Вы здесьЯвлялся ли Христос носителем первородного греха?Здравствуйте, Алексей Михайлович! "94. Бог – Слово, священно совершив в Себе Самом наше восстановление, Сам Себя потом принёс за нас в жертву через крест и смерть…" Здравствуйте, Алина. Вы подняли далеко не однозначную проблематику. Приведенное вами суждение навскидку может показаться не трудным для ответа. Но, тем не менее, существуют разные соображения на данный счёт. В принципе, их можно сгруппировать и рассортировать по двум взаимно-противоположным направлениям. Представители первой концепции считают, будто Господь восприял в Свою Божескую Ипостась человеческое естество, подверженное скверне первородного греха. Согласно данной теории, Иисус, пройдя путь послушания Богу, исцелил в Себе нашу человеческую природу. Представители второй доктрины утверждают обратное: Иисус Христос не был подвержен порче, вызванной прародительским преслушанием; человеческое естество Христа было обожено с момента зачатия. К сторонникам последней точки зрения принадлежат Отцы и Учителя Церкви: Максим Исповедник, Римский Папа Лев и другие. Так, преподобный Максим на вопрос, почему медный змей, вознесенный Моисеем в пустыне, был сделан именно из меди, ответил следующим образом: «Медным же змей [был потому, что] медь не ржавеет и не меняется, [также] и Господь не имел в Себе ржавчины греха, и Плоть Его не познала тления» [2. с, 52 — 53]. Римский же Папа Лев (а его некоторые послания (в том числе и нижецитируемое) зафиксированы в книге Деяний Вселенских Соборов как отвечающие критериям истины) говорил о Богочеловеке следующее: «...в Спасителе не было и следа того, что привнес в человека искуситель, и что прельщенный человек допустил (в себя)» (Окружное или соборное послание (Томос) святейшего Льва, архиепископа города Рима, писанное Флавиану, архиепископу Константинопольскому (против ереси Евтихия)) [1, т. 1, ч. 2, с. 233]. К числу адептов первой гипотезы принадлежат отдельные представители московской профессуры, в частности, профессор-протоиерей Петр Гнедич (Московская Духовная Академия), а также и некоторые другие богословы (в том числе — неправославные). Если признать первую позицию за правильную, необходимо будет согласиться с тем, что Мессии были свойственны такие характерные черты, как неведение Бога, склонность ко злу, противоречие и борьба Божественной и Человеческой воль. Но тогда невозможно будет разрешить недоумение: почему Господь называется в Писании Агнцем не порочным, а НЕПОРОЧНЫМ (например: «...не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Пет. 1, 18 — 20))? Правда, на этот аргумент изворотливые умы могли бы возразить, мол сказанное касается не порчи человеческой природы Христа, а нравственной оценки Его мыслей и поступков. Однако, если бы это было так, тогда и непорочность ветхозаветного жертвенного агнца (прообраза Христа) следовало бы относить не к отсутствию ипостасных дефектов, а к его мыслям и действиям. Но «мысли» и действия агнца не могли и не могут называться ни порочными, ни непорочными, поскольку агнец — животное, не имеющее разума и свободной воли, действующее соответственно инстинктам, заложенным в него Творцом (а не сообразно разумно-свободному волеизъявлению). В этом смысле деятельность всякого животного является непорочной. Но Писание-то учит не об этом, а о том, что для жертвоприношения было пригодно только то животное, у которого отсутствовал изъян. Стало быть, и непорочность Новозаветного Агнца — Христа — следует относить не только к безгрешности поступков и помыслов, но и к самому человеческому естеству. Итак, человеческая природа Спасителя не была испорчена греховным началом. Безукоризненные же страсти и возможность смерти Он получил не вследствие порочности природы, а по Домостроительству. Если бы смерть Иисуса являлась необходимым следствием наличия в Нем греховного корня (первородного греха), нельзя было бы и говорить о том, что Он её принял добровольно, нельзя было бы также утверждать и об искупительной силе Крестной смерти. С другой стороны, человеческое естество Господа после Воскресения стало обладать такими характерными чертами, которые не свойственны нам, людям. В частности, Господь сделался бессмертным. А смерть, как известно, одно из главнейших последствий грехопадения прародителей. Следовательно, и можно, и нужно говорить о том, что Он исцелил человеческое естество от тления и смерти. Возможность исцеления, преображения, обожения дарована и всем, без исключения, людям. Она может быть реализована в тесном сотрудничестве человека с Богом, в лоне Матери-Церкви. Впрочем, это уже совсем другая история. 1.Деяния Вселенских Соборов. СПб.: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Воскресение, 2008. Опубликовано 15 октября, 2011 - 15:51
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |