Вы здесьВладимир Стоянов. Чтобы не копить приданое, в Индии до сих пор убивают девочекМечта побывать в Индии зародилась еще в начале моих путешествий более 20 лет назад, но осуществить ее удалось совсем недавно. Чтобы попасть в страну, предстояло пролететь больше 6 тысяч километров, находясь в воздухе в общей сложности почти 16 часов. Бхарат, так называют свою страну сами индийцы, одно из крупнейших государств планеты. Индия занимает второе место в мире по численности населения. Лучшее время посещения страны с октября по март. В другие месяцы либо очень жарко, либо льют дожди. Известно, что здесь 1652 языка, но государственными являются хинди и английский. «Силиконовая долина» приносит стране 4 миллиарда долларов в год. Индия создала атомное оружие, собственную военную авиацию, изготавливает автомобили, компьютерную технику, является лидером в производстве лекарств. В то же время более трети мировой бедноты живет в Индии, города страдают от перенаселения, где отсутствуют медицинская помощь, чистая вода и элементарная санитария. В виду отсутствия очистных сооружений отравлены реки, озера. Подсчитано, что при том темпе рождаемости, которая существует в настоящее время, в 2050 году Индия по числу населения перегонит Китай. Фактически с самолета началась наша экскурсионная программа. Нас обслуживали три человека: гид Ашу – классический индиец, именно такими я всегда представлял индийцев, водитель и помощник водителя, есть у них такая должность (парень в этой должности уже 14 лет). Ашу каждому из нас на шею надел гирлянду из цветов как знак уважения к гостю страны (при близком рассмотрении цветы оказались простыми бархотками, только крупными). За группой был закреплен автобус какой-то корейской марки вместительностью 18-20 человек. Так что мы, 12 человек, чувствовали себя вольготно. Индия, будучи длительное время английской колонией, естественно, приняла за норму левостороннее движение. Водитель справа, помощник слева, и отделены они от салона самодельной фанерной ширмой с дверью, закрывающейся на огромный шпингалет. Позже мы видели разные автобусы, в том числе и те, где кресла превращены в спальные полки в два яруса, как в плацкартном вагоне. Внутри автобусы до ужаса грязные, а их окна никогда, видимо, не мылись. К тому же, снаружи окна автобусов зарешечены железными трубками. Помощник водителя, забросив наши чемоданы в багажник, достал из кабины пластмассовый ящик, поставив его перед ступеньками на входе в автобус, чтобы легче было подниматься на первую ступеньку и, придерживая каждого, помог всем, даже тем, кто в этом не нуждался, подняться в салон. И он это делал каждый раз, когда мы выходили и входили в автобус. - Будущие чаевые отрабатывает, – сказал Ашу. В связи с опозданием группы Ашу предложил, не заезжая в отель, сразу отправиться на экскурсию. Так как многие из нас были еще в зимней одежде, предложение сначала смутило, но затем все решили не терять драгоценного времени. Расстояние до города было небольшим, и мы как-то незаметно подъехали к Дели. Прильнув к окнам, мы смотрели, как город надвигался на нас. Первый шок, который испытали, увидев трущобы, неприкрыто тянувшиеся вдоль дороги на несколько километров, сначала до крайности возбудил, а затем мы просто онемели. Рассказать о трущобах невозможно, их надо видеть. Это беда и позор не только Дели, но и Калькутты, Мадраса, Джайпура, Агры и других городов Индии. Многие видели в живую либо по телевизору большие городские свалки мусора. Так вот, если представить на этих свалках собачьи конуры, вплотную стоящие друг к другу, сооруженные из кусков картона, фанеры, ткани, полиэтилена, железа, ящиков, где вокруг в мусоре копошатся сотни взрослых и детей, бродят изнеможенные собаки, жуют пластиковые бутылки коровы, а рядом полчища крыс, мышей, тараканов величиной с мышей, ужасающий запах гнилья. Здесь нет воды, еды, нет, вообще, ничего человеческого, а люди живут в животном состоянии – это и есть трущобы. В автобусе стояла тишина, только слышался звук срабатываемых затворов в фотоаппаратах. Кто-то удрученно сказал: - Ну, попали. Ашу молчал. Что он думал сейчас и каждый раз, проезжая с туристами такие ужасные места, было ли ему обидно или стыдно за свою страну? Позже в разговорах с гидом я понял, что и необидно, и нестыдно. Ашу индиец, он кровь и плоть этой страны, и у него такой менталитет и та же карма. Какие только программы не придумывало индийское правительство, чтобы убрать этих людей с улиц и уничтожить трущобы, но не одна из этих программ не сработала. Нищета в Индии воспринимается всеми убогими, нищими как норма, пришедшая из далеких веков. Эти люди довольны своей жизнью и не видят в ней ничего плохого. Вскоре появились попрошайки, которые плотным кольцом окружили нас, и каждый стонал, кричал, шептал, показывая, что хочет кушать. Отвязаться от них можно только, быстро убежав в автобус. Если хоть одному попрошайке дать деньги, то можно просто не уйти от них – затопчут. Разглядывая их из окна – худых, голодных, оборванных – мы просто не могли понять, почему у всех ровные белые зубы? Группа собралась в автобусе, и мы выехали на «посольский» проспект. Это была чистая широкая улица, где с обеих сторон за высокими заборами стояли здания посольств, в том числе и посольский городок нашей страны. Городки живут совершенно отдельно от страны, в которой находятся. На их территории имеются свои магазины, аптеки, врачебные пункты, школы. Ашу сообщил, что мы едем в магазин, где продают лучший в Индии чай. Проехав еще минут 10-15, мы увидели, что шикарная улица плавно перетекла в район трущоб. Автобус остановился возле зданий из стекла и бетона, стоящих посреди зловонных трущоб. Закрывая носы, осторожно, чтобы не наступить на фекалии, все двинулись в магазин. Глядя на всю эту беду, нам с женой как-то расхотелось покупать чай, хотя и самый лучший в Индии. Тем не менее в магазин идти пришлось и только из-за того, чтобы сходить в туалет, которого на улице нет. Для западных туристов, да и российских, справлять естественные надобности удобней все-таки в закрытых помещениях. Индийцы же по поводу туалетов не заморачиваются, справляя нужду там, где эта нужда их застанет. Поэтому даже в центре города вдоль зданий, заборов текут «ручьи». Любой житель Индии имеет право справлять нужду, где захочет. Его никто не побеспокоит, полиция не задержит, никто не сделает замечание – это его естественное право. Его просто будут обходить, даже не морщась. Женщина в Индии – это особа в реальной жизни униженная и бесправная. Женщин в Индии намного меньше, чем мужчин, и это связано не только с тем, что так распорядилась природа, а их попросту до сих пор убивают (в сельской местности) после рождения. Рождение девочки экономически невыгодно для семьи. Для нее нужно копить приданое, что большинству семей в Индии сделать невозможно. Поэтому мужчин в стране больше на 100-120 миллионов. По индийским законам юноша может жениться в 21 год, а девушка – выйти замуж в 18 лет. Но этот закон никогда не соблюдается. Все решают родители. Они могут отдать девочку замуж и в 6 лет, если им это выгодно. Женитьба в Индии – это вопрос не молодых, а их родителей, и никто с этим не спорит. Однако, несмотря на это, разводов в Индии почти нет. В Индии культ богов и астрологов. Ашу рассказал, что года два назад астрологи предсказали какой-то самый удачный день для свадеб, так только в одном Дели за один день сыграли 35 тысяч свадеб. - Ашу, почему ты не женишься? – спросили мы. - Родители ищут девушку с большим приданым, найдут – женюсь, – ответил он. - А если она будет страшная? - Да нет, – сказал Ашу, – хорошую найдут. ... ... Рано утром мы выезжали в Агру – последний город в золотом треугольнике, туда, где находится чудо света – Тадж-Махал. Дорога в Агру засажена огромными красными цветами, которые растут на разделительной полосе. Дорога, как и везде, забита различным транспортом. Мы проезжали городки и деревни, везде ужасная грязь. В деревнях люди живут в одних помещениях с животными, свиньями и собаками. Мы видели людей из касты кизячников, живущих в одной деревне и делающих, как их предки, кизяк. Видели людей из касты каменщиков, производящих кустарным способом кирпич. Ашу показал нам деревни занимающихся обработкой кожи, забоем животных, уборкой мусора. Все эти люди относятся к презираемой касте неприкасаемых. Из них люди выйти не могут, это наследственные касты, так же как и касты проституток, деревни которых мы видели. Для европейца это непонятно и страшно. Вообще все, что до настоящего времени, в 21 веке, делается в Индии, ужасно. Кроме убийства новорожденных девочек, во многих штатах детей приносят в жертву богам. Во многих штатах новорожденных специально калечат, что-то у них отрезая, отрубая, выворачивая руки, чтобы они, в будущем попрошайничая, вызывали своим уродством сочувствие. Смотреть на эти обрубыши, ползующие вокруг и просящие деньги или еду, страшно, а встречаются они на каждом шагу. Мне их даже фотографировать было стыдно. До сих пор в Индии существует обряд «сати» – сжигание здоровой жены с умершим мужем. И женщина идет на это. «Сати» был запрещен дважды в 1829 году при англичанах и в 1950-м, но ничего не изменилось. Въехав в миллионную Агру, мы уже просто не могли смотреть на ту клоаку, которая предстала перед нами. Страшнее мы еще не видели. Я не фотографировал и не смотрел в окно. Конечно, город не весь такой. Уже через полчаса мы выехали на чистые улицы с разделительными полосами, зелеными газонами и хорошими домами. Считается, что Агра – самый грязный город страны. Но в Индии есть города, находящиеся у реки Ганг, это Варанаси, Хардвар, Сагар и Аллахабад, которые будут, по словам Ашу, погрязней. К сожалению, а может, к счастью, в них мы не были и только по рассказам и из телевидения знаем, что день и ночь со всей Индии в эти города-крематории стекаются люди, несущие своих умерших родственников, чтобы сжечь их у священной для индусов реки Ганг. До захода солнца мы должны были успеть посмотреть мертвый город, построенный в 16 веке императором Акбаром (теперь будем знать, в честь кого назван индийский чай). Город был построен из красного песчаника недалеко от современной Агры и назван Фатехпур-Сикри. Он был быстро заселен, но просуществовал всего 15 лет, а затем люди его покинули. Почему? Точно никто не знает. Монументальные строения города изумляют, восхищают и удивляют. Город надо видеть. Сейчас в нем живут обезьяны и одичавшие собаки. Кстати, о собаках. В Индии возникает такое ощущение, что местные собаки, живя вместе с попрошайками, научились копировать их поведение. Они, так же как и попрошайки, могут притворяться больными, хромыми, чтобы только получить еду. Любые предметы, упавшие у человека или брошенные им, собаками не обнюхиваются, а сразу глотаются. В мертвом городе за нами увязалась индийская собачонка. Она хромала на все лапы и еле передвигалась. Глаза у нее были жалостливые, а скулила она так тихо и так жалобно, что сердце кровью обливалось, однако покормить ее было нечем. Через некоторое время жена стала доставать из своей сумочки салфетку, чтобы вытереть руки, из ее кармашка выпали три таблетки, которые я постоянно употребляю для нормализации деятельности сердца. Так вот собака, лежащая около нас, которая до этого даже на лапах не могла стоять, мгновенно вскочила и, поймав все три мои таблетки на лету, проглотила их. После этого, облизнувшись, она легко на всех четырех лапах, виляя хвостом, помчалась к другой группе туристов, подбежав к которым тут же стала хромать на все четыре лапы. Что тут скажешь, умная собачонка! Об индийских кошках рассказать нечего. Мы просто за две недели их ни разу не видели. Видимо, их всех съели обитатели трущоб. Утром над Агрой висел густой туман. С трудом продвигаясь по дорогам, мы ехали в форт Агры и в Тадж-Махал. Форт Агры, построенный из красного песчаника, представлял собой грандиозное оборонительное сооружение. Часа два мы осматривали это сооружение изумительной красоты. Красиво жить не запретишь. Великие Моголы на территории Индии жили именно так: красиво! Если в форт Агры можно пройти без всяких препятствий и его особо не охраняют, то Тадж-Махал охраняется серьезно – солдатами с боевым оружием. На территорию пройти без досмотра невозможно, особенно тщательно досматриваются почему-то женщины. Нельзя проносить зажигалки, сигареты, жвачку, воду, видеокамеры и еще множество предметов, которые необходимо сдать в камеру хранения. В непосредственной близости от Тадж-Махала стоят шикарные отели, в одном из которых жил российский президент, посетивший Индию в 2008 году. Даже принимая такого высокого гостя, индийцы ничего не приукрасили. Как была вокруг отеля грязь, так она и осталась, как ползали в грязи изуродованные дети, так и ползают. Индийцам не стыдно, таков их менталитет. Тадж-Махал – это изысканное по красоте, громадное по мощи сооружение из белого мрамора, по сути, является гробницей. Оно построено в 18 веке на берегу реки Ямуны великим шахом Джахан в честь своей жены Мумтаз, умершей после рождения 14-го ребенка. После смерти Джахан тоже был похоронен в этой гробнице, рядом со своей любимой женой. Смерть их не разлучила. Они лежат рядом, каждый в своем саркофаге в подземной части Тадж-Махал, где их никто и ничто не беспокоит, а в наземной части усыпальницы стоят два пустых саркофага, доступ к которым разрешен туристам. Его саркофаг – слева, ее – справа, его – чуть выше, ее – чуть ниже. Тадж-Махал стал символом преданности и великой любви, увековеченной в белом мраморе. Легенды гласят, что архитекторам, которые спроектировали и построили его, после окончания строительства отрубили руки, чтобы они не смогли построить что-нибудь подобное. Действительно, подобного в мире нет. Территория Тадж-Махал ухожена, разбиты газоны, посажены цветы, бассейны залиты водой, в которой отражается гробница. Миллионы людей посещают это чудо света, оставляя на его содержание более 55 млн. долларов. Мы горды, что и наша маленькая долька есть в этих 55 миллионах. Тадж-Махал необходимо сохранять всем миром, так как это чудо света должно быть всегда и принадлежать всему миру. Следующим этапом нашего путешествия были перелет в штат Гоа и отдых на Индийском океане. Возвратившись из Агры в Дели, мы переночевали в отеле, а утром нас привезли в местный аэропорт. Два часа полета, и мы на Гоа. Выйдя из самолета, сразу почувствовали, что находимся в тропиках – температура плюс 33 и большая влажность. Наш переезд в отель осуществлялся на джипе с кондиционером, поэтому особых неудобств мы не испытали. Удобно расположившись на заднем сиденье, мы, осматривая окрестности, сразу заметили, что на дорогах чисто, практически нет трущоб, дома разноцветные, не богатые, но в хорошем состоянии. Люди даже внешне отличаются от тех, которых мы видели в Центральной Индии. Одежда у них неброская, в основном черных и белых цветов, женщины одеты в обычные платья, сари почти не видно. Растительность буйная, кругом рисовые поля, плантации сахарного тростника, больше порядка, чистоты, автомобили богаче. В штате протекают две большие реки, много озер, где разводят рыбу. В Гоа находятся трехсотметровый водопад, несколько природных заповедников, много индуистских храмов, мечетей. На побережье белые песчаные пляжи, отели европейского типа. Гоа делится на Северный, Центральный и Южный. Столица штата Панаджи – уютный аккуратненький городок, где находится консульство Португалии. Португальцы на Гоа чувствуют себя, как дома, так как до 1961 года владели штатом, хотя Индия добилась независимости еще в 1947-м. В последующие дни мы загорали, купались в океане и почти не выходили из воды, так как температура в 29 градусов позволяла это делать. Объедались в отельном ресторане, где есть безопасно. Отведали, кстати, различные индийские блюда. Совершили несколько экскурсий по штату, видели центр, юг и север. На Гоа мы узнали, что существует 50 сортов бананов, около 300 сортов манго, в деревнях гонят самогон и пьют его, как у нас, в больших количествах. Деревенские и городские жители жуют бетель – траву с некоторым содержанием наркотических веществ. Побывали на трехсотметровом водопаде и на пляжах Багги. Нахождение в штате Гоа абсолютно не ассоциировалось с тем, что мы пребываем в Индии. Уж очень разительно отличался штат от остальной страны. Поэтому, когда сейчас мне кто-то говорит, что он был на Гоа в Индии, я всегда возражаю и говорю, что вы были в штате Гоа, но в Индии вы не были. Индия это совсем другое. Индия – это жесткий стресс, это восторг, удивление, восхищение и в то же время полное разочарование, это неизбежная оценка своего бытия и желание понять непонятное, это побежденный страх перед опасностью подхватить какую-нибудь заразу и радость, что ее не подхватил, это счастливое осознание того, что живешь в другом мире. И главное – гордость за себя, что смог все это увидеть. Но это еще не все. Самое удивительное то, что после посещения Индии остается чувство неудовлетворенности, будто недосмотрел, недопонял. Раньше у меня такое чувство не возникало. Видимо, из-за этого чувства многие в Индию возвращаются вновь и вновь. Возможно, вернусь и я … С Гоа мы возвратились в Дели. Предстоял вылет домой. Казалось, можно было бы и закончить свой рассказ, но одна встреча с соотечественниками в аэропорту вызвала у нас хорошую зависть и удивление. В зале ожидания к нам подошли две русские женщины, на вид лет по 55-60. Мы разговорились. Они спрашивали, где мы были, что видели, откуда прилетели. Мы вкратце все им рассказали. На наши же вопросы они просто и обыденно ответили, что путешествуют вдвоем, без всяких сопровождений и гидов. Передвигаются на автобусах, поездах, такси, сами выбирают отели, где ночуют и рестораны, где питаются. Были в Непале, объехали всю Индию, посетив крупные города, а прилетели из Новосибирска. Сейчас же летят в Казахстан, в Алма-Ату, где хотят увидеть международный каток «Медео». Я просто опешил от их храбрости. Так можно путешествовать в любой европейской стране, но в Индии… Потом вспомнил, что во многих странах много раз встречал таких русских женщин – смелых, уверенных, сильных. Через несколько минут объявили регистрацию на Алма-Ату, и они улетели смотреть «Медео». Вскоре улетели и мы, так и не познав эту загадочную страну Бхарат. Когда самолет коснулся земли и зарулил на стоянку, жена с облегчением вздохнула и тихо сказала: - Какое счастье, что мы дома. Родина встретила нас двадцатиградусным морозом… Опубликовано 18 апреля, 2012 - 15:48
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |