Вы здесьСекулярный гуманизмГуманизм сосредоточен на ценностях и интересах человеческих существ. Они существуют как в христианских, так и в нехристианских формах. Среди последних секулярный гуманизм является доминирующим. Его кредо — «человек есть мера всех вещей». Вместо того чтобы сосредотачиваться на человеческих существах, его философия основывается на человеческих ценностях. Секулярные гуманисты составляют довольно пестрое общество. В их число входят экзистенциалисты, марксисты, прагматики, эгоцентристы и бихевиористы. Хотя в ту или иную разновидность эволюции верят все гуманисты, Джулиан Хаксли свою систему взглядов именовал «религией эволюционного гуманизма». Корлисса Ламонта (Lamont) можно было бы назвать «культуральным гуманистом». Несмотря на все различия между ними, нехристианские гуманисты имеют общее ядро убеждений. Последние были сформулированы в двух «Гуманистических манифестах», которые отражают взгляды некоей коалиции различных секулярных гуманистов. Гуманистический манифест I. В 1933 г. группа из тридцати четырех американских гуманистов обнародовала основополагающие принципы своей философии в виде «Гуманистического манифеста I». В число подписавшихся под ним входили: Д. Дьюи (Dewey), отец американской прагматической системы образования, Эдвин А.Буртт (Burtt), религиозный философ, а также Р. Лестер Мондейл (Mondale), священник-унитарий и брат вице-президента США Уолтера Мондейла в президентство Картера (1977 — 1981). Утверждения «Манифеста». В преамбуле авторы определяют себя как «религиозных гуманистов» и заявляют, что установление такой новой религии является «одним из главных требований современности» (Kurtz, Humanist Manifestos). Манифест состоит из пятнадцати основополагающих утверждений, которые гласят, в частности, следующее: «Первое: религиозные гуманисты считают Вселенную самосуществующей и не сотворенной». Это нонтеизм, который отрицает существование Творца, создавшего Вселенную или поддерживающего ее бытие. «Второе: гуманизм полагает, что человек является частью природы, и что он сформировался в ходе продолжающегося процесса». Провозглашаются натурализм и натуралистическая теория эволюции. Сверхъестественное отвергается. «Третье: придерживаясь органической концепции жизни, гуманисты приходят к выводу, что традиционный дуализм души и тела должен быть отвергнут». Люди не имеют души и нематериальной составляющей в своем существе. Не являются они и бессмертными. После смерти никакого существования нет. «Четвертое: гуманизм признает, что религиозная культура и цивилизация человечества [...] являются результатом постепенного развития». Далее: «Индивидуум, рожденный в конкретной культурной среде, в основном сформирован этой культурной средой». Тем самым подразумеваются культурная энолюция и культурный релятивизм. Культурная эволюция означает, что общество постепенно становится все более развитым и сложным; культурный релятивизм означает, что личность человека в значительной степени обусловлена соответствующей культурной средой. «Пятое: гуманизм настаивает, что природа мироздания, в ее современном научном понимании, исключает любые представления о сверхъестественных или космических началах, служащих гарантами для человеческих ценностей». Нет никаких Богом данных нравственных ценностей; поэтому ценности относительны и подвержены изменениям. «Шестое: мы убеждены, что прошло время теизма, деизма, модернизма и ряда разновидностей “нового мышления”». Создатели первого «Манифеста» были атеистами и агностиками в традиционном смысле этих терминов. Отвергались даже верования, очищенные от всего сверхъестественного. «Седьмое: религия состоит из таких действий, намерений и переживаний, которые имеют общечеловеческую значимость [...] все это в определенной степени — проявления удовлетворительного для разума человеческого существования». Суть этого утверждения — в том, чтобы определять религию в чисто гуманистических терминах. Религия есть нечто значимое, интересное или полезное для людей. «Восьмое: религиозный гуманизм рассматривает полную личностную реализацию человека в качестве главного предназначения его жизни и стремится достигнуть такого развития и самоосуществления человека "здесь и сейчас”». Упования гуманистов ограничены этим миром. «Главное предназначение человека» — земное, а не небесное. «Девятое: вместо устаревшей религиозной ориентации, проявлявшейся в поклонении и молитве, гуманист находит выражение своих религиозных чувств в более осмысленной жизни личности и в коллективных усилиях по обеспечению общественного блага». Религиозные чувства обращаются на мир природы, личности, общества, но не на мир духовного и сверхъестественного. «Десятое: отсюда следует, что больше не останется никаких особых, исключительно религиозных чувств и настроений такого рода, которые до сих пор ассоциировались с верой в сверхъестественное». В этом пункте выводится натуралистическое следствие из предыдущих утверждений. Религиозный духовный опыт должен разъясняться в чисто материалистических терминах. «Одиннадцатое: человек научится относиться к жизненным трудностям на основе своего знания об их естественных и вероятностных причинах». Гуманисты верят, что гуманистическое образование обеспечит благополучие общества, устраняя самонадеянность и страхи, которые происходят от невежества. «Двенадцатое: полагая, что религия должна приносить все больше и больше радости и благополучия,религиозные гуманисты ставят своей целью развивать в человеке творческое начало и способствовать достижениям, которые делают жизнь лучше». Этот акцент на таких гуманистических ценностях, как творческое начало и достижения, выдает влияние Д. Дьюи. «Тринадцатое: религиозные гуманисты считают, что любые организации и институты существуют для реализации всех возможностей человеческой жизни». Гуманисты быстро бы перестроили религиозные институты, обрядность, церковную организацию и деятельность прихожан в соответствии со своим мировоззрением. « Четырнадцатое: гуманисты твердо убеждены, что существующее, стремящееся к стяжательству и получению прибыли общество доказало свою неадекватность и что необходимы радикальные изменения в социальных методах, в управлении и в мотивации людей». На смену капитализму гуманисты предлагают «социализированное и кооперативное экономическое устройство общества». «Пятнадцатое и последнее: мы заявляем, что гуманизм будет: а) утверждать жизнь, а не отрицать ее; б) стремиться выявлять жизненные возможности, а не бежать от них; в) стараться создать благоприятные жизненные условия для всех, а не только для избранных». Просоциалистические настроения выражены и в этой заключительной декларации, где религиозный гуманизм проявляет свой жизнеутверждающий аспект. Гуманисты, составившие этот манифест, заявляли, что «поиск путей к улучшению жизни по-прежнему остается основной задачей человечества» и что каждый человек «может найти внутри себя возможности для достижения этой цели». Они были оптимистами в отношении своих целей и максималистами в своей вере в то, что человечество способно их достигнуть. Оценка «Гуманистического манифеста I». Первый «Гуманистический манифест» можно вкратце охарактеризовать так: 1) атеизм в вопросе о существовании Бога; 2) натурализм в вопросе о возможности чудес; 3) эволюционизм в вопросе о происхождении человека; 4) релятивизм в вопросе нравственных ценностей; 5)оптимизм относительно будущего; 6) социализм в политико-экономических вопросах; 7) религиозность в отношении к жизни; 8) гуманизм в методах, предлагаемых для тех, кто стремится достичь заявленных целей. Формулировки «Манифеста» не просто оптимистичны; они сверхоптимистичны в представлениях о совершенстве человека. Как признали даже составители «Гуманистического манифеста II» (1973), «произошедшие с тех пор [с 1933 г.] события показали, что предыдущий манифест был заведомо чересчур оптимистичным». Составители первого «Манифеста» старательно избегали в своих формулировках таких слов, как обязаны и неизбежно. Однако им не удалось обойтись без слов будет (ст. 15) и должны (ст. 3, 5, 12, 13, 14). Утверждения гуманистов о нравственных ценностях, которые они считают высшими, подразумевают, что люди обязаны стремиться к этим ценностям. Таким образом, секулярные гуманисты предлагают, в сущности, нравственные императивы, которым, как они считают, люди обязаны следовать. Некоторые их нравственные императивы, по всей видимости, имеют всеобщий характер, что подразумевается употреблением слов с достаточно энергичной модальностью — требование (преамбула), должны (ст. 3, 5, 12, 14), настаивает (ст. 5), не останется никаких, никогда (ст. 7, 10, заключение) и даже необходимы (ст. 14) — по поводу отстаиваемых ценностей. В преамбуле такие всеобщие обязанности эвфемистически названы «непреходящими ценностями». Сходным образом, такие ценности, как свобода, творчество и достижения, с очевидностью понимаются в качестве всеобщих и неоспоримых. Следует отметить, что религиозная тональность первого «Манифеста» достаточно очевидна. Слова «религия» и «религиозный» встречаются в нем двадцать восемь раз. Его авторы считают себя религиозными людьми, хотели бы сохранить религиозный духовный опыт и даже называют себя «религиозными гуманистами». Их религия, однако, лишена высшего личностного объекта религиозного чувства. Гуманистический манифест II. В 1973 г., через 40 лет после появления «Гуманистического манифеста I», приверженцы секулярного гуманизма из нескольких стран мира решили, что пора внести назревшие изменения. «Гуманистический манифест II» подписали Айзек Азимов (Asimov), А. Дж.Айер (Ayer), Бранд Бланшар (Blanshard), Джозеф Флетчер (Fletcher), Энтони °Флю, Жак Моно (Monod) и Б. Ф. Скиннер. В предисловии авторы отрицают, что высказывают «обязывающее кредо», но отмечают, что «на сегодня это наше убеждение». Они признают свою преемственность в отношении прежних гуманистов, выразившуюся в том утверждении, что Бог, молитва, спасение и Провидение суть составляющие «необоснованной и отжившей свое веры». Утверждения «Манифеста». Семнадцать основополагающих утверждений второго «Манифеста» размещены под рубриками «Религия» (ст. 1-2), «Этика» (ст. 3-4), «Личность» (ст. 5-6), «Демократическое общество» (ст. 7-11) и «Всемирное сообщество» (ст. 12-17). «Первое: религия, в лучшем значении этого слова, способна вдохновлять на преданность высшим этическим идеалам. Развитие нравственного стержня личности и творческого воображения есть выражение истинно “духовного” опыта и вдохновения». Авторы сразу добавляют, что «традиционные догматические или авторитарные религии [...] служат роду человеческому плохую службу». Более того, свидетельство о существовании сверхъестественного предполагается недостаточным. Будучи «нонтеистами, мы берем в качестве отправной точки человека, а не Бога, природу, а не божественное». Авторы не смогли обнаружить божественного Провидения. Поэтому, говорят они, «никакое божество нас не спасет; мы сами должны спасти себя». «Второе: обещания спасения бессмертной души и угрозы вечного наказания иллюзорны и вредны». Они отвлекают от самореализации и от сопротивления несправедливости. Наука опровергает веру в существование души. «Наука же утверждает, что человечество как вид есть порождение естественных эволюционных сил». Не нашла наука и свидетельств того, чтобы жизнь продолжалась после смерти. Людям правильней стремиться к благополучию в этой жизни, а не в следующей. «Третье: мы утверждаем, что нравственные ценности имеют своим источником человеческий опыт. Этика является автономной и ситуационной, не нуждаясь ни в богословских, ни в идеологических санкциях». Гуманисты основывают свою систему ценностей на человеческом опыте, на точке « здесь и сейчас ». Ценности не имеют основы или цели вне человека. «Четвертое: разум и познание — это наиболее эффективные инструменты, которыми располагает человечество». Ни вера, ни чувства их не заменят. Гуманисты полагают, что «контролируемое применение научных методов [...] должно получить дальнейшее развитие при решении проблем человека». Сочетание критического мышления и человеческого сопереживания — это лучшее, на что можно надеяться при решении проблем человека. «Пятое: не имеющая стоимостного выражения человеческая жизнь и достоинство личности — это основные гуманистические ценности». Гуманисты признают ровно столько индивидуальной свободы, сколько можно совместить с социальной ответственностью. Поэтому личностную свободу выбора следует расширять. «Шестое: в сфере человеческой сексуальности, как мы убеждены, нетерпимость, зачастую культивируемая ортодоксальными религиями и пуританскими культурами, необоснованно подавляет сексуальное поведение человека». Авторы отстаивают права на контроль рождаемости, на аборт, на развод и на любые формы сексуального поведения взрослых людей при условии их взаимного согласия. «За исключением принесения вреда другим и побуждения их к аналогичным действиям, индивидуумы должны получить свободу проявлять свои сексуальные склонности и выбирать для себя образ жизни по своему усмотрению». «Седьмое: для более полного обеспечения свободы и достоинства личности человек в любом общество должен обладать полным набором гражданских свобод». В этот набор входят свобода слова и печати, политическая демократия, право на оппозицию правительственной политике, судебные права, свобода вероисповедания и организаций, право на художественное самовыражение и на научные исследования. Необходимо расширять и защищать право умереть с достоинством, прибегнуть к эвтаназии или самоубийству. Гуманисты противостоят возрастающему вмешательству в личную жизнь граждан. Этот подробный перечень — реестр гуманистических ценностей. «Восьмое: мы привержены идеалу открытого и демократического общества». Все люди должны иметь право голоса при установлении ценностей и целей. «Люди важнее, чем десять заповедей, все правила, запреты и установления». Здесь выражено неприятие того божественного нравственного Закона, который дан, например, в Десяти заповедях. «Девятое: разделение церкви и государства и разделение идеологии и государства есть категорические императивы». Гуманисты считают, что государство «не должно поддерживать любое конкретное религиозное течение на деньги общества, как не должно и пропагандировать единственную идеологию». «Десятое: [...] нам нужно демократизировать экономику и судить о ней по ее ориентированности на потребности человека, оценивая результаты с точки зрения общественного блага». Это значит, что о достоинствах любой экономической системы следует судить на утилитарной основе. «Одиннадцатое: принцип морального равноправия следует расширять, устраняя всякую дискриминацию на основе расовой и половой принадлежности, религии, возраста и национального происхождения». Полное искоренение дискриминации приведет к более справедливому распределению общественного богатства. Нужно обеспечить минимальный доход для каждого, социальную помощь всем, кто в ней нуждается, и право на высшее образование. «Двенадцатое: мы сожалеем о разделении человечества по признаку национальности. Человеческая история достигла своей поворотной точки, где наилучшим выбором будет стирание граней национальных суверенитетов и переход к построению всемирного сообщества». Это подразумевает наднациональное политическое единство при сохраняющемся разнообразии культур. «Тринадцатое: такое всемирное сообщество должно отказаться от обращения к принуждению и военной силе в качестве метода решения межнациональных проблем». В этой статье война расценивается как абсолютное зло, и «общепланетарным императивом» объявляется сокращение военных расходов. «Четырнадцатое: всемирное сообщество должно осуществлять совместное планирование в области использования быстро истощающихся природных ресурсов [...] а чрезмерный прирост населения должен контролироваться международными соглашениями». Для гуманистов, таким образом, одна из нравственных ценностей — охрана природы. «Пятнадцатое: нравственная обязанность развитых стран — предоставлять [...] широкомасштабную техническую, сельскохозяйственную, медицинскую и экономическую помощь» развивающимся странам. Это следует делать через «международную администрацию, которая охраняет права человека». «Шестнадцатое: развитие техники является жизненно важным ключом к прогрессу человечества». В этой статье авторы высказываются как против бездумного, неразборчивого осуждения технического прогресса, так и против применения технических достижений для контроля над людьми, манипулирования ими и экспериментов над ними без их согласия. «Семнадцатое: нам следует развивать коммуникационные и транспортные линии, пересекающие границы. Пограничные барьеры нужно устранять». Эта статья заканчивается предостережением: «Нам предстоит научиться жить всем вместе в открытом мире или всем вместе погибнуть». В заключении авторы высказываются против «террора» и «ненависти». Они отстаивают такие ценности, как разум и сострадание, а также терпимость, взаимопонимание и мирные переговоры. Они призывают к «высшей преданности [этим ценностям], на которую мы способны» и которая «выходит за пределы [...] церкви, государства, партии, класса и национальности». Из этого явствует, что гуманисты призывают к высшей преданности трансцендентным нравственным ценностям — то есть к религиозной преданности. Оценка «Гуманистического манифеста II». Второй «Гуманистический манифест» написан сильнее, более детализирован и менее оптимистичен, чем «Гуманистический манифест I». Он менее сдержан в употреблении этически окрашенных терминов, таких как должны, и в своем призыве к высшей преданности. Это действительно сильный, настоятельный, нравственный и религиозный призыв. Этот «Манифест», как и его предшественник, характеризуется атеизмом, натурализмом, эволюционизмом, релятивизмом, социалистическими тенденциями и так же оптимистичен в своей вере в то, что человечество может само спасти себя. Интернационализм в нем проявляется гораздо сильнее. Декларация секулярных гуманистов. Идеи секулярного гуманизма были высказаны и третьей группой. «Декларацию секулярных гуманистов», опубликованную в журнале секулярных гуманистов Free Inquiry, подписали Азимов, Флетчер и Скиннер, а также те, кто не подписывал второй «Манифест», в том числе философы Сидни Хук (Hook) и Кай Нильсен (Nielsen). Утверждения. Составители выступают за «демократический секулярный гуманизм». Из первого абзаца явствует, что гуманисты рассматривают в качестве своего главного врага существующую религию: «К сожалению, мы сегодня сталкиваемся с разнообразными антисекуляристскими тенденциями: это возрождение догматических, авторитарных религий; фундаменталистское, буквалистское и доктринерское христианство». Кроме того, в документе содержатся жалобы на «быстро нарастающий и бескомпромиссный мусульманский клерикализм на Ближнем Востоке и в Азии, восстановление ортодоксального авторитета папской иерархии в Римской католической церкви, националистический религиозный иудаизм; и возрождение обскурантистских религий в Азии». Платформа этой группы гуманистов такова: Свобода исследований. «Первостепенный принцип демократического секуляр- ного гуманизма — это его приверженность свободе изысканий. Мы противостоим любой тирании над разумом человека, любым попыткам церковных, политических, идеологических или социальных институтов воспрепятствовать свободной мысли». Отделение церкви от государства. «В силу своей преданности идеям свободы секулярные гуманисты настаивают на принципе отделения Церкви от государства». По их мнению, «любая попытка навязать особые, единственно верные представления об Истине, благочестии, добродетели или справедливости всему обществу есть нарушение свободы изысканий». Идеал свободы. «Как демократические секуляристы, мы последовательно отстаиваем идеал свободы». В секулярном гуманизме в понятие свободы входит не только свобода совести и вероисповедания от давления со стороны церковных, политических и экономических сил, но также «истинная политическая свобода, демократический принцип принятия решений на основе мнения большинства, и уважение прав меньшинства, и власть закона». Этика, основанная на критическом мышлении. Этические деяния следует оценивать с помощью критического мышления, и цель гуманистов — воспитание «независимой и ответственной личности, способной самостоятельно выбирать свой путь в жизни на основе понимания человеческой психологии». Хотя секулярные гуманисты формально противостоят абсолютизму в этике, они считают, что «благодаря этическому мышлению вырабатываются объективные нормы морали, и могут быть выявлены общие этические ценности и принципы». Воспитание нравственности. «Мы убеждены, что у детей и юношества необходимо развивать нравственный аспект личности [...] поэтому обязанность системы общественного образования — культивировать при воспитании такую систему ценностей». В число таких ценностей входят «нравственные добродетели, способность к пониманию и сила характера». Религиозный скептицизм. «Как секулярные гуманисты, мы сохраняем общее скептическое отношение ко всем утверждениям о сверхъестественном. Хотя и верно, что мы признаем значение религиозного опыта: это опыт, который изменяет человека и придает его жизни новый смысл [...мы отрицаем, что], такой опыт имеет хоть что- то общее со сверхъестественным». Утверждается, что нет достаточных свидетельств в пользу заявлений о существовании некоего божественного предназначения Вселенной. Люди свободны и сами несут ответственность за свою судьбу, и они не могут ждать спасения от какого бы то ни было трансцендентного существа. Разум. «Мы с озабоченностью смотрим на современный поход несекуляристов против разума и науки». Хотя секулярные гуманисты не считают, что разум и наука способны решить все человеческие проблемы, они заявляют, что не видят для человеческой способности мыслить лучшей замены. Наука и техника. «Мы верим, что научный метод, при всем его несовершенстве, остается все же самым надежным путем к познанию мира. Поэтому мы ждем от естественных наук, от наук о жизни, об обществе и человеческом поведении знания о Вселенной и месте человека в ней». Эволюция. В этой статье «Декларации» выражается глубокое сожаление по поводу наступления религиозных фундаменталистов на теорию эволюции. Хотя и не считая теорию эволюцию «непогрешимым принципом», секулярные гуманисты расценивают ее как «подтвержденную настолько весомыми свидетельствами, что ее трудно было бы отрицать». Соответственно, «мы с прискорбием наблюдаем попытки фундаменталистов (особенно в Соединенных Штатах) вторгнуться в школьные классы с требованием о преподавании учащимся теории креационистов и включении ее в учебники по биологии» (см. происхождение вселенной). Секулярные гуманисты считают это серьезной угрозой как для академической свободы, так и для системы образования в области естественных наук. Образование. «По нашему мнению, система образования должна сыграть существенную роль в формировании гуманистического, свободного и демократического общества». В цели образования входят передача знаний, подготовка к профессиональной деятельности, воспитание гражданственности и нравственное развитие учащихся. Секулярные гуманисты также предвидят более общую задачу осуществления «долговременной программы в области общественного образования и просвещения, посвященной актуальности секулярного мировоззрения для жизни человека». Декларация заканчивается заявлением о том, что «демократический секулярный гуманизм слишком важен для человеческой цивилизации, чтобы от него отказаться». Современная ортодоксальная религия клеймится как направленная «против науки, против свободы, против человека», и указывается, что «секулярный гуманизм возлагает надежды на разум человека, а не на божественное руководство». В самом конце выражается сожаление по поводу «нетерпимых сектантских верований, которые сеют ненависть». Оценка «Декларации секулярных гуманистов». Может показаться удивительным, что эта «Декларация» появилась так быстро после второго «Гуманистического манифеста» (всего через восемь лет), особенно с учетом того, что под обоими документами подписалось так много одних и тех же людей. Значительная часть содержания совпадает с одним из «Манифестов» или с обоими. В согласии с предыдущими заявлениями гуманистов проповедуются натурализм, эволюционная теория, способность человечества самому себя спасти, а также общие этические идеалы гуманизма — свобода, терпимость и критическое мышление. Тем не менее «Декларация» имеет и свои отличия. Самыми важными аспектами этой «Декларации» являются именно те области, в которых она отличается от предыдущих документов. Во-первых, эти секулярные гуманисты предпочитают называться «демократическими секулярными гуманистами». Акцент на демократических идеях виден во всех местах текста. Во- вторых, они, в отличие от авторов предыдущих документов, нигде не объявляют себя религиозными гуманистами. Это странно, поскольку гуманисты претендовали на юридическое признание их религиозной группой, и Верховный суд США дал им такое определение в деле «Торкассо против Уоткинса» (Torcasso vs. Watkins) в 1961 г. И действительно, эту «Декларацию» по праву можно охарактеризовать как антирелигиозную, поскольку в ней особенно критикуется современное стремление к консервативной религиозной вере. Основное содержание «Декларации» можно, в сущности, рассматривать как реакцию на современные тенденции, противостоящие секулярному гуманизму. И наконец, нельзя не заметить странную непоследовательность, выражающуюся в том, что в «Декларации» отстаивается идеал академической свободы, но одновременно приведено требование исключить научный креационизм из школьных программ по естественнонаучным дисциплинам. Общие элементы в секулярном гуманизме. Изучение «Гуманистических манифестов» и «Декларации» наряду с другими произведениями широко известных сторонников секулярного гуманизма выявляет его общее концептуальное ядро, состоящее из по меньшей мере пяти тезисов: Нонтеизм характерен для всех форм секулярного гуманизма. Многие гуманисты полностью отрицают существование Бога, а необходимость существования Творца мироздания отрицают все. Таким образом, секулярные гуманисты едины в своем противостоянии любой теистической религии. Существенной чертой гуманизма является натурализм, вытекающий из отрицания теизма. Все в мироздании должно получать свое объяснение в терминах одних только законов природы. Теория эволюции служит для секулярных гуманистов способом объяснить происхождение мира и жизни. Либо Вселенная и жизнь в ней возникли благодаря сверхъестественному вмешательству Творца, либо имела место чисто натуралистическая эволюция. Нонтеисты, таким образом, не имеют другого выбора, кроме того чтобы отстаивать теорию эволюции. Секулярных гуманистов объединяет релятивизм в этике, так как они испытывают отвращение к абсолютам. Нет никаких Богом данных нравственных ценностей; человек сам выбирает для себя такие ценности. Эти нормы подвержены изменениям и относительны, будучи обусловлены ситуаций. Поскольку не существует абсолютной основы для ценностей в лице Бога, не существует и абсолютных ценностей, которые были бы даны Богом. Центральным тезисом является самодостаточность человека. Не все секулярные гуманисты утопичны в своих идеях, но все уверены, что люди способны решать свои проблемы без божественной помощи. Не все считают, что род человеческий бессмертен, но все убеждены, что выживание человечества зависит от личного поведения и ответственности каждого. Не все из них верят, что наука и техника являются средствами спасения человечества, но все видят в человеческом разуме и секулярном воспитании единственную надежду на продолжение существования рода человеческого. Заключение. Секулярный гуманизм — это течение, состоящее, главным образом, из атеистов, агностиков и деистов. Все они отрицают теизм и существование сверхъестественного. Все придерживаются строго натуралистических взглядов. Библиография: Ehrenfeld, The Arrogance of Humanism. N. L. Geisler, Is Man the Measure? J. Hitchcock, What is Secular Humanism? C. S. Lewis, The Abolition of Man. P. Kurtz, ed.. Humanist Manifestos I and II. ___, ed., «A Secular Humanist Declaration», Free Inquiry. Schaeffer, Whatever Happened to the Human Race? Норман Л. Гайслер. Энциклопедия христианской апологетики. Библия для всех. СПб., 2004. С.282-289. Please войдите or регистрирация to sign up for this Апологетика. Автор: Норман Л. Гайслер Опубликовано 22 ноября, 2012 - 19:12
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |