Вы здесь

Юрий Моргунов. Запах ладана и серы

Имя Анастасия в переводе с греческого означает «воскресение, возвращение к жизни». И, кажется, именно поэтому выбрал его для своей героини писатель Владимир Мегре, издавший уже почти с десяток книг про кудесницу, живущую в кедровом лесу и якобы знающую, как спасти человечество…

Сейчас последователей Анастасии в России не счесть. По некоторым оценкам, это самое крупное из неорелигиозных движений, возникших на постсоветском пространстве. Единого центра не существует, зато масса всего остального – самых разных организаций, фондов, ИП и тому подобного, вплоть до газет и сайтов.

Кстати, несколько лет назад в Курске выходила газета анастасийцев «Курская особая грамота», которую вроде бы финансировали супруги двух курских известных предпринимателей, ныне заседающих в областной Думе. Газета бесплатно распространялась в супермаркетах. Сегодня газета не выходит, но вот киоск «Звенящих кедров» благополучно существует в ТЦ «Невский». Там в отделе «банно-прачечного хозяйства» ИПэшник торгует кедровым маслом (кедр, по мнению Мегре, самое полезное для человека дерево), кедровыми орехами, ложками, медальонами, зубной пастой с кедровой живицей и подушками из кедрового ореха (наполнитель – пленка ядра ореха).

Ну и конечно, книжками Мегре. Книги Мегре (реальная фамилия – Пузаков, Мегре – это фамилия жены, которую писатель взял при регистрации брака и оставил себе после развода) появились в середине 90-х. Они выходят под брендом «Звенящие кедры России». Книги Мегре – особый разговор.

У меня есть собственный рецепт салата, который у нас в семье называется «Августовский» (август – месяц, когда всяк овощ созревает). Рецепт простой: порезать огурцы, помидоры, яблоки, болгарский перец, лук, чеснок, петрушку, укроп, вареную картошку, потом залить все это сметаной, посолить и тщательно размешать.

У Мегре нечто похожее. Экология, философия, язычество, эротика, тайга, мистика, астрология. Все это на весьма поверхностном уровне, но в одном флаконе, пропущенное через призму сознания талантливого автора действует одурманивающе. Особенно, на мой взгляд, на «технарей». Мне же лично, как человеку сугубо гуманитарному, воспитанному на хорошей литературе, православному, читать было непросто. Тягостное чувство остается.

Из лекции отца Андрея Кураева: «В этой фантазме предлагается дикая смесь языческих и оккультных идей с христианской терминологией. Даже шаровая молния, представляющая бога Анастасии, оставляет после себя запах ладана и серы. Анализировать содержание коммерческого культа Владимира Пузакова-Мегре – значит, недопустимо унижать достоинство богословского разума».

Анастасия знает и умеет все: умеет правильно огурцы сажать и знает принцип работы летающих тарелок. Семена огурцов надо вначале во рту подержать, а лунку обязательно размять босой ногой (через поры ступни выделяются токсины, семечко огурца все сигналы воспримет и родит овощ, который будет учитывать все ваши болячки и тем самым станет целебным). Так и подмывает спросить: а почему сразу не пописать в лунку. Вот где токсинов! Или не взойдет огурец от их обилия?

Я далек от огульного отрицания того факта, что растения весьма чувствительны и способны отзываться на злое или доброе отношение. Но не мифической (Мегре, кстати, признавал, что его героиня – вымышленный персонаж) Анастасии меня этому учить. Меня и мать учила, что все сажать в огороде надо с молитвой.

Но огурцами и летающими тарелками, в которых в качестве двигателя – мириады микроорганизмов, дело не ограничилось. Сейчас речь идет о создании партии. Название «Родная партия». Документы поданы в Минюст. А в регионах уже есть координаторы. В Курске им является Сергей Николаевич Пузанков (почти стопроцентное совпадение с фамилией любимого автора), кандидат технических наук, уже пробовавший себя в политике. Пытался пройти однажды в Курское горсобрание, но сошелся в округе с «последним героем» (С. Одинцов), что, по признанию самого Пузанкова, было «политическим самоубийством».

До октября прошлого года Сергей Николаевич состоял в партии «Единая Россия», откуда вышел в связи с созданием новой партии. Себя Пузанков называет ведруссом. Слово из книг Мегре. Означает жителя Ведической Руси. (Что такое Веды – отдельная тема, кому интересно – информацию найдут). Сергей Пузанков проникся идеями Мегре, когда к нему попали книги про Анастасию, прочитал пять книг за один день.

Честно сказать, готовясь к беседе с Пузанковым, я приготовил весь имеющийся у меня запас знаний по теме традиционализма, так сказать, от Платона до Генона. Но не понадобилось. Зато некоторое знакомство с теориями Фоменко и Носовского пригодилось. Оно спасло меня от возможного шока, так как с историей ведруссы обращаются вольно.

Ведическая Русь, по их мнению, была в древности самым сильным государством. И Византия платила ей дань. И был подписан договор между Русью и христианами о мире и любви. Такой документ действительно имел место. Но далее: Русь осталась верна договору, а вот христиане проникли к нам и начали уничтожать капища.

Тут я насторожился и спросил Сергея Николаевича, а что если, придя к власти (а для чего еще создают партии?), «Родная партия» начнет обратный процесс: уничтожать церкви и воссоздавать родные капища? Он успокоил: «Мы понимаем, что история – это такое большое дерево с корнями, стволом и ветвями…». В общем, как я понял, никто ветвь православия отрубать не собирается. Пузанков считает, что и капища, да и храмы в общем-то не нужны – все должно быть внутри человека.

Из ответа Андрея Кураева на вопрос об анастасийцах: «Оказывается, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий по приказу ввели новую письменность, чтобы лишить славян знаний о первоистоках, «чтобы жрецам иным народы подчинялись». О православных паломниках, отправляющихся в Святую Землю, у Мегре читаем: «Россияне едут за тридевять земель чужим богам поклоняться».

Для ведруссов, как я понял из разговора с Пузанковым, Сергий Радонежский и Серафим Саровский – весьма уважаемые личности. Это волхвы в новом обличье, «недаром же они предпочитали жить в лесах и церковное начальство их недолюбливало». И Христос в почете, но не более чем историческая личность.

Когда я спросил Сергея Пузанкова, как они называют своего бога, который в книгах Мегре обозначен как межпланетный разум, то получил ответ: «Как можно назвать того, кому всем обязан? Ну отцом. И всеми самыми красивыми словами, которые рождаются в душе». Но, понятное дело, не Иисусом Христом.

Моисей, Мухаммед, Будда, Христос – все это, по версии Мегре, старшие братья Анастасии: «Никто из них не получил сполна земной любви». Похоже, что христианская любовь (однажды я встретил потрясшее меня определение: «Любовь – это готовность отвечать за чужие грехи») и любовь в понимании анастасийцев – это тоже совершенно разные версии.

В 2003 году архиепископ Львовский и Галицкий Украинской православной церкви Московского патриархата Августин в своем Указе сообщил: «Православный христианин, который поддерживает культ Анастасии, распространяет литературу, связанную с ним, пропагандирует это учение, подлежит отлучению от святого причастия, а в случае дальнейшего нераскаяния – полному отлучению от Святой Церкви».

По мнению преподавателя философии религии Надежды Хаустовой (КГУ, кафедра религиоведения и теологии), «анастасийцы – это неоязыческое оккультное движение нью-эйдж. Определить количество последователей движения в Курской области затруднительно». («Нью-эйдж» – общее название совокупности различных мистических течений и движений, сформировавшихся во второй половине ХХ века.)

Основная идея движения – родовые поместья. Каждая семья должна бесплатно получить по гектару земли, чтобы построить на нем дом, разбить сад, огород. По периметру родовое поместье ограждается живой изгородью из лесных культур. Причем все должно делаться с максимумом экологичности. Продавать участок, как предполагается, будет нельзя. Только наследовать. И все должно пойти как по маслу. На своей земле семьи будут растить здоровых, красивых, патриотически настроенных детей. Россия возродится!

И такие поселения растут как грибы. Правда, порой, то тут то там вспыхивают скандалы: то землю заняли без надлежащего оформления документов, а то и вовсе безо всякого основания. То детей в школу отдавать не хотят… В итоге, когда поселенцев просят освободить территорию, дело порой доходит до объявления голодовок.

Примечательно, как анастасийцы попробовали «пристегнуть» к своему движению Медведева. Еще в бытность Дмитрия Анатольевича вице-премьером, когда он курировал нацпроекты, на одной из пресс-конференций ему задали вопрос о родовых поместьях. Дмитрий Анатольевич ответил, что идея, особенно в рамках проекта «одноэтажной России», неплохая. Правда, при этом он упомянул, что предварительно надо очистить эту инициативу от других смыслов. Что, впрочем, не мешает поклонникам Анастасии козырять словами Медведева.

А. Дворкин: "Две международные научно-практические конференции под председательством известного сектоведа Александра Дворкина отнесли движение «Звенящие кедры России» к «наиболее известным и опасным современным деструктивным культам». Александр Ярков, доктор исторических наук, обозначил последователей Мегре как неоязыческое движение, организаторы которого, по его мнению, занимаются собственным обогащением за счет рядовых адептов движения. Полемизируя с Ярковым, доктор философских наук Игорь Кантеров отнес «Звенящие кедры России» к категории синкретических движений нью-эйдж, или «религий аудитории», а также заметил, что мошеннический характер движения должен устанавливаться правоохранительными органами и судами."

Анастасийцы активно лоббируют принятие региональных законов о родовых поместьях. У наших соседей в Белгородской области такой закон принят. Правда, уже в названии речь идет не о поместьях, а об усадьбах. По мнению Сергея Пузанкова, именно поэтому реализация закона идет слабо: «Слово не то и образ не работает». Кстати, в Белгородской области принят и закон о духовной безопасности, где движение последователей Анастасии определено как секта.

В нашей области в Золотухинском районе ведруссы пытаются создать поселение «Красота». По словам Сергея Николаевича, идет работа по выделению земли и оформлению документов, но она подзатянулась. Кстати сказать, во время разговора с Сергеем Пузанковым (а говорили мы долго, часа три) я все время ждал, что он пригласит меня: «Да поедемте к нам, мы вам все покажем и расскажем…». Но не дождался. Я спросил: «А много ли в Курске ваших сторонников?» «Много, – ответил Сергей Николаевич, – это видно, когда вместе собираемся». «А где вы собираетесь?» Ответ был уклончивым: «Есть места…».

Тем не менее поселок существует. Вот рассказ одного из курских студентов, этим летом работавшего в этом поселении: «Я увлекаюсь работами по дереву и поэтому даю в газетах объявления с предложением своих услуг. Вот так меня и нашли. Правда, контингент жителей все же специфический и многие из нашей бригады ушли раньше оговоренного срока. Это заброшенная деревенька, которую анастасийцы восстанавливают. Люди они интересные, даже имена меняют, чтобы под старину было. Я там, например, встретил Коловрата Владимировича. Как я понял, финансируют всю работу предприниматели из Москвы, да и поселенцы в основном москвичи. Есть в этом селе и церковь. Но туда я не ходил – странные там люди. Рассказывают, что это монахи из Коренной пустыни, которых покойный схимитрополит Ювеналий в свое время удалил из монастыря за непослушание: отказывались участвовать в переписи и принимать ИНН. Проработал я там все лето. Каша, свежий воздух. Рассчитались со мной нормально. Я доволен остался – научился срубы класть без гвоздя».

…Однажды известного православного писателя архимандрита Рафаила (Карелина) спросили, стоит ли читать книги неправославных авторов. Старый монах ответил словами из Библии: «Воду надо пить из своего источника». Наш источник известен – православие, которое зовет каждого человека работать над собой, живи ты хоть на гектаре своей земли, хоть на полсотне квадратных метров в многоэтажке. А между прочим, и само слово «православие» ведруссы норовят истолковать по-своему. Не «правильно славить Бога», как это принято, а что-то вроде «праведных славян».

Поднятая тема очень и очень непроста, как и само движение анастасийцев. Есть масса нюансов, которые просто не вместить в одну статью. Но начало положено, поэтому приглашаем для продолжения разговора всех наших читателей. Пишите, звоните, приходите, присылайте свои статьи, замечания и мнения на наш сайт (kpravda.ru).

А закончить мне хочется фрагментом одной из лекций Андрея Кураева. И, как ни обидно это прозвучит для поклонников Анастасии, но изрядная доля истины в этой «притче» есть:

«Отец Иоанн Охлобыстин, когда он еще не был священником и звался Иваном, рассказывал мне, как он вышел из очередного своего финансового кризиса. К вечеру ему нужно было найти некую сумму для возврата старого долга. Все гонорары со всех театров и киностудий уже давно были получены и потрачены. Где же взять требуемую сумму? И тогда Иван у себя на подмосковной даче взял обычное полено, расщепил его, каждую щепочку завернул в целлофан, затем все наструганное сложил в рюкзак и поехал в Москву. В Москве же, на ближайшей станции метро, в подземном переходе он вывалил содержимое рюкзака на пол и в образовавшуюся кучку воткнул табличку с надписью: «Частицы священного дерева дум-дум. Исцеляет от всех болезней!». К вечеру москвичи, жаждущие здоровья и «духовности», раскупили все полено...».

P.S. Вятич Алексей Ивакин написал книгу «АнтиАнастасия. По ком звонят кедры». Свою работу автор посвятил «невесте Настеньке, чье доброе имя защищаю тоже». В предисловии он сообщает: «Собирались они у нас в Вятке давно. Человек 10-15. Ну и сидели бы себе, читали свои книжки. Но вдруг они вышли на улицы. Открыли свои магазинчики. Практически подмяли под себя фестиваль авторской песни «Гринландия». Выдержки из их книг появляются в массовых областных газетах. Строят свои родовые имения. На гостелеканале «Вятка» мелькнул фильм о местных анастасийцах. Кто-то скажет, что ничего страшного в них нет. Они пропагандируют любовь к людям, природе, защищают экологию. Но так начинаются многие секты. Сначала тоже в них ничего страшного нет…» Книга Ивакина есть в интернете. И еще одна любопытная ссылка. Поищите статью «Идентификация Анастасии. Разоблачение фотопортретов на обложках книг Владимира Мегре». Очень любопытно.

Областная общественно-политическая газета «Курская правда», № 7 (25432)

Опубликовано 24 января, 2013 - 12:10
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653