Вы здесь

Юзеф Дремлюг. Католическая Церковь и Свидетели Иеговы

В критических публикациях свидетелей Иеговы Католической Церкви отводится особая роль. Католическая вера и культ, как правило, изображаются ими в качестве основного примера «ложной религии», а Католическая Церковь предстает в виде матери «отступнических христианских церквей». Вот лишь одна характерная цитата: «Декреталии и догматы, утвержденные римскими папами и церковными соборами <…> формировали неисправимую религиозную систему» [1]. Агрессивные выпады в адрес Католической Церкви продолжаются фактически с самого начала существования секты, что, разумеется, вызывало и естественную защитную реакцию, в частности, появление апологетических материалов. Таким образом, в странах с преобладающим католическим населением полемика католиков со свидетелями Иеговы длится уже более ста лет.

Среди традиционно католических стран, где деятельность секты «Свидетелей Иеговы» весьма активна, особенно интересен пример Польши. Специфика ситуации здесь заключается в том, что в Польше существуют места компактного проживания свидетелей Иеговы. При этом число членов секты достаточно велико: по данным на 2006 г. в Польше насчитывалось 129 000 свидетелей Иеговы в 1800 общинах. Таким образом, иеговисты оказались третьей по величине религиозной общиной Польши, после католической и православной. Все это делает секту значимым фактором в жизни общества и однозначно выводит вопрос о свидетелях Иеговы за рамки сугубо религиозной проблематики.

Столь широкое распространение свидетелей Иеговы в Польше имеет исторические причины. В начале XVII века в Польшу бежала часть последователей известного итальянского антитринитария Фавста Социна (1539 – 1604), центром распространения их учения стал город Раков. Община, известная под именем «польских ариан», была весьма многочисленной и влиятельной, имела свои школы и типографии и, несомненно, оставила свой след в сознании польского народа. Когда позднее свидетели Иеговы начали свою проповедь в Польше, зерна их учения, являющегося, по сути, перепевкой все того же арианства, упали на благодатную почву. В результате на территории Польши появились целые деревни свидетелей Иеговы.

Столкнувшись с активным миссионерством свидетелей Иеговы, Католическая Церковь в Польше оказалась перед лицом тех же проблем, которые наблюдаются практически во всех традиционно христианских странах, в том числе и в России, а именно с неспособностью абсолютного большинства прихожан традиционных Церквей защитить свою веру при встрече с представителями секты. Примечательно в этой связи заявление Познаньского архидиоцеза от 12 октября 2006 г., в котором верующие-католики предупреждаются об опасности общения со свидетелями Иеговы. «Важно осознавать, с кем мы разговариваем – с членами нехристианской организации, которые не признают догматы о Святой Троице или Воплощении и предлагают ошибочную модель жизни и ложный путь к спасению» – говорится в заявлении. При этом отмечается, что «не каждый католик способен вступать в теологические диалоги с членами Общества Сторожевой Башни, особенно те, кто не имеет базовых знаний своей веры и не может надлежащим образом использовать Священное Писание» [2].

Чтобы повлиять на ситуацию и оградить прихожан от влияния секты, Католической Церковью Польши выпущено немало статей, брошюр, книг и других материалов, посвященных критическому анализу вероучения и практики «Общества Сторожевой Башни». Одной из первых наиболее обстоятельных работ стала книга «Священное Писание и учение свидетелей Иеговы», изданная Гданьской Духовной Семинарией в 1994 г. (Wіodzimierz Bednarski “Pismo Њwiкte a nauka њwiadkow Jehowy” Gdaсskie Seminarium Duchowne. Oliwa, 1994). В этом издании подробно рассматриваются и опровергаются на основе библейских текстов все распространенные выпады свидетелей Иеговы в адрес Католической Церкви.

Для католической общины России, являющейся незначительным меньшинством, тема противосектантской апологетики, по понятным причинам, не является приоритетной. Полемика с сектами ведется лишь по инициативе отдельных организаций и частных лиц. Однако католики России и республик бывшего СССР также внесли свой вклад в просветительскую работу, направленную на разъяснение опасностей, таящихся в учении «Общества Сторожевой Башни». Католическое религиозно-просветительское общество «Militia Dei» одним из первых обратило внимание на необходимость противостоять нападкам свидетелей Иеговы на традиционное христианство. Не случайно первый номер Информационного Вестника общества «Militia Dei», вышедший в мае 1994 г., был посвящен именно свидетелям Иеговы (Д. Алексеев, Ю. Дремлюг, Е. Пасечник «Правда о свидетелях Иеговы»). В 1995 г. тбилисским католическим издательством «Bibliotheca Christiana» была издана книга Сезара Видаля Мансанареса «Воспоминания свидетеля Иеговы». В 2000 г. брошюру «Вера в Троицу: ответ Свидетелям Иеговы» выпустило католическое содружество Святого Креста. Русскоязычные материалы, посвященные секте «Свидетелей Иеговы», издавались также католиками Украины и Белоруссии.

Общий подход Католической Церкви к проблеме сект связан с убеждением, что успех пропаганды любой религиозной секты (в т. ч. свидетелей Иеговы) в традиционно христианских странах так или иначе связан с недостатками в пастырской и просветительской деятельности самой Церкви. Поэтому и в отношении свидетелей Иеговы «единственным антидотом является улучшение качества катехизации и пастырской работы».

Ссылки

1. «Сторожевая башня», 1 февраля 1995 г. С. 5.

2. http://patriarchia.ru

Опубликовано 17 мая, 2012 - 12:20
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653