Вы здесь

Важность информации в подготовке к консультированию о выходе: исследование одного случая

Успех консультирования о выходе прямо связан с качеством доступной информации и эффективностью, с которой эта информация применяется к тому случаю, о котором идет речь. Равно уместно для окончательного процесса выздоровления понимание культистом окружающей среды, в которой он существует. В ранние годы консультирования о выходе большинство воздействий включали небольшое число хорошо известных групп. Существовал избыток надежной, хорошо документированной информации об этих группах, и были экс-культисты, способные и готовые предоставлять свои знания и опыт. Для наиболее активных групп сегодня эта ситуация все еще сохраняется. В последние годы, однако, до сих пор неизвестные культы, секты и системы подготовки распространились до такой степени, что даже самые опытные консультанты по выходу оказываются перед лицом вызова и иногда даже загнанными в угол. Слишком часто обезумевшие родственники с малым пониманием того, насколько жизненно важна информация для процесса консультирования о выходе, просят консультантов по выходу иметь дело с культовой системой, о которой либо мало, либо вовсе ничего не известно. Эта глава обрисовывает эзотерическую, идиосинкразическую, мало известную группу. Поскольку сейчас появляется все больше и больше таких групп, существует громадная потребность для консультантов по выходу собирать информацию, чтобы узнать о них.

Хотя начальный недостаток информации делает задачу консультанта по выходу более трудной, это не обязательно неразрешимая проблема. Это оптимистическое заявление делается главным образом благодаря тому факту, что распространение групп не является беспорядочным процессом. Во многих случаях культовые группы будут иметь интеллектуальные и иногда даже личные связи с другими группами. Это случается, например, из-за того, что “предприимчивый” последователь одной группы берется за создание своей собственной группы. Культы с похожей динамикой и характерными чертами также склонны попадать в определенные категории. Например, деструктивные окраинные христианские группы очень похожи, хотя специфика их “теологий” может различаться. Показная опора на Библию, по крайней мере, дает этим группам общий язык, как бы сильно они ни вставляли свои собственные неологизмы и ни искажали библейский текст. Культовая обочина движения Новый Век (которое включает большинство психотерапевтических культов) на поверхности является более разнородной и изменчивой. Поскольку не существует единой “книги”, на которую опираются все группы Нового Века, их “теологии” или философские основы так же свободны, как человеческое воображение. В ситуациях консультирования о выходе с группами Нового Века, следовательно, приобретение информации часто является более важным и трудным, чем в случае с библейскими группами. Тем не менее, связи между группами и общие темы групп Нового Века снижают бремя консультирования о выходе.

Важной динамикой, общей для групп Нового Века, является эксплуатация личных тревог, которые оказываются более болезненными и устойчивыми из-за напряженной социальной окружающей среды. Связь между хрупкой окружающей социальной средой, личными тревогами и ростом движения Новый Век, возможно, яснее всего отражается в хорошо известных установках и верованиях относительно наступающего тысячелетия. Несколько лет назад удивительное количество журналистов раструбило о Гармонической Конвергенции, событии Нового Века, которое фокусировалось на редком обстоятельстве, когда три планеты располагались в одном и том же знаке зодиака. Этот случай умышленного мистицизма, составленный из заброшенных традиций, псевдонауки и обработанной учености, был раздут путем шумихи в качестве прихода глубоких космических перемен, высшая точка которых ожидалась в 2001, 2010 или каком-либо другом году, указанном философским календарем выбора данной личности. Внимание, которого добились сторонники этого эксцентричного события и рвение, с которым буквально миллионы хватались за эти соломинки на ветру, подчеркивают степень уязвимости нашей культуры. В пылу нашего общества в стремлении порвать с прошлым, мы утратили соприкосновение с традициями, которые милосердно уменьшали для миллионов индивидов духовные, моральные и физические страдания, которые слишком часто сопровождают и перемежают жизнь. Мы также слишком готовы отказываться от накопленной практической мудрости, полученной нашими предками.

Существует тревожащий, эмоционально нагруженный компонент уязвимости таких людей. Их духовная тревога, обостренная темпом и сложностью современной жизни, ведет скорее к немедленной погоне за “смыслом”, нежели к длительному усилию моральной оценки. Возникающий в результате внутренний паралич производит страх перед дальнейшими поисками. Потеряв мотивацию интеллектуального усилия, эти встревоженные и усталые ищущие пересекают внутренний порог в том направлении, куда манит версия Нового Века о сверхъестественном. Сущность видения Нового Века, которая увлекает этих ищущих, заключается в том, что этот смысл не является когнитивным; это прежде всего эмоциональный опыт; ему не обязательно быть логичным, рациональным или даже разумным. Конечным доминирующим критерием того, что есть добро, является полностью субъективно ощущаемое состояние. Целью жизни становится хорошее ощущение, никогда не кончающееся “состояние наркотического опьянения”.

Чего, однако, не объясняют рекрутам Нового Века, так это степени, до которой духовные и психологические торгаши могут манипулировать ощущениями своих уязвимых жертв. Движение Новый Век с его массой программ рационализирования личных и социальных проблем является почвой для размножения подобных торгашей. Они являются, вооруженные ослепительной смесью психологических методик, утонченных за десятилетия опыта, придуманными мифами и соблазнительными призывами к самым возвышенным сильным желаниям человека. Глупость большинства из того, что предлагается, не компенсирует опасного поведения, которое ведет слишком многих последователей Нового Века к трагедии. Эти трагедии, внезапные ли, как самоубийство, или длительные, как сумасшествие, являются смущающе присущими для эксцентричной обочины Нового Века. Поскольку в рамках этой обочины постоянно возникают новые группы с движущимся акцентом, корни этого феномена затемнены, а трагедии, порождаемые методиками и занятиями этой обочины, все более трудно предотвращать и лечить.

Мы с моими коллегами недавно провели 15 консультирований о выходе с клиентами, которые придерживались того или иного из многочисленных проявлений из этого извержения странных групп Нового Века. Мы сталкивались с группами, которые проповедуют, что их члены являются переселенными духами пространства; с другими, которые следуют направленному бытию из Атлантиды, Лемурии и других “обнаруженных эквивалентов пространства(времени”, несколько из них верят, что их священное спаривание производит новый ангельский вид; и, что пугает, три недавно возникшие группы откровенно заняты преступной деятельностью. Эти последние были главным образом связаны с наркотиками, хотя две из этих групп также имеют связи с операциями по вызову проституток по телефону, а одна подозревалась в продаже юношей в рабство. Консультирование о выходе, затрагивающее подобные группы, очевидно, влечет за собой риск юридических затруднительных положений, физической опасности и, к несчастью, большей потенциальной возможности неудачи. Этот риск порождает требование более чем средних осторожности и прилежания в фазе сбора информации, которая предшествует собственно консультированию о выходе. Данный случай вдохновлен 15 случаями, упомянутыми ранее, и является смесью, извлеченной из четырех из этих случаев. Каждый аспект этого составного случая извлечен из событий и тем реальных случаев.

Использование смеси защищает конфиденциальность тех, с кем мы работали, допускает обсуждение большего разнообразия случаев и позволяет вести действительно содержательную дискуссию об инструментах, которыми регулярно пользуются консультанты по выходу. Поскольку составной случай описывает крайности, с которыми, возможно, придется бороться консультантам по выходу, он, надеюсь, даст читателю сильное понимание важности информации в культовых случаях, даже определенной информации, которая может, на первый взгляд, выглядеть мирской. Развитие подобного понимания важно для любого, помогающего экс-культистам справляться в проблемами выздоровления, так как экс-культисты могут быть освобождены от значительной доли ненужного и необоснованного самообвинения путем прихода к пониманию того, как культ ими манипулировал и эксплуатировал их.

Хотя этот случай может, на первый взгляд, показаться невероятным, я хочу подчеркнуть, что ничто не преувеличено. К несчастью, крайности нередки в мире культов. И в своей работе мы должны помнить, что странное для одного человека может быть заботливо хранимой верой для другого. Однако, здесь и во всей книге мы занимаемся именно этикой убеждения, используемой при насаждении подобных верований.

ПЕРВИЧНЫЙ ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК ИЗ СЕМЬИ

Первичный телефонный звонок из семьи был обманчиво типичным; следовательно, он оказался типично вводящим в заблуждение. Как это часто бывает, мы услышали простую историю с простыми деталями; как во многих случаях, первоначальная история является ясной, и детали часто создают впечатление похожих. Мы за годы научились не воспринимать подробный семейный рассказ за чистую монету.

Нам было сказано, что 23-летняя дочь этой семьи исчезла из аспирантуры без предупреждения, не оставив следов своего временного местонахождения. Годом позже она позвонила родителям (с оплатой получателем), чтобы потребовать свое наследство. Ее небрежный стиль речи противоречил ее утверждениям о том, что она была счастлива и становилась все более и более духовной и что ее родителям следовало гордиться. Как она им сообщила с энтузиазмом, она “продемонстрировала свою ценность”, дав рождение “Мальчику”. Ей было необходимо ее наследство, потому что теперь она собиралась на Гавайи, чтобы подготовиться к своему следующему священному спариванию. Оно, как поверила она, задыхаясь, должно произвести “Девочку”. Она продолжала утверждать, что эти дети, зачатые развоплощенными существами из района созвездия Южного Креста, были первыми спроецироваными на Землю проявлениями нового эволюционного вида. Они были, выпалила она далее, психическими Адамом и Евой, “видом развоплощения древних супружеских пар фараонов”, который, “как мы знаем, защищал более ранние поколения одухотворенных DNA”. Этот же самый феномен, настаивала она, “произвел членов гавайской королевской семьи, зачатых полинезийской знатью путем браков между братьями и сестрами”. Это было, добавила она, “так же, как более ранние и просвещенные общества присоединялись к творческой работе двоеполых божеств”.

Когда родители попытались усвоить все это, они услышали приглушенный голос, приказывавший их дочери “успокоиться” и “получить деньги”. При этой команде задыхающийся энтузиазм их дочери исчез, ее голос внезапно стал холодным, едва узнаваемым; ее последнее заявление было прямой командой родителям выслать ей деньги на специальный номер почтового ящика.

Семья выяснила, что номер ящика был просто заграничным почтовым тайником для пронумерованного банковского счета. Номер, с которого был получен счет, вел к платному телефону на стоянке автомашин на Среднем Западе. Упоминание о Гавайях вело в никуда. Семья наняла следователей, которые выяснили, что Гавайи являются центральным пунктом эксцентричных культов; однако, они не нашли никакого упоминания о пребывании там молодой женщины, не смогли они также определить какую-то конкретную груупу, следовавшую воображаемой практике, которую она описала.

В течение года семья ограничивала свои усилия этим видом общего расследования. Их соображения основывались на смеси страха за дочь, нежеланием превращения этой проблемы в объект подшучивания со стороны друзей и знакомых и понятного незнания относительно того, куда обратиться за квалифицированной помощью. Знакомый отца по бизнесу признался ему, что у него недавно сын прошел через “консультирование по выходу” из хорошо известной коммерческой системы подготовки. Описание показалось эхом ситуации отца, что побудило его открыться своему знакомому. Из-за этой беседы семья связалась со мной.

После выслушивания первоначального семейного описания того, что произошло, моим первым требованием была личная встреча. Было тщательно объяснено, что эта встреча сосредоточится на представлении нас, членов семьи, меня и моей команды консультантов по выходу, друг другу. Сложность ситуации была очевидной для всех; с готовностью было признано, что спорные вопросы удобства друг друга в сочетании с потребностью веры семьи в наши благоразумность, знания, чувствительность, опыт и осторожность могут быть выяснены только в такой обстановке лицом к лицу. Мы хотели выяснить, не было ли скрытых тенденций внутри семейной структуры, которые нуждались в открытом обсуждении.

Значительная часть этой начальной встречи была потрачена на то, чтобы дать семье представление о культах, о нашем подходе к консультированию о выходе и о самом Новом Веке. Это включало ориентированную на просвещение дискуссию о разнообразии порождающих гипноз методик, часто обнаруживаемых в культах, и о связанном с ними эмоционально и интеллектуально расщеплении личности, часто производимом культовыми методиками.

Мы указали, что идеи, которые поддерживала их дочь, в сочетании с упомянутой практикой помещают эту группу в специфическую категорию. При наличии большей информации мы надеялись открыть связи между содержанием того, чему учит группа, и методиками психологического контроля, которые они использовали для получения податливости к любым действиям, к выполнению которых приводили членов.

Мы закончили на том, что семье следует затратить время на то, чтобы частным образом оценить нас, прежде чем формально принимать наши услуги, и что нам следовало бы оценить, чувствуем ли мы себя в состоянии помогать семье в дальнейшем.

ФАЗА ОДИН: ЛИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Через несколько дней мы достигли формального соглашения с семьей и начали интенсивное изучение ситуации. Сначала мы захотели расширить информацию, которую мы получили на первоначальной встрече, и подготовили анкету, которую заполнил каждый член семьи. подобная анкета является важной, особенно когда человек, которого нужно консультировать, находится в новом или необычном культе. Cемейные ответы неизменно раскрывали аспекты прошлого культиста, которые, как это было доказано впоследствии, были решающими в том, что привело его к ответу на призыв группы и ее тактику. Более поздние дискуссии стимулировали воспоминания, которые семья не считала относящимися к делу, исподволь внушили расширенное понимание культовых процессов, раскрыли, кто из членов семьи эмоционально близок к предполагаемой консультируемой и кто понимает этого человека, и помогли определить следующий уровень контактов и инициатив.

Мы часто просили о разговорах с людьми за пределами собственно семьи, чтобы узнать возможные детали, о которых семья могла не знать. Это влкючало согласие и представление со стороны семьи докторов, духовенства, учителей, друзей и знакомых культистки. Важно работать с семьей и полагаться на ее инстинкты относительно того, с кем следует связаться. От небольшого объединения полезных людей мы узнали детали, которых не знала семья и некоторые из которых были решительно неприятными.

Годы дочери в колледже перемежались болезненной любовной историей, длительным рядом беспорядочной сексуальности и развлечения с наркотиками. У нее был аборт на предпоследнем курсе, который вверг ее в крайний моральный кризис.

Семья сказала нам, что они были озабочены тенденцией дочери к религиозному фанатизму и что они, когда дочери было 17 лет, предпринимали шаги по сокращению ее религиозных интересов, действие, которое, вероятно, отпугнуло молодую женщину от поисков комфорта и руководства в ее религиозных традициях.

Друзья по колледжу сообщали, что в течение лета, предшествовавшего ее выпускному курсу она познакомилась с молодым, богатым и экзотическим кругом людей, практикующих в духе Нового Века, которые использовали peyote и (созданный в лаборатории наркотик) экстази. Ее друзья сообщали, что после этого краткого использования наркотиков она искала помощи в местной наркологической клинике, о которой было хорошее мнение у консультационного центра колледжа.

Это краткое изложение не передает долгих часов, которые потребовались на сбор информации о прошлом. Семья поощряла нас следовать своим инстинктам и поддерживала каждое требование о дополнительном времени и усилии.

ФАЗА ДВА: ДАЛЬНЕЙШИЙ СБОР ИНФОРМАЦИИ

Идентификация наркологической клиники открывала много путей. Молодой родственник был выздоровевшим наркоманом, который знал мир наркологических услуг и придерживался здорового беспокойства относительно того, какое влияние на эту сферу оказывали гибельные программы, проводимые культами. Он знал людей, которые потерялись в культах из-за того, что они думали, что программа вербовки культа действительно была тем, чем она себя провозглашала - то есть, наркологической службой.

С его помощью мы узнали о консультационном подходе клиники, который был решительно “духовным” и придавал особое значение набору методик, в которых мы узнали мощные упражнения в направленном воображении. Эти по сути гипнотические стимуляции использовались для двух целей. Они явно вели человека назад через ряд болезненных воспоминаний. Они должны были также, как утверждалось, способствовать контакту человека с его “духовным центром”. Наркоману говорили, что, используя эти методики, он будет вооружен против эмоциональных и психологических штормов, которые удерживают человека от духовности и любви. Именно эти штормы, утверждала клиника, блокировали центр человека и вызывали боль, от которой бежал наркоман, используя наркотики.

В литературе клиники рекламировалось, что каждый администратор и консультант был подготовленным практиком нейро-лингвистического программирования, что означало, что каждый был обучен определенным методикам стимуляции гипноза. Нейро-лингвистическое программирование (NLP) упоминалось в исследовании Национального Исследовательского Совета (Druckman & Swets, 1988) в качестве “системы моделирования процессов поведения и мышления человека в связи со специфической темой или поведением” (p. 140). Вот почему NLP было принято даже благожелательно настроенными клиниками. Это инструмент для производства перемены во имя самой перемены. Мы знали также, что NLP использовалось некоторыми очень агрессивными культами, потому что метод NLP может быть использован подобными группами, чтобы исподволь внушать доверие к культу, и предоставляет метод для дальнейшего побуждения к податливости, хорошо сохраняющий условия для этого.

Литература клиники включала обширные инструкции по выполнению упражнений по направленному воображению. Во время состояния транса человека поощряют “Плыть над своей линией времени и удобно перемещаться в свое прошлое. Выберите случай и добейтесь эмоций, которые там есть. Плывите обратно по линии времени и зайдите за 10 минут до этого случая. Теперь посмотрите вперед на СЕЙЧАС. Ощущения исчезли? Выбор, который вы сделали, исчез? Воспоминание о случае является сейчас скучным?” (Обратите внимание: Эти и другие цитаты описывают технику направленного воображения, парафразирующую учебную литературу из реальной клиники, участвовавшей в одном из наших случаев.) Значение этого упражнения было указано в конце листа клинической инструкции, которая говорила, что если эмоции, возникающие из первоначального случая, не исчезают, тогда надо просто “заново создать” воспоминание. Это означает сказать самому себе, что это “хорошо - позволять эмоциям уходить и позволять памяти исчезать”. Эта опора на “исчезновение” является формой искусственно созданной амнезии, найденной в нескольких из наиболее хорошо известных систем Нового Века.

Лечащемуся наркоману предлагают “Программировать свое будущее путем создания воспоминаний для вашей будущей Линии Времени”. Вы, другими словами, выздоравливаете путем соучастия в вашем личном побеге от реальности! Это другая методика, часто встречающаяся в главных деструктивных культах. Эта информация также раскрывает основное частичное совпадение между методами клиники и последующей восприимчивостью участников к более прямой культовой вовлеченности.

Мы должны признать, что эта литература не обеспечивала полного понимания эволюции нашего случая, но она дала нам важные руководящие указания. Наш анализ убедил нас, что администраторы клиники были подвергнуты хорошо известной культовой практике через это мышление и методологию в духе Нового Века. Цитированный материал, например, является почти дословной цитатой критерия подготовки, созданного большой международной группой и продаваемого в их книжных магазинах. В дополнение к уже процитированным методам, материал также имеет параллели с элементами оригинальной подготовки ЭСТ (est). В каждом случае, когда используются эти методы и верования, существует различимая модель; эти и другие темы и верования наполняют собой мир Нового Века, который был доминирующим окружением в клинике.

Упражнение в направляемом воображении, или трансе, как утверждают, вводит человека в состояние, где мыслящее рассуждение снижается, сенсорные реакции постепенно исчезают, и человек становится более поддающимся внушению и уступчивым. Таким образом, человек развивает заметную тенденцию принимать то, что ему говорят, в качестве продукта своего собственного умственного процесса. Подобное состояние делает человека крайне уязвимым для манипулирования. Если указания включают увещевание “жить по” внушенным идеям, у человека будет сильное желание делать это. Это побуждение соглашаться с внушенными идеями обычно сопровождается наставлениями, подразумевающими сильное чувство неудобства, если этим идеям будет оказано сопротивление.

Методика направленного воображения является мощным орудием. Она может превратить реакцию человека на стресс и тревогу в контрольный механизм. Руководители программы и субъекты вместе определяют то, что является вызывающими стресс мыслями и деятельностью для данного человека и противостоят стрессу путем сосредоточения на успокаивающих образах. Путем повторной практики в действие вступает обусловленность в том, что стрессовое ощущение или идея внушает желание вернуться к утешению, которое приносит трансовое состояние путем управляемых образов. Индивид теперь замкнут в рамках предписанной, непознавательной, некритической модели ответа, не только не по выбору человека, но также за пределами его непосредственного понимания.

Первоначальная информация об использовании клиникой направленного воображения из литературы и последующая информация об использовании группой этих методик, полученное от экс-культистов, ответило на многие из наших вопросов об уязвимости молодой женщины. Эти методы не просто служат как одноразовое лечение. Они нацелены на то, чтобы использоваться многократно, когда бы человек ни сталкивался свызывающими тревогу ситуациями. Другими словами, методы существуют для того, чтобы их применять; когда они применяются, они становятся обуславливающими процедурами. Каждый раз, когда такой метод используется, человек жертвует еще одним куском эмоциональной способности быстро восстанавливать силы, уклоняясь от другой благоприятной возможности изучить, возможно, болезненный, но важный эпизод. По мере того, как влияние накапливается, человек становится все менее и менее готовым изучать корни тревоги - и более и более зависимым от культивируемой способности возвращаться в выученное “разобщающее” состояние, термин, часто используемый психотерапевтами, чтобы описать воздействие подобной практики. Эта последовательность действий ведет человека к принятию продукта воображения в качестве равного продукту рассудительности.

Наш опыт и наблюдения над сотнями других участников Нового Века подтверждают, что для того, чтобы принять новые космические, философские и психологические концепции, требуемые культом, необходимы подобные меняющие сознание методики. Если прежние системы поддержки индивида были сплетены с болезненными инцидентами и таким образом оказались несовершенными в глазах этого человека (как было в случае с этой молодой женщиной), его можно привести к возрастающему принятию этих концепций Нового Века. Часто результатом является некто, страстно стремящийся к почти любой трансцендентальной или “преобразующей” идеологии.

Нам сообщили, что сама клиника поддерживала несколько идеологий Нового Века, некоторые из которых были извлечены из существующих культов. Личные характеристики сотрудников, прошлый опыт, поведение в родительском культе и приверженность специфическим видам идеологий внесли свой вклад в нашу картину того, как молодая женщина переступила порог в культ.

ФАЗА ТРИ: БЫВШИЕ ЧЛЕНЫ КУЛЬТА КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Главная дверь открылась, когда родителям позвонил молодой человек, ранее участвовавший в культе. Когда мы встретились с ним, он был решительным, свободным от культового влияния и озабоченным относительно тех, кто все еще был вовлечен. От него мы узнали больше об изощренности группы, энергии, криминальности и ориентированной на насилие идеологии. Этот бывший член был посвящен в большую часть деловых планов лидера, но не был серьезным источником информации о методике идеологической обработки группы. Его длительные отсутствия в группе, когда его посылали вести дела для лидера, помешали ему дать нам хорошую картину повседневной деятельности, и его знакомство с дочерью нашего клиента было ограниченным.

Он объяснил, почему телефонный звонок женщины по видимости происходил с автомобильной стоянки на Среднем Западе, когда она в действительности была где-то в Латинской Америке. Группа использовала модифицированные сотовые телефоны и переключающие механизмы, чтобы перенаправить по другому маршруту входящие и исходящие телефонные звонки, делая невозможным проследить звонок до его действительного пункта происхождения. Это все более общая культовая практика.

Экс-культист дал нам эскизное описание групповой мифологической структуры верований. Это была гибридная система, состряпанная из бывшего культового опыта верхушки членов, опыта лидера и его исследований, психопатологий лидера и большой дозы явной преступной амбиции. Ее главные пункты отражали ловкую переработку древних ацтеков, характерный Новый Век, древние гавайские концепции и ритуалы. Участники рассматривали себя как элитный корпус, выбранный “крайне развитыми духами”, чтобы быть агентами для создания супервида. Эта честь могла, конечно, быть отобрана лидером. Ценность члена базировалась на его приверженности критерию, установленному лидером. Страх перед “взятием назад” был основой его власти. В общем, он пользовался услугами полностью преданной команды личных пешек: члены выполняли его фантазии и функционировали как рабочие в его международном “бизнесе”.

Хотя наш информатор знал многое о прошлом группы, истории и намерениях, было также многое, что он не мог нам рассказать. Он знал только, что вилла, служившая штаб-квартирой лидера, была в латиноамериканской стране. Но он никогда не был на этой вилле.

Очерк идеологии группы, данный экс-культистом, не позволял нам понять отношения между идеологической обработкой, теоретическим содержанием системы и применимыми результатами. Без этой жизненно важной сферы понимания мы не могли формулировать стратегию консультирования о выходе. Нам нужно было лучшее знание, лучшее понимание того, какое воздействие оказала система на дочь нашего клиента.

Мы мало знали о публичном поведении группы и ее внутреннем стиле. Размах ее “бизнеса” также оставался тайной. В конечном счете через друзей за границей мы узнали, что местные граждане боялись обитателей виллы. Ходили слухи, что вилла была наркотическим центром, что ее владелец (лидер) был черным волшебником, что многих федеральных “политических типов” видели в окрестностях виллы в странное время. Эти информаторы сказали, что в данной местности было известно, что американские женщины из этой виллы ловко работают в даннном районе как проститутки по вызову. Наша предполагаемая консультируемая была, фактически, среди самых ловких в выборе хорошо снабженных деньгами отпускников. Ее установившийся порядок заключался в том, что она проводила с ними время, приглашала их на виллу, и там, часто со своими женами, они обычно оказывались скомпрометированными.

Рассказ экс-культиста убедил нас, что эта группа была слишком искушенной в житейских делах, чтобы быть простым сумасшедшим культом. Она была слишком сложной, активно вовлеченной в многие деловые мероприятия в опасных сферах и бесстыдна в своей деятельности. Группа занималась своей деятельностью так, точно она была защищена.

Семья наняла корпоративную охранную фирму, чтобы распутать следы бизнеса. Через несколько недель мы получили информацию о финансовой истории лидера, о банковских сделках группы, о сделках с проверенными преступными организациями и сделках, которые выглядели как заключенные с компаниями, бывшими внешними представителями других интересов.

Были найдены другие экс-культисты, которые сообщили, что шесть верховных руководителей группы были ранее вовлечены в группы, которые также когда-то были охвачены различными членами нашей команды - ЭСТ (est), Трансцендентальная Медитация, сайентология, Рамта и нейро-лингвистическое программирование. Две женщины - лидеры культа поклонялись Земной Богине, что не казалось слишком экзотичным; фактически это объясняло элементы ритуалов плодородия, к которым обращалась молодая женщина, когда она звонила семье. Лидер был как точкой опоры, так и рычагом существования этого культа. Он был Спасителем, но он также был Сатаной, который мог по своему капризу раздавать боль.

Знания и опыт и контакты охраннойфирмы еще более раскрыли след свернутых спиралью деловых сделок, сомнительных банковских переводов, список кредиторов и рассказы о связанном с наркотиками насилии. Лидер был также предметом слухов о его склонности к ритуальным сексуальным сценам, человеком с длинной историей культовых присоединений, с деятельным и горячим темпераментом множеством бывших знакомых, у которых он украл деньги, уважение и репутацию. Он имел больше врагов, чем друзей.

Ему было близко к сорока годам, обычно он пользовался европейским паспортом, имел степень в сфере финансов одного университета и расширенную автобиографию в области Нового Века. Он был в теософской школе, был хорошо знаком с мифами и практикой маори, изучал гипнотерапию и контроль сознания Сильвы и провел некоторое время в заграничной коммуне Гурджиева. Подразумевалось, что он имел ЭСТ (est) подготовку, стал практикующим NLP и погрузился в ацтекские знания.

Далее, экс-культисты предупредили нас, что лидер “был очень харизматическим, очень мощным!” Отражением этой силы было то, как он захватил контроль над первоначальной группой. Хотя не он основал группу, ее основатели - две брачные пары - мгновенно попали под его чары. Они с готовностью приняли его систему, с энтузиазмом приспособились к его полиморфным вкусам и никогда не подвергали сомнению его методы добывания денег. Торговля наркотиками, проституция и вымогательство стали простыми “проявлениями в высшей степени развитых сущностей”, как это описывали бывшие члены. (Обратите внимание: Эта ссылка из личных заметок члена одного из полностью развившихся культов, использованных для этой смеси). По мере того, как расширялась группа, эти так называемые проявления также развивались!

Мы узнали, что наша предполагаемая консультируемая широко путешествовала по Латинской Америке. За каждую поездку платила отдельная корпоративная организация, некоторые из которых были связаны с лидером, некоторые были явно его потребителями. Модель предполагала, что роль молодой женщины заключалась в том, что она была возможным финансовым курьером, агентом связи, сексуальным одолжением или всем вместе из вышеназванного.

В тот момент мы все еще не знали о методиках, используемых для обеспечения контроля лидера на тот период, когда его агенты были за пределами штаб-квартиры. Наконец, мы узнали о внутренних контрольных механизмах через личные заметки, предоставленные другим экс-культистом, который утверждал, что лидер хорошо выбирал своих пешек. Когда наркотические интересы привели его в команду, управлявшую наркологической клиникой, он инстинктивно понял, что клинические упражнения по направленному воображению были находкой! Лидер, похоже, узнал истоки этих методов и знал, как использовать их духовный подтекст для изменения этической базы человека.

Клиника придавала особое значение личным “торжественным заявлениям”, являющимся позитивными лозунгами, произносить которые обучают человека после вхождения в состояние релаксации. “Я - источник своей любви”, “Я - положительная сила”, “Только я контролирую сое внутреннее пространство” - примеры клинической формы. (Обратите внимание: Вновь эти ссылки взяты из личных заметок бывшего члена одного из культов, использованного для этой смеси). Часто используемые человеком, которому досаждает самообвинение, подобные фразы обладают обуславливающим эффектом - как это делают упражнения по направленному воображению, с которыми они сочетаются - и вносят вклад в упадок критического рассуждения. Люди явно принимают положительное послание и теряют способность размышлять над его смыслом. Подобные торжественные заявления следует повторять, когда член культа чувствует даже умеренную тревогу.

Заметки экс-культиста описывали контрольную систему, которую лидер применял к ней. Во время личных занятий он одновременно восхвалял ее за ее духовный прогресс, тренировал ее сексуально и жестоко критиковал за сохранение этических сомнений. Чтобы преодолеть эти сомнения, он сказал ей, что ее новая жизнь была приятным блаженством (“космической невинностью”) и что любые суждения, которые были у нее относительно ее действий, были просто последним вздохом ее бывшего эгоизма. Чтобы преодолеть эту ловушку, ей следовало совершенствовать свой “внутренний голос” посредством торжественных заявлений. Среди тех, что были у нее в списке, были следующие: “Мое тело является радостной ложью”. “Все люди невинны”. “Даже наркобароны занимаются своим делом невинно”. “Мой секс является игрой духа”. “Генерал невинный” и “Смерть - последняя невинность”. (Обратите внимание: Эта информация была устно передана несколькими экс-культистами одного полностью развитого культа, использованного в этой смеси).

Наш постоянно расширявшийся набор информации вызвал новую встречу с семьей. Наша информация рисовала портрет преступной группы с далеко достигающими связями. Исследователи по безопасности сообщили, что там существовала структура торговли наркотиками и отмывания денег и, возможно, продажа оружия террористическим группам.

Культовые компании, названные именами мистических воинственных божеств, вырисовывались в списке компаний, подозреваемых в сделках с оружием со странами Среднего Востока. Что было так же определенно, так это то, что этот тип операций был прогрессирующим: Вы продолжаете наращивать темпы, или убираетесь, и немногие убираются на своих собственных условиях. Те, кто работал на подобных людей, были расходуемым материалом. Если ситуация станет слишком горячей, наша будущая консультируемая может оказаться вне нашей досягаемости: Она может быть мертва.

Это представляло ужасный тупик для семьи. Если попытка достичь ее будет сделана и не удастся, молодая женщина может быть убита. Если никакой попытки не будет сделано, шансы серьезного вреда, нанесенного ей, будут возрастать. Небрежно выполненная попытка также подвергнет опасности семью, экс-культистов и команду по консультированию. Отец попросил несколько дней, чтобы тщательно проанализировать эту дилемму. Он предпочитал единогласный выбор среди членов своей семьи, чего нельзя было добиться должным образом путем поспешных телефонных звонков. Мы с готовностью согласились и ждали семейного решения.

Через несколько дней отец позвонил, представив нам семейные причины для того, чтобы двигаться вперед. Он велел нам приступать к нашей заключительной подготовительной стадии.

Мы были уверены, что обладаем точным отчетом об одиссее молодой женщины от недовольной студентки до международной проститутки по вызову, от открытой христианки до соединенной сторонницы Нового Века. Мы также имели соответствующую картину внешних операций группы и были в состоянии постоянно обновлять свою информацию через контакты с экс-культистами. Женщина не могла путешествовать далеко без того, чтобы мы знали о ее планах. Это было тактическое преимущество, которое делало возможным консультирование о выходе.

ФАЗА ЧЕТЫРЕ: КРИТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИДЕОЛОГИИ КУЛЬТА

Как только начнется консультирование о выходе, его успех будет основываться на нашем понимании идеологической системы лидера, манеры ее изложения и ее применения в качестве контрольного механизма. Мы нашли огромное количество полезного материала; следующее суммирует ту часть, которую мы в конечном счете использовали.

Члены первоначальной группы, включая окончательного лидера, разделяли общий набор предшествующего опыта: ЭСТ (est), Трансцендентальная Медитация, сайентология и нейро-лингвистическое программирование. Каждое из них учит, что воспринимаемый мир является иллюзией, что думать иначе - это отражение эго данного человека, поддавшегося хитростям, увековеченным этим миром, и что их путь является верной дорогой к духовному развитию, которое ведет человека к свободе от материальной тюрьмы, ошибочно рассматриваемой в качестве вашего тела.

Каждая из этих групп говорит, что ваш ум является врагом, и каждая учит методикам уклонения от хватки ума. За исключением NLP, каждая поддерживает мифологию, в которой групповой лидер возвышается до космической важности, в то время как индивидуальному члену говорят, что совершенствование духа зависит от принесения в жертву индивидуальной личности и присвоения сущности лидера. Основатели группы, которую мы исследовали, внесли такую обусловленность с собой, когда они основывали свою первоначальную группу. Лидер просто осуществил потребности, созданные предыдущим опытом, но он все-таки нуждался в том, чтобы сделать группу своей собственной. Он сделал это искусным образом.

Он строил на существующих тенденциях, первоначально подняв одну из замужних женщин в качестве фигуры Богини Земли. “Мать” благословляла любое сильное желание, любую личную склонность как благожелательное выражение универсального творческого духа. Она также стала воротами, через которые радушно принимались в группу мужчины посредством акта “Божественной нераздельности”. Этот акт, свидетелм которого была вся группа, служил нескольким целям. Он снимал сексуальное торможение, давал разрешение для отсутствия будущего ограничения и привязывал человека к группе. Это позволяло лидеру осуществлять контроль без необходимости быть деспотичным. Человек никогда не думал, что его принуждали. Как только пересекался этот порог, легче было навязать дополнительные виды контроля.

Женщины-помощницы Матери, например, быстро узнали, что служить “воротами” было великой честью. Это было особенно почетно, когда мужчина оказывался связанным с “вырождающимися” сферами правительства, бизнеса, “дна”, церкви и образования. Таким образом проститутки служили храму - никогда не размышляя о том, почему поклоняющихся мужчин, которых они радушно принимали, всегда выбирал лидер!

Лидер установил ритуал церковной службы, который прославлял эту и другие виды деятельности. Там группа восхваляла помощников с настойчивым требованием открытого обсуждения любых сомнений в своей правоте. Тех, кто делился сомнениями, физически наказывали, немедленно прощали и окутывали актами “ласковых ударов”. Эта последовательность удовольствие - боль - удовольствие была эффективной в искоренении индивидуального сопротивления. Для тех, кому требовалось дополнительное убеждение, лидер проводил конфиденциальные занятия “спэнки тун” (spanky toon)*, преподростковое название, которое дает неверное представление об этих интенсивных садомазохистских ритуалах. Лидер владел хитрым сочетанием обаяния и ярости и сверхъестественным ощущением того, как вызывать чувство и эмоции по модели, действующей в стиле стаккато и приводящей в замешательство, что он называл волной эго. Он определял это ощущение боли как безжалостную хватку мира. Через определенное время и при любом количестве занятий, которое требовалось, молодая женщина обучалась уравнивать боль с удовольствием, за исключением тех состояний, которые лидер допускал как удовольствие. Женщины также обучались перенацеливать непосредственные реакции с помощью лично написанных наборов торжественных заявлений. Практика торжественных заявлений, которую лидер перенял в наркологической клинике, была предельным контрольным механизмом. (Обратите внимание: Экс-культисты подчеркивали, что это была методика, вызывающая наибольшее замешательство. Распутывание явно индивидуалистического содержания от воздействия методики потребовало многих месяцев самоииследования пациентки и усердной терапии).

Когда молодая женщина была выбрана для специфической роли, лидер проводил ее через личные занятия, что позволяло ему определить ее глубочайшие характерные черты, уязвимость и потребности. Он соответственно записывает ее торжественные заявления. Таким образом женщина верит, что она особенная и действительно является архитектором своих действий; по сути она остается эффективным орудием для лидера.

Этот лидер индивидуально навязывает групповую доктрину таким образом, что это закрывает человека от мира. Он также превращает это во внутренне последовательную систему, с логикой, которую не может опрокинуть никто, запертый в нее. Осуществление его систематических амбиций, однако, требует заключительного шага. Чтобы породить подтверждение его космической важности, которая была ограничена только пределами его патологий, ему был необходим неограниченный моральный авторитет. Его опыт научил его, что простая обусловленность производит человека, который слишком капризен. Мозг, как он знал, имеет слишком большую способность быстро восстанавливать силы; слишком многие мысли оказываются незатронутыми чистой методикой. Он любил ссылаться на шефа пропаганды Гитлера, Йозефа Геббельса. “Геббельс, - часто заявлял лидер, - понимал, что Декарт был неправ. Афоризм Декарта Cogito, ergo sum никогда не включал волю. Credo, ergo sum - вот что нужно людям: Я верю, следовательно, я существую!” Так же, как и Геббельс, он изгонял оригинальные убеждения.

Когда он захватил группу, он тщательно строил на основе верований, которых группа уже придерживалась. Он вплетал старые верования в изобретенный миф, который удобно располагал его в центре сознательный и неосознанных мыслей каждого последователя. Оригинальная система группы начинала с концепции о том, что все материальные вещи были результатом одного злобного акта, совершенного двумя злыми духами, которые решили, что мужчины и женщины были действительно разными сущностями. Чтобы придать силу этой точке зрения, они обманом заставили других духов думать, что материя -следовательно, четкие объекты и люди - была реальной. Это породило такие иллюзии, как сексуальное желание; концепции о любви, надежде и сострадании и, конечно, неразбериху в различении тела и духа.

Более высокая истина утверждала, что то, что действительно было реальным - чистая духовная сущность - была единой вещью, была мужчиной и женщиной и объединяла в себе все вещи - объекты, идеи, души. Эту истину можно было “познать” только путем “прохождения через врата” от разделенности к единению. Чего бы они ни желали, что бы они ни чувствовали, что бы они ни делали, все это в действительности было замыслом Единого, разыгранным через них. Они были продолжениями Чистой сущности Единого! (Перевод: Разделенность [индивидуальность] является иллюзией. приверженцы действуют как расширенное единство Единого [лидера]. Следовательно, аморальность оправданна). Их задачей было изменить мир, выведя его из иллюзии раздельности в объятия Единого. Их нельзя было судить по несовершенным стандартам мира. Оригинальная группа рассматривала себя как выходящую за пределы любого материально обоснованного и разумно выведенного закона. Но им также не хватало направления, не хватало лидера. Однажды на пляже он появился.

Отчеты экс-культистов близко соответствовали нашим собранным документам. Их опыт также попадал в пределы известных нам критериев, применимых к феномену культовой идеологической обработки. Написанные от руки торжественные заявления экс-культистов - женщин, хотя и не были единообразным кодом для всех женщин группы, подтверждали метод, который лидер использовал с каждой женщиной. Теперь мы были уверены, что у нас есть дежная надежная картина того, как лидер “трансформировал” своих последователей. Последний шаг в наших приготовлениях включал в себя учет того, что мы знали и того, что мы предполагали, и превращение этого в основу стратегии консультирования. Это влекло за собой переход от общей массы группы к конкретной личности, к нашей предполагаемой консультируемой.

Нам необходимо было знать, например, во что она верила, как она полагала. Это не просто игра слов. Система лидера зависела от его способности заставить человека принять определенные идеи и позиции. Это, в свою очередь, имело тот же эффект, что и торжественные заявления клиники. Они побуждали ее к согласию на некие действия или они предотвращали действия. Как только эти “убеждения” стали известными, мы были в состоянии определить эмоциональные и психологические стимулы, которые активизировали их власть над ее поведением и выбором.

Нашим последним барьером оказались потрясающие блокировки памяти бывших членов. Хотя индивиды упоминали о модели капризного насилия, никто не мог действительно описать эти модели. Групповые обсуждения с экс-культистами явно дали индивидуальным экс-культистам достаточное разрешение медленно вспоминать и раскрывать мельчайшие детали  их опыта. Сравнивая то, что говорили другие, со своим опытом, некоторые из женщин медленно начали схватывать значение мелких действий и едва уловимых замечаний, которые делались во время занятий с лидером. В мучительно осторожном процессе, в котором каждый человек участвовал добровольно, эти экс-культисты ощупью искали свой путь к все большему пониманию и, что более важно, к возрастающим воспоминаниям. Это обсуждение стимулировало более здоровые аспекты интеллектуальной и эмоциональной способности каждого человека быстро восстанавливать силы. Из этих воспоминаний экс-культистов возникали факты, понимание и концептуальные модели, обеспечивающие команду консультирования необходимыми инструментами.

Воспоминания экс-культистов заполнили пробелы в нашем знании о том, как лидер манипулировал существовавшей до того опорой на методику торжественных заявлений. Добавляя содержание, которое обостряло внутренний кризис человека, лидер заставлял внутренний “голос” каждого человека постоянно обращаться к нему. Он становился субъектом диалога внутреннего голоса между личным “я” человека и его собственным более высоким “я”. следующим шагом было использование личных занятий как средства выражения для введения его образа как Единого, Высшего “Я”, единственного авторитета. Этому помогало использование “спанки тун”, которое открывало инстинктивную потребность в боли. Боль становилась личными “вратами” в более глубокие аспекты своего “я”.

Наблюдая дилеммы, которые переживал каждый экс-культиств течение этих разоблачительных групповых занятий, мы начали понимать, с чем столкнется наша ожидаемая консультируемая в течение консультирования. Это подготовило нас к работе по оказанию ей помощи во время этого кризиса. Экс-культисты были в состоянии описать центральное место, где этот кризис будет показывать фокусы: Тлакеапеля!

Это мифическое создание было именем образа лидера, духом, который поглотил лидера и вселил в него космическую мудрость, желания Единого и придал ему устрашающие силы. Сила вызывалась во время занятий “спанки тун”, когда лидер приходил в состояние едва сдерживаемой ярости. То, что происходило, держалось в секрете, при наличии торжественных заявлений, производивших необходимое согласие. Участник был замкнут в обусловленную модель, которая блокировала любое побуждение к тому, чтобы подвергнуть сомнению или раскрыть то, что имело место. Другими словами, молодая женщина, с которой мы надеялись встретиться и которую надеялись консультировать, без сомнения, будет иметь проблемы с припоминанием этих занятий, как это показала группа экс-культистов. Когда она столкнется с вызовом, она будет отступать в состояние расщепления личности и амнезии. Способность к такому отступлению была групповым признаком верности и принятия. Она было полностью согласной.

Наши групповые занятия извлекли подробную информацию, достаточную для определения происхождения и цели мифа. Когда лидер навязывал свою власть начальной группе, он делал это, убеждая их, что он был перевоплощением ацтекского воина-жреца Тлакалеаля. Эта историческая личность была подстрекателем широких человеческих жертвоприношений, которые господствовали в последний период власти ацтеков: При Тлакалеале “новая космогония включила в себя веру в то, что само существование вселенной и человечества зависело от постоянного снабжения жертвами, захваченными на войне и принесенными в жертву на алтарях бога Солнца” (Keen, 1971, p. 12). Тлакалеаль, утверждал лидер, был он, посланный духами созвездия Южного Креста. Он был единственным представителем Единого на земле. Когда ацтеки покинули его, уступив темным силам испанского христианства, он был вынужден хранить секрет своего существования. Он должен был также высвободить духов своего сопровождения, чтобы они могли помогать его работе. Чтобы освободить духов, он перерезал горло семи жрецам и четырем храмовым наложницам. После выхода тел через открытые горла (так, чтобы их не осквернило какое-либо высказывание умирающего, если бы они выходили через рот), он с духами отправился в чистую окружающую среду Гавайев.

Теперь средствами выражения были гавайские жрецы и божества; гавайские ритуалы стали нормой. Именно во время этого пребывания в раю богиня Пеле вышла замуж за Тлакалеаля. Поскольку она “прошла через врата”, она больше не имела отдельной сущности. Она теперь вернулась к Единому. Таким путем важнейший миф группы создал двуполого бога Тлакеапеля. Этот миф также удобно обеспечил для каждой женщины модель “прохождения через врата” во время мучительных сексуальных ритуалов.

Миф несет обязательность космических успехов в настоящем. Лидер твердо внушает идею перезания горла во время своих личных занятий. Намек на этот обряд сопровождает групповые ритуалы церковной службы. Эти намеки сообща навязывают похожие на гипнотические команды упорного повиновения и личной преданности. Наша предполагаемая консультируемая внесет все это в занятие по консультированию и будет склонна даже к насильственным актам, чтобы сохранить свою часть тайны.

Этот миф объяснял передвижения, совершаемые группой между Латинской Америкой и Гавайями. (Он также обеспечивал великолепную историю для прикрытия на случай, если кто-нибудь из любимцев лидера будет захвачен властями, История настолько причудлива, что любой, кто ее изложит, будет подходить для психиатрического диагноза). В соединении с другими фактами, добытыми путем нашего исследования, история молодой женщины оказалась разъясненной.

Ее упражнения по “прохождению через врата” подняли ее до статуса подходящей наложницы для Священных Спариваний. Теперь мы видели модель. Ее первый ребенок представлял ацтекскую часть мифа. Следующий ребенок предназначался для представления гавайской части. Последующий брак этих сестры и брата должен был завершить небесный союз Тлакалеаля и Пеле. Миф будет заново введен в реальность. Таким оброазом “древнейшая из самых древних религий” будет восстановлена, а семя ее священных спариваний заново заселит небеса.

Информация, которую мы собрали, усилила наше понимание характерных контрольных систем Нового Века, используемых лидером. Это дало нам точный критерий для того, что оказывалось ее точками возбуждения. Информация, собранная из многих источников, дала нам средства изолировать ее от лидера, добраться до нее и извлечь согласие обсудить ее ситуацию. Это было успешное консультирование.

Эта глава не может полностью объяснить все спорные вопросы, с которыми сталкиваются семья и команда. Не является эта глава и подоходящим местом для подробного изложения всех проблем, относящихся к процессу консультирования о выходе. Однако, есть надежда, что этот отчет демонстрирует ценность широкого зондирования как идей культа, так и его практики. Ибо только тогда, когда известны идеи, могут быть действительно известны границы влияния.

Прошло четыре года с техпор, как имели место консультирования, использованные в этой смеси. Консультируемые, чей опыт отражен здесь, полностью свободны от групп. Каждый живет жизнью, основанной на реальном признании как границ и обязательств, так и возможностей. Молодая жещина - в аспирантуре. Ее сын - со своими дедушкой и бабушкой и смотрит вперед на тот день, когда они с матерью будут жить вместе. Недавнее письмо от нее сдержанно упоминает о возрастающем внимании, которое уделяется приближающемуся тысячелетию. Она замечает, что общество становится все более и более восприимчивым к принудительно вскормленному мифу о том, что все более сложная информация, необходимая для повседневного существования, исходит из все более обезличенных и неодушевленных источников. Ирония заключается в том, пишет она, что по мере того, как распространяется мания Нового Века, наряду с возрождающимся призывом к духовной феминистской религии самой известной женской иконой является... Мадонна. Опыт нашей бывшей консультируемой - который сделал появление образа Мадонны достаточно неугрожающим - заставил ее прийти к выводу, что для общества, чьи верования оторваны от логики, которая породила эти верования, подходящей иконой является не псевдохристианская пародия на Афродиту. Это единственный образ, который вкрадчиво возбужденные сторонники Нового Века никогда не захотят демонстрировать...Mater Dolorosa.

ССЫЛКИ

Druckman, D., & Sweets, J. A. (1988). Enhancing human performance. Washington, DC: National Academy Press.

Keen, B. (1971). The Aztec image in western thought. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press.

Опубликовано в сборнике: Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия. /Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Пер. с англ. ‑ Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996.

 


* “Spanky toon” - американская идиома, обозначающая “отшлепать до покраснения”. Прим. ред.

 

Автор: 
Кевин Гарвей
Опубликовано 2 августа, 2016 - 15:46
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653