Вы здесь

Роман Силантьев. Илья Муромец и Алёша Попович – «воины джихада» (интервью)

- Роман Анатольевич, не могли бы вы охарактеризовать, как сейчас складываются отношения между Русской Православной Церковью и мусульманским миром России?

- К счастью, пока наши отношения с мусульманским миром не являются сложными. Наоборот, я думаю, среди прочих стран Россия имеет наилучший опыт взаимоотношений с мусульманами, которые строятся в наиболее плодотворной сфере.

- Благодаря чему складываются такие позитивные отношения?

- Это есть следствие исторических традиций. Мусульмане в нашей стране не являются новой диаспорой, они жили здесь практически изначально. В разные исторические периоды мусульмане составляли от 5 до 20 процентов населения России.…

- 20 процентов - это в то время, когда в состав нашей страны входили Узбекистан, Таджикистан и т.д.?..

- Да, это было в то время, когда Средняя Азия была составной частью нашей Родины, однако и сейчас исламский фактор очень важен для нас.

- В последнее время приходится часто слышать, что на территории России проживает около 20 миллионов мусульман! Соответствует ли эта цифра действительности?

- Мне приходилось даже слышать о том, что у нас «35 миллионов мусульман-избирателей», но эти данные ни на чем, кроме фантазий распространяющих их людей, не основываются. Для определения такой численности есть пока только один источник - данные переписи населения 1989 года. Безусловно, с того времени численность мусульман в нашей стране выросла, однако нет никаких оснований предполагать, что их количество превышает сейчас 13-14 миллионов человек. В процентном отношении - это 8,5 - 9 процентов от общего числа населения страны.

- Следовательно, это не такой уж и большой процент, который позволял бы мусульманам активно влиять на развитие нашей страны.

- Да, но как бы то ни было, влияние мусульман в стране превышает эти 8-9 процентов! Они исторически более активны, поскольку они - религиозное меньшинство, тем более, ислам не отделяет религию от политики. Русская Православная Церковь всегда с уважением относилась к мусульманам. Может быть, в Средние века и были какие-то недоразумения между нашими общинами, но в целом мусульмане не могут упрекать нас в том, что мы когда-либо насильственно их крестили. Для этого можно привести простой пример: в России до сих пор существует достаточно крупное мусульманское сообщество, а вот в Испании оно не сохранилось. Там как раз действительно было насильственное крещение.

- Вместе с тем, мы знаем большую общину так называемых кряшен. Это народ тюркский, но по вероисповеданию православный. Недавно благодаря их усилиям был издан перевод Библии на татарском языке.

- Кряшены категорически отрицают, что их насильственно обращали в Православие и считают, что стали православными еще до взятия Казани. Существует даже мнение, что кряшены приняли христианство задолго до русских. Это вопрос, конечно, спорный, но, тем не менее, они не считают себя, как говорят в Болгарии, «помаками» - т.е. принявшими какую-то религию по принуждению.

- При всех добрых отношениях тем более становится печально, когда некоторые мусульманские публицисты позволяют себе оскорбительные выпады по отношению к христианам. Мы видим, что при всех пропагандистских декларациях о том, что ислам - это религия мира, реальность заключается в том, что мусульмане вырезают любых христиан по всему миру - протестантов, католиков, православных - кто, как говорится, под руку попадется. Этого не возможно не заметить, особенно в мусульманских странах.

- Но нужно отметить, что ислам, как и христианство, не есть монолитная религия. Хотя в нем, в сравнении с другими религиями, и мало направлений, но все-таки около тысячи насчитывается. Как бы то ни было - ислам в каждой стране это уже другой ислам. Мало того, что ислам делится на суннизм, шиизм и хариджизм, и они, в свою очередь, делятся на другие направления, - ислам еще имеет свою национальную специфику. Например, мусульманин-пуштун мало похож на мусульманина-татарина. У них разный менталитет, разное отношение к христианам, хотя они в общем-то придерживаются одной и той же веры.

Ислам неоднороден, и, как призывает Священноначалие Русской Православной Церкви, надо все-таки отличать мусульманских экстремистов от традиционных мусульман.

- То есть, в самой доктрине ислама, в Коране, такое последовательное радикально отрицательное отношение к иноверцам не присутствует?

- Дело в том, что на Коран написано большое количество толкований. Священное предание ислама достаточно велико по объему, и при определении соответствия исламу того или иного течения, надо обращаться в первую очередь к нему. Толковать Коран, не зная ислама, просто глупо. Так же можно вырвать фразы из контекста Святого Евангелия и на этом основании доказать, что христианство - тоже религия террористов. Не стоит использовать методы научных атеистов. Без сомнения, необходимо изучать толкования Корана, которые, кстати, тоже отличаются. Например, ваххабиты по-своему понимают одни айяты, традиционные мусульмане - по-своему. Это есть камень преткновения в их взаимоотношениях.

- В таком случае, я хотел бы перейти к самому печальному моменту нашей сегодняшней беседы - к анализу брошюрки, которая недавно вышла. Называется она «Манифест новой России. Третий путь - прямой». Издательство «Ладомир». Автором ее является ныне Али, а еще недавно - протоиерей Вячеслав Полосин. Как, на ваш взгляд, можно оценить эту книжку?

- Прежде чем начать ее анализ, я хотел бы заметить, что одним из принципов межрелигиозного диалога, является отсутствие прозелитизма между его сторонами. Русская Православная Церковь в настоящий момент имеет с традиционными мусульманскими центрами такой негласный договор, своего рода джентльменское соглашение, об отсутствии каких-либо целенаправленных миссионерских кампаний в отношении друг друга. То есть - люди, безусловно, могут и переходить в ислам, и принимать Православие (кстати, второй процесс идет гораздо более активно!), однако это не должно быть следствием каких-либо миссионерских кампаний. Русская Православная Церковь, например, не делает акцент на случаях принятия христианства этническими мусульманами. Мы считаем, что реклама новообращенных способна только нарушить наши мирные отношения с исламом. Но, к сожалению, не все мусульманские организации тоже придерживаются такого же принципа. Вот Вячеслав Али Полосин помимо того, что стал активным мусульманским публицистом, является также официальным представителем одной из крупнейших мусульманских организаций в России - Совета муфтиев России. Совет муфтиев России, безусловно, декларирует доброе отношение к Русской Православной Церкви, однако все-таки странно видеть, что официальный его представитель публикует такие вот сочинения. Эта книга «Манифест новой России», в частности, содержит кощунственные заявления в адрес истории и догматики Русской Православной Церкви.

- Например?

- Например, тут написано, что князь Владимир принял Православие только из-за своей склонности к алкоголизму, а если бы он принял ислам, наша страна была бы уже процветающей. Что наша вера есть смесь византийского язычества со славянским и никакого отношения к настоящему христианству не имеет. По большому счету, эта книга является полемикой нео-язычника против православного христианства, но почему-то облеченной в мусульманскую терминологию.

- Вы сказали нео-язычника?

- Именно нео-язычника. Как доказывает это сочинение, об исламе у автора представления достаточно слабые. В частности, он вменяет в вину Православию наличие церковной иерархии, монашества, видимо, не зная о том, что в исламе - в том же суфизме - есть жесткая иерархия (гораздо, кстати, более разветвленная, чем у нас), также есть определенное монашество, которое имеет и обет безбрачия, и в ряде случаев вегетарианство.

- Вы имеете в виду дервишей?..

- Да, и никто, кроме ваххабитов, не считает их еретиками или людьми, отступающими от канонов ислама. И вообще, такой способ полемики против христианства (определяемого едва ли не как «жидомасонская вера») - это метод нео-язычника, а не мусульманина. Даже искренне ненавидящие нас мусульманские экстремисты не опустились бы до использования таких аргументов.

- Но это еще и расчет на определенную аудиторию. На ту аудиторию, для которой «жидомасонство» - красная тряпка.

- К сожалению, как это ни печально, сначала действительно были попытки вернуть Россию к языческим корням (которых уже давно не существует), то есть совершить «реконструкцию язычества». Теперь модной стала идея «возвратить Россию к истинному монотеизму» - т.е. к исламу. Я читал в интернете даже такие версии, что Илья Муромец и Алеша Попович были «воинами джихада», и что «русскому народу ислам свойственен исторически».…

- И на каких сайтах в итернете можно обнаружить подобные высказывания?

- Например, сайт koran.ru.…

- Судя по названию, сайт мусульманский?

- Основным источником таких идей являются сайты русских мусульман и чеченских сепаратистов.

- То есть, они паразитируют на определенных настроениях, которые, они предполагают, есть в обществе? Как вы охарактеризовали бы причину появления подобных сайтов?

- Тот факт, что наша страна до сих пор находится не в очень хорошем политическом и экономическом положении, в то время как целый ряд мусульманских стран можно считать процветающими, да и рождаемость у мусульман больше, индуцирует мнение, что нам тоже надо принять ислам и влиться в будущий всемирный Халифат.

- Но, с другой стороны, мы видим, что многие мусульманские страны, напротив, находятся в очень неблагоприятной экономической, демографической и культурной ситуации, - и, в общем, не представляют собой образца для подражания...

- Действительно, пропагандисты такой идеи забывают, что исламские страны - это не только богатейшая Саудовская Аравия, Кувейт, Эмираты.… Но это также еще - и Афганистан, и страны Магриба, и Пакистан, которые отнюдь не превосходят Россию по своему развитию.

- Я был в странах Магриба и готов свидетельствовать, что это нищие страны, которым и осталось только гордиться остатками колониальной французской культуры.

- В целом, можно сказать, что это просто некорректные приемы ведения полемики: какая-то странная интерпретация фактов, непонятная генерализация. Так что очень печально, что такие книги появляются на книжных лотках, а также печально, что пытаются столкнуть мусульман и православных лбами. Такие случаи неоднократно бывали, и Святейший Патриарх, и ведущие мусульманские лидеры много усилий положили к тому, чтобы не допустить трансформацию многих конфликтов, начинавшихся как межнациональные, - в межрелигиозные. В частности, хорошо известны усилия трех лидеров - Патриарха Московского и всея Руси, Католикоса Армянского и Главы мусульман Азербайджана в деле урегулирования Карабахского конфликта. Это были (и до сих пор продолжаются) консультации на уровне высших религиозных лидеров, которые действительно позволили не допустить джихада в Нагорном Карабахе и оставили надежду на урегулирование этого конфликта.

- Есть ли в брошюре бывшего священника прямые выпады против Православия?

- Мне даже не хочется ее цитировать, поскольку тут на каждой странице есть оскорбительные для нас опусы: Господь Иисус Христос называется «вечным раввином», который занял образ «национального сверхчеловека», выдергиваются цитаты из контекста Евангелия, которые обращаются против христиан.… В общем-то, роль христианства всячески дискредитируется и прославляется роль какого-то грядущего исламского сообщества. Приводятся также данные о том, что большинство населения России - вообще не православные, а язычники (ходят к колдунам, ни во что не верят), что мусульман чуть ли не больше.… Что тут можно сказать? Несмотря на ее небольшой объем (всего тридцать страниц), оскорблений и хулы тут более чем достаточно.

- Представляют ли такие авторы-экстремисты опасность для нашего общества?

- Безусловно. Например, православной прессе не так хорошо известно, что мусульманские экстремисты не менее широко распространены и не менее богаты, чем сектанты христианского, буддистского и индуистского происхождения. Действительно, они опираются на огромные капиталы и весьма успешно ведут огромную работу: их общины встречаются на всей территории России. Так что эта ситуация очень опасна для Русской Православной Церкви. Тем более, что с ваххабитами у нас пока никакого диалога не получается. Известно, что последнее похищение священников в Чечне было осуществлено ныне покойным чеченцем Бараевым. Именно он, захватив священников, не пытался даже просить за них выкуп, а просто физически уничтожил! То же самое можно сказать о нашем населении в Чечне, которое из бывших 300 тысяч православных вряд ли сейчас насчитывает больше 25 тысяч.… Так что, благодаря ваххабитам, во многом происходит отток русского населения из других национальных республик.

- Это поразительно, что, говоря о беженцах в Чечне, говорят только о чеченцах, которые часто лукаво используют возможности гуманитарных организаций. А о 300-тысячном русском населении, которое было вытеснено с мест своего проживания, не говорится совершенно. И только мы, православные люди, собирая какие-то пожитки (например, акция по сбору пожертвований Сретенского монастыря, в результате которой отправили тогда в Чечню три транспортных самолета!) помогали им, а поддержки международных гуманитарных организаций совершенно не было!

- Есть такая политика «двойного стандарта», к сожалению. Та же Америка, на мой взгляд, придерживается довольно хитрой и эффективной политики, разделяя мусульман на дружественных и недружественных. Где-то она их уничтожает, где-то защищает, отводя от себя обвинения в борьбе с исламом. Единственная проблема состоит в том, что в целом мусульмане не испытывают добрых чувств к США.

Я не так давно был в Боснии. Так вот, после терактов 11 сентября, жители полумиллионного Сараева принесли к американскому посольству всего двадцать венков! И опрос населения показал, что боснийские мусульмане, которых американцы поддержали во время войны с сербами, сейчас не испытывают к ним никаких добрых чувств и считают теракты вполне логичным следствием американской политики. Я думаю, что и косовские албанцы не очень любят американцев, равно как и удуговский сайт kavkaz.org не только антироссийский, но антиамериканский! По-моему, это черная неблагодарность за услуги США. Но как бы там ни было, у американцев всегда есть возможность сказать, что есть мусульмане «плохие» (которые засели в Сомали, Афганистане или в Ираке), а есть мусульмане «хорошие»…. Другое дело - насколько сами мусульмане платят за это взаимностью.

- Недавно меня поразила цитата из сочинений Ленина, где он пишет, что «мусульмане являются нашим естественным союзником (большевиков!) в борьбе с исторической Россией (с Православием!)».

- Действительно, при желании можно любую группу настолько радикализировать, что она будет использована в каких-то целях. Ленин использовал и латышей, и китайцев, и мусульман…. Но, мне кажется, мусульмане отнеслись без энтузиазма к коммунизму, и в мусульманских регионах было наиболее длительное сопротивление проникновению коммунизма. Например, на том же Северном Кавказе восстания продолжались вплоть до тридцатых годов. И в Средней Азии достаточно долго и успешно оборонялись против большевиков.… Так что, думаю, с точки зрения Ленина, мусульмане были более реакционны, чем православные, что не есть большой плюс для нас.

- Как вы считаете, что подвигнуло Полосина на написание подобного сочинения?

- Я лично уверен, что Вячеслав Али Полосин в настоящее время хочет играть особую роль не только в подобной полемике христиан с мусульманами, но и во внутримусульманском противостоянии. Конечно, не секрет, что мусульманское сообщество России сейчас не едино и переживает конфликт между различными духовными центрами. По всей видимости, Полосин хочет стать своеобразным «серым кардиналом» мусульманской политики. В том же Совете муфтиев России он явно подавляет своим интеллектом большинство его сотрудников. Учитывая такую сторону деятельности Полосина, думаю, что на его выходки в первую очередь должны обращать внимание те мусульмане, которые по-настоящему дружественно относятся к Русской Православной Церкви.

- Полосин в свое время предлагал свою помощь Отделу внешних церковных связей (Московской Патриархии), и от его услуг отказались. Сейчас он с тем же предложением обратился к мусульманским лидерам. Принятие его - видимо, не самое мудрое решение мусульман.

- Полагаю, что да. Его деятельность не будет способствовать улучшению наших взаимоотношений. Допускать подобные оскорбительные выпады в адрес Русской Православной Церкви просто неумно со стороны мусульманских структур, которые считают, что в стране должен быть межрелигиозный мир.

- Спасибо, Роман Анатольевич. Надеюсь, сегодняшняя наша беседа пролила свет на то, с кем мы имеем дело. Мы жили долгое время в единой стране и не делили друга по религиозному признаку. Всегда это была свобода выбора каждого человека, его культурной и религиозной самоидентификации. И когда используется религиозное чувство для решения политических целей так недобросовестно, как это делает Полосин, это очень печально.

- В заключение я хочу акцентировать внимание православных христиан на том, что мусульмане действительно неоднородны. Трудно вменить в вину всем христианам и зверства секты «Ветвь Давидова», и нечистоплотную миссионерскую кампанию «Свидетелей Иеговы». Эти группы людей, именуя себя христианами, являются сектами, и таких сект у нас много. То же самое - и в исламе. Есть ислам, дружественно относящийся к Русской Православной Церкви, его исповедует подавляющее большинство мусульман. Но, к сожалению, есть мусульмане, которые являются нетрадиционными, маргинальными, и поэтому они более активны и заметны.

Выводы из этого просты – искренне уважающие Православное христианство и Русскую Православную Церковь мусульмане точно так же заслуживают нашего уважения, а воинствующие ваххабиты и им подобные должны восприниматься не как передовой отряд ислама, а как маргинальные радикалы.

Интервью брал Е. Никифоров

Источник: orthodoxy-islam.com

Опубликовано 15 октября, 2016 - 17:07
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653