Вы здесь

Священник Александр Дягилев. Пастырская помощь, освобождающимся от учения Свидетелей Иеговы

Дорогие отцы, братья и сестры!

Я не думаю, что открою нечто новое, если скажу, что появление сект в традиционной христианской стране это проблема Церкви. Если появляются секты, значит в Церкви что-то не так.

Мой опыт начался лет 15 назад (доклад был прочитан на миссионерской конференции в Санкт-Петербурге в 2008 г.). Я старался активно работать со Свидетелями Иеговы, ещё когда не был священником и не был занят на приходе. После рукоположения у священника, как правило, нет времени ходить по Залам царства, на собрания, беседовать с участниками и старейшинами собраний свидетелей Иеговы. Но опыт, который я получил будучи семинаристом, и сегодня помогает мне.

Надо сказать, что тот или иной культ основан на невежестве, на незнании своей веры. Это хорошо познавать на практике. Когда открываешь Сторожевую Башню или иное издание, кажется, что все изложено логично. Но когда применяешь богословские знания, то видишь, что правильно, а что нет. Одна-две неправильности рушат логическую цепочку из нескольких десятков правильных утверждений. Но нужно немало сил, внимания и знаний, чтобы эти неправильности заметить. В моей практике приходилось приводить в замешательство даже старейшин. Мы знаем, что у нас часто можно услышать, что вот придет «конец света». Согласно учению свидетелей Иеговы чуть ли не всего одно поколение осталось. На последней странице первого номера Сторожевой Башни за каждый год, где печатают статистику численности свидетелей Иеговы и в какой стране, там же печатается сколько осталось «помазанных» на земле. А по учению свидетелей Иеговы «конец света» или «конец этой системы вещей» должен наступить до того, как умрет последний «помазанник». «Помазанник» - это свидетель Иеговы, принявший крещение до 1935 года. Я спросил у одного старейшины: «Что будет, если этот конец не настанет?» он мне ответил, что это будет означать, что последние 15 лет у него прошли в пустую. Много свидетелей Иеговы ориентируются на эту дату. Мы должны понимать, что сами свидетели Иеговы не берут дерзновение самостоятельно копаться в греческом тексте Писания. Они достаточно слепо верят постулатам из печатных изданий Организации Сторожевой Башни. У свидетелей Иеговы наступает перелом. Давайте представим свидетеля Иеговы, когда конец света не наступит. «Значит меня обманывали?» - подумает он. Но с кем он остается? Его друзья стали свидетелями Иеговы, а с другими он прекратил общение. Его родители стали свидетелями Иеговы или он прекратил с ними общение. Вся его жизнь связана с организацией. Он служил организации и во многом себе отказывал, согласно доктрине. Он отказал себе в праве иметь детей (зачем – вот-вот конец света), получить нормальное образование, человек годами ходил от квартиры к квартире и, вдруг, он понимает, что это все было напрасно. Это крах жизни. Он остался один…

Когда православный христианин вступает в спор со свидетелем Иеговы, особенно с теми, которые многое понимают, но не могут отойти от своей организации, они должны дать себе отчет, что этим людям некуда идти. «Я бросаю эту организацию, но куда мне пойти?» – задают они себе вопрос. А кто сказал, что у православных или католиков лучше? Может быть они такие же обманщики. Это кризис у человека, вплоть до вопроса «А есть ли тогда и Сам Бог на свете?».

Особенно если в литературе упор на срок, на дату, на смерть «последнего помазанника», то можно ожидать массовых явлений среди бывших адептов.

Пастырская помощь для тех, кто выходит из организации. Первый этап это миссия, попытка его вытащить из секты. Второй это надо, чтобы человек оказался в кругу своих друзей, создать для него комфортные условия. Человек остался один и тут возникает проблема нашей церкви. Это то, на что я отдавал время своего пастырского служения. Если в трюме корабля появилась вода, то можно её откачивать. Но это и показатель того, что в трюме брешь. Надо её заделать. Если люди из нашей Церкви уходят в свидетели Иеговы, то это показатель того, что у нас что-то не так. Мой опыт показал, что подавляющее большинство свидетелей Иеговы в России были ранее крещены в Православной Церкви. Более того, многие из них были крещены во взрослом возрасте, сознательно. Значит, это те люди, которые на каком-то этапе своего духовного искания к Православию обращались. А если они потом обратились к свидетелям Иеговы, значит они у нас чего-то не нашли. Но не нашли не потому что у нас Бога нет, а потому что не увидели.

Первое и самое главное место Святого Писания, которое каждый христианин должен знать это «Потому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Естественно, придя в православный храм и не найдя там по отношению к себе любви и любви друг к другу среди христиан, прихожан этого храма, человек не видит в них учеников Христовых. Очень часто, придя в храм, можно увидеть какие-то суеверия, особенно когда обращаешься не к священнику, а к свечнице или уборщице, людям, не имеющим богословского образования, со своими реально – суеверными взглядами. Люди обращаются к ним с духовными вопросами, а к священнику обратиться страшно. У священника много треб, нужно и крестить и поговорить, а времени на вновь вошедшего нет. Зато у свидетелей Иеговы время находится. Вручают ему листовочку, книжечку, приглашают на собрание. Мне кажется, что все дело в общине, точнее в её отсутствии в большинстве наших храмов. Надо, чтобы человек, придя в храм, попадал в общину, где все друг друга знают, где налажена взаимопомощь, регулярно собираются не беседы и чаепития. Катехизация это главный антипод против сект. Подготовка человека к крещению, к вступлению в церковь, к службам. Пастырское окормление заключается в том, чтобы максимально избежать ухода людей из прихода. Что для этого надо сделать? Надо, чтобы люди получали начальное религиозное образование. Это раз. Чтобы на приходе была община. Это два. Тем более, что свидетели Иеговы люди искренне верующие. Они считают, что их призывает Бог на служение, на проповедь. Надо особенно объединять молодых людей на совместные мероприятия, беседы просветительского плана. Молодые жаждут деятельности. Это три. И ещё важно, если человек выходит из организации, его надо принять с любовью. Таким образом, человек приходит в общину. Это очень важно. Для меня, как для священника, это тоже очень важно.

На мой взгляд активность свидетелей Иеговы падает за последние несколько лет. Как ни странно, на мой взгляд, это связано с тем, что Православная Церковь стала активно говорить о необходимости катехизации и ситуация стала меняться.

Опубликовано 19 мая, 2012 - 20:35
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653