Вы здесьТемное наследие КастанедыКарлос Кастанеда, прозванный журналом "Time" "крестным отцом New Age", был олицетворением эпохи Вудстока. Его двенадцать книг, описывающие предполагаемые встречи с индейским шаманом доном Хуаном, сделали из выпускника антропологии, всемирно известного писателя. В число его поклонников входили Джон Леннон, Уильям Берроуз, Федерико Феллини и Джим Моррисон. Будучи учеником дона Хуана Кастанеда употреблял пейот, общался с животными, превращался в ворона и учился летать. Все это происходило в, так называемой, "особенной реальности". Кастанеда, который умер в 1998 году, с 1971 по 1982 года был в США одним из авторов, создающий самые продаваемые произведения, рассматриваемые как литературные факты. За свою жизнь он продал более 10 миллионов экземпляров своих книг. Кастанеду рассматривали как очень привлекательного писателя, и его первые книги собрали много восторженных отзывов. Журнал "Time" назвал его "прозрачная красота", подчеркнув "силу повествования, которая не встречается в других антропологических исследованиях". Статус книг как антропологических исследований удерживался в течение пяти лет. Скептицизм начал нарастать в 1972 году, когда Джойс Кэрол Оутс в письме к "New York Times" выразила возмущение по поводу того, что творчество Кастанеды в рецензиях предстает как научно-популярная литература. На следующий год "Times" опубликовал статью, которая доказывала, что Кастанеда лгал, когда говорил о своем прошлом. В течение следующего десятилетия, ряд исследователей, в частности Ричард де Милль, неустанно стремились доказать, что произведения Кастанеды являются выдумкой. Несмотря на эти попытки, книги о доне Хуане хорошо продавались и продаются по-прежнему. Сегодня, издательство Симон и Шустер (Simon & Schuster), которые владеют правами на произведения Кастанеды продолжают издавать его книги как научно-популярные. Можно сказать, что это не имеет значения, потому что все знают, что дон Хуан был вымышленным персонажем. Однако, проблема в том, что не все осознают это, а углубившись в то, какое влияние на некоторых читателей имело творчество крестного "отца нью-эйдж" (New Age), мы получаем темную историю, которую большинство публикаций обходят молчанием. Кастанеда отошел от общественной жизни в 1973 году и начал создание тайной группы своих поклонников. В одно целое группу объединяли книги и тенсегрити - техника двигательных упражнений, унаследованных якобы от тольтеков. Возникла также фирма "Cleargreen", которая способствовала семинарам по тенсегрити, через которые прошли тысячи людей. Фирма также создала серию учебных видеофильмов. Cleargreen существует и сегодня, способствуя творчеству Кастанеды и тенсегрити в США, Европе и Южной Америке. Внутренний круг наиболее доверенных лиц, сосредоточенных вокруг Кастанеды, представляла группа полностью преданных ему женщин. Из называют ведьмами. Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абеляр, Амалия Маркес (председатель Cleargreen) и инструктор тенсегрити Кайли Ландал бесследно исчезли в течение нескольких дней после смерти Кастанеды. Несколько недель спустя исчезла Патриция Партин, его приемная дочь. В феврале 2006 года анализ ДНК скелета, обнаруженного в Долине Смерти, показал, что он принадлежит ей. Некоторые близкие сотрудники Кастанеды предполагают, что все эти женщины совершили самоубийство. Высказывания женщин, услышанные незадолго до их исчезновения, указывают на частные дискуссии, осуществляемые Кастанедой во время частных встреч, именно он затрагивал тему самоубийства. Достижение трансценденции через избранную собой смерть, было, согласно Кастанеде, одним из ключевых аспектов его учения. Карлос Кастанеда родился в 1925 году в Перу, откуда в 1951 году переехал в США. Изучил скульптуру в Лиме и горел надеждой об артистической карьере в Соединенных штатах. Его жизнь пошла, однако, иначе. Начав с временных работ, в конце 1959 года Кастанеда записался на этнографические и антропологические исследования в Университете Калифорнии (UCLA), где одним из заданий было проведение интервью с коренными американцами, индейцами, живущими в южных штатах США. На учебе Кастанеда получал наилучшие оценки, но через некоторое время он от них отказался (много лет спустя, уже будучи известным писателем, он получил ученую степень доктора по антропологии). Как утверждала его жена Маргарет Раньян (автор книги "Магия путешествий Карлоса Кастанеды". Книга опубликована против воли Кастанеды), Кастанеда начал исчезать из дома на целые дни, и говорил, что проводил это время в пустыне. Тогда началась его работа над "Учением дона Хуана" длиною в 7 лет. "Учение..." начинается со встречи на автобусной остановке в Аризоне молодого человека Карлоса с доном Хуаном, старым индейцем из племени яки, который хорошо разбирается в растениях. Карлос настаивает, чтобы дон Хуан познакомил его с тайной целебных трав и особенно пейота. Индеец позволяет Карлосу употребить пейот и другие "растения силы". В своих видениях молодой человек видит прозрачную черную собаку, которая является, как позже объяснил дон Хуан, "Мескалито" - мощным сверхъестественным существом. Это видение является признаком того, что Карлос является "избранным" и должен получить "знания". "Учение..." - это, прежде всего, диалог между "мастером" доном Хуаном и "учеником" Карлосом. Однако, Карлос все свои видения, несмотря на утверждения дона Хуана, трактует как всего лишь интересные галлюцинации. Во время одной из них Карлос превращается в ворона и испытывает ощущения полета. Впоследствии этого рождаются вопросы: существует ли объективная реальность? Или же реальность зависит от способа её восприятия? В конце книги Карлос опять встречает Мескалито и окончательно признает его за фигуру реальную, а не галлюцинацию. Книга также включает в себя свыше 50 страниц антропологического "структурного анализа". Как утверждает Раньян, цель, которую преследовал Кастанеда, было стать психоделическим гуру, подобно Олдос Хаксли и Тимоти Лири, которые позже, во время случайной встречи на вечеринке, якобы издевались над Кастанедой, став тем самым пожизненными его врагами. Первое издание "Учений" вышло в 1968 году усилиями Университета Калифорнии, и быстро завоевало огромную славу и популярность, особенно среди студентов. Таким образом, вскоре книгой и автором заинтересовался главный редактор большого издательского дома Саймон и Шустер, который решил купить права на издание. В последующие годы вышли другие книги "Отдельная реальность", "Путешествие в Икстлан" (которая считается самой красивой) и "Сказки о силе". Они представляют собой последовательные этапы вхождения Карлоса в жизнь дона Хуана. Появляются новые персонажи, такие как друг дона Хуана, колдун дон Хенаро, а также и новые, ключевые для поздней философии Кастанеды, понятия "отдельная реальность", "быть недоступным", "стирание своего прошлого", "остановить мир". Карлос больше не употребляет "растения силы", потому что "они больше не нужны". Существует также термин "нагваль", изначально, мир особенной реальности, позже отождествляемый с самим шаманом. "Рассказы о силе" заканчиваются прыжком в бездну, в мир нагваль. Все его книги с большим энтузиазмом были приняты читателями и критиками. О них писали самые влиятельные журналы, критики недоставало или она отбрасывалась, как например статья Уэстон Ла Барра, одного из авторитетов в области исследования индейских церемоний употребления пейота, который написал, что творчество Кастанеды "вульгарная псевдо-глубинная псевдо-этнография". Лишь спустя некоторое время, после публикации вышеупомянутого письма Оутс, начали появляться подозрения относительно подлинности "Учений дона Хуана", особенно после того, как репортер "Times" Сандра Бартон обнаружила как Кастанеда сказал, что он лгал о своем прошлом, связанное с военной службой, профессией отца, возрастом и происхождением (родился в Перу, а не как утверждал, в Бразилии). Одним из самых стойких лиц, которые пытались подорвать подлинность работ Кастанеды, был психолог Ричард де Милль. Он опубликовал ряд исследований, указывающих на различные неточности в произведениях Кастанеды и даже своего рода плагиат. "Как только дон Хуан открывает рот, - говорит де Милль - с его губ сходят слова различных писателей". В 1980 году он опубликовал даже сборник цитат дона Хуана, вместе с предоставлением источников, таких как, произведения Л. Витгенштейна, К.С. Льюиса, дальневосточных духовных учителей и антропологических изданий. "Все указывает на то, что Кастанеда провел больше времени в библиотеке, чем в пустыне Сонора в Лос-Анджелес", - заключает де Милль. Некоторые антропологи лишь частично согласны с де Миллем. Антрополог Файкс считает, что Кастанеда имел некоторые контакты с коренными американцами, однако, обвиняет его в другом. Публикация "Учения дона Хуана" привели толпу поклонников Кастанеды в районы проживания индейцев племени яки. Когда люди узнали, что это не яки, а уичоль употребляли пейот, отправились на их территории, опустошая их. Сегодня антропологи уже не дебатируют на тему подлинности "учений дона Хуана". Профессор Уильям У. Келли, заведующий кафедрой антропологии в Йельском университете, говорит: - Я сомневаюсь, что найдется антрополог моего поколения, который считает Кастанеду кем-то другим, нежели ловким конфабулятором. Это была афера, я уверен, что дона Хуана не существует. После такого рода мнений, в 1973 году Кастанеда решил отойти от общественной жизни. Претворяя в жизнь принцип дона Хуана о "недоступности", он запрещал себя фотографировать или совершать какие-либо звукозаписи с его участием. "Стирая свое прошлое", он также расстался со своей женой и приемным сыном. Отметил, что дон Хуан тоже исчез. Когда в 1977 году вышла книга "Второе кольцо силы", читатели узнали, что дон Хуан вошел в нагваль, покинул этот мир (тональный). Это своего рода очищение открыло Кастанеде путь к созданию альтернативной семьи. Её главными членами стали три женщины, с которыми он познакомился еще в Университете Калифорнии: Регина Тал, Марианн Симко и Кэтлин "Чики" Полман. Симко получила докторскую степень в области антропологии и повсеместно воспринималась как невеста Кастанеды. Благодаря ей он встретился с Тал, докторанткой и коллегой по классу каратэ. Пока не ясно, как к этой группе примкнула Полман. В 1973 году Кастанеда купил дом, вскоре он привел туда женщин, которые известны в его книгах как "ведьмы". В соответствии с принципом "стирания своего прошлого" они изменили свои имена и фамилии: Симко стала Тайшей Абеляр, Тал стала Флориндой Доннер-Грау. Полман получила имя Карол Тиггс. Доннер-Грау и Абеляр позже опубликовали свои собственные книги о магии. Ведьмы, как и сам Кастанеда, удерживали свою жизнь в тайне. Употребляли всевозможные псевдонимы и запрещали снимать себя. Сторонники непрерывно слышали изменяющиеся истории, касающиеся их прошлого. После смерти Кастанеды дневной свет увидели реальные факты, связанные с их жизнью. Это случилось благодаря трем бывшим ученикам Кастанеды. В начале 90-х годов, Ричард Дженнингс, выпускник юридического факультета в Лос-Анджелес, был главой группы, борющейся с дискриминацией лиц, зараженных ВИЧ, а также принимал активное участие в организации, выступающей за равноправие геев и лесбиянок. После прочтения статьи в журнале "Details", он попал на одну из встреч в Лос-Анджелесе. Вскоре после этого он начал посещать так называемые Воскресные занятия с Кастанедой, которые были организованы только для очень тщательно отобранных участников. С 1995 по 1998 год он принимал активное участие в группе. Другим бывшим членом группы является Эми Уоллес, автор 13 книг, включая бестселлер "Книга списков", которую она написала вместе со своим братом Дэвидом Уэллечинским и отцом, писателем Ирвингом Уоллесом. С Кастанедой она познакомилась еще в 1873 году, много лет спустя стала его любовницей, свои переживания описала в книге "Ученица мага" („Sorcerer’s Apprentice”). В настоящее время проживает в Лос-Анджелесе. Габи Гейтер принимала участие в семинарах и мечтала присоединиться к кругу ближайших соратников Кастанеды. В 1996 году, однако, была исключена из группы. Чтобы узнать правду о гуру, который отверг её, вместе со своим мужем Грегом Мамишьяном начала следить за Кастанедой и другими, об этом написала в книге "Съемка Кастанеды" ("Filming Castaneda"). Если бы не они, то не было бы никаких фотографий или видео с Кастанедой после 1973 года. Гейтер вместе с мужем обыскивали мусор, который выкидывали из дома Кастанеды, и натолкнулись таким образом на документы, счета, списки, благодаря которым можно было установить многие факты, связанные с последними днями его жизни. Дженнингс считает, что в 70-х и 80-х годах там была группа из десятка человек, в основном женщины, которые приходили и уходили. Наиболее значительным событием этого периода стал уход Кэрол Тиггс, которая, согласно Уоллес, всегда была самой противоречивой ведьмой. Вскоре после вступления в группу, она решила уйти из нее и выйти замуж. Через некоторое время Кастанеда вернул её обратно. В книге "Дар орла", Кастанеда описывает это таким образом, что Тиггс исчезла в "другом внимании", которое является одним из условий бесконечности. Через некоторое время появляется в Лос-Анджелесе и наступает радостное объединение с Карлосом. Благодаря пребыванию в "другом измерении" Тиггс названа "женщиной-нагваль". Главной задачей ведьм было вербовать новых членов группы во время лекций и семинаров. Прежде всего, искали женщин, которые согласно Мелиссе Уорд, члену группы 1993-1994 годов, должны были совмещать в себе интеллект, красоту и чувствительность. Процесс посвящения в ряды "семьи" часто, вероятно, сопровождался необходимостью спать с Кастанедой, тогда как публично говорили, что он живет в целибате. В своей книге Уоллес подробно описывает процесс порабощения. Её отец дружил с Кастанедой, который был частым гостем в их доме. Вскоре после смерти её отца, в 1990 году ей позвонил Кастанеда и сказал о том, что отец явился к нему во сне, жалуясь на то, что после смерти был заключен в доме и просит Эми и Карлоса об освобождении. Таким образом, они должны были встретиться. Скептичная Уоллес согласилась, они встретились, Она даже не заметила как оказалась с ним в постели. Позже, когда она опасалась, что может забеременеть, Кастанеда взбесился и начал кричать, что семя нагваль не человеческие. Он не упомянул, что много лет назад поддался процедуре вазэктомии (перевязка семявыносящих протоков). Позже Кастанеда говорил ей, что они заключили "энергетическое супружество". Забрав её к себе домой он заметил, что Уоллес, выходя, посмотрела на табличку с номером дома и адресом, чтобы его запомнить, Кастанеда начал кричать, что "воин бы не смотрел". Он сказал ей вернуться в Беркли, что она и сделала. Когда она пыталась дозвониться, никто ей не отвечал, в отличие от ведьм, которые говорили ей, что нужно сделать, чтобы вернуться. Ей пришлось избавиться от своего членства. Избавилась она и от своих котов, что не помогло, а Кастанеда позвонил и сказал, что она является эгоистичной, избалованной еврейкой. Только через полгода он позволил ей вернуться. Людям, стремящимся стать воинами, как Уоллес или Уорд, приказано было прервать контакты со своими близкими. Дженнингс говорила, что будучи в отношениях с Кастанедой, он давал подробные инструкции как это совершать, например через избежание объятий с любимыми. В некоторых случаях разделение происходило грубо и было необратимым. Дженнингс и Уоллес вспоминают молодую адептку, который было приказано ударить в лицо свою мать. Много лет спустя она вспоминала с плачем, что должна была сделать это, так как боялась исключения из группы. Уоллес также описывает историю студента, чьи родители умерли вскоре после того, как тот разорвал с ними контакт. Кастанеда похвалил его. Частой практикой было принуждение покинуть работу. Валери Кадиум, принимавшая участие в "Воскресной сессии" в 1995-1996 годах, рассказала, как один из участников, желающий полностью посвятить себя группе, поехал в Вермонт, чтобы закрыть свой бизнес. Когда он вернулся в Лос-Анджелс, то узнал, что не может принимать участие во встречах, потому что было уже "поздно". Дженнингс также пришлось отказаться от своей работы, которая требовала от него контакта с медиа, так как нельзя было сниматься. Дженнингс вспоминает: - Я отлично себя чувствовал среди этих людей. Я чувствовал, что нашел семью. Я отыскал дорогу. Кадиум говорит: - Это было так мило. У меня были большие надежды. Я хотела чувствовать мир глубже, и я чувствовала. Уоллес: - Я чувствовала, что участвую в чем-то захватывающем с удивительной группой людей. Мы были освобождены от скуки повседневной жизни. Согласно Уоллес, "Кастанеда выбирал кого-то, короновал его, но в течение 48 часов мог избавиться от этого человека. Это также вызывало непрерывную ревность и соперничество среди членов группы. Наихудшее, что может случиться, это когда тебя любят и ты любим, а затем причиняют вред и боль, не существует никаких правил, а если и есть, то постоянно меняются, а позже вдруг тебя снова целуют. Это наиболее безумный метод манипуляции, на этом Карлос и специализировался, он не был глуп". Оказывается, что многое зависело и от настроения женщины, известной как "Голубая лазутчица" ("Blue Scout"). Это было особое лицо в группе. Её звали Патрисия Патрин, которая в возрасте 19 лет вышла замуж за режиссера Марка Силлифанта, он и познакомил её с Кастанедой. Через несколько недель после замужества, она оставила мужа и переехала к Кастанеде. Кастанеда переименовал её как Нури Александер, также была известна как "Клод" или "Голубая лазутчица". Она была его любимицей. Кастанеда принял её официально в 1995 году. Партин была очень инфантильна, говорили, что некоторые члены группы получали задания играть с ней в куклы. В конце 80-х годов Кастанеда объявил группе, что Голубая лазутчица посоветовал ему создать Cleargreen, которая должна была способствовать тенсегрити. Кастанеда рассматривал возможность превращения своих идей в религию, также как Л. Рон Хаббард с саентологией. Выбрал однако тенсегрити, двигательную технику, напоминающую сочетание физических методов тай-чи танца. Вдохновение наверняка пришло от почитательниц каратэ Доннер-Грау и Абеляр. Сам Кастанеда в течение нескольких лет получал уроки от мастера восточных боевых искусств, Говарда Ли. Главным промоутером тенсегрити был Боб Вагнер, режиссер и писатель. В 1988 году хотел снять фильм на основании книг о дон Хуане и пообщался с Кастанедой. На протяжении нескольких лет он был членом "семьи", приняв имя Лоренцо Драке, сокращенно Энзо. Высокий, лысый, обычно одетый в черное. На всевозможных встречах, лекциях и показах, он исполнял определенную роль: выводил из зала людей и задавал им неудобные вопросы. В 1995 году оставил свою жену и женился на Кэрол Тиггс. В том же году его роман "Я теряю тебя" ("I’m Losing You") был выбран "New York Times" книгой года. Джон Апдайк в своем обзоре отметил, что Вагнер "пишет как волшебник". В начале 90-х годов с целью содействия тенсегрити, была создана компания Cleargreen. Хотя Кастанеда не был акционером, однако, все тщательно контролировал. Официальным президентом была Амалия Маркес (Талия Бей среди ведьм), молодая бизнес-леди, которая, после чтения книг Кастанеды, отказалась ехать с семьей в Пуэрто-Рико и переехала в Лос-Анджелес. Во время семинаров по тенсегрити женщины, одетые в черное, демонстрировали публике движения. Кастанеда вместе с ведьмами говорили и отвечали на вопросы. Семинар стоил 1200$ и собрал около 800 участников. Продавались также различные товары, такие как футболки. Летом 1997 года у Кастанеды диагностировали рак печени. Ранее своим ученикам он говорил, что он не умрет, и также как дон Хуан разожжет в себе внутренний огонь, превратится в огненный шар и поднимется на небеса. Поскольку ведьмы не должны были пострадать, диагноз оставался тайной за семью печатью, известный лишь некоторым из них. Семинары продолжались. Но состояние Кастанеды ухудшалось, и он реже выходил из дома. По словам Уоллес, Тиггс сказала ей, что ведьмы купили пистолет и начали сжигать все документы. Отчаянная Абеляр начала пить. "Мне не грозит стать алкоголичкой", - сказала она Уолллес - "потому что я ухожу, уже поздно". Звезда Тенсегрити, Ландал, сказала: "Если я не пойду с ним, я сделаю то, что должна сделать". Она говорила Уоллес: "Слишком поздно для вас и для меня, чтобы оставаться с этом мире. Мне кажется, вы знаете, что я имею ввиду". В апреле 1998 году Гейтер сняла, как члены группы выносили вещи из дома Кастанеды. Через неделю, в возрасте 72 лет, Кастанеда умер. Он был кремирован в морге Калвер-Сити. Никто не знает, что случилось с его прахом. Спустя несколько дней телефоны Доннер-Грау, Абеляр Партин, Ландал и Маркес были выключены и след их пропал. Через несколько недель автомобиль Форд Эскорт, принадлежащий Партин, был найден в Долине Смерти. Даже члены ближайшего окружения не знали, что Кастанеда был мертв. Дженнингс узнал через две недели, когда ему позвонила Тиггс и сказала, что нагваль "отошел", а ведьмы находятся "в другом месте". Официально не было никакого траура, компания Cleargreen продолжала свои семинары. Дженнингс вспоминает, что все были погружены в печаль, часто топя его в алкоголе и наркотиках. Он ездил в пустыню несколько раз с намерением покончить жизнь самоубийством. Медиа о смерти Кастанеды узнали после двух месяцев, тогда-то работники Cleargreen разместили на своем сайте объявление, написанное Вагнером: "Для дон Хуана воин был существом, которое, когда приходит удобное время, начинает последний путь осознания, направленное на "полную свободу". Воины могут удерживать свое сознание, которое обычно покидают в момент смерти. Момент перехода тела к полному сожжению, есть знание. Карлос Кастанеда оставил мир таким же образом, как сделал и его мастер, дон Хуан Матус, полностью осознавая это". После смерти Кастанеды писатели и критики в своих статьях избегали обвинения его в мошенничестве. Многие выразили ностальгию по автору, который был так важен для них в молодости. Де Милль даже выразил признательность: "Он был великим обманщиком, потому что никогда ни в чем не сознался". Дженнингс, которому удалось получить копию завещания, утверждает, что женщины, которые исчезли, получили значительные суммы денег. Дебора Друз, судебный исполнительно последней воли Кастанеды, говорит, что не имела с ним никаких контактов. Добавив, что считает, что женщины живут. Дженнингс убежден, что Кастанеда знал о намечающихся самоубийствах женщин. "Он говорил об этом снова и снова". Добавил, что Партин однажды послали осмотреть покинутые тоннели в пустыне (около одного из них был найден скелет Партин). "Регулярно повторял нам, что это наша единственная надежда. Все вместе мы должны были сделать "прыжок"... Выглядело это так, что жили лишь за то, что было обещано". Обещание может быть связано с финальной сценой "Сказке о силе", когда Карлос прыгает с высокой скалы в пропасть, нагваль. В книге 1984 года "Внутренний огонь" Кастанеда пишет: "Я не умер на дне пучины, подобно как ни умерли другие ученики, которые прыгнули раньше, никогда потому что мы не добрались до дна; под воздействием такого важного и непонятного поступка, которым был прыжок на собственную смерть, все мы переместили пункты соединения и построили другие миры". Или Кастанеда на самом деле в это верил? Уоллес считает, что да. "Он был загипнотизирован своими собственными мечтами. Я убеждена, что он сам себе делал промывание мозгов". А что насчет ведьм? Гейтер говорит так, что "Флоринда, Тайша и Голубая лазутчица знали, что это фантастическая конструкция. Но когда тысячи пар глаз всматриваются в тебя, ты начинаешь верить в эти фантазии. Эти женщины никогда не должны были вернуться в реальный мир. Карлос "поймал" их, когда они были еще молоды". Уоллес не уверена, что женщины верили. Открытые дискуссии в этой группе были запрещены, нельзя было знать, что кто-то думает в действительности. Ей кажется, что после такой долгой жизни с Кастанедой, у них не было выбора: "Они порвали все связи с миром. К чему бы они вернулись спустя годы? С кем должны были жить? Они больше не чувствовали себя частью этого мира, потому и совершили самоубийство". Что касается Доннер-Грау, то было проведено расследование исчезновения, но все безрезультатно. Дело Маркес, благодаря усилиям её брата, остается открытым, однако, до сих пор не найдено никаких следов женщины. В 2002 году Дженис Эмери, участница семинаров и поклонница Кастанеды, прыгнула в ущелье Рио-Гранде. Она скончалась на месте. Один из её друзей сказал, что она хотела присоединиться к людям Кастанеды. Год спустя, недалеко от места где был найден Форд Эскорт, нашли скелет. В 2006 году он был идентифицирован, как принадлежащий Партин. Её смерть и исчезновение других женщин - это не единственное наследие Кастанеды. Его работа оказала определенное влияние на людей, таких как Дипак Чопра и Джордж Лукас. Несомненно, Кастанеда открыл ворота восприятия многих читателей, а участники его семинаров пережили необычные, важные для своей жизни, опыты. Есть много людей, которые чувствуют благотворное влияние тенсегрити на здоровье. Даже среди критиков есть лица, которые все-таки ценят его книги. - Он был проводником. Я искала ответы на важные вопросы. Он помог мне, - говорит Гейтер. Однако, ближайшему окружению Карлоса, его учения и натиск, стоили жизни. Источник other-mind.ru Автор: Michał Kuśnierz Опубликовано 19 сентября, 2016 - 13:27
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |