опытов».

Д-р Келлер недавно требовал разрешения правительства на проведение полевых испытаний генетически модифицированной пшеницы, разработанной для большей устойчивости к грибку. Сначала он должен был провести обсуждение более четкого определения достоинства растений с университетскими этиками. Затем в письменном заявлении правительству он попытался объяснить, почему запланированное им испытание не нарушит «жизненно важных функций образа жизни» этих растений. В конце концов ему дали зеленый свет.

Правило, основанное на дополнении к конституции, было введено в действие после того, как швейцарский парламент попросил совет, состоящий из философов, юристов, генетиков и теологов, определить значение «собственного достоинства флоры». «Мы не могли начать смеяться и заявить правительству, что не собираемся ничего делать по этому поводу, — говорит Марк Шеффер, член Совета по этике и профессор юриспруденции Базельского Университета. — Ведь этого требует Конституция». В апреле команда опубликовала трактат на 22 страницах о «моральном отношении ко всем растениям ради них самих». В нем утверждалось, что растительность имеет свою собственную изначальную ценность, и произвольно вредить им, — скажем, обрывать головки диких цветов у дороги без разумной причины, — аморально». Что касается вопроса о генетическом модифицировании, большинство членов совета доказывали, что собственное достоинство растений будет сохранено, «если будет гарантирована их независимость, то есть репродуктивная и адаптивная способности». Другими словами: генетически изменять растение и делать его стерильными — значит наносить оскорбление растению.

Многие ученые интерпретируют правило достоинства применительно, главным образом, к полевым испытаниям типа предложенных доктором Келлером, однако некоторые из них тревожатся, считая, что однажды оно коснется также и лабораторных опытов. Еще одно узкое место: строгое швейцарское законодательство защищает лабораторных животных, а теперь и растения от генетических изменений, такая защита не предоставлена змеям и мухе-дрозофиле, которые обычно используются в генетических экпериментах.

Швейцария требует, чтобы генетики проводили свои исследования, не нарушая достоинства растений.

Еще в 1990-х годах в швейцарскую Конституцию были внесены дополнения и изменения, направленные на защиту достоинства всех живых созданий — в том числе и лиственных — от всех последствий генетических манипуляций. Когда все эти дополнения превратились в закон, известный под названием Закон о генной технологии, в нем ничего конкретного не говорилось о растениях. Но в начале этого года правительство попросило Совет по этике разработать правила также и для растений.

Швейцарские дебаты — это не просто ученая болтовня. Долгое время Швейцария строго сдерживала работы по генетическим модификациям сельскохозяйственных растений, опасаясь, что мутации могут выйти из-под контроля и нанести вред окружающей среде. Швейцарские генетики утверждают, что правило о собственном достоинстве делает их работу еще более трудной.
Комитет по этике генетических технологий, не касающихся человека, и швейцарский Комитет по экспериментам на животных выпустили брошюры, имеющие целью прояснить понятия собственного достоинства растений и животных.

Несколько лет назад, когда Кристофу Соттеру, ботанику из Швейцарского федерального института технологий, не удалось получить разрешение на проведение местного полевого испытания трансгенной пшеницы, он перенес свой эксперимент в США.

Защитники этого закона доказывают, что он отражает более широкую, прогрессивную попытку отстоять святость, неприкосновенность всех живых существ. В прошлом месяце Швейцария предоставила новые права всем «социальным животным». Желающие завести собаку, должны пройти четырехчасовой курс обращения с домашними животными прежде чем им позволят купить себе четвероного друга, а рыбаки должны научиться ловить рыбу гуманно. Рыбок нельзя держать в аквариумах, прозрачных со всех сторон. Им требуется укрытие. Нельзя и золотых рыбок сливать прямо в унитаз к бесславному концу, сначала их нужно анестизировать специальными химикатами, а потом уже убивать. Носорогов нельзя держать в вольере площадью менее 600 квадратных ярдов.

Несоблюдениеэтих правил приводит к штрафу в 200 швейцарских франков — около 175 долларов. «Эти правила касаются как зоопарков, так и частных владельцев» — говорит Марсель Фальк, представитель Федерального ветеринарного управления в Берне.
Еще один необычный шаг: в прошлом месяце народ Эквадора проголосовал за конституцию, которая первой признала, что права экосистем можно отстаивать в суде. Таким образом, реки, леса и воздух страны не являются просто достоянием или собственностью, а являются сущностями, наделенными правами, в частности, «правом на существование, продолжение и ... регенерацию».

Опубликовано: Switzerland’s green power revolution: ethicists ponder plant’s rights

Опубликовано 9 октября, 2012 - 12:45
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653