Вы здесьРоль императора Константина Великого в христианизации Римской империиЭто удивительно, но в XX–XXI веке, вместе с научно-техническим прогрессом и высокой образованностью людей, распространяются мифы, а иногда просто глупые выдумки, не имеющие ничего общего с реальностью. Одним из таких мифов является миф о насильном утверждении исторической апостольской Церкви Христовой в Римской империи. Мифотворцы вроде Дэна Брауна видят «корень зла» прежде всего в действиях императора Константина Великого, который, по их мнению, подчинив себе, превратил Христову Церковь в государственное ведомство, исказив тем самым ее изнутри. Такое же мнение распространяют сверхновые западные секты. Но давайте объективно всмотримся в личность императора Константина и попытаемся понять, что на самом деле происходило с Церковью в IV веке. Аврелий Константин (272–337 гг.) в 330 году перенёс столицу Византийской империи в Константинополь, организовав новое государственное устройство. Первой проповедницей Евангелия в жизни Константина стала его мать Елена, тайная христианка, супруга мужа-язычника Констанция Хлора, одного из соправителей Римской империи. Но в 312 году во время войны с Максенцием, Константину во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знаменах своего войска греческие буквы ХР, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста и услышал голос, говорящий: «Сим Победиши». Полученное личное откровение от Господа навсегда изменило жизнь юного полководца и в будущем – одного из величайших правителей человеческой истории. Поначалу отношение Константина к христианам носит скорее охранительный характер – он издает закон, защищающий христиан от иудеев, предоставляя Церкви отпускать рабов на волю. В дальнейшем у Константина, не нашедшего удовлетворения религиозных чувств в язычестве, наметился перелом в направлении христианства. Как показывает вся его дальнейшая жизнь, Константин уже тогда осознавал превосходство христианской религии, поэтому детей своих он воспитал христианами. Константин вел дела весьма последовательно и осторожно. После 312 г., когда в начале 313 г. он вместе с соправителем Ликинием дал свободу вероисповедания не только христианам, но и всему населению империи, он разрешил чтить того Бога, в которого верует. Эдикт 313 г. не стеснял язычников в их верованиях, более того – он давал возможность перехода не только в христианство, но и в другие языческие культы. Дальнейшее было только проявлением благородства Константина: он видел, что христиане – это потерпевшая сторона. У христиан отбирали собственность лишь за то, что они чтили Иисуса Христа. Константин был настолько великодушен, что дал распоряжение возвратить христианам отнятое имущество. В годы правления императора Диоклетиана (284–304) власть оккультистов-чернокнижников была так велика, что распространялась на все общество. Но император Константин, несмотря на историческую подоплеку дела, ни в чем не ограничил языческих жрецов: языческая и жреческая коллегия не были стеснены. Конечно, язычество неизбежно должно было понести некоторую потерю: теперь нельзя было привлекать к исполнению языческих обрядов лиц, которые не желали этого делать. Вместе с тем, язычникам не воспрещалось строить новые храмы. Константин старался соблюдать равенство религий всюду, даже в мелочах. Например, в символических изображениях на монетах, где изображался он сам, встречаются символы как христианские, так и языческие, хотя с течением времени начали преобладать символы христианские. Желая помочь Церкви Христовой быть единой, хотя бы административным и финансовым ресурсом, император много внимания уделял ереси арианства. Тем, что он председательствовал на Вселенском соборе в Никее, и впоследствии, воплощая церковный приговор об изгнании Ария, Константин еще откровеннее выказал решимость утверждать свою причастность, пусть и несколько поверхностно, к делам Церкви. Очень важен тот факт, что закрепив в 312 г. Миланским эдиктом полную свободу для христиан, император таким образом признали «юридическое бытие в империи Церкви». Появилась возможность для дальнейшего расширения привилегий Церкви как института и упрочения ее положения в обществе. Результатом всего этого, а также мощной миссионерской деятельности явилось то, что в дальнейшем произошла естественная христианизация народови стран, входящих в Римскую империю. Константин долгое время не шел на конфликт с язычеством, одновременно с этим предпринимая ряд важных шагов, которые давали Христовой Церкви равные права в Византии с остальными религиями. В дальнейшем, законом 321 года, Константин утвердил за церквями право приобретать недвижимое имущество и владеть им. По всей империи возводились христианские храмы, причем иногда для этого разбирались храмы языческие. Константину, как, впрочем, любому великому правителю, не удалось избежать серьезных ошибок в своем правлении, поэтому он, желая предстать перед Богом чистым от всех грехов, принял крещение на смертном ложе». Перед смертью он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана. Но принял крещение Константин от арианского епископа Евсевия Никомедийского в Еленаполисе (ныне Дабурия, местный совет северного округа в Израиле). С 324 по 337 г. в Константинополе (ныне Стамбул) под его личным руководством был построен символ утверждения христианской веры – Собор Святой Софии Премудрости Божией. Храм этот, впоследствии много раз перестраивавшийся, до наших дней сохранил не только следы архитектурного и религиозного величия, но и составил славу императору Константину Великому, первому христианскому императору. В начале V века уже большинство населения империи, хотя еще и формально, могли называться христианами. Вполне очевидно, что Константин, веря в силу христианского Бога и его учения, рассчитывал на подобный эффект, поэтому внешне толерантный характер Миланского эдикта можно отнести не только на счет причин политического характера, но и на счет личной веры императора в то, что в свободном состязании учение истинное побеждает ложное. Опубликовано 24 марта, 2013 - 14:32
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |