Вы здесь

Проповедь обращенным: как растет каббала

Каббала переживает период расцвета — лондонская штаб-квартира движения планирует расширение помещений стоимостью в 5 млн. фунтов стерлингов и хвалится, что у нее есть более 1000 последователей, многие из которых принадлежат к лондонской богеме. Но что в действительности предлагает эта религия?

Маркус Уэстон идет к себе в офис, расположенный в элегантном доме эпохе короля Георга в лондонском Вест-Энде, сжимая в руке бутылку с грязноватой на вид водой. Это напиток, изготовленный из лимона,имбиря, огурца и сублимированных порошкообразных трав, овощей и фруктов. Уэстон выпивает по полтора литра этой жидкости в день. «Она придает мне сил, очищает меня изнутри и помогает яснее мыслить», — говорит он.

Уэстон, бывший менеджер инвестиционного банка, использует эту ясность ума для изучения и преподавания каббалы. Это учение, которое обычно описывают как мистическое ответвление иудаизма, стремительно набирает популярность в Англии с тех пор, как в 2002 году в Лондоне открылась его штаб-квартира. Сегодня здание, расположенное рядом с элитным Восточным клубом, еженедельно наполняют 1100 студентов. На некоторые занятия и мероприятия люди записываются заблаговременно. Здесь преподают духовность бизнесменам, дипломатам, благотворителям и муниципальным чиновникам. Уэстона приглашали на встречу в Уайтхолле, где обсуждалась идея внедрение некоторых принципов в национальную программу обучения. «Мы завалены клиентами», — говорит он.

Однако недавно в лондонский Центр каббалы пришли два человека, которые вовсе не хотели заполнить духовную пустоту в своей жизни. Воскресным утром в 5 часов утра в дверь постучали два сотрудника муниципалитета, чтобы проверить жалобу местного жителя, который сетовал на то, что на протяжении 36 часов из здания непрерывно доносилось громкое пение. «Думаю, это было слишком громко для одного человека», — с улыбкой пожимает плечами Уэстон.

Жалоба на пение во время иудейского праздника Суккот вновь привлекла внимание к движению, приверженцами которого, по слухам, являются такие звезды, как Мадонна, Гвинет Пэлтроу и Деми Мур. Принцессу Евгению, в настоящий момент восьмую в очереди на королевский трон, сфотографировали с характерной красной нитью на левом запястье — такие носят приверженцы каббалы, хотя Уэстон отказался от комментариев по этому поводу, сказав лишь, что у него есть «много знакомых во многих королевских домах по всему миру».

Уэстон — очаровательный человек, одетый в деловой костюм, с аккуратной бородкой и почти не сходящей с лица улыбкой. Он с радостью рассказывает о духовном значении каббалы, и лишь легкое напряжение челюсти выдает его раздражение от вопросов о финансовой стороне движения и о том, что некоторые считают его культом. Уэстон вырос в «очень нерелигиозной, но культурно иудейской» семье и сделал карьеру инвестиционного банкира, прежде чем 16 лет назад взяться за изучение каббалы.

«Я не искал ничего духовного, но почувствовал, что в жизни есть нечто большее, чем сидение на трубе. Я пришел на занятия и сел сзади, думая про себя: „Что я тут делаю?“ Но чем больше преподаватель говорил, тем больше смысла я видел в его словах, тем больший отклик они во мне находили».

Теперь Уэстон служит ведущим преподавателем в лондонском Центре каббалы, живет с женой и маленькими детьми в каббалистической квартире, питается каббалистической пищей и использует свои сбережения для остальных потребностей и удовольствий. Он говорит, что ему положена зарплата, но он решил ее не получать.

«Когда я начинал, в классе было с десяток человек. Теперь у нас около 1100 активных студентов. У нас есть очередь, преподавателей на всех не хватает». Лондонский Центр — филиал Международного центра каббалы, основанного в 1969 году в Нью-Йорке раввином Филипом Бергом, — заручился разрешением вдвое увеличить свои площади, на что будет потрачено два года и 5 млн. фунтов стерлингов, хотя этот план вряд ли добавит каббалистам популярности у их чувствительных к шуму соседей. Уэстон объясняет всплеск интереса «пустотой, которую религия не может заполнить, но которая все еще нужна обществу. Эту пустоту можно заполнить чем-то, что обладает универсальной духовностью».

В ответ на просьбу дать более конкретное определение каббалы Уэстон пустился в не всегда понятные объяснения. «Каббала — это изначальное духовное учение, существовавшее еще до того, как на сцене появилась религия. Именно в этом кроется общий знаменатель всех религий», — говорит он. А затем добавляет: «Когда мы говорим, что каббала — это духовная мудрость, это означает, что она прямо противоположна религии. В религии можно обвинять другого или Бога, потому что в конечном счете именно Бог… является наказующей или награждающей энергией или личностью. В духовности такого нет. В духовности есть 100% духовная ткань причин и следствий, и это значит, что каждое слово, каждая мысль и каждый поступок, которые ты производишь, обладает энергией».

И далее: «Каббалисты говорят, что творение было моментом времени, когда высшая сила вложила всю себя в создание и сотворение материального мира. С того момента эта высшая сила вне игры. И потому откровение этого света, полноты, счастья, радости, мира исходит от нас. Иными словами, наши действия могут либо являть, либо скрывать этот свет. Этот свет скрыт в нашем потенциале».

Центральное место в каббале занимает чтение 23-томной книги Зоар, или Книги Сияния, которая разъясняет тайны Библии и все стороны жизни. То, что она написана на древнеарамейском, не является неразрешимой трудностью: последователей учат водить по тексту пальцем, чтобы впитать в себя учение книги.

Теперь Уэстон описывает себя как «полностью религиозного иудея». Он действительно носит кипу, еврейскую шапочку. Он называет ее «источником энергии», проводником «бесконечной силы света», которая «течет через космос». Однако, тут же добавляет он, несмотря на связь каббалы с иудаизмом, его центр — это не «центр изучения иудаизма», но инклюзивный, полиэтнический университет.

Помощник Уэстона по взаимоотношениям с прессой Эндрю Майкл отказывает нам в просьбе понаблюдать за вводным занятием по каббале, объясняя, что «для некоторых людей духовность может быть весьма частным делом». Взамен Майкл предлагает нам список студентов, которые готовы ответить на наши вопросы.

Один из них — Гэвин Хунипер, предприниматель 51 года от роду, который впервые пришел в центр в мае. Недавно пережив развод с женой, Хунипер решил взять жизнь в собственные руки: похудел, перестал пить и нашел духовное измерение, недостаток которого он к тому времени уже ощущал. Во время первого занятия он «определенно ощутил интерес»; к моменту начала шестого занятия он уже «чувствовал себя, как дома». Каббала, по его словам, помогает ему избавиться от стресса и «смягчает эго. Эго — это поистине темная сторона всего сущего. Если ты сможешь избавиться от своего эго, то станешь более духовным».

Нимрит Чахал, 40-летняя нерелигиозная женщина-сикх, начала посещать занятия в июне, когда провела неделю с другими каббалистами, празднуя свадьбу. «Я хотела стать более хорошим человеком. Каббала может дать тебе инструменты, которые помогут в повседневных делах. Например, разобраться с неприятностями на работе. Это практическое и духовное учение». И это весело, повторяет она несколько раз.

Не все с этим согласны. Многие утверждают, что каббала — это культ, который манипулирует людьми финансово и психологически, и многие обвинения документально подтверждены. В числе этих обвинений — угрозы применения насилия, обещания вылечить рак, растрата денег, иски против всемирного движения каббалы, мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Inform — центр изучения религиозных движений при Лондонской экономической школе — опубликовал анализ каббалы, который содержит «критику со стороны множества людей и организаций, обвинявших центр Берга в „неразборчивом прозелитизме, агрессивных методах привлечения и эксплуатации последователей“».

В документе есть ссылки на разоблачения финансовых злоупотреблений центра, включая обвинения в том, что на студентов оказывают давление с целью получения пожертвований, и что добровольцев принуждают бесплатно и много работать. Документальный фильм, снятый компанией Би-Би-Си в 2005 году, зафиксировал, как с журналиста, посетившего центр под прикрытием, потребовали 860 фунтов стерлингов в виде платы за “каббалистическую воду”, книги и обед, сопроводив это обещаниями, что его рак можно излечить. Уэстон отвергает подобные обвинения. «Лондонский центр каббалы — это зарегистрированная религиозная благотворительная организация, она финансируется за счет платы за уроки, прибыли от книжного магазина и пожертвований от студентов и меценатов», — говорит он. Штаб квартира в Вест-Энде принадлежит благотворительной организации. Студенты могут прослушать вводный курс из 10 уроков бесплатно, но студентам предлагают сделать пожертвования в «стипендиальный фонд». Другие уроки и занятия стоят примерно по 10 фунтов в час. “Каббалистическая вода” стоит 2 фунта за литровую бутылку. Упаковка из семи красных нитей на запястье стоит 18 фунтов. Нить должна защитить от «сглаза», говорит Уэстон, а вода — «это не магический эликсир, а обычная вода, которая, мы надеемся, обладает некоей силой, потому что находится рядом с хорошими людьми».

Уэстон подтверждает, что преподаватели каббалы не получают зарплату и работают в обмен на жилье, пропитание и скромное пособие. «Не думаю, что стоит говорить о размерах пособия, и оно для каждого свое, но его более чем достаточно, чтобы наслаждаться жизнью в Лондоне», — говорит он.

Вопросы о финансах и звездных клиентах удручают Уэстона больше всего: «У нас бывает по тысяче человек в неделю, мы видим всевозможные чудеса, но все, что интересует людей, — Мадонна и каббалистическая вола». И, да, Мадонна регулярно бывает в центре, когда приезжает в Лондон, говорит он. «Она приходит на занятие или на мероприятие и садится рядом с первым попавшимся человеком, который, возможно, отправит другу сообщение: „Угадай, кто сидит рядом со мной?“ Но все здесь относятся друг к другу с уважением». Насколько известно Уэстону, никто еще не пытался сфотографироваться с Мадонной.

Каббала привлекает знаменитостей, говорит Уэстон, по причине их «ложного ощущения полноты, которое полностью зависит от внешней энергии. Если источник вашего счастья внешний, это называется непостоянной жизнью. Они приходят в каббалу и узнают, что источник настоящей полноты и счастья внутри».

Общественные и частные организации, судя по всему приглашают Уэстона и других учителей каббалы поделиться своей мудростью. Уэстон говорит, что преподавал «в большинстве инвестиционных банков города, в большинстве компаний, входящих в топ-500 журнала Fortune, в швейцарских акционерных компаниях», а также в общественном секторе. «Мне приходилось делать необычайные вещи».

Может ли он назвать какие-то имена? Нет, но он обещает прислать более подробные сведения по почте, как только получит разрешение от клиентов. Но письмо так и не пришло.

The Guardian, 26.10.2015

Опубликовано 12 ноября, 2015 - 18:47
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653