Вы здесьРазговор с Библией в рукахОппоненты: Вниманию читателя представлен воображаемый диалог между православным и протестантом, при этом аргументация с той и другой стороны строится исключительно на основе библейских текстов. Однако, со стороны православного - это не совсем так, а лишь внешне, для вида. (Самостоятельная и непосредственная трактовка текстов Св.Писания, принятая среди Протестантов, запрещена Св. Преданием). Аргументы православного на самом деле, основываются на интерпретациях текстов Священного Писания, принятых в Православной Церкви, на основе Священного Предания Православия (о том, какие тексты на самом деле стоят за фасадом его "чисто библейской" аргументации см. в Примечаниях). Непосредственное понимание текстов Священного Писания нередко совпадает с их православным пониманием, - и это создает у Протестанта иллюзию диалога, в котором используется одинаковые аргументы. По опыту автора, подобная форма диалога с представителями Протестантских обществ иногда может быть достаточна продуктивна. *** Протестант - Вы конечно же не станете оспаривать то, что для каждого истинного христианина слово Божие (Библия) является непреложной истиной. Православный - Это безусловно так, и это я не собираюсь подвергать сомнению. Само слово Божие свидетельствует о себе самом: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим.3,16). Протестант - Конечно же так, а у вас что? Разве человеческим выдумкам можно верить? Что такое ваша "Церковная жизнь" - одни человеческие фантазии и выдумки. Правильно сказал о вас философ: "Человеческое, слишком человеческое..." Православный – Однако, слово Божие говорит нам вполне определенно о Церкви и предупреждает весьма строго о том, что тот, кто не слушает Церковь, не находится в послушании, как мы любим говорить, у Нее - тот не спасается. ...А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18,17). Мытари и язычники спастись не могут, а Господь ставит упомянутых ослушников на одну с ними ступень. Протестант - С этим я согласен. Язычники не спасаются - Оправдится человек только верою Иисус Христовою (Гал.2,16). Весь вопрос только в том, где находится истинная Церковь. Вот в этом мы с вами скорее всего не согласимся никак. Если язычники не спасаются, то и вы - не спасаетесь, потому что ваша церковная обрядовая жизнь - сущее язычество. Православный - Однако, для каждого человека, сознательно относящегося к христианству, надо определить, где же находится истинная Церковь - не так ли? Протестант - Так конечно же. Православный - Вот и давайте попробуем это сделать. А если нам с Вами это сделать удастся, то - во-первых, мы будем иметь уже определенный задел для нашего спасения - станет ясно, какой Церкви следует оказывать послушания. А кроме этого в этом случае мы приобретем еще и важнейший источник знания - поскольку Церковь, согласно св. Апостолу Павлу - есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15 ), что означает, что Ее учение, применимое для решения любого вопроса, содержит достаточные основания для любой истины . Протестант - Ну что же, давайте попробуем определить, где находится истинная Христова Церковь, только пытаться определять это давайте будем исключительно на основе Св.Писания. Православный - Хорошо - пусть в сегоднешнем разговоре в качестве аргументации будут использоваться только тексты Священного Писания. Протестант - Договорились. Православный - Сегодня я хочу предложить несколько библейских критериев, для определения того, где же находится истинная Церковь. Но сначала нам надо определить свойства Церкви Христовой, и это, кстати, будет и первым критерием. Вот этот первый критерий: Церковь свята и непорочна и потому не может грешить или изрекать ложь вместо истины - как об этом и свидетельствует св. Писания: Да представит ю Себе славну церковь. Не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф.5,27). Протестант - С этим нельзя не соглашаться, это так, согласно Св. Писанию. 2. Православный - Вот теперь второй критерий: Только там истинная Церковь, где есть должное отношение к Голгофской Жертве, как к единственному средству спасения человека. ...Все согрешили, и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим.3,23-24). Протестант - Ну кто же с этим спорит? Православный - А коли так, то Христовы страдания должны быть постоянной причиной, которая должна вызывать с нашей стороны совершенно особые, исключительные чувства благодарности Христу. И только там есть истинная Церковь Христова, где есть не просто полнота понимания значения страданий Христа и должное почитание крестных страданий Господних , но только там, где такое почитание выражается через поклонение Кресту, о чем прямо говорит прор. Давид, предписывая нам заповедь поклонения Кресту: Превозносите Господа Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! (Пс.98,5). В противном же случае то общество, в котором нет такого почитания Креста, будет страдать греховным изъяном и Церковью, в силу нашего исходного критерия, являться не может. Протестант - В 98-ом Псалме имеется в виду поклонение какому-то другому подножию, а скорее всего, даже не ему, а самому Богу, а о подножии говорится здесь лишь в том смысле, что кланяющийся Богу - будет, так сказать, автоматически поклоняться и Его подножию. Православный - Не могу исключить, что в словах этого Псалма имеется в виду поклонение и какому-то еще подножию, но что здесь имеется в виду поклонение именно Кресту - так это уж - точно, в силу прямого значения слов Псалма. Так что не кланяющийся Кресту оказывается и не кланяющимся и подножию Божию. Протестант - Но ведь у вас - поклонение даже не Кресту, а его изображениям. Кроме этого, я никак не могу согласиться с вашим пониманием 98-го Псалма, потому что в Пятокнижии существуют заповеди об исключительном поклонении Богу: Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его - ревнитель (Исх.34, 14). Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх.20, 5). А у вас сплошь поклоны - доскам, картинам и дереву ( в виде креста) и т.п. Православный - Подобное понимание этих библейских фрагментов очевидным образом противоречит самому тексту Библии. Поэтому сообщества, придерживающиеся такого их понимания, находятся в заблуждении и поэтому Церковью являться не могут. Протестант – Это - что-то новое, поясните. Православный - В тексте Священного Писания неоднократно описано благочестивое поклонение не только Богу. Например, вот одно из них, пример поклонения Ангелу: Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал на лицем своим на землю, и поклонися и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? (Иис.Нав.5,13-14). А вот два примера поклонения человеку: Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади. А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему (Быт.33,1-3). Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым (Быт.23,7). А вот пример поклонения бездушной твари: И поклонился Израиль на возглавие постели (Быт.47,31). По переводу 70 толковников (т.е. по греческому тексту) - на верх жезла его. Кстати, точно так же это место понимал и Апостол Павел (Евр.11,21). Из всего вышесказанного вытекает, что поклонение твари в каких-то случаях является допустимым, а противоречие с указанными вами фрагментами из книги Исход - не более, чем иллюзия, основанная на их неверном понимании. Протестант - Интересно, как вы разрешите это противоречие. Православный - Если считать, что во всех вышеупомянутых случаях (кроме поклонения Ангелу Иисусом Навином) поклонение и честь воссылаются не самим объектам, а адресуется их первообразам, т.е. тому, что ими изображается, то никакого противоречия в том, что нам предписывает Св. Библия, мы не находим. Крест - есть образ, напоминание страданий Господа, жезл Иакова (Быт.47,31) - прообраз Креста и, следовательно, есть прообраз Голгофской жертвы "второго порядка", кстати, точно такими же прообразами являются и все изображения Креста. И поклонение Кресту или его образам, (жезлу ли Иосифа или изображениям Креста) оказывается таким образом поклонением самому Господу, поклонением , сопряженным с воспоминанием Его спасительных страданий и смерти. Вышеупомянутое поклонение людям, подобное тому, о котором говорится в Библии ( Быт.33,3 и Быт.23,7), может быть ничем иным, как поклонением образу Божию 59, поскольку человек - образ и подобие Божие. И если при подобном поклонении честь воссылается первообразу - то оно в некотором отношении аналогично телефонному разговору, при котором мы говорим "в трубку", но конечно же не "с трубкой". Такое же значение имеет у нас и почитание и поклонение св. иконам, при котором честь, воссылаемая им восходит на "первообразное", то есть на то, что на них изображается. А что касается заблуждений людей, приходящих в Храм, привнося с собой вековое невежество русской деревни в сочетании с практически полной религиозной безграмотностью советской эпохи, так это - дело их совести, а Православное вероучение здесь часто бывает совсем не при чем. Так что тому, что какая-то бабушка (на самом-то деле бывшая комсомолка "пламенных" сороковых годов) считает, что "Казанская икона - она строгая", "Пресвятая Троица - это Иисус Христос, Божия Матерь и Св. Николай" и т.д. в том же вкусе - этому к сожалению в наше время не приходится удивляться. Предания комсомолок сороковых годов и Св. Предание Православия - это нередко разные вещи. Помимо этого, святое поклонение человеку, упоминаемое в Библии, может иметь и еще одно - совершенно иное внутренне значение, отличное от поклонения Богу ( Исх.20,5 ) - это есть "выражение страха, любви, покорности и смирения. Но никому не должно воссылать Божеское поклонение, кроме единого истиннаго Бога; впрочем, всем должно воздавать должную честь для Господа" 59. Аналогичный смысл - может иметь и поклонения Ангелам Божиим (Иис. Нав.5,14). Божеское же поклонение и запреты, связанные с ним, как раз и имеются в виду в выше цитированных вами местах из книги Исход. Протестант - Св. Ангел, беседовавший с Иоанном Богословом (Апок. ХХП, 8-9), прямо запретил Апостолу поклониться ему, но воздать поклонение Богу. Православный - Это так, но надо вспомнить при этом, в силу чего Св. Ангел отказался принять поклонение от Иоанна - именно: не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам - таково было достоинство "собора" новозаветных святых . И поклонение, которое выражало бы в этой ситуации " страх, любовь, покорность и смирение" было бы, по-видимому, неадекватным той святыне, которую носил в себе Св. Апостол Иоанн. То, что Архангел Михаил, в отличие от этой ситуации, принял поклонение от Иисуса Навина (Иис. Нав.5,14), показывает, вероятно, ту великую разницу, которая существует между ветхозаветной и новозаветной праведностью, о которой говорит нам в частности и Св. Писание (Рим.3). 3. Православный - Только там истинная Церковь, где считают , что через образ святого может подаваться благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит.2,11) . То сообщество, которое так не считает - заблуждается и Церковью быть не может, по первому критерию. Протестант - С этим, извините, не могу согласиться, поскольку о так называемых святых иконах в тексте Св. Писания нет ни слова. Православный - Об иконах, писанных человеческой рукою и изображающих святых Божиих, действительно ничего не сказано там. Однако мое исходное утверждение сформулировано не на основе догмата об иконопочитании, а на основе вполне конкретного эпизода, описанного в Библии: тень Св.Апостола Петра, приносила исцеления ...Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все (Деян.5,15-16) . И если это было возможно, то почему не возможно исцеление через контакт с образом святого, сделанным рукой человека,человека, который есть образ и подобие Божие, а не бездушная тварь /солнце/. Неужели в этом отношении человек хуже солнца? 4.Только там истинная Церковь, где считают, что через мощи святых может подаваться Божия благодать, исцеляющая болезни телесные и даже воскрешающая мертвых. Протестант - Это опять все "сказания давно минувших дней, предания старины глубокой", это как раз то, что Господь называет "преданием старцев", ничего не имеющим с истинами, открытыми самим Богом. В Библии-то ничего нет ни про "нетленные" мощи, ни про их почитание. Православный - Под святыми мощами - в Православии понимаются останки тел святых угодников Божиих, которые могут быть разной сохранности. При чем иногда они - полностью нетленны, как, например, св. мощи святителя Тихона, патриарха Московского или преподобного Лаврентия Черниговского, живших в ХХ веке, (так что рассказы о нетленных мощах - не относятся исключительно к "глубокой старине"), иногда они истлевают лишь частично, иногда же - остаются только костные останки. Однако, мы почитаем в св. мощах не кости или даже чудесно сохранившиеся нетленные мягкие телесные ткани, а благодать Св. Духа, которая продолжает жить в них и проявляться в многочисленных чудотворениях. Например, при поднятии св. мощей Святителя Тихона Задонского за 9 дней было засвидетельствовано около 200 случаев исцелений от неизлечимых болезней . Протестант - Исцеления могут быть совершаемы силой бесовской, как например, это делают йоги и экстрасенсы. Православный - Согласен. Но вот воскресение из мертвых силой бесовской быть совершено не может. Об этом прямо говорит Св. Библия: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как-бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все (Деян.17,24-25) . Протестант - И что же, вы считаете, что кости мертвого человека могут послужить причиной воскресения мертвого? Православный - Да, мы так считаем, и тому есть известный библейский пример. Вот он: И умер Елисей и похоронили его. И полчища Маовитян пришли на землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4 Цар.13,20-21). 5. Благодатная помощь от св. мощей Божиих угодников, однако, не есть нечто механическое. Святые молятся о тех, кто к ним обращается и по смерти, и об этом также свидетельствуют Библейские тексты: Видех под олтарем души избиенных за слово Божие и за свидетельство, еже имяху. И возопиша гласом великим, глаголюще: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судиши, и не мстиши крови нашей от живущих на земли (Апок.6,9 и 10)? И двадесять и четыре старца пред Богом седящии на престолах своих, падоша на лица своя, и поклонишася Богу, глаголюща: хвалим Тя, Господи Боже Вседержителю; и ниже: (И прииде время) дати мзду рабом Твоим, Пророком и Святым, и боящимся имене Твоего, малым и великим (Апок.11,16,17 и 18). И вот еще один текст, который по-славянски звучит так: Потщуся же и всегда имети вас по моем исходе, память о сих творити (2 Петр.1,15). Понимание этого фрагмента из Послания Св.Апостола Петра в его варианте на греческом языке может быть двояким - в том числе и в смысле свидетельства о молитвенном заступлении Апостола Петра и после его смерти, так писал об этом бл. Феофилакт: "Некоторые понимают это с такою перестановкою слов: "буду стараться и после моего отшествия иметь вас всегда", т.е. каждодневно и непрерывно воспоминать, и отсюда выводят мысль, что святые и по смерти помнят остающихся здесь и молятся за живущих. Справедливость сего каждодневно усматривают те, которые призывают божественную благодать святых. Так понимают одни; но другие понимают иначе. Последние читают и понимают сей стих просто: буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда помнили это, т.е. мы непрерывно повторяем вам одно и тоже для того, чтобы обратить вам это в привычку, чтобы вы чрез постоянное и неизменное усвоение сего избавились от обвинения в непослушании и незнании, но и после смерти моей завещание о сем хранили твердо и неизменно". Аналогичная ситуация, как нетрудно заметить, существует и со славянским переводом этого фрагмента. В русском переводе, однако, был отражен только второй вариант трактовки. Очевидно, что только та Церковь будет непорочной, где принимается за истину посмертное молитвенное предстательство святых. То же сообщество, которое эту истину отрицает, очевидно, не может быть истинной Христовой Церковью, поскольку имеет сей изъян. 6.Православный - Только там истинная Церковь, где наряду со Св. Писание верующие следуют и Апостольскому устному Преданию. Св. Апостол Павел передает это как заповедь, общеобязательную для всякого христианина: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес.2,15 ). Заметим, что Апостол в первую очередь говорит о необходимости следования именно устному Преданию и лишь после этого говорит о том, что надо следовать тому, что предано письменно. Людям часто свойственно говорить в первую очередь о самом важном и врят ли выше цитированное высказывание Св.Апостола Павла в этом отношении является исключением из этого правила. Помимо вышесказанного необходимо заметить, что Апостол (а точнее Дух Святый, глаголавший через него) провозглашает строгие определения против тех, кто не следует Священному Апостольскому Преданию, как в проповеди, так и в жизни: Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал.1,8-9). Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякаго брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес.3,6) . И нет никаких библейских оснований считать, что в этих фрагментах указывается исключительно на необходимость следования письменным преданиям Апостола. Итак, там, где нет следования устному Апостольскому преданию - там очевидное беззаконие, там Церкви нет, так как Церковь не имеет греховного пятна или порока. Необходимость следования Св. Преданию Апостолов (как устному, так и письменному) - очевидно должна иметь место при решении любого конкретного вопроса. При исключительном же следовании письменному преданию при решении всякого конкретного вопроса мы подвергаемся риску оказаться нарушителями апостольских заповедей (2 Фес.2,15, 2 Фес.3,6). Очевидно, что если какое-либо сообщество предлагает нам в качестве рекомендаций для нашего поведения - варианты рискованные, то оно - не может быть Церковью, лишенной греховного порока. 7. Православный - С вышеупомянутым критерием связан и другой критерий истинности Церкви. Только там Церковь истинная, где Слово Божие истолковывается не произвольно, а при руководстве Св. Духа, как писал Св. Апостол Петр: Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самомоу собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2 Петр.1, 20-21) , и в соответствии с Св. Преданием Апостольской Церкви. А произвольное, самостоятельное истолкование оценивается в качестве отклонения от Св. Предания и справедливо рассматривается как грех ( Гал.1, 8-9; 2 Фес.3,6 ). Протестант - Всякий верующий во Христа имеет Святаго Духа и может безошибочно истолковывать тексты Писания. Православный - Вопрос в том, как определить то, пребывает ли кто-либо в Духе или нет. Протестант - Если пребывает в вере, то пребывает и в Духе. Православный - Однако человек часто не может "сходу" определить, пребывает ли он в спасительной вере или нет . В противном случае, если бы этот вопрос был тривиален, Апостол не призывал бы учеников исследовать, пребывают они в вере или нет: испытывайте самих себе, в вере ли вы? (2 Кор.13,5). И таким образом для того, чтобы иметь критерий пребывания в Духе, мы должны иметь критерий пребывания в вере. И проблему пребывания в вере ("испытания") надо решать, как и всякий другой конкретный вопрос, как мы уже выяснили, на основе Апостольского Предания (в том числе и устного). Протестант - Иногда можно непосредственно определить то, что человек пребывает в Духе – например, на основе самонаблюдения. Православный - В Священном Писании указывается на то, что нужно верить далеко не всякому духу: Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи (1 Иоанн.4,1-3), говорится также об особом даре различения духов (1Кор.12,10) и, следовательно - это под силу не каждому - поэтому вопрос о том, как определить, в Духе ли мы или нет - это еще одна проблема, которую также нужно стараться решать на основе как письменного, так и устного Апостольского Предания, иначе в этом вопросе мы рискуем поступать бесчинно, а не по преданию (2Фес.3,6). Мнение же о том, что для определения того - в Духе мы или нет, - каждый может ограничиться непосредственными переживаниями своего психологического состояния - очевидно противоречит Св. Писанию и очевидно мнением Церкви быть не может. Только там истинная Церковь, где этот вопрос и другие вопросы решаются на основе как письменного, так и устного Апостольского Предания. 8.Только там истинная Церковь, где правильно понимают слова Св. Писания: Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои (Притч.22, 28), видя в этих словах не только вещественный смысл, но и более возвышенный - духовный: именно - богословские суждения (и в частности истолкования Св.Писания строят не произвольно, а на основе высказываний Cвятых Отцов, т.е. лиц, безусловно угодивших Богу и безусловно являвшихся сосудами Св. Духа . Протестант - На основании чего вы называете угодников Божиих Отцами, если в Писании Господь повелел никого не называть этим именем (Мф.23,9)? Православный - Мы называем наших святых угодников Святыми Отцами Церкви, в силу того, что посредством их богодухновенного слова происходило духовное рождение пасомых - и именно таких называл отцами Св. Апостол Павел (Гал.4,19; 1Кор.4,15) . С тем, что Православная Церковь имеет своих святых, угодивших Богу, соглашался между прочим и сам Лютер. Так что святых проповедников - прославленных Православной Церковью угодников Божиих, есть все основания признавать именно Святыми Отцами. Отцом же в собственном смысле - то есть тем, от Которого происходит духовное рождение (Иоан.1,13 ) мы не должны называть никого, кроме Всевышнего. 9.Православный - Только там есть истинная Христова Церковь, где современные явления оценивают с точки зрения Слова Божия (2 Тим.3, 16 ; 2 Сол.2,15), причем так, что то, о чем говорит нам Св. Писание, считается за непреложную истину и достаточное основание для истинности всякого утверждения, как и сказано у Апостола: Это, братия, приложил я к себе и к Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один пред другим.(1Кор.4,6) . Протестант - Ну кто же с этим спорит? Православный - Слово Божие предоставляет нам в частности один замечательный библейский критерий для определения того, где есть истинная Церковь, основываясь в том числе и на современной практике. В Библии (3 Цар.18,21-39 ) описан замечательный эксперимент св. пророка Божия Илии, когда он предложил своим соплеменникам выбрать между истиной и ложью, а в качестве критерия истины - предложил следующее: Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И тогда только по молитве св. пророка Илии сошел с неба огонь и загорелся от этого огня жертвенник с жертвой истинному Богу. На что покусившись, идолопоклонники, потерпели полное фиаско, что и стало доказательством истинности и божественности учения, которое проповедовал святой пророк Божий Илия. Если Бог - неизменяем (Иак.1,17) , то не очевидно ли, что в том случае, если бы подобная ситуация экспериментальной проверки повторилась бы, то и в таком случае тот, по молитве которого сошел бы огонь, был бы действительно истинным почитателем истинного Бога? Протестант - Если следовать Св. Писанию, то так. Православный - Замечательно то, что ситуация, подобная ситуации с пророком Божиим Илиею, повторяется каждый год: ежегодно на кануне праздника Пасхи (по Православному календарю) по молитве Православного Иерусалимского патриарха с неба сходит благодатный огонь. И сходит только по его молитве. Этот огонь первое время не жжет и не обжигает. А поскольку все это происходит в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня, то это наблюдают ежегодно тысячи людей. И поэтому этому явлению есть великое множество современных свидетельств, как устных, так и в виде видеофильмов. А по свидетельству Св. Писания - двух или трех лиц свидетельство верно- при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол (2 Кор.13,1). Не доказывает ли этот феномен - с очевидностью, что мы с идолопоклонством не имеем ничего общего? Не демонстрирует ли он воочию всему миру, где пребывает истинная Христова Церковь? Опубликовано 14 октября, 2016 - 16:04
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |