Вы здесь

Золотой телец - икона Бога?

В контексте полемики вокруг православного иконопочитания из уст непротестантских проповедников часто можно услышать такой аргумент: древние израильтяне создали золотого тельца как образ самого Бога Иеговы (Исх. 31:1-12). Исход их затеи известен всем, кто знаком с ветхозаветной историей. Таким образом, неопротестанты пытаются опереться на этот библейский эпизод, чтобы показать ошибочность православной традиции, которая, как и древние израильтяне покусилась сделать икону Бога и поклониться ей.

Действительно ли израильтяне намеревались сотворить истукана, который бы изображал истинного Бога? Как видно из Исх. 32:1, требование народа «сделай нам богов, которые бы шли пред нами», имело место незадолго до окончания 40-дневного пребывания Моисея на Синае, и было вызвано его продолжительным отсутствием, наводящим на мысль, что он больше не возвратится с горы. Так как Моисей был для евреев представителем Бога (Исх. 20:1–2), то его невозвращение к народу служило для последнего ручательством за то, что он оставлен Всевышним (ср. Втор 31:1–6). Прямое указание на существование подобного взгляда мы видим в словах «сделай богов, которые бы шли пред нами». Народ не верит, что впереди него пойдет, как и прежде, облачный столб, служивший видимым знаком присутствия и откровения Сущего Израилю, и просит заменить Его изображением другого бога. Стоящее в данном случае еврейское выражение «elohim» с глаголом «пойдут» во множественном числе, - данное сочетание употребляется для обозначения как раз богов языческих, дает понять, что евреи просят сделать изображение не Всевышнего, а бога языческого. Справедливость подобного понимания подтверждается словами псалма: «и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте» (Пс. 105:20–21).

Избрав для изображения бога форму тельца, Аарон, как думает большинство древних (Филон, Лактанций, блаженный Иероним) и новых исследователей, подражал египтянам. В пользу подобного вывода говорит, прежде всего, несомненный факт почитания египтянами черного быка Аниса в Мемфисе и белого, или Мневиса, в Гелиополисе, причем свидетельства греческих писателей, Страбона, Плутарха, Геродота, дают основание предполагать, что египтянами употреблялись и изображения этих священных животных (хотя вообще зооморфизм гораздо меньше имел места среди египтян, чем собственно зоолатрия). На египетское происхождение золотого тельца указывает далее и сам характер совершенного в честь его торжества. Кроме жертвоприношения, оно состояло в пиршестве, играх (ст. 6), пляске (ст. 19) и шумных песнях (ст. 18). Такие же приблизительно формы имели и египетские празднества в честь Изиды. Описывая их, Геродот говорит: «одни из женщин ударяют в цимбалы, другие играют на флейтах, прочие женщины и мужчины поют и рукоплещут». За египетское происхождение золотого тельца говорят, наконец, и слова первомученика Стефана: «отцы наши обратились сердцами к Египту, сказав: сделай нам богов» (Деян 7:39).

Так как телец или вол служил в древности образом силы и энергии, то и воплощенную в золотом тельце силу евреи признали за силу, изведшую их из Египта: «вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской». Но эта сила не была в их глазах силой (по крайней мере, в глазах подавляющего большинства) Всевышнего, и сам золотой телец не служил Его изображением. В справедливости этого, кроме вышесказанного, убеждают слова Господа Моисею (ст. 8): служение золотому тельцу не есть служение Ему, Сущему (каким оно могло быть в глазах Аарона, ст. 5), представленному в образе тельца, а поклонение этому последнему. Такой же точно взгляд высказывает Апостол Павел, называя служивших золотому тельцу идолопоклонниками (1 Кор 10:7).

Однако свидетели Иеговы в своих публикациях утверждают, что слова Аарона «завтра праздник Господу», указывают на то, что телец сооружался в честь Иеговы. Вышеприведенные аргументы убедительно показывают, что это не так: израильтяне «забыли Бога, Спасителя своего». В таком случае, как понять слова Аарона? Как древнехристианская, так и иудейская традиция единогласно говорят о том, что все действия Аарона были направлены на то, чтобы оттянуть время до прихода Моисея. Во-первых, он повелевает снять золотые украшение у жен в надежде на то, что те не захотят отдавать их мужьям. Во-вторых, он самостоятельно без спешки начинает возводить жертвенник, чтобы этого быстро не сделал народ. В третьих, он намеренно назначает праздник на следующий день, зная, что Моисей придет до начала поклонения и сложная ситуация будет разрешена. В сознании Аарона праздник посвящался Иегове, а не золотому тельцу. Он надеялся, что Моисей все же вернется и народ поклонится во славу Сущего, а грешники будут наказаны.

Автор: 
Григорян Артём
Опубликовано 4 октября, 2012 - 13:30
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653