Вы здесьВинай Лал. Вегетарианство в ИндииНесмотря на то, что ни одна страна в мире так сильно не ассоциируется с вегетарианством, как Индия, в ряде недавних исследований было установлено, что большинство индийцев – не вегетарианцы. Хотя Будда и проповедовал ахимсу, или ненасилие, сам он не был вегетарианцем, и говорил, что его последней трапезой было блюдо из свинины. Тем не менее, буддистское внимание к ахимсе, сильно способствовало распространению вегетарианства. Несколько старший современник Будды, Махавира, основатель религии, известной сегодня как джайнизм, пошел в своей заповеди ахимсы гораздо дальше, предписав полное почитание всех форм жизни. Это сделало невозможным для тех, кто принял джайнизм заниматься земледелием. Высшие касты, которые становились основными членами этого сообщества, оставляли своих «индуистских» единоверцев, переходя в буддизм или джайнизм, и все чаще принимали вегетарианство. В 1977 году историк-марксист Р.С. Шарма, в то время профессор истории и декан факультета общественных наук университета Дели, опубликовал свой учебник по истории древней Индии. Он написал, что древние арийцы ели говядину, поясняя, что «потребление говядины преобладало в ведические времена, благодаря высокому социальному положению, которое занимает в этот период пастуший тип жизни». Он утверждал, что еще долгое время, после того как возникло земледелие, поедание говядины практиковалось среди многих классов общества, особенно «среди ремесленников и земледельцев». Шарма не сказал ничего из ряда вон выходящего, и ничего такого, что лишало бы его труд научной весомости, с точки зрения индологической науки в целом. Даже такой твердый националистический писатель, как К.М. Мунши, без тени смущения отмечал, что «несмотря на джайнизм и буддизм, потребление рыбы и мяса, включая говядину, было широко распространено в народе». Тем не менее, замечания Шармы были истолкованы как пропаганда анти-вегетарианства, и в особенности, поедания говядины. Поэтому Шарме было предъявлено обвинение в намеренном оскорблении религиозных чувств ортодоксальных индуистов, у которых поедание говядины даже не может предполагаться. Местный индуистский лидер потребовал «немедленного запрета «Древней Индии» профессора Шармы» за содержащееся в ней описание поедания говядины в Ведической Индии. Несмотря на очень умело простроенную линию защиты со стороны профессиональных историков и множества печатных СМИ, сторонники профессора Шармы, кажется, так и не поняли, что волнения, вызванные его замечаниями, не могла быть решены лишь путем обращения к «объективным» и «научным» историческим фактам. Существует очень тонкая линия, отделяющая индуистов от индийских мусульман, и поедание говядины индуистом есть действие, которое подразумевает нарушение этой границы и негласно расценивается как кровное родство с мусульманами. Если вспомнить, что обрезанный член, во время ужасающих массовых убийств, сопровождающих раздел Индии, оставался одним из нескольких способов отличить индуиста от мусульманина, то легко понять и всепоглощающую тревогу по поводу поедания говядины. Там, где содержательные различия минимальны, и, безусловно, подчинены общей культурной практике, символы являются единственным способом, позволяющим раздувать эти различия до размеров, необходимых для установления границ. Не будет преувеличением сказать, что для некоторых индийцев вегетарианство составляет их дхарму. Несомненно, однако, что существует множество сообществ, в которых очень распространено потребление мяса и рыбы. Это относится, например, к людям, живущим в прибрежных штатах, в Керала и Западной Бенгалии, и на всем западном побережье Индии, а также в Бенгалии, славящейся своими блюдами из морепродуктов. Среди мусульман потребление мяса также является широко распространенным явлением, и в тонкой мусульманской кухне преобладают мясные блюда. На севере Индии, среди пенджабцев, курица и баранина, а также козлятина всегда считались излюбленными лакомствами. Тем не менее, восприятие Индии как рая вегетарианского питания, не является полностью ошибочным, что бы по этому поводу не говорили статистика и антропологические исследования. Существуют сообщества, например, джайнов и вайшнавских индуистов, в которых вегетарианство строго соблюдается, и также миллионы других индийцев придерживаются вегетарианства. Даже во многих индийских семьях, потребляющих мясные продукты, это происходит не чаще одного раза в неделю, обычно воскресным днем. Для многих других индийских семей мясо – как правило, курица или баранина – это блюдо, которое они вкушают три или четыре раза в год, и чаще всего на свадьбах. История вегетарианства в Индии, однако, выходит далеко за пределы истории диетических практик, характерных для региональных сообществ. Вегетарианство является также вопросом чувствительности к духу культуры. Ортодоксальные индуисты или джайны, например, не используют лук и чеснок в своей кулинарии, и, тем более, сырой лук в салате. Очевидно, что этот запрет не имеет никакого отношения к принятию жизненного пути, но относится к свойствам, приписываемым различным продуктам питания. Некоторые блюда считаются «горячими», другие «холодными»; пища также классифицируется в соответствие с предполагаемой за ней внутренней способностью возбуждать страсть. Какими бы целебными не были свойства лука и чеснока, свойства этих продуктов в некоторых отношениях являются базовыми; что более существенно, считается, и, небезосновательно, что лук и чеснок выделяют сильные запахи, и употребление этих компонентов заглушает богатство тонких вкусов и запахов овощей. Сходным образом, в семьях среднего класса северной и центральной Индии, часто женщины, в отличие от мужчин не едят мясо. Поскольку потребление мяса ассоциируется с маскулинностью, или насилием, к которому мужчины считаются более предрасположенными: есть зверя, то же самое, что носить в себе зверя. Сходным образом, в семьях среднего класса северной и центральной Индии, часто женщины, в отличие от мужчин не едят мясо. Поскольку потребление мяса ассоциируется с маскулинностью, или насилием, к которому мужчины считаются более предрасположенными: есть зверя, то же самое, что носить в себе зверя. Хотя эта формулировка и недостаточно точно описывает взгляды Махатмы Ганди, пожалуй, то, что одним из самых знаменитых показателей Индии является вегетарианство, однозначно отображает старания Ганди показать тесную связь между практикой вегетарианства и соблюдением ненасилия, связь, понимаемую и как отказ от насилия, и как приводящую к всеобщему благу. Источник: labiso.ru/vegetarianstvo-v-indii Опубликовано 19 января, 2016 - 20:22
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |