Вы здесьСвященник Александр Пермяков. Почитание и поклонение – в чём разница?Итак, в чём разница между почитанием и поклонением? Почитание – это чувство и отношение, которое находит себе выражение в различных внешних формах. Одной из этих форм является физическое поклонение. Это вполне законная форма почитания, не являющаяся идолопоклонством. Вот примеры. Заповедь о почитании родителей: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12). Исполнение этой заповеди в форме поклонения: «Иосиф <…> поклонился ему [своему отцу Иакову – В.Ч.] лицем своим до земли» (Быт. 48:12); «Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился» (Исх. 18:7); «И вошла Вирсавия к царю Соломону <…>. Царь встал перед нею, и поклонился ей» (3Цар. 2:19). Первые две цитаты показывают исполнение этой заповеди ещё до того, как она была дана, в смысле, записана; но человеческая совесть содержала эту заповедь и до письменного Закона. Заповедь о почитании старших: «Почитай лице старца» (Лев. 19:32). Исполнение этой заповеди в форме поклонения: «Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав <…> и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему» (Быт. 33:1, 3). Т.е. младший брат поклонился старшему брату. Хоть они были близнецами, но Исав всё-таки родился первым (Быт. 25:25-26), поэтому именно Иаков оказал ему почтение в форме поклонения, Исав же, подходя к Иакову, не поклонился ему: «И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали» (Быт. 33:4). Заповедь о почитании царей: «Царя чтите» (1Пет. 2:17). В Ветхом Завете я, кстати, такой заповеди не нашёл, хотя примеры почитания царей именно там и описаны. Исполнение этой заповеди в форме поклонения: «Давид <…> закричал вслед Саула, говоря: господин мой, царь! Саул оглянулся назад, и Давид пал лицем на землю и поклонился» (1Цар. 24:9); «И сказали царю, говоря: вот Нафан пророк. И вошел он к царю и поклонился царю лицем до земли» (3Цар. 1:23); «И сказал Давид всему собранию: благословите Господа Бога нашего. – И благословило все собрание Господа Бога отцов своих, и пало, и поклонилось Господу и царю» (1Пар. 29:20); «Он [Адония – В.Ч.] пришел и поклонился царю Соломону» (3Цар. 1:53). Обратите внимание на цитату из 1Пар. 29:20, – собрание высших представителей израильского народа «поклонилось Господу и царю». В одном акте поклонения заключалось поклонение одновременно и Богу, и царю Давиду. Это говорит о том, что, во-первых, Бог допускает поклонение не только Себе, но и Своим служителям; во-вторых, что сам акт поклонения Богу и Его служителю может быть одновременным. Иначе говоря: поклонение Богу может выражаться внешним образом через поклонение человеку (в данном случае, таким человеком был Давид). В Библии неоднократно говорится о поклонении людям, ангелам и священным предметам (ковчегу и храму) – о поклонении, которое не являлось идолопоклонством и не было обличено в качестве греха (ниже я дам ссылки на эти случаи). Про все эти акты поклонения можно сказать, что это, по сути, было одновременно поклонением Богу. Когда дети поклоняются родителям, то они, тем самым, поклоняются и Богу, образом Которого для них отчасти служат родители. Бог – Отец всех, и от Него «именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3:15), поэтому всякий земной отец, в некотором смысле, является отражением Небесного Отца, за что он достоин почитания и поклонения. Также и царь – служит образом Небесного Царя. Подобно Богу, царь правит, судит, защищает, наказывает, – в этом смысле он является живым отражением Бога. Своими действиями, а также самим своим положением относительно народа, которым он управляет, царь отчасти, в некотором смысле изображает Бога. Поэтому царь достоин почитания и поклонения (а поклонение царю, как видим из 1Пар. 29:20, является одновременно поклонением Богу). Также и пророки – отражают в себе Бога. Поэтому Бог и сказал Моисею: «Я поставил тебя Богом фараону» (Исх. 7:1). Поэтому естественно, что пророкам оказывали почитание в форме поклонения. Вот ссылки на случаи библейского поклонения – поклонения, которое праведники либо совершали сами, либо принимали в свой адрес. I. Праведники поклоняются: II. Праведники принимают поклонение в свой адрес: III. Ангелы принимают поклонение себе: IV. Пророчества о поклонении: И в связи с этим возникает резонный вопрос: если библейские праведники поклонялись людям и сами спокойно принимали поклонение себе, то почему апостол Павел обвиняет язычников в поклонении твари: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:25)? Что это – двойной стандарт? Язычник поклонился твари – и всё, он заменил истину ложью; а пророк Нафан поклонился твари (царю Давиду – 3Цар. 1:23) – и ничего, он истину ложью не заменил. Как же так? Почему библейским праведникам разрешалось то, за что апостол осуждал язычников? Иерусалимский храм, если разобраться, был иконой. Чьей иконой? – трёхмерной иконой Бога. Это видно из следующего: (1) Павел говорит: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, т.е. плоть Свою» (Евр. 10:20). Т.е. завеса символически изображала плоть Христову (почему, кстати, она и разодралась в тот момент, когда плоть Христова умерла на кресте; см. Мф. 27:51 / Мар. 15:38 / Лук. 23:45); (2) Христос говорит иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»; а Иоанн поясняет: «Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19, 21). Т.е. храм сопоставляется с телом Христовым. (3) Иоанн говорит о видении грядущего Царствия Божия: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Откр.21:22). А если Сам Бог станет для людей храмом, то ясно, Кого именно изображал собой храм – Бога. Храм сопоставляется то с плотью Христа, то с Самим Богом, Который есть бесплотный Дух. Здесь нет противоречия, Христос ведь сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9); и Павел назвал Христа образом [иконой / εικών] Бога невидимого (2Кор.4:4). Поэтому можно сказать, что храм одновременно был иконой и воплотившегося Бога Слова, и невидимого Бога Отца. Ещё одно подтверждение того, что храм был иконой Бога, находим в словах пророка Ионы: «Молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего» (Ион. 2:8). Здесь Бог и храм отождествляются, так что дойти молитве до Бога для Ионы равнозначно тому, чтобы ей дойти до храма. Такие представления возможны только в том случае, если храм изображает собой Бога. То же видим и в словах Соломона: «Прострут руки свои к храму» (3Цар. 8:38); и: «Молиться Господу, обратившись <…> к храму» (3Цар. 8:44). Если бы храм не был символическим изображением Бога, то бессмысленно было бы простирать к нему руки и обращаться к нему во время молитвы. Итак, храм был ветхозаветной иконой Бога. Напомню, что слово εικών, кроме значений «образ» и «подобие», имеет также значения «притча» и «представление о ком-либо». Храм как раз таки был овеществлённой притчей о Боге и давал определённое представление о Нём, и, значит, он с полным правом может называться иконой Бога. И, следовательно, поклонение храму было поклонением иконе. А обращение в сторону храма при молитве к Богу – это было молитвой перед иконой. Различия здесь чисто формальные и поверхностные, а суть одна.
Опубликовано 17 декабря, 2017 - 15:05
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |
Комментарии
Sandro
19 февраля, 2020 - 12:54
Спасибо за интересную статью!
Sandro
19 февраля, 2020 - 14:15
Спасибо за интересную статью! Позвольте парочку комментариев.
Во-первых, тема и содержание - отличны.
Цель статьи - даётся в названии и немножко в введении - прояснить разницу между "почитанием" и "поклонением", в конце же статьи - просто даётся утверждение о том, что молиться иконам, храму можно. Как-то не проработано терминологическое объяснение, доказательная база данного утверждения. Может быть поэтому в наших храмах и можно увидеть вопиющее непонимание среди мирян разницы между идоло-иконопочитанием и идоло-иконопоклонением.
Краткое содержание статьи:
1. физическое поклонение "твари" может быть формой почитания,
2. и тогда оно является законной формой поклонения,
3. приводятся библейские примеры физического поклонения праведников (справедливо, но чересчур много),
4. связь между иконой-храмом с Богом и законности поклонения им (но какая-то неясная связь),
5. вывод: физическое поклонение - есть форма почитания, что ≠ поклонению, → "кланяться иконе и храму можно" (что по справедливости и должно было быть названием статьи), т.е.,
Во-вторых, нет всё же чёткого объяснения что есть "почитание" (Б) и "поклонение" (А).
Хотя бы как:
1) Почитание (Б): физическое пре-/по-клонение (б1), уважение, может симпатия и проч.;
2) Поклонение (А): упование, возложение надежды и проч. - о которой 1-ая заповедь Декалога (=истинное поклонение).
Посему, например, пусть физически кланяясь храму или иконе, батюшке и проч. человек кланится-преклоняется твари - но по существу это лишь почитание, духом же он кланится только Богу, ибо и упование и всякую надежду должен возлагать на Него, а не на тварь: притронуться к ней, потереть, поцеловать и проч.
А вы как считаете?