Вы здесь

Священник Алексей Есипов. Миссия среди мусульман в России

Я не ставлю себе задачу изложить все тонкости сравнительного богословия Православия и ислама. Этим каждый может заняться индивидуально в меру своих возможностей, талантов и интереса. Для меня важно сейчас изложить некоторые психологические аспекты миссии.

Для этого надо определить некое среднестатистическое восприятие среднестатистического мусульманина, живущего рядом с нами в России.

Как правило, в основной массе, мусульмане в России такие же в кавычках как и православные в России. То есть, они не знают Корана, не читали житие пророка Мухаммеда, и об исламе у них есть только то общее представление, которое они услышали от родителей, от муллы и от единоверцев. Поэтому для меня неудивительно, что среди мусульман встречаются люди с экуменическим мировоззрением, так же, как и среди наших православных в кавычках.

Ислам воспринимается этими людьми как их социокультурный код, не более, не менее. Они не пришли в ислам в процессе духовных поисков, внутренней работы над собой, они просто родились в исламской среде.

Чего следует избегать при дискуссии с мусульманами – так это прямой критики их пророка Мухаммеда, примеров из его жизни, разоблачающих благочестивость и соответственно близость к Богу. Они это воспримут как мы воспринимаем кощунство. Миссионер должен соблюдать тактичность. Мы должны знать его житие, но не надо нам его пересказывать мусульманам. Для них пророк священен, и любая критика, даже самая доказательная и аргументированная не приведёт к должному результату, поэтому лучше предлагать самим вдумчиво перечитать его житие из разных источников, проанализировать, подойти объективно. Прочитать жизнь Иисуса Христа – и сравнить как жил тот и другой, чему учил тот и другой, какой пример подавал тот и другой пророк.

Ещё следует избегать плоскости спора на базе грехов верующих. Они любят вспоминать крестовые походы, инквизицию, истребление индейцев и прочие акты массового террора со стороны христиан, особенно в ответ на воспоминания о мусульманском терроризме и фактической кровавой истории распространения Ислама. Здесь можно сказать о двух аспектах – у нас одна вера – Православная, а на примере Российской Православной Империи мы наблюдали пример широчайшей веротерпимости православной веры по отношению к населяющим Империю мусульманских народов. Эта традиция продолжилась в годы советской власти и в постсоветский период. Второй аспект – нельзя судить о вере по грехам её адептов, следовало бы судить о вере во-первых – по их основателю – Христу и Мухаммаду. Чему учил тот и другой и
какой пример тот и другой подавал, какой образ святости или наоборот явили самые яркие представители той или иной религии. «По плодам их узнаете их». Как только начинаются аргументы про плохих христиан – сразу приводите эти контраргументы и предлагайте изучение и сравнение.

На бытовом уровне каждый мусульманин знает, что он мусульманин прежде всего потому, что он единобожник. Единобожие – самый главный вероучительный аргумент ислама. На их критику христианства, которое они обвиняют в многобожии можно сказать, что это неправда и эта ложь является продуктом пропаганды. Православие проповедует единобожие и только его, Троица – это не Три Бога, это Единый Бог в трёх ипостасях. Почему в Коране Аллах называется многочисленными именами? Получается, по этой логике, мусульмане ещё большие многобожники?

На чем следовало бы остановиться по подробней – так это на личности Христа, учении о Церкви, учении о благодати и спасении. Это является наиболее благодатной почвой в миссии.

Христос у мусульман – не Бог, а просто пророк. Поэтому надо рассказать об этой принципиальной разнице. Надо рассказать во всей полноте о том, как исповедует Церковь Христа.

То же самое о Церкви и благодати. Здесь есть очень замечательный момент, который заключается в том, что мусульмане в России так или иначе чувствуют силу в Церкви, поэтому они нередко приходят к нам, просят освятить, ставят свечки. Для них учение о благодати откроет Православие с совершенно неожиданной и консонирующим с их ощущениями стороны.

Учение о благочестии так же может иметь миссионерское значение. Благочестие мусульман сводится в большое степени к обрядовости, в нем нет той борьбы с грехом, которую мы видим на примерах христианского благочестия, Коран зачастую поощряет ложь, лукавство, обман и даже убийство, оправдывая это понятием о джихаде, которое может толковаться по-разному и, в зависимости от этого либо провозглашается священная война со своими грехами, либо со всеми неверными, то есть с теми, кто не исповедует ислам – именно поэтому мы видим столько радикальных течений в исламе. Рассказать им о православном учении о благочестии, принципах борьбы с грехом и значении при этом благодатного действия Таинств в Церкви, чего нет у мусульман.

При проявлении агрессии миссия невыполнима - прекращайте всякую дискуссию, вас никто слушать не будет. Не поддавайтесь на провокации и не отвечайте на агрессию агрессией. Просто прекращайте дискуссию

Бог в помощь, братья и сестры!

Опубликовано 7 декабря, 2015 - 14:11
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653