Вы здесь

Иван Грозный

В. Б. Кобрин - известный историк, занимающийся изучением XVI - XVII вв., работал вместе с Зиминым. Был он и соавтором учебника по ВИДам - его перу принадлежит раздел о социальном этикете, занимался изучением генеалогии; печатаются и его публицистические работы. Работал в МГПИ, Историко-архивном университете.

В работе "Иван Грозный" Кобрин пользуется методом интерпретации, предоставляя читателю лишь факты, оставляя за ним право самим делать выводы.

Мало найдется в отечественной истории людей, с такой стойкой популярностью в массовом сознании, как Иван Грозный. В его личности соединилось многое. И несомненная яркость этого человека, особенно по сравнению с непосредственностями, которых так много перебывало после него на русском престоле, и ужас перед жестокостью и страшными казнями.

Спор о царе Иване Васильевиче ведется уже четыре с лишним века. Одна из первых его характеристик дана в начале XVII младшим современником царя князем Катыревым-Ростовским (возможно князем Шаховским - авторство спорное). Автор начал с описания внешности (в литературе средневековья внешность тесно связана с душевными качествами): "Образом нелепым", с длинным и кривым носом, царь между тем высок, у него "сухо тело" и толстые мышцы, высокие плечи и широкая грудь. "Муж чуднаго рассуждения, … книжнаго поучения доволен и многоречив зело, по ополчению дерзостен и за свое отечество стоятелен". Далее идет описание жестокости царя, его многих злодеяний "множиво народу от мала до велика при Цареве совсем погуби…". Однако здесь же встречаем и описание положительных качеств Грозного: "Той же царь Иван многая благая сотвори, воинство вельми любяше и требующая ими от сокровища своего неоскудно подаваше".

Разносторонен царь Иван и в песнях: в одних он герой, покоривший Казань, в других жестокий правитель:

Первого боярина в котле велю сварить,
Другого боярина велю на кол посадить,
Третьего боярина скоро велю сказнить.

В иных же песнях, народ оплакивает умершего царя.

Менялась оценка Грозного и с течение времени. У историка начала XIX в. Н. М. Карамзина, который стремился к моральной оценке исторических событий и деятелей, было однозначным: "герой" в первый период царствования превращается в тирана во второй.

Во II половине XIX в. набирает силу уже не дворянская, а буржуазная историческая наука. С этой точки зрения рассматривается не столько события, сколько явления, познаются их причины, закономерности хода истории.

С конца 30х годов оценка деятельности Ивана Грозного остается почти единодушной. Его стали изображать только как великого патриота Родины, борца за правое дело, который беспощадно, но справедливо расправился с боярами-изменниками.

В начале книги автор сам ставит вопросы и задачи своей работы: попытаться разобраться в личности царя Ивана, в его времени, в том, какой отпечаток они наложили друг на друга; попытаться представить читателю максимум четких, научно выверенных фактов.

Иван Васильевич родился от второй жены Василия III Елены Глинской в 1530 г. Получил престол в трехлетнем возрасте, когда неожиданно заболел и умер его отец. Первые пять лет регентствовала мать царя, которая решительно и твердо правила страной. Однако после ее смерти началась борьба среди бояр за влияние на государя. В обстановке жестоких разборок, когда порой на глазах у Ивана происходили драки и убийства, формировался характер будущего правителя. Придворные всячески потакали ему, однако пренебрегали им, как вспоминал сам царь, они с братом Юрием часто бывали даже ненакормлены.

Какую же страну получил государь в наследство? К концу первой трети XVI в. территория государства ограничивалась Смоленскими, Орловскими, Курскими, Тульскими, Калужскими, Нижегородскими и Рязанскими землями, на севере границы государства доходили до Белого моря. По соседству было т.н. Дикое поле, находящееся под постоянной угрозой нападения крымского хана. Соседом России, на востоке были Казанское и Астраханское ханства. Государство уже было единым, объединение закончилось лишь недавно, хотя до процесса централизации было еще далеко. Отсутствовали единые органы управления, архаичной была система местного самоуправления. На местах власть принадлежала наместникам, которые содержались на кормления, т.е. кормленщику полагалось определенная часть податей с его волости, которую он получал за прежнюю военную службу раз в несколько лет.

С конца 40х гг. Иван IV переходит уже к самостоятельному правлению. В шестнадцатилетнем возрасте государь сказал боярам, что желает жениться, приняв при этом титул царя. Причин тому несколько. Необходимо было это как в международных отношениях ("великий князь" переводили как герцог и т. п., титул же "царь" ставился выше императорского), так и во внутренних делах. Прежний титул означал лишь первенство среди равных, принятие же титула "царя" - резкое выдвижение вперед, обусловленной византийской традицией, связанной, в том числе и с хвалебными речами в богословских произведениях.

В январе 1547 года прошла торжественная коронация, а после и свадьба Ивана на Анастасии Захарьевой. Однако после этого мало что изменилось: Глинские остались у власти, а молодой правитель продолжил свои жестокие веселья.

Вскоре после московского восстания 1547, связанного с "великим" пожаром, к власти пришла новая группировка, которая вошла в историю под названием Избранной рады. Одним из видных деятелей этой группы был священник Сильвестр, служивший в Благовещенском соборе, скорее всего, его перу принадлежит "Домострой". Кроме того, в раду входили Алексей Адашев, игравший не последнюю роль в жизни страны в тот период, князья Курбский и Курлятев и др.

В период действия Избранной рады было проведено множество реформ. В том числе начали создаваться органы управления, разделенные по специализации - избы, позже названные приказами. Были учреждены: Посольский приказ (руководил в течение 20 лет дьяк И.М. Висковатый), также Челобитный, Поместный, Разрядный и проч.

В 1550г. был создан новый свод законов - Судебник, т.к. прежний, от 1497года устарел, и многие его статьи потеряли свое значение. Новый свод законов был систематизирован, появляются новые статьи, например предусматривающие наказание за взяточничество.

Была проведена и церковная реформа. Церковь единого государства нуждалась в более жесткой централизации. Митрополитом Макарием была проведена унификация святых - местные были приравнены к общерусским. В свете этих событий, в 1551 г., был созван Стоглавый собор. Было решено унифицировать не только обряды, но и поднять авторитет церкви, улучшив нравы духовенства.

В 1550 было введено ограничение местничества. В 1555-56 гг. принято "Уложение о службе". Этим законом был определен порядок службы феодалов и отменены кормления. Теперь население платило подати государству. Эти деньги распределялись между феодалами, выходящими на службу.

В 1552 оду была взята Казань. При этом автор отмечает жестокую колониальную политику русских: происходили выселения коренного населения из Казани, принудительное крещение, завоеванные земли распределялись между феодалами.

В 1556 г. бескровно удалось присоединить Астраханское ханство. Теперь все течение Волги - от верховьев до устья - перешло в руки государя, что было важно.

Были достижения и в культурной жизни. В 60х годах появляется книгопечатанье И. Федорова, оно существовало и раньше, но было анонимным, появляются произведения богословского содержания (мине и четьи), так же вольнодумные сочинения И. Пересветова, осуждавшего холопство и другие пороки общества того времени.

Однако в 1560 году Избранная рады прекратило свое существование, связанно это было с изменением отношений царя и советников. Но их отношения испортились не столько из-за разногласий в политике, сколько из-за личных качеств Грозного и Курбского. Как пишет автор: "Властолюбивый подданный не может надеяться на победу в конфликте с властолюбивым монархом. Конфликт разрешился падением Избранной рады".

Большое внимание Кобрин в своей работе уделил такому явлению, как опричнина.

3 января 1565 г. из Александрова в Москву приехал гонец Ивана IV и привез две грамоты. В одной из них он подверг критике все категории феодалов и обвинил во всех грехах боярство. Во второй, обращенной к простому народу, заявил что "чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет". Народ единодушно потребовал от бояр упросить государя вернуться. В Слободу был направлен гонец. Государь, выслушав его просьбу, после некоторого раздумья согласился, но при условии что изменников казнит по своему усмотрению и учредит опричнину.

Сам термин происходит от слова "оприч" - кроме. В Древней Руси так назывались земли, которые получала вдова князя, "оприч" всех уделов.

Страна была поделена на две части. В опричненую вошли Вяземский, Козельский, Белевский, Лихвинский, Малоярославский и др. уезды. Центрами стали Можайский и Суздальский уезды. Финансовую базу опричнины должны были составить платежеспособные земли Поморья, Двинский край и Вологодский уезд.

В конце 1569 г. по ложному доносу был снаряжен поход на Новгород. Большие погромы были учинены и во всех городах, по пути к нему: Тверь, Клин, Вышний Волочек, Торжок, где были истреблены все пленные немцы, татары и поляки. В Новгороде погромы продолжались 6 недель. Из археологических исследований братских могил этого "похода", известно, что число жертв около 10 тысяч. Апогей опричнины пришелся на лето 1570 года, когда прошли массовые казни на Красной площади.

В 1572 крымский хан Дивлет-Гирей беспрепятственно подойдя к Москве, сжег ее. На обратном пути хан продолжил разорения, в основном, рязанских городов. Эти события показали неготовность опричного войска к боевым действиям.

После неудачных переговоров с крымскими татарами, когда стало понятно, что не избежать повторного нашествия, царь Иван пошел на объединение земских и опричных войск, что в последствии принесло свои плоды.

30 июля 1572 года возле д. Молоди, в районе Коломны, русские войска, во главе с Воротынским удержали сокрушительную победу над войсками Дивлет-Гирея. Это было, помимо всего прочего, показательное сражение: осенью 1572 года опричнина была отменена.

Автор, приводя мнения многих историков, попытался найти ответ на вопрос: для чего нужна была опричнина? Вероятно, необходимо было нарушить устоявшуюся связь уездных бояр с местным населением; для этого же раздавали опричникам земли выселенных бояр, это была своеобразная борьба с пережитками удельного времени. Однако эта социальная реформа не была доведена до конца. В целом же, вопрос этот сложный и точного ответа не имеет.

Кобрин уделяет значительное внимание развенчиванию многих мифов о царе Иване. В частности, он дает понимание боярства, не как силы, настроенной против централизации, напротив. Боярин имел земли в нескольких уездах, границы которого совпадали с прежними границами княжеств; так что возврат к удельному сепаратизму реально угрожал земельным интересам знати. Распространен миф о том, что поместья были меньше вотчин. Однако это не так. Племянник Гр. Бельского (Малюты Скуратова) в конце XVI в. в Вяземском уезде владел поместьем, составляющем почти целую волость. Развенчан миф и об опричнине, как времени выдвижения дворянства. Среди новых слуг царя было много отпрысков боярского роду, да и создало опричнину старомосковское боярство.

Каковы же итоги опричнины? Убийством своего двоюродного брата Юрия Старицкого, Иван Васильевич ликвидировал последнего удельного князя. Множественные расправы с митрополитами и архиепископами были направлены на церковь, как структуру, на ее особое положение в государстве. Погром в Новгороде был направлен на борьбу с остатками самоуправления и самосознания свободных горожан. Таким образом, получается, что вне зависимости от желаний и намерений царя Ивана, опричнина способствовала централизации, и была направлена против пережитков удельного времени.

70 - 80 гг. XVI в. еще и время глубокого экономического кризиса. Из писцовых книг, составленных в первые десятилетия после опричнины, известно, что пахотное земледелие находилось в большом запустении. Количество земель, находившихся "впусте" доходило до 90%. Даже в Московском Уезде обрабатывалось лишь 16% земель. Дело еще, в том, что в годы опричнины усилился налоговый гнет, (государь взял у бояр небывалую по тем временам сумму в 100 тыс. рублей), а в 1570-71 прошла эпидемия чумы. Сыграла опричнина свою роль и в становлении крепостничества, когда для предотвращения бегства крестьян был отменен переход их от одних хозяев к другим.

Последнее время своей жизни Иван Грозный провел одиночестве. По заключению Герасимова, свои последние пять, царь страдал болезнью позвоночника. Сказались на его общем состоянии здоровья и страсть к праздному образу жизни.

18 марта 1584 года Иван умер, оставив после себя на царствовании своего сына Федора, ширококостного карлика с маленькой головкой и большим носом, которого по выражению шведского короля "русские на своем языке называют "durak".

В последней главе автор говорит о литературном новаторстве царя, который использовал даже просторечные выражения, как в литературных произведениях, так и в дипломатической переписке. Упоминается также и о споре Грозного с Курбским. Принято считать, что они стояли на диаметральных позициях, однако автор доказывает, что основа была у них одна, а спор касался лишь методов централизации.

Прочтение книги оставило у меня противоречивые ощущения. С одной стороны, Кобрин выполнил поставленные в начале задачи: он дал живую картину времени Ивана IV, дал понятное описание личности царя, и развеял многие мифы, заменив их реальными фактами. Особенно меня впечатлили красочно описанные сцены казни. С другой стороны, у меня осталось ощущение чего-то недосказанного, будто рассказ прерывается, или в конечный его вариант не вошли ранее задуманные вещи. Так, мало внимания уделено Ливонской войне, да и внешней политике в целом (хотя это была и не первостепенная задача для автора). Из данной работы, для себя я выявил много интересных фактов, ранее мне не известных.

Автор: Новиков Павел

Опубликовано 14 июля, 2012 - 14:32
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653