Вы здесьПринудительное убеждение и проблемы бывших членов культовМаргарет Сингер дала это интервью, которое было сведено в одно заявление, в Беркли 21 мая 1978 года. Ранее оно было напечатано в отчёте технической конференции о новых молодёжных религиях в Ганновере в феврале 1978 года, хотя Сингер не участвовала в этой конференции. Сингер использовала это заявление при написании статьи, которая была опубликована в журнале "Американская психология сегодня" и в немецком журнале "Психология сегодня" в августе 1979 года. Маргарет Сингер провела собеседования с почти 300 бывшими членами культов, в основном, Церкви Объединения. Они были в возрасте от 16 до 42 лет, некоторые из них состояли в нескольких культах. Существует около девяти различных разновидностей культа: культы, которые близки к христианству, такие, как Церковь Объединения и Дети Бога; культы, основанные на индуизме; культы, близкие к китайско-японским религиям; культы, связанные с оккультным мистицизмом или магией; расовые культы, такие, как черные мусульмане. Кроме того, есть культы летающих тарелок и космические, а также психологические и политические культы, такие, как Симбионская Армия Освобождения, которая похитила Патрицию Херст. Теперь вы видите, что существует огромное количество культов. Вероятно, нам следует говорить о культах и подобных культам группах. Культ должен иметь самопровозглашенного Мессию или мессианского лидера, который заявляет, что обладает властью господствовать, которая исходит от источника вне человечества, от сверхчеловеческого источника. Кроме того, он должен быть живым человеком. В противоположность этому, основные религии не имеют живых самопровозглашенных мессий. Второй критерий культов - двойные стандарты этики или нравственной философии. Один стандарт - этика внутри группы, которая предписывает не лгать, не воровать, внутри группы всегда надо быть честным. Другой стандарт - этика вне группы, который говорит, что можно применять отличающуюся степень эти во внешнм мире, можно лгать, воровать, обманывать и вводить в заблуждение людей, которые не состоят в культе. В-третьих, кажется, все культы заняты исключительно вербовкой новых членов и приобретением денег - в противоположность другим религиозным группам, которые выполняют альтруистическую работу для человечества. Несколько культов не полностью удовлетворяют этим трем критериям. Поэтому я предпочитаю называть несколько из этих культов похожими на культы группами. Однако, в общем, эти три характеристики определяют существование культа или похожей на культ группы. Сами культы отличаются друг от друга по своей способности и умело разработанным способам вербовки членов. Церковь Объединения изобрела наиболее умело разработанную программу вербовки и индоктринации. Техники вербовки Материал, на который я сейчас смотрю, выпущен одним из районных судов Соединенных Штатов. Я не несу за него никакой юридической ответственности. Слушания на процессе по поводу опеки показало, что техники вербовки у мунитов очень "усложненные". Они вербуют членов в командах и часто действуют на онове противоположного пола, то есть, две женщины подходят к мужчине на улице достаточно близко, чтобы смотреть ему прямо в глаза, чтобы привлечь его внимание. Они начинают "бомбардировку любовью" и приглашают его домой поесть. Делая это, они ведут выбранного в качестве мишени человека к вере в то, что они члены "Проекта творческого общества" или "Программы развития нового образования" или даже "Тренинга сознания", они могут быть членами CARP или HARP. Другими словами, у них есть очень много различных названий груп, все из которых - просто "передовые отряды" Церкви Объединения. В любом случае, когда молодых людей приглашают поесть, они думают, что они познакомятся с жизнью группы. Их приглашают за город и, если они согласны, их приводят на трехдневную программу индоктринации. Затем их просят остаться на недельную программу индоктринации, затем на 21-дневную программу. Если они действительно пробудут столь долго, они будут достаточно индоктринированы, чтобы их можно было посылать на улицы для сбора денег и вербовки новых членов. Спустя месяц или немногим более одного месяца они зашили настолько далеко - благодаря техникам, которые напоминают вековые манипуляции, которые люди использовали против других на протяжении всей истории человечества, и те, которые были значительно обработаны коммунистами континентального Китая и северными корейцами, чтобы вызывать изменения поведения отдельных людей или групп. Эти вековые стандартные техники не требуют ученых в белых халатах. Первый шаг состоит в изоляции людей, чтобы они в буквальном смысле были перемещены в здание, из которого у них не будет доступа к прежним социальным связям. Здесь люди уезжают в Бунвилль, Кемп Кей или в южную Калифорнию, где у мунитов есть ранчо в горах. В Нью-Йорке и Пенсильвании, например, они едут в Территаун. Причина, по которой люди "перемещаются": Когда кто-то хочет быстро модифицировать поведение и взляды, это связано с определенной практической психологией. Подвергаемых этому людей нужно отрезать от всякой социальной поддержки, от социального фона, от семей, привычного окружения, друзей, места работы, учебного заведения и превести в новое окружение. И затем, чтобы иметь возможность осуществить изменение поведение, как делают некоторые культы, необходим абсолютный контроль над информацией, то есть, контроль над почтой, телефонными звонками, радио и телевидением, посетителями и так далее. Люди, которые осуществляют индоктринацию таким образом, обретают полный контроль над всей возможной входящей информацией. Делая это, они используют очень хитрый процесс. Например, если молодые люди хотят позвонить по телефону родителям или друзьям, они опускают монету в телефон-автомат, но эти автоматы в лагере всегда внезапно ломаются. Любой доступ к прежним связям, таким образом, полностью отрезается. Поскольку люди сразу же подвергаются интенсивной, лишающей сна программе, они вскоре начинают страдать от дефицита сна, который ослабляет их способность к критическому мышлению. Кроме того, новичков помещают на бедную белками диету, которая вызывает нарушение пищеварения, поэтому они себя плохо чувствуют. Однако, им говорят, что эта тошнота является результатом их порочного и сатанинского существования. Большинство молодых людей не знает, что бедная белками диета приводит к этим симптомам. Когда кто-то становится вегетарианцем по своему выбору, обычно прежде всего он собирает информацию, как получить достаточное количество белка. Настоящие вегетарианцы получают достаточно белка даже без мяса, рыбы и птицы и не страдают от этих нарушений пищеварения. Итак, молодые люди, присоединяющиеся к этим группам, испытываю недостаток сна и белка. Когда муниты впервые приглашают человека поесть (как сообщают молодые люди, которые там были), с каждой стороны от гостя всегда садится мунит. Человек никогда не остается один и не может свободно разговаривать с другими вербуемыми. Они начинают препятствовать новоббращенным размышлять о том, что он делает, с самого начала программы. Они хотят остановить развитие сомнений или негативного отношения, которые новые "кандидаты" обязательно имеют, будучи завербованными. Когда завербованные прибывают в образовательный лагерь, всякое отрицательное чувство подавляется. Им сразу же объясняют, что "негативность" в группах не выражается. Если у них есть вопросы или отрицательные впечатления, они должны быть направлены назначенным людям, обычно занимающим высокое положение. Таким образом, завербованный не может узнать, что у других тоже есть сомнения. Он просто смотрит вокруг на людей и получает впечатление, что все довольны, поскольку муниты подавляют всякое негативное чувство своими учениями и методами, направленными на завербованных и самих мунитов. Затем они захватывают все внимание завербованных играми, лекциями и пением. Другими словами, они настолько занимают этим людей, что у них не остается времени даже подумать, чем они занимаются. Таким образом, они помещают людей в разновидность транса. Большинство людей даже не знают, что их можно загипнотизировать и ввести в транс очень простыми и скрытными методами без необходимости какой-то сценической подготовки типа гипнотизера на сцене, который достает часы, крутит ими и просит присутствующих внимательно на него смотреть. Существует много скрытных процессов привлечь внимание других и заставить их фиксировать его на чем-то, например, на лекции или пении. Через прямое, повторяющееся внушение их внимание можно зафиксировать и все случайные ассоциации могут быть подавлены, так что молодых людей можно поместить в разновидность захватывающего транса. Таким образом, молодые люди приводятся в измененное состояние сознания, так что их собственные мысли и рассуждения постепенно все более и более ограничиваются, что означает, что они все меньше и меньше думают о самих себе. Их одежда также достойна упоминания. Если человек действительно хочет кого-то изменить, внешний вид тоже нужно изменить. Поэтому они заставляют молодых людей стричь волосы, дают им новую одежду и новые имена. Все это - часть их новой идентичности. Они дают им прозвища. Они делают это очень хитрым образом. Когда кто-то приходит и говорит, что его зовут Джонатан (Ионафан), его начинают называть Джереми (Иеремия). Если кого-то зовут Джереми, то его переименовывают в Джошуа (Иисус <Навин>). Им нравится использовать библейские имена. Например, если кого-то зовут Норберт, его переименовывают в Ноя везде, где это возможно. Если кого-то зовут Сьюзан (Сусанна), имя меняется на Сару. Существует перемена в сторону более библейских имен, но это делается в форме прозвищ и без пышной церемонии, как в индуистских культах. Внутри Церкви Объединения и нескольких других сект чрезвычайно широко используются случайности, или объяснение совпадений тем, что это произошло из-за того, что человек, с которым оно случилось, искал религиозный опыт или высший религиозный смысл в своей жизни. То, что было простым совпадением, интерпретируется этой сектой как особая, божественная связь или пророчество. Они используют все возможные мелкие случайности, чтобы произвести впечатление, что тот факт, что это произошло, намного более предопределен, чем, возможно, обычно считается. В довершение этого, все старые связи описываются как сатанинские. Связи с родителями, друзьями и т.д. должны быть разорваны начиная с этого момента, поскольку они порочные. Конечный результат такого отношения - то, что люди чувствуют чрезвычайную вину из-за своего прошлого. Любая нестабильность, любое отклонение, как, например, курение марихуаны или эпизодическое употребление ЛСД, представляется им, как очень и очень порочное. И поскольку большинство молодых людей не знают, что говорят все остальные, кто курил марихуану, они начинают чувствоват, что их небольшой "промах" в употреблении марихуаны представлял собой серьезное злоупотребление наркотиками. Таким образом, им внушается, что они были очень порочными в прошлом. Массированные ощущения вины вызываются таким образом. Более того, им внушается чувство вины, что, если они уйдут из группы, все их предки и потомки будут прокляты. Следовательно, у завербованных развиваются сильные чувства вины и страха. В группе они получают много любви, групповой любви. Они "связаны любовью", как муниты называют это. Им объясняют, что они достойны любви и т.д. И это, естественно, очень эффективно. Большинство молодежи, с кем я разговаривала, стали членами в тот период жизни, когда они были очень разочарованы и очень одиноки. Затем пришли муниты, пригласили их домой, дали им стабильность, заботились о них и говорили, что любят их. Это дало им чувство, что они хорошие. В то же самое время в них вызываются и манипулируются чувства вины и страха, чтобы убедить их, что они могут спастись только, если останутся в группе. Кроме чувства подавленности и разочарования, у многих молодых людей есть сексуальные конфликты. Как им следует выбирать партнера, иметь сексуальные отношения и вступать в брак? Когда они приходят в культ, весь секс, который у них был, отмирает. Например, у мунитов есть только братская и сестринсая любовь и контакты. Им говорят, что если они настоящие, праведные, честные муниты, то в конечном итоге у них будет благословенный брак. Здесь, в прибрежной зоне Калифорнии около 300 мунитов, но только 6 супружеских пар. Шансы на брак очень небольшие. Несколько месяцев назад 1800 человек поженились в Корее, некоторые из них для получения паспорта. Согласно информации, которую я получила от бывших мунитов, непохоже, что многие из них "благословенные" браки. Другие культы не так хорошо организованы и не так "усложнены". Но стиль монополизации тот же самый. Я разговаривала с людьми из нескольких культов, в которых лидеры культов велели людям постоянно ходить с наушниками, чтобы все время слушать лекции индоктринации. В нескольких культах люди даже должны были ложиться спать с наушниками и слушать лекции в течение всего сна. Содержание сильно отличается от культа к культу. Однако есть много общего во всех, в сообенности, это касается психологических манипуляций, изоляции людей от прошлого, изменения поведения, забывания или оставления прошлого и пребывания в группе. "Депрограммирование" Что касается реабилитации, я слышала от многих людей, которые состояли в культах, что они не смогли бы выйти, даже если бы хотели, если бы никто не пришел, чтобы вытащить их. Они были не в состоянии из-за комплекса вины и из-за того, что они были так сильно поглощены культовой деятельностью, что могли бы выйти только с большим трудом. В Соединенных Штатах часто случается, что родители приходят поговорить с детьми и буквально стараются выманить их. Когда появляется возможность, родители устраивают для них встречу с бывшими членами культа, которые дают им информацию, которую культ скрывает от них. Они также получают информацию о том, как культ осуществляет изменение поведения. Это своего рода "депрограммирование". Оно затрагивает информацию о лидере культа, использовании собираемых денег и изменения поведения. Реабилитация и возвращение к нормальной жизни происходят намного легче, если молодые люди встречаются с "депрограммистами" или "консультантами по возвращению", теми людьми, которые рассказывают им о культе и дают советы о возвращении к нормальной жизни. Без этой информации людям очень трудно удержаться от возвращения в культ, поскольку им неясно, что на самом деле произошло. Часто у них возникают слуховые галлюцинации, когда голос говорит им остаться в группе, поскольку они так часто слышали это во время программы индоктринации, и эти сообщения постоянно повторялись в культе: "Оставайся здесь, это наиболее честный, праведный и порядочный образ жизни" и т.д. Я думаю, именно те, кто разговаривал с "депрограммистами" или "консультантами по возвращению", находят путь обратно к нормальной жизни наиболее быстро и легко. У меня сложилось впечатление, что большинству молодых людей, которые вышли из культа, где состояли более года, требуется около месяца только для того, чтобы привыкнуть есть и спать нормально, и им требуется достаточно времени, чтобы больше читаль о культе и быть свободными и защищенными от новых контактов с культом, который хочет вернуть их. После этих трех-четырех недель отдыха, питания и информациилюдям, которые были в культе более года, требуется еще от 8 до 18 месяцев, чтобы восстановить умственные способности. Однако, говоря это, я не имею в виду, что эти люди психически больны или что-то в этом роде. Большинство из них нормальны соглавсно американским психологическим и психиатрическим стандартам. Только на основании рассказов родителей и хороших друзей, которые знали этих людей раньше, выясняется, насколько был ограничен их интеллект. Большинство из них в течение нескольких первых месяцев после выхода из культа начинают осознавать, насколько больше они теперь думают и рассуждают. Тогда они понимают, насколько вялыми и бездеятельными бвли их умы в мышлении. Я контактировала со многими бывшими членами здесь, в прибрежной зоне. Снова и снова происходит удивительная вещь - то, что многие из них спустя один или два года после выхода удивляются прогрессу, которого они добились в своей жизни. Их дух получает жизненную силу и они снова имеют опору под ногами. Но все равно требуется от 8 до 18 месяцев на полное восстановление умственных способностей. Это само по себе захватывающе. Очень многие молодые люди приходили ко мне на консультации, поскольку они страдали от различных форм одиночества и самых разнообразных проблем. Одна из групп родителей попросила меня с коллегой провести групповую терапию. В результате групповых услий мы развили то, что мы называем "дискуссионными группами". Каждую пятницу вечером мы встречаемся с 7 до 9 часов. Программа длится три недели. Затем мы пропускаем одну пятницу и снова встречаемся три недели, а потом еще три недели. Таким образом, мы встречаемся девять раз и имеем возможность разобраться со многим вопросами, которые являются результатом общих проблем в наших индивидуальных дискуссиях и индивидуальной терапии. Проблемы бывших членов сект 1. Первая проблема, которая есть у молодых людей, оставивших культ или секту, - одиночество. Все их дни в секте, так же как и у других членов культа, были заполнены, либо они выходили на улицы собирать деньги или вербовать новых членов. 2. У них возникает огромная сложность с принятием собственных решений, поскольку все их решения во время пребывания в секте принимались за них.Им даже требуется помощь в таких вещах, как покупка будильника, который бы их будил по утрам вовремя. 3. Другая проблема - дрейф через различные состояния сознания, которые они переживали во время пребывания в культе. Я разговаривала с людьми, которые состояли в сектах, которые выполняют много медитативных упражнений. Некоторые группы заставляли своих членов медитировать по 21 часу 21 день подряд. Естественно, это наносит серьезный ущерб их состоянию разума, поскольку они учатся просто сидеть и "опустошать" свой разум, что означает подавление любых посторонних мыслей. И это продолжается по 21 часу в течение 21 дня. 4. Четвертая проблема: депрессия. Их прежняя депрессия, которая у них была до прихода в культ практически всегда возвращается, когда они выходят. В добавок к этому, они потеряли друзей, которые им действительно нравились и которые все еще остаются в культе. Кроме того, у них есть ощущение, что они утратили невинность. Они вошли в культ, полные почтительного изумления и наивности, а потом обнаружили, что их обманули и ввели в заблуждение. Поэтому они испытывают чувство печали, утраты невинности и становятся более скептичными и циничными, чем были раньше. 5. Кроме того, эти молодые люди имеют чувство вины, поскольку большинство культов использовали их для вербовки членов и сбора денег не всегда вполне честными способами. Для получения денег или даже вербовки членов они рассказывали людям истории, которые не всегда были правдивыми. 6. Шестая проблема: страх культа. Секты различаются по степени причиняемого беспокойства или усилий, направленных на возвращение людей обратно. Несколько молодых людей были в маленьких, очень устрашающих культах и буквально были напуганы. В некоторых больших сектах рассказывают мифы, что если люди уйдут, бог накажет их смертью или культ убьет их и т.д. 7. Существуют всевозможные разновидности чувства обязательства перед людьми, которые остались в культе. Например, в некоторые секты люди вступают, будучи женаты. Затем может произойти так, что, к примеру, жена постепенно узнает о том, что здесь происходит и хочет уйти, но у нее есть муж и дети в секте. С другой стороны, она также чувствует, что она чем-то обязана членам, которых она сама завербовала и которые все еще остаются в культе. Тогда у нее возникает вопрос, не стоит ли ей вернуться, чтобы вывести этих людей. 8. В нашей группе мы постоянно задавали вопрос, что делать и говорить при встрече с друзьями, которые все еще члены секты. 9. Другая проблема: как преодолеть постоянную бдительность родителей и друзей. Мы называем это "эффектом аквариумной рыбки", когда все смотрят, как плавает золотая рыбка. Многие бывшие члены культов просто имели чувство, что за ними постоянно наблюдает семья, чтобы обнаружить признак того, что они сбегут и вернутся в секту. Из-за этого я называю это "эффектом аквариума", поскольку за рыбой в аквариуме можно наблюдать, где бы она ни плавала. 10. Бывшие члены сект хотят поговорить о позитивных аспектах секты. Однако их семьи и друзья не хотят ничего знать о положительных сторонах. В наших группах я даю этим людям возможность поговорить об этом. При этом может оказаться, что очень стеснительные люди научились устанавливать отношения с другими людьми и приобретать друзей в этих сектах. Естественно, они будут очень положительно оценивать культ. Или они могут захотеть поговорить о любви и привязанности к отдельному человеку, с которым они встретились в культе. Однако, как уже было сказано, их семьи и друзья не хотят ничего слышать об этих аспектах. Поэтому мы говорим об этом в наших группах. 11. Особая трудность возникает из-за вопроса: как рассказывать людям, с которыми вы недавно познакомились о том, что вы были в секте. Как рассказать об этом людям, которые никогда не были в культе, не раскрывая свои глубочайшие чувства? Часто случается, что люди говорят: "Как мог такой умный человек вообще вступить в проклятый культ?" Это настоящая проблема. Я говорю этим бывшим членам, что даже суд присяжных не смог понять Патти Херст во время ее пребывания в Симбионской Армии Освобождения, хотя А. Бейли постарался использовать целую батарею эксертов, чтобы вкратце сообщить, как работает силовое убеждение, которое часто называют "промыванием мозгов". На нашей групповой терапии мы говорим о том, что слово "промывание мозгов" - это термин, который приводит к тому, что люди сильно сомневаются в том, возможен ли такой контроль над другим человеком. Затем я объясняю им, что Боб Лифтон сказал в своей работе, что термин "промывание мозгов" - это своего рода плохой перевод китайских слов, означающих "реформирование мышления". "Мышление" было переведено как "мозги", а "реформирование" как "промывание". Поэтому термины типа "контроль сознания" и "промывание мозгов" были высмеяны, поскольку люди не могут понять, что нечто подобное "принудительному убеждению", как называем это мы, имеющие дело с этими процессами, вообще возможно с сектах. Мы предпочитаем называть это "принудительным убеждением", поскольку это обозначение менее драматично, чем "промывание мозгов" и следовательно заслуживает большего доверия. Когда я работала в армии, солдаты всегда думали, что пули никогда не попадут в них, а вместо этого попадут в других. Точно так же, люди, с которыми я разговаривала о "принудительном убеждении" или "промывании мозгов" думают, что только недалекие люди могут попасть в них, а они сами никогда. Каждый чувствует себя неуязвимым, однако мы все уязвимы и нас можно уговорить или заставить что-то сделать. 12. Люди, которые ушли из секты, слишком осведомлены обо всех грехах в мире и обо всех несоответствиях своих семей и мира. Им нужно примириться с тем фактом, что ни они сами, ни все мы несовершенны, и что мы должны жить с этим фактом. 13. Еще одна проблемная область? Эти молодые люди хотят быть альтруистами, но они хотят помогать человечеству, не будучи обманутыми другим культом. И они не знают, как это сделать. 14. Бывшие члены злятся на секту. После того, как они осознали, что с ними произошло, у большинства из них появляется чувство, что ими злоупотребляли. 15. Многие молодые люди, которые вышли из секты, имеют глубокие личные проблемы. Им нужно много помощи, чтобы решить личные проблемы. Вследствие этого, я разговариваю со многими молодыми людьми и их родителями и стараюсь дать им советы на длительную перспективу. 16. Когда человек уходит из секты или культа, он больше не принадлежит к немногим избранным, к элите, но является просто обычным человеком среди многих. Это, конечно, является странным чувством после того, как он был членом немногих избранных. 17. Одна из серьезнейших проблем - ограничение умственной активности, так сказать, преграждение мышления. Спрашивают, многие ли люди уходят по своему выбору. Только около 10 процентов из 300 бывших членов, с которыми я проводила собеседование, вышли по собственной воле. В основном, это были люди, которые поднялись по иерархической лестнице секты и узнали, куда идут деньги. Следовательно, своего рода цинизм, основанный на знании, помог им уйти из культа. Для тех людей, которые ушли по своей воле, чрезвычайно важно поддерживать контакты с людьми, которые сами когда-то состояли в секте, чтобы получить информацию от них для преодоления своего прошлого и понимания того, что произошло с ними, и т.д. Те кто заявляют, что были "депрограммированы", но потом вернулись в секту, практичеки никогда не были полностью депрограммированы, то есть, у них не было достаточно времени, чтобы удержать информацию, или депрограммист не осознал, что хотя человек внешне выглядел очень дружелюбным, он все еще не полностью порвал с прошлым. Депрограммист уходит домой, но у молодых людей все еще остаются проблемы и вопросы, и они не знают, с кем поговорить. Поэтому они возвращаются в культ. Те кто возвращается в культ, также включают молодых людей, которые имели очень серьезные психологические проблемы до вступления в секту, и тех, у кого была практически незначительная жизнь в обществе. Затем культ дал им жизнь в обществе, которую они раньше никогда не могли бы иметь. Эти люди знают, как сильно культ одобрит их, если они вернутся. Некоторые культы заваливают людей похвалами и признательностью, если они контактировали с депрограммистами, но все равно вернулись. В результате, существует группа очень несчастных, психологически озабоченных людей, которые возвращаются в культ просто чтобы их похвалили. Это очень интересная подгруппа. Вы часто встречаетесь с ними здесь. Потом они говорят другим бывшим членам, что они бы с радостью ушли, но не могут найти замены тому, что секта дает им. Сложно получить обширный статистический материал о членах, которые возвращаются. Некоторые наблюдатели считают, что только 5 процентов возвращаются назад. Причины Согласно моим наблюдениям, из 300 молодых людей, с которыми я разговаривала, очень немногие вернулись бы обратно, если они действительно получили хорошую поддержку, имели хорошее общение с депрограммистами, которые были очень спокойными, дружелюбными и посвятили им достаточно времени - это, действительно, требует очень много времени - и также получили поддержку родителей. Я совершенно не верю, что родители могут быть виноваты или что есть плохие родители, дети которых вступают в секты. Например, муниты, контактируют с очень хорошими детьми. Они инструктируют своих членов вербовать только хороших людей, то есть, только тех, кто не хуже них самих. а по возможности еще лучше. Совсем наоборот, они не должны приводить к себе плохих людей. В Соединенных Штатах вербуют, в основном, молодежь из среднего или высшего класса. В противоположность, очень немногих молодых людей из низшего класса вербуют в секты, потому что они, как говорят в США, "уличные умники". Это означает, что они умные негодяи, которые очень хорошо знают, что их не пригласят поесть просто так, что они не получат ничего просто так, но что им придется чем-то отплатить. Однако некоторые секты сейчас стараются завербовать одиноких пожилых женщин, которые могут быть негритянками или принадлежать к другому меньшинству. Тем не менее, прилагаются усилия, чтобы завербовать одиноких пожилых людей, которые тем не менее могут принести определенное богатство секте. Но большинство крупных сект заинтересованы в вербовке молодежи от 18 до 25 лет. Что касается утверждения, часто приводимого в дискуссиях, что родители или семья молодых людей, которые вступают в культы, виноваты в этом, мой ответ - я полностью не согласна. Однако есть некоторый процент людей, которые присоединяются к сектам из-за громадных проблем с родителями. Огромное большинство молодежи, присоединяющейся к сектам вербуются очень "изощренными" методами. Они одиноки, у них были любовные отношения или они находятся посередине между взаимоотношениями. Они находятся в стадии перехода - между двумя любовными увлечениями, между двумя местами работы, между школой и колледжем и т.д. Они просто находились в одной из фаз депрессии, они лишились чего-то в жизни, когда секта предложила им своего рода готовую дружбу и отделила их от родителей. Однако сами молодые люди оставили родителей вовсе не из-за ужасных конфликтов с ними. Это совершенно не так. Здесь в США многие заявляют, что молодые люди не вступали бы в секты, если бы их родители не были полнейшими монстрами. На это я могу ответить только, что это совершенно не так. В течение некоторого времени (я думаю, начиная с послевоенных лет) родители здесь в США не хотели говорить детям ничего о зле в мире. После войны они хотели только сделать детей счастливыми, представить им лучший мир. Бедные инструктировали детей не принимать деньги, одежду и т.д. от других людей. Богатые, в свою очередь, говорили деоям защищать себя от грабителей, которые хотят забрать их деньги или вломиться в дом. В противоположность этому, родители среднего класса, особенно в послевоенный период, не говорили своим детям, что в мире есть зло, поскольку они хотели только сделать детей счастливыми и показать им лучший и более счастливый мир. Поэтому они недостаточно говрили детям. Например, здесь, в Беркли, я говорила своим детям, что на улицах есть плохие люди и они должны быть осторожными. Несмотря на это, мои дети очень счастливы. Мои собственные родители и прежние поколения обычно счастливо жили с детьми, хотя они говорили своим детям, что на земле есть хорошие и плохие люди, и что они должны доверять собственным суждениям, чтобы не быть обманутыми и чтобы с ними ничего не произошло - как в замечательных историях, которые они рассказывали им. Я полностью верю, что родители допустили ошибку в том, что они не объяснили своим детям и не предупредили их о существовании людей, которые разговаривают умно и красиво и хотят манипулировать ими. Однако это единственное в чем я обвиняю родителей. Одна из целей, к которым часто стремятся молодые люди - желание полного полной взаимосвязи с другими людьми, то есть, они хотят найти человека, к кому они могут целиком и полностью привязаться, от кого они могут получить ощущение того, что они целиком и полностью любимы, и кому они могут посвятить себя также полностью в ответ. Вместо этого они обнаруживают всецело нормальные взлеты и падения в различных межличностных отношениях и сталкиваются с глубокими разочарованиями в каждой фазе своего поиска, через что должны пройти большинство молодых людей, если им не повезет найти своего рода родственную душу в ранние годы. Если бы мы, как родители, учителя и т.д. выражались более реалистично, если бы пресса, радио и телевидение были более реалистичны и показывали, что люди должны пройти через многие различные дружеские отношения, чтобы найти человека, с которым они захотели бы жить или провести оставшуюся или значительную часть жизни, и что этот поиск приносит разочарования очень многим людям, тогда молодым людям было бы ясно, что они не одни в одиноком поиске партнера. Однако наше телевидение, кинофильмы и любовные романы производят впечатление, что все, кроме нас, нашли совершенного партнера. В особенности, кинофильмы дают молодым людям странное представление о том, как живут нормальные смертные. Я считаю, что мы, как родители, должны больше помочь им в этом вопросе - через спокойное обсуждение личных реальностей и реальности межличных отношений. Теперь, что касается вопроса о том, как, по моему мнению, надо создавать реабилитационные организации... Нам нужно найти людей, подобных Джо Александеру и его жене, которые просто идеалисты. Они знают, как управлять реабилитационным центром. Я думаю, что некоторые молодые люди захотят провести некоторое время, может быть, месяц, с людьми, подобными супружеской паре Александеров, которые понимают всё. Если эти молодые люди после месяца или двух захотят вернуться домой, захотят вернуться в свое учебное заведение или заняться тем, что они решили с родителями, им следует это сделать. Я обнаружила, что некоторые родители и группы родителей иногда недооценивают тот факт, что большинство молодых людей, вышедших из секты, хотят, по прошествии некоторого времени, быть независимыми и самодостаточными, свободными от родительского контроля. Большинство бывших членов сект, которые обрели помощь и поддержку в реабилитационном центре и в своих семьях, прокладывают себе дорогу обратно в общество после определенного периода времени и постепенно принимаются им. Однако небольшое число, около трети людей, которые покинули секты (около трети молодых людей, с которыми я занималась), все еще пребывают в небольшом психологическом замешательстве, не будучи психически больны и не страдая от психиатрического заболевания, которое можно было бы диагностировать. Вероятно, им требуется больше времени - не только с психиатрами или психологами, потому что эти люди не понимают ничего в сектах, но с другими убежденными бывшими членами и с понимающими родителями. Средний психолог или психиатр не может помочь, поскольку он вынужден лечить серьезные неврозы, которых эти молодые люди обычно не имеют. Я разговаривала с очень многими психологами и психиатрами и пыталась объяснить им, что они, в действительности, не знают, что происходит в сектах или что там происходит с молодыми людьми, и что они не имеют представления о "контроле мышления, "изменении поведения" и других проблемах, которые испытывают люди, оставляющие секты. Однако в реабилитационных центрах есть люди, которые что-то понимают в этой проблеме профессионально и которые интересуются психологическими и социальными процессами. Они лучше могут помочь бывшим членам. Психологи и психиатры любят приписывать секты опыту истинного религиозного обращения, к которому стремились эти люди, не осознавая принудительного влияния и "усложненные" методы вербовки, сторону, которую они обычно не видят. Более того, они считают, что существование сект и культов абсолютно нормальная, преходящая тенденция, сопоставимая со Средними Веками, когда люди уходили в монастыри. В-третьих, психологи и психиатры считают, что членство в культе или секте - это выражение психической патологии молодых людей. Я абсолютно не разделяю эту точку зрения. Еще одна большая проблема состоит в том, что карьеристы среди психологов и психиатров имеют только одну форму лечения, которую они применяют ко всем пациентам. Я хочу указать на то, что на протяжении всей истории человечества всегда существовали культы или сектыю Периоды, в которые культы умножались, были периодами, когда происходила ломка преобладающей социальной структуры. Например, в конце Французской революции культы и секты разрастались по всей Европе как грибы из почвы, поскольку происходила ломка общественной структуры. Во времена Индустриальной Революции в Англии, когда молодые люди устремились из деревни в города, где было сосредоточено большое число производств, образовалось много культов. Здесь, в США, когда начался великий рывок с Востока на Запад, возникло много культов и сект одновременно с переломом в обществе. В более недавние времена, я думаю, три основных явления внесли свой вклад в образование такого большого количества культов и сект: в конце 1960-х годов здесь, в США, было много молодых людей, предававшихся разгулу на улицах. Это была эпоха движения хиппи и многих подобных движений. По мере убывания этих волн появилось движение культов, которое снова можно проследить в ломке структуры общества. Во-втрых, развилось сильное чувство отчуждения. Люди чувствовали себя одинокими. В результате сильной индустриализации в США очень высока мобильность людей. Люди разрывают старые связи, переезжают в индустриальные центры и чувствуют одиночество - не только из-за ломки социальной структуры, но и из-за сильной мобильности населения. В-третьих, существует гуманитарное движение. Движение за расширение сознания, самопознание и самопонимание стало очень популярным среди интеллектуалов, поэтому нам всем говорят, что мы можем изменить мир путем простой личной медитации. Это событие, явление, которое проходит через все столетия. Люди просто верят, что все возможные виды фантастических новых миров появятся - просто путем медитации, самоанализа и внутреннего размышления. Я думаю, что эти три явления - разрушение социальных структур, чувство отчуждения и предложение внутреннего размышления или медитации - внесли решающий вклад в формирование культов и сект в прошлом и также в этот определнный момент времени. По моему мнению, здесь, в США, волна индуизма и медитации отступила, в то время, как более и более ориентированные на христианство культы и секты развиваются. Однако у меня нет надежной статистики, чтобы доказать это. Происходит возрастающее распространение евангельского и харизматического движения в США, например, харизматического движения в Католической Церкви. Люди остаются в своих группах, но поддаются другим процессам, то есть, большему социальному и индивидуальному участию в различном пении, говорении и т.д. Кроме всего прочего, это движение может быть на добровольной основе. Например, люди добровольно вступают в Баптистскую Церковь. Также они вступают в Унитарианскую Церковь или иудейскую общину, в католическую группу и т.д. По моему личному мнению, они делают это добровольно. Мы говорили об особых событиях перед Реформацией. В то время существовали секты наподобие флагеллантов (самобичевателей) и других групп. В любом случае, Лютер не был первым. Ян Гус пытался реформировать Католическую Церковь в Чехословакии. Его приверженцы образовали нечто вроде культа или секты. Его сожгли на костре. Здесь, в Соединенных Штатах, многие люди критикуют католичество, протестантизм и иудаизм, потому что они предположительно не энергичны и не достаточно сильны, чтобы удовлетворять современным потребностям, особенно потребностям молодых людей. Это также может быть параллелью католицизму в период как раз до Лютера. Реформация принесла определенные изменения. Возможно, они сравнимы с теми, которые происходят в сектах. Может быть, жалобы на наши официально признанные церкви нужно обращать больше внимания. Возможно, нечто похожее происходит в нескольких евангельских движениях и в некоторых харизматических движениях внутри католицизма, протестантизма и иудаизма. 21 мая 1978 г. Интервьюировал Клаус Карбе Опубликовано 28 сентября, 2015 - 14:10
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |