Вы здесь

Священник Александр Пермяков. Почитание и поклонение – в чём разница?

Итак, в чём разница между почитанием и поклонением? Почитание – это чувство и отношение, которое находит себе выражение в различных внешних формах. Одной из этих форм является физическое поклонение. Это вполне законная форма почитания, не являющаяся идолопоклонством. Вот примеры.

Заповедь о почитании родителей: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12).

Исполнение этой заповеди в форме поклонения: «Иосиф <…> поклонился ему [своему отцу Иакову – В.Ч.] лицем своим до земли» (Быт. 48:12); «Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился» (Исх. 18:7); «И вошла Вирсавия к царю Соломону <…>. Царь встал перед нею, и поклонился ей» (3Цар. 2:19). Первые две цитаты показывают исполнение этой заповеди ещё до того, как она была дана, в смысле, записана; но человеческая совесть содержала эту заповедь и до письменного Закона.

Заповедь о почитании старших: «Почитай лице старца» (Лев. 19:32).

Исполнение этой заповеди в форме поклонения: «Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав <…> и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему» (Быт. 33:1, 3). Т.е. младший брат поклонился старшему брату. Хоть они были близнецами, но Исав всё-таки родился первым (Быт. 25:25-26), поэтому именно Иаков оказал ему почтение в форме поклонения, Исав же, подходя к Иакову, не поклонился ему: «И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали» (Быт. 33:4).

Заповедь о почитании царей: «Царя чтите» (1Пет. 2:17). В Ветхом Завете я, кстати, такой заповеди не нашёл, хотя примеры почитания царей именно там и описаны.

Исполнение этой заповеди в форме поклонения: «Давид <…> закричал вслед Саула, говоря: господин мой, царь! Саул оглянулся назад, и Давид пал лицем на землю и поклонился» (1Цар. 24:9); «И сказали царю, говоря: вот Нафан пророк. И вошел он к царю и поклонился царю лицем до земли» (3Цар. 1:23); «И сказал Давид всему собранию: благословите Господа Бога нашего. – И благословило все собрание Господа Бога отцов своих, и пало, и поклонилось Господу и царю» (1Пар. 29:20); «Он [Адония – В.Ч.] пришел и поклонился царю Соломону» (3Цар. 1:53).

Обратите внимание на цитату из 1Пар. 29:20, – собрание высших представителей израильского народа «поклонилось Господу и царю». В одном акте поклонения заключалось поклонение одновременно и Богу, и царю Давиду. Это говорит о том, что, во-первых, Бог допускает поклонение не только Себе, но и Своим служителям; во-вторых, что сам акт поклонения Богу и Его служителю может быть одновременным. Иначе говоря: поклонение Богу может выражаться внешним образом через поклонение человеку (в данном случае, таким человеком был Давид).

В Библии неоднократно говорится о поклонении людям, ангелам и священным предметам (ковчегу и храму) – о поклонении, которое не являлось идолопоклонством и не было обличено в качестве греха (ниже я дам ссылки на эти случаи). Про все эти акты поклонения можно сказать, что это, по сути, было одновременно поклонением Богу.

Когда дети поклоняются родителям, то они, тем самым, поклоняются и Богу, образом Которого для них отчасти служат родители. Бог – Отец всех, и от Него «именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3:15), поэтому всякий земной отец, в некотором смысле, является отражением Небесного Отца, за что он достоин почитания и поклонения.

Также и царь – служит образом Небесного Царя. Подобно Богу, царь правит, судит, защищает, наказывает, – в этом смысле он является живым отражением Бога. Своими действиями, а также самим своим положением относительно народа, которым он управляет, царь отчасти, в некотором смысле изображает Бога. Поэтому царь достоин почитания и поклонения (а поклонение царю, как видим из 1Пар. 29:20, является одновременно поклонением Богу).

Также и пророки – отражают в себе Бога. Поэтому Бог и сказал Моисею: «Я поставил тебя Богом фараону» (Исх. 7:1). Поэтому естественно, что пророкам оказывали почитание в форме поклонения.

Вот ссылки на случаи библейского поклонения – поклонения, которое праведники либо совершали сами, либо принимали в свой адрес.

I. Праведники поклоняются:
(1) Авраам поклонялся сынам Хетовым (Быт. 23:7,12);
(2) Лот поклонялся Ангелам (Быт. 19:1);
(3) Иаков поклонялся своему старшему брату Исаву (Быт. 33:3);
(4) Иосиф поклонялся своему отцу Иакову (Быт. 48:12);
(5) Моисей поклонялся своему тестю Иофору (Исх. 18:7);
(6) Иисус Навин поклонялся Ангелу (Иис.Нав. 5:13-14) и ковчегу Завета (Иис.Нав. 7:6);
(7) Давид поклонялся царю Саулу (1Цар. 24:9), своему другу Ионафану (1Цар. 20:41) и Ангелу (1Пар. 21:16), а так же писал в псалмах о поклонении храму (Пс. 5:8 / 98:5 / 137:2);
(8) пророк Нафан поклонялся Давиду (3Цар. 1:23);
(9) Соломон поклонялся своей матери Вирсавии (3Цар. 2:19).

II. Праведники принимают поклонение в свой адрес:
(1) Иаков принимал поклонение от своего сына Иосифа (Быт. 48:12);
(2) Иосиф принимал поклонение от своих братьев (Быт. 42:6 / 43:26 / 44:14);
(3) Давид принимал поклонение от Авигеи (1Цар. 25:23), посланника Саула (2Цар. 1:2), Мемфивосфея (2Цар. 9:6), Фекоитянки (2Цар. 14:4), Ахимааса (2Цар. 18:28), Семея (2Цар. 19:18), Орны (2Цар. 24:20 / 1Пар. 21:21), Вирсавии (3Цар. 1:16 / 1:31), пророка Нафана (3Цар. 1:23) и от общества Израилева (1Пар. 29:20);
(4) Соломон принимал поклонение от Адонии (3Цар. 1:53);
(5) пророк Илия принимал поклонение от Авдия (3Цар. 18:7);
(6) пророк Елисей принимал поклонение от сынов пророков (4Цар. 2:15) и от Сонаметянки (4Цар. 4:37);
(7) пророк Даниил принимал поклонение от царя Навуходоносора (Дан. 2:46).

III. Ангелы принимают поклонение себе:
(1) от Лота (Быт. 19:1);
(2) от Иисуса Навина (Иис.Нав. 5:13-14);
(3) от Маноя и его жены (Суд. 13:20);
(4) от Валаама (Чис. 22:31);
(5) от Давида и старейшин Израилевых (1Пар. 21:16).

IV. Пророчества о поклонении:
(1) Исааку (Быт. 27:29);
(2) Иосифу (Быт. 37:10);
(3) Иуде (Быт. 49:8);
(4) Ангелу Филадельфийской Церкви (Откр. 3:9).

И в связи с этим возникает резонный вопрос: если библейские праведники поклонялись людям и сами спокойно принимали поклонение себе, то почему апостол Павел обвиняет язычников в поклонении твари: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:25)? Что это – двойной стандарт? Язычник поклонился твари – и всё, он заменил истину ложью; а пророк Нафан поклонился твари (царю Давиду – 3Цар. 1:23) – и ничего, он истину ложью не заменил. Как же так? Почему библейским праведникам разрешалось то, за что апостол осуждал язычников?

Иерусалимский храм, если разобраться, был иконой. Чьей иконой? – трёхмерной иконой Бога. Это видно из следующего:

(1) Павел говорит: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, т.е. плоть Свою» (Евр. 10:20). Т.е. завеса символически изображала плоть Христову (почему, кстати, она и разодралась в тот момент, когда плоть Христова умерла на кресте; см. Мф. 27:51 / Мар. 15:38 / Лук. 23:45);

(2) Христос говорит иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»; а Иоанн поясняет: «Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19, 21). Т.е. храм сопоставляется с телом Христовым.

(3) Иоанн говорит о видении грядущего Царствия Божия: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Откр.21:22). А если Сам Бог станет для людей храмом, то ясно, Кого именно изображал собой храм – Бога.

Храм сопоставляется то с плотью Христа, то с Самим Богом, Который есть бесплотный Дух. Здесь нет противоречия, Христос ведь сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9); и Павел назвал Христа образом [иконой / εικών] Бога невидимого (2Кор.4:4). Поэтому можно сказать, что храм одновременно был иконой и воплотившегося Бога Слова, и невидимого Бога Отца.

Ещё одно подтверждение того, что храм был иконой Бога, находим в словах пророка Ионы: «Молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего» (Ион. 2:8). Здесь Бог и храм отождествляются, так что дойти молитве до Бога для Ионы равнозначно тому, чтобы ей дойти до храма. Такие представления возможны только в том случае, если храм изображает собой Бога.

То же видим и в словах Соломона: «Прострут руки свои к храму» (3Цар. 8:38); и: «Молиться Господу, обратившись <…> к храму» (3Цар. 8:44). Если бы храм не был символическим изображением Бога, то бессмысленно было бы простирать к нему руки и обращаться к нему во время молитвы.

Итак, храм был ветхозаветной иконой Бога.

Напомню, что слово εικών, кроме значений «образ» и «подобие», имеет также значения «притча» и «представление о ком-либо». Храм как раз таки был овеществлённой притчей о Боге и давал определённое представление о Нём, и, значит, он с полным правом может называться иконой Бога.

И, следовательно, поклонение храму было поклонением иконе. А обращение в сторону храма при молитве к Богу – это было молитвой перед иконой. Различия здесь чисто формальные и поверхностные, а суть одна.

 

Опубликовано 17 декабря, 2017 - 15:05
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653