Вы здесь

Юзеф Бохеньский. Демократия

ДЕМОКРАТИЯ. Демократию вообще невоз­можно определить — настолько здесь все запута­но. Само убеждение в благе демократического устройства нельзя считать заблуждением. По­следним является слепая вера в демократию как единственную возможную форму общественного устройства; при этом не учитываются разные зна­чения этого слова, а их минимум шесть: демокра­тия как общественное устройство, определенный тип этого устройства, свободное устройство, правовой строй, социальная демократия и, нако­нец, диктатура партии.

Итак, демократия, во-первых и прежде все­го,— это такое общественное устройство, при ко­тором правит народ, выбирающий себе правите­лей, или власть. Коли так, очень странно звучит выражение «народная демократия», ведь это то же, что «народное народовластие», т. е. «масло масляное». «Демократия» происходит от грече­ского demos — народ и kratein — править.

Под демократией нередко подразумевается не вообще демократия, а определенный тип, фор­ма демократического устройства. Форм демокра­тии много. Одна из них — прямая демократия, су­ществовавшая прежде в некоторых швейцарских кантонах, когда весь народ собирался на так на­зываемые Landesgemeinde (общие земельные со­брания) и решал важнейшие государственные про­блемы; в какой-то мере прямая демократия суще­ствует и в швейцарской конфедерации. Другой формой демократии является парламентская де­мократия, когда народ выбирает своих предста­вителей (парламентариев). Она также может при­нимать различные формы: например, существует президентская демократия (народ избирает пре­зидента, которому подотчетны министры) и пар­тийная демократия (министры ответственны перед сеймом). Порой утверждают, что един­ственно «истинной» является какая-то одна из форм демократии. Это — явное суеверие.

От демократии как строя следует отличать свободный общественный строй, т. е. такой, при котором расцветает, к примеру, свобода печати, собраний и т. д. При демократическом строе по­добные свободы бывают ограничены (например, в период войны), и наоборот, при недемократиче­ском строе люди иногда пользуются множеством свобод.

Порой под демократией имеют в виду за­конность, хотя законность — это нечто иное. Пра­вовым является то общественное устройство, при котором уважают закон. Во многих государствах с демократическим строем закон не уважается, и наоборот, есть государства недемократические, но правовые. Картину государства последнего ти­па рисует известный анекдот времен Фридриха Великого, в государстве которого демократией и не пахло. Королевские чиновники отобрали у мельника его мельницу. Мельник заявил, что дойдет до Берлина, ибо, сказал он, «в Берлине есть еще судьи». Значит, этот мельник верил в правовой характер своего недемократического государства.

Не следует также смешивать демократиче­ский строй, относительно свободный и законный, с так называемой «социальной демократией». По­следняя представляет собой общество, в котором отсутствуют психологические перегородки между различными социальными слоями. О том, что со­циальная демократия и демократический строй — вещи различные, свидетельствует существование стран с демократическим строем, в которых, од­нако, подобные перегородки слишком велики, и наоборот, есть страны с недемократическим строем, в которых люди, принадлежащие к раз­ным социальным слоям, никак не разделены ме­жду собой. Такая социальная демократия часто существует даже в тех странах, где правит тиран, стремящийся превратить всех своих граждан в рабов.

6. Наконец, демократией называют диктатуру партии, к этому, например, привыкли марксисты-ленинцы; подобной терминологией пользуются и тираны в отсталых странах, где зачастую суще­ствует всего одна партия. Называть подобный строй демократией — грубейшее заблуждение, ибо здесь отсутствует демократия в любом из приведенных выше значений: и в значении демо­кратического строя, и — свободы и т. д.

Наряду с путаницей в вопросе о демократии и утверждениями о существовании некоей един­ственно «истинной» демократии имеется еще од­но очень распространенное заблуждение. Некото­рые люди убеждены, что демократия или одна из форм демократического строя, оправдавшая себя в данной стране или в данном регионе, должна быть введена во всем мире — и в Китае, и в Эфио­пии, и в Бразилии. Однако из 160 государств, су­ществующих в мире, лишь 21 государство имеет демократическое устройство. Это суеверие — один из наихудших и постыднейших признаков косности.

Юзеф Бохеньский. Сто суеверий. Краткий философский словарь

Опубликовано 31 августа, 2011 - 14:37
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653