Вы здесьАпокрифы: от эзотерических фантазий к реальностиСовременный оккультизм использует множество методов для борьбы с христианством. В том числе эзотеризм пытается дискредитировать Священное Писание и ради придания своим учениям большой авторитетности обращается к апокрифам как к источнику тайных и подлинных знаний. В агни-йоге говорится: «Было бы ошибкой отвергать … апокрифы. Кто может утверждать, что они ложны? Они могут быть отрывочны и разновременны, но основаны они на преданиях дружественных»[1]; в письмах Елены Рерих можно найти высказывание о фрагменте книг Блаватской, характеризующее отношение Елены Рерих к апокрифам: «…не знаю откуда Е.П. Блаватская почерпнула эти сведения. Вероятно, их нужно отнести к существующим апокрифам, которые, в большинстве случаев, правдивее так называемых точных исторических данных»[2], что касается Блаватской, то она тоже очень хорошо отзывается об апокрифах: «Апокриф (греч.) Очень ошибочно толкуется, и понимается как сомнительный или поддельный. Это слово означает просто тайный, эзотерический, сокрытый»[3]; «Но что есть апокриф? Сама этимология этого термина показывает, что это просто сокровенная книга, то есть, одна из книг, принадлежавших к каталогу храмовых библиотек, находившихся под охраною Иерофантов и Посвященных Священнослужителей, и никогда не предназначавшаяся для профана. Апокриф происходит от глагола крипто (χρύπτω), «прятать»»[4]. Таково мнение оккультистов, но как к апокрифам относятся христиане? Существуют как ветхозаветные, так и новозаветные апокрифы[5]. Сам термин «апокриф» «…употреблялся раннехристианскими авторами по отношению к сочинениям, имевшим хождение как внутри христианства, так и вне его, преимущественно в гностической среде»[6]. Уже св. Ириней Лионский и Тертулиан используют данный термин в значении «поддельный» и «ложный»[7]. Они определяют этим термином те произведения, которые не приняла Христианская Церковь. Таким образом, «в христианской среде термин апокриф стал обозначением книг, сюжетно и тематически близких библейским и приписывавшихся тому или иному библейскому пророку или апостолу, но по духу и смыслу отличавшихся от канонических книг Библии и на этом основании не признанных Церковью в качестве богодухновенных»[8]. Какова причина того, что апокрифы не признаются Христианской Церковью? «В ходе формирования библейского канона апокрифы были отвергнуты Церковью из-за множества подробностей библейской истории, не всегда достоверных с ее точки зрения. Апокрифы вносились в специальные, утвержденные церковными постановлениями индексы, т.е. перечни текстов, не допускавшие их к чтению и распространению среди христиан. Апокрифы получили название «отреченных писаний» или «отреченных, ложных книг». Параллельно составлялись также индексы «истинных книг»»[9]. Св. Ириней Лионский в своей книге «Против ересей» писал: «…несказанное множество апокрифических и подложных писаний … они … (еретики. – В.П.) составили для того, чтобы поражать людей несмысленных и не знающих писаний истинных»[10]. Как видим, если оккультисты считают апокрифы серьезным авторитетом, то христиане это мнение не разделяют. Кто прав? Попытаемся разобраться. Предположим, что правы оккультисты и апокрифам можно доверять. Итак, какую скрытую от глаз непосвященных информацию таят в себе апокрифические книги, что они предлагают эзотерикам в качестве «сокрытых», «не предназначавшихся для профанов» сведений, которые, по словам Елены Рерих, «правдивее так называемых точных исторических данных»? В апокрифическом «Евангелии от Никодима», которое было написано на греческом языке и датируется первой половиной V века[11] (для сравнения: все канонические Евангелия были написаны в течение первого века от Р.Х.[12]), читаем: «Пилат, исполненный гнева, вышел из претории и сказал иудеям: Беру солнце в свидетели, что я не нашел никакой вины в этом Человеке (Христе. – В.П.)». Иудеи ответили правителю: Если бы Он не был чародеем, мы бы не предали бы Его тебе»[13]; «Пилат им сказал: «Неповинен я в крови Праведника сего, вы смотрите». Иудеи сказали «Кровь Его на нас и на детях наших»[14]. Следуя Евангелию от Никодима, иудеи предали Иисуса Христа Пилату: как легко заметить, пересказ этого сюжета в целом не противоречит соответствующему описанию в Новом Завете. Но, обратившись к другому апокрифу, а именно к «Тибетскому евангелию»[15], мы встречаем совершенно иное повествование: «Выслушав Иисуса, священники и мудрые старцы решили между собою не судить Его, ибо Он не делал никому зла, и, явившись к Пилату, которого назначил языческий царь страны Ромула правителем Иерусалима, они сказали ему так: «Мы видели человека, которого ты обвиняешь в возбуждении нашего народа к возмущению, мы слышали его проповедь и знаем, что он – наш соотечественник. Начальники городов обратились к тебе с ложными донесениями, ибо это – справедливый человек, Он учит народ слову Божию. Допросивши, мы отпустили Его, чтобы шел с миром»[16]. Итак, не иудеи преследовали Христа, а Понтий Пилат, иудеи же, наоборот, защищали Иисуса. Но Пилат не прислушался к словам иудеев и арестовал Его. Как поступили иудеи? Оказывается, «…узнав о страданиях и мучениях, которые претерпевал их святой, главные священники и мудрые старцы пришли просить правителя (Пилата. – В.П.) освободить Иисуса по случаю приближающегося большого праздника»[17]. Но Пилат снова не исполнил их просьбу и «приказал одному из своих соглядатаев обвинить Его (Христа. – В.П.)»[18]. Эти две истории, что, видимо, не смогут отрицать даже эзотерики, противоречат друг другу. Но если апокрифы правдивее исторических данных, то в чем в данном случае мы должны усматривать эту правдивость? Если одна и та же история рассказывается совершенно по-разному, то какое изложение мы должны считать правдивым? И что должно служить основанием для этого выбора? Продолжим наше знакомство с апокрифами. В «Евангелии от Петра»[19] мы можем прочитать следующее описание событий, последовавших за погребением Иисуса Христа: «И в ту же ночь, когда рассветал день Господень, - сторожили же воины по двое каждую стражу, - громкий голос раздался в небе. И увидели, как небеса раскрылись, и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние, и приблизившихся к гробнице. Камень же тот, что был привален к двери, отвалился сам собою, отдвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли. И когда воины увидели это, они разбудили центуриона и старейшин, ибо и они находились там, охраняя [гробницу]. И когда они рассказывали, что видели, снова увидели выходящих из гробницы трех человек: двоих, поддерживающих одного, и крест, следующий за ними. И головы двоих достигали неба, а у Того, Кого вели за руку, голова была выше неба»[20]. Итак, два ангела выводят воскресшего Христа из гробницы. Но это повествование не согласуется с повествованием другого апокрифа - в «Послании ессеев»[21] читаем: «Молодой ессей (он был недавно посвящен) подошел к гробнице, которую он должен был охранять по поручению нашего общества (ессеев. – В.П.), повернул и несколько сдвинул в сторону каменную плиту и сел на нее, как это ему было приказано. Увидев это, слуги первосвященника бросились бежать и, придя в город, принялись рассказывать, что ангел прогнал их»[22]. Где же ангелы? Где описание Воскресения Христа? Мы не найдем его в «Послании ессеев». Почему? Дело в том, что, согласно «Посланию ессеев», Христос не умер на Кресте, а лишь… потерял сознание: «Тридцать часов прошло с момента мнимой смерти Иисуса, … молодой ессей услышал слабый стон, исходящий из глубины пещеры… Молодой человек с радостным содроганием заметил, что тот, кого считали умершим, пошевелил устами и вздохнул. Он поспешил на помощь Иисусу и услышал слабые звуки, вырывавшиеся из его груди»[23]. Однако автор «Евангелия от Никодима» явно не согласился бы с такой версией, в его книге говорится: «И сказал Иисус: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой!» И, сказав это, Он испустил дух»[24]. Что еще могут нам поведать апокрифы об оплоте веры каждого христианина, то есть о Воскресении Христа (1Кор.15:14)? В «Евангелии от Никодима» мы можем прочитать: «Войдите и посмотрите место, где Он был положен, и поспешите сказать ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предварит вас в Галилее»[25]. Но если это евангелие говорит о Воскресении Христовом, то «Послание ессеев» ничего не может сказать об этом событии, так как согласно повествованию этого апокрифа, Христос не умирает на кресте[26]. Кроме взаимной противоречивости апокрифов, их содержание зачастую противоречит исторической действительности. Например, в «Евангелии от Никодима» мы можем прочитать: «После сего Пилат, придя в храм иудейский, собрал всех первосвященников, книжников и законников и, войдя с ними в святилище храма, приказал запереть все двери…»[27]. Язычник Понтий Пилат заходит в храм? И это при условии, что в Священном Писании сказано: «…так говорит Господь Бог: довольно вам, дом Израилев, делать все мерзости ваши, вводить сынов чужой, необрезанных сердцем и необрезанных плотью, чтобы они были в Моем святилище и оскверняли храм Мой, подносить хлеб Мой, тук и кровь, и разрушать завет Мой всякими мерзостями вашими. Вы не исполняли стражи у святынь Моих, а ставили вместо себя их для стражи в Моем святилище. Так говорит Господь Бог: никакой сын чужой, необрезанный сердцем и необрезанный плотью, не должен входить во святилище Мое, даже и тот сын чужой, который [живет] среди сынов Израиля» (Иез.44:6-9). Если бы Пилат вошел в храм, это было бы оскорблением религиозных чувств иудеев того времени. Что представлял собой Иерусалимский Храм? «Обширное пространство, замкнутое портиками, заключало в себе три террасы под открытым небом, возвышавшиеся одна над другой и соединенные между собою лестницами. Первая терраса называлась Двором или Папертью язычников, потому что всякий мог взойти на нее, даже язычник; вторая – Двором или Папертью Израиля (делившемся, в свою очередь, на Двор Женщин, который назывался так потому, что женщины не имели права проникать дальше, и Двор Израильтян); и третья – Двором Священников. В глубине Двора Священников находилась главная часть храма, заключавшая в себе Святилище и Святое Святых»[28]. «Посреди двора язычников на возвышении располагался собственно коплекс Х., обнесенный низкой стеной. Здесь, на колоннах, помещались доски с надписями, запрещавшими неиудеям, под страхом смертной казни, проходить дальше (ср. Деян 21:28)»[29]. Таким образом, рассказ о переговорах Понтия Пилата с иудейскими священниками в святилище храма представляется чрезвычайно сомнительным. Если мы признаем апокрифы истинными, то нам придется также признать, что ученики Иисуса Христа были лжецами. Почему? В «Послании ессеев» о Вознесении Господнем говорится: «…по городу распространился слух, будто Иисус в облаке поднялся на небо. Этот слух распространили в народе люди, не присутствующие при последнем свидании учеников с Иисусом. Ученики не опровергали этого слуха, потому что он способствовал укреплению учения Иисуса…»[30]. Ученики Христа, зная правду, умолчали о ней, чтобы способствовать распространению учения Иисуса. Но, как известно, подобное умолчание является формой лжи. Мы видим, что у оккультистов нет оснований петь дифирамбы апокрифам. Взаимоисключающая информация, а также информация, противоречащая историческим данным, не позволяет относиться к апокрифам без настороженности и критичности. Но все сказанное нами выше не мешает эзотерикам вновь и вновь обращаться к апокрифической литературе. Почему? Каков подход эзотериков к информации, содержащейся в апокрифах? Сторонники «эзотерических наук» очень любят спекулировать на теме Вед[31]. Теософия считает, что источник всех религий един[32], что священные писания всех стран и всех религий говорят об одном и том же Боге[33]. Следовательно, священные писания всех стран и народов являются истинными, в том числе и Веды. К авторитету Вед апеллировала в своих письмах Елена Рерих[34]. К ним же обращалась и Блаватская, учителя которой называли себя буддистами[35]: «До сих пор «имеются лишь Четыре Истины и Четыре Веды» – говорят буддисты[36] и индусы»[37]. Ее ученица Анни Безант даже написала книгу «Братство религий», в которой посредством сравнения священных писаний различных религий пыталась доказать теософскую идею идентичности их духового источника[38]. Согласно «Тайной Доктрине» мадам Блаватской, Веды были составлены «…Посвященными»[39]. Помимо того, из «Тайной Доктрины» можно узнать, что «Веды есть и навсегда останутся в Эзотеризме Веданты[40] и Упанишад «Зеркалом Вечной Мудрости»»[41]. У Блаватской даже проскальзывает идея, что Веды являются источником всех религий[42]. Допустим, что это так и есть. Но можем ли мы что-нибудь узнать о Ведах из столь авторитетного для эзотериков источника, как апокрифы? Оказывается, можем: «Они («белые жрецы Брамы[43]» - В.П.) научили Его (Христа. – В.П.) читать и понимать Веды…»[44], - читаем мы в так называемом «Тибетском евангелии». Но что говорит о Ведах Сам Христос? Обратимся к тому же апокрифу: «Иисус отвергал божественное происхождение Вед…»[45]. Более того, «Тибетское евангелие» вкладывает в уста Иисуса Христа такие слова: «… не следуйте Ведам, в которых истина искажена…»[46]. Апокриф «Тибетское евангелие» известен тем, что в нем рассказывается о путешествии Христа в Индию, о чем очень любят упоминать оккультисты, но почему же они забывают добавить, что в том же «Евангелии» отвергаются Веды? Какая странная забывчивость, не правда ли? Или, может быть, в апокрифах оккультисты видят только то, что им нравится, не замечая всего остального? Как известно, христианства нет без покаяния. О покаянии мы можем прочитать и в апокрифах, например, в книге «Иосифа Плотника»: «Вы возвестите всем народам покаяние и отпущение грехов»[47]. Но Елена Рерих, с таким пиететом относившаяся к апокрифам, здесь со словами апокрифа явно не согласна: «Но пока человек не поймет всего величия своего происхождения, что он есть бессмертная частица Божественного Я, вечно меняющая свои формы, и не осознает ответственности своей, и что нет никого, кто мог бы простить ему его грехи или воздать по заслугам, и что лишь сам он есть создатель причин и следствий, сеятель и жнец всего сотворенного им…»[48]. Если «нет никого, кто мог бы простить ему грехи», то о каком «отпущении грехов» говорится в приведенном выше апокрифе? Как мы видим, содержание апокрифов не отличаются правдивостью ни с исторической точки зрения, ни с точки зрения внутренней непротиворечивости. Симпатия эзотериков к апокрифам основана на избирательном подходе к их текстам, который позволяет вычленять понравившиеся идеи и игнорировать неугодные.
[1] Живая этика. Надземное. 146. [2] Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.2. Минск. Лотаць. 1999. С. 287. (Письмо от 17.12.36) [3] Блаватская Е.П.Теософский словарь. М., Сфера. 1994. С. 52. [4] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., Сирин. 1993. Т.2(4). С.664. [5] Католическая энциклопедия. Т.1. М., Издательство Францисканцев. 2002. С. 314. [6] Православная энциклопедия. Т.3. М., Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2001. С.50. [7] Там же. С.50. [8] Католическая энциклопедия. Т.1. М., Издательство Францисканцев. 2002. С. 314. [9] Православная энциклопедия. Т.3. М., Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2001. С.47. [10] Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. СПб., Алетейя. 2000. С.290. Вместе с тем, нельзя не заметить, что Церковь не считает содержание всех книг, не вошедших в канон Нового Завета, ложными, такие книги, как «Учение двенадцати апостолов» («Дидахе»), «Пастырь Ерма», «Первое послание к Коринфянам Климента Римского» пользуются среди христиан авторитетом и рекомендуются Церковью для чтения. См.: Православная энциклопедия. Т.3. М., Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2001. С.50. [11] Православная энциклопедия. Т.3. М., Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2001. С.52. [12] См.: Библейская энциклопедия. М., Российское Библейское Общество. 1996. С.99-101. [13] Апокрифические евангелия. СПб., Амфора. 2000. С.178. [14] Там же. С.180. [15] «Тибетское евангелие» является фальшивкой, которая появилась на свет благодаря Н.И. Нотовичу, якобы нашедшему рукопись «Жизнь св. Иссы». См.: Рон Роудс. «Потерянные годы» Иисуса. Путешествовал ли Иисус на Восток? С-056(1), а также Рон Роудс. «Потерянные годы» Иисуса. Ответ с позиций христианина. С-056(2)., Центр Апологетических Исследований. apolresearch.org [16] Апокрифические евангелия. СПб., Амфора. 2000. С.360. [17] Там же. С.367. [18] Там же. С.366. [20] Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. СПб., Алетейя. 2000. С. 202-203 [21] Как писали профессор И.С. Свенцицкая и доктор исторических наук М. К. Трофимова, «Послание ессеев» было опубликовано «…на русском языке как перевод с французского (без имени переводчика), когда до открытия кумранских рукописей оставалось несколько десятилетий и когда увлекались различными подделками. О.Славин предусмотрительно не указал, откуда он взял эту подделку, надеясь на доверчивость читателя. Ничего общего с идеями реальных групп ессеев она не имеет». См.: http://religion.ng.ru/printed/printing/2002-10-16/7_pirates.html [22] Апокрифические евангелия. СПб., Амфора. 2000. С.412. [23] Там же. С.412-413. [24] Там же. С.189. [25] Там же. С.192. [26] Там же. С.412-413. [27] Там же. С.222-223. [28] Ключ к пониманию Св. Писания. Bruxelles. Жизнь с Богом. 1982. С. 520 [29] Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Ст. Храм Ирода Великого [30] Апокрифические евангелия. СПб., Амфора. 2000. С.455. [31] О Ведах см.: Питанов В.Ю. Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти [32] О состоятельности этой идеи см.: Питанов В.Ю. Миф о «братстве религий», как метод борьбы с традиционными религиями. [33] См.: Безант А. Братство религий. // Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М., СП «Интеграф Сервис». 1994. [34] См.: Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.1. Минск. Лотаць. 1999. С.418. Письмо 01.02.35. [35] В «Письмах махатм» можно прочитать: «…мы (махатмы. – В.П.) отрицаем Бога как философы и как Буддисты». Письма Махатм. Самара. Рериховский Центр духовной культуры, Российское теософское Общество. 1993 г. С.215. Письмо 57. [36] Однако сами буддисты авторитет Вед отвергают. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.87. [37] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП «Сирин». 1993. Т.1(1). С. 87. [38] См.: Безант А. Братство религий. // Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М., СП «Интеграф Сервис». 1994. [39] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП «Сирин». 1993. Т.2(4). С.565. [40] О Веданте и Упанишадах см.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда. [41] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП «Сирин». 1993. Т.2(4). С.607. [42] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП «Сирин». 1993. Т.3(5). С.358. [43] Брахма (Брама) – в индуизме бог-творец и отец всех других богов. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.79. [44] Апокрифические евангелия. СПб., Амфора. 2000. С.341. [45] Там же. С.343. [46] Там же. С.344. [47] Там же. С.142. [48] Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.1. Минск. Лотаць. 1999. С.340. Письмо 12.09.34.
Автор: Виталий Питанов Опубликовано 5 июня, 2012 - 14:54
Похожие материалы
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |