Вы здесь«Церковь и врата ада»Интернет-апологет Свидетелей Иеговы, Антон Чивчалов, продолжает серию статей, направленных против Православной Церкви: chivchalov.blogspot.ru/2013/01/blog-post_7.html. На этот раз автор взялся за два ключевых евангельских текста:
А. Чивчалов начинает свою статью с изначально неверной установки. Он вкладывает в традиционное понимание слов Христа смысл, который не известен святоотеческой экзегезе. Ни в одном из известных нам толкований отцов Церкви на Мат. 16:18 мы не находим мысли о том, что Церковь якобы будет «большой, известной и влиятельной». Это откровенное передёргивание. То, что она будет существовать непрерывно – да, то, что в ней будет апостольская преемственность – тоже да, но о доминировании речи не идет. Естественно, при таком подходе, такое толкование только и остается назвать удивительным!
Как же не сказал?! А слова «и врата ада не одолеют ее» разве не относятся к описанию ее будущего? Если нет, то к чему они относятся?!
1) Факт прихода «лютых волков» в Церковь еще не говорит о том, что она будет побеждена ими. 2) «Отступление» не исключает существования истинной Церкви. «Сын погибели», то есть Антихрист (по древнехристианскому пониманию) также не исключает существования непрерывной истинной веры. 3) Оскудение веры на земле перед приходом Христа так же не говорит о том, что Церкви не будет. 4) Никто и не говорит о том, будто все будет гладко. Напротив, дьявол всячески старается уничтожить Церковь и сеять плевелы.
Удивительно, но заслуги «христианского мира», который является по учению свидетелей Иеговы, частью «Вавилона Великого», признаются автором как плоды истинного христианства, с которым был Христос! Интересно, а кто же, по мнению А. Чивчалова сыграл ведущую роль в распространении Библии по всему миру? Неужели Свидетели? На протяжении веков благая весть о Христе проповедовалась христианами традиционных церквей по всем уголкам земли[1]. СИ имеют успех лишь в тех странах, где задолго до них была укоренена христианская культура и вера. Задолго до проповеди СИ в XX веке стараниями христианских проповедников и миссионеров были созданы почти две тысячи переводов Библий – непосредственного источника благой вести, или ее частей, на национальные языки народов мира. Все переводчики, такие как Иероним Стридонский (создание латинской Вульгаты), Месроп Маштоц (создание армянского перевода), Вульфила (создание готской Библии), Кирилл и Мефодий (создание славянской Библии), Джон Уиклиф[2] (создание Библии на английском), Иоганн Гутенберг (первая печатная Библия) и Мартин Лютер (перевод Библии на немецкий), стоявшие за созданием эпохальных переводов Библии, были представителями исторического христианства.
Отцы Церкви понимал под «вратами ада» - всё то, что приводит к вечной погибели. Чаще всего они указывали на ереси и еретиков, которые разрушая веру, приводя людей к духовной гибели. Используемый здесь глагол κατισχύω означает «одолевать, пересиливать, овладевать» и явно указывает на активную борьбу этих «врат» против Церкви, основанной на скале исповедания Петра. А. Чивчалов предлагает понимать эти слова в смысле того, что ад не сможет удержать Церковь в своей власти. Но Христос говорит об активной борьбе «ворот ада» против Церкви. Образ «ворот ада» был хорошо известен иудеям по ветхозаветным и неканоническим писаниям (см. Ис 38:10, Иов. 38:17, Пс. 9:14, Прем. Сол. 16:13; 3 Мак 5:36). «Врата ада» означают не что иное, как смерть, небытие в широком смысле. В Талмуде образ «ворот ада» связан также с ангелами смерти, то есть, демонами. Нужно отметить, что толкование, предлагаемое интернет-апологетом истолкование имеет место быть. И здесь мы видим классический случай не самоочевидности текста Библии. Православные понимают эти слова по-своему, Чивчалов иначе. Оба варианта имеют право на существование. Возникает вопрос: кто же прав? На какой критерий опереться, чтобы решить эту экзегетическую проблему? При желании можно предложить еще ряд толкований, которые также будут вполне приемлемы. Однако учитывая другие тексты Нового Завета, например этот: «Ему слава в Церкви и во Христе Иисусе во все роды во веки веков, аминь» (Еф.3:21), мы считаем традиционное понимание более правильным. Апостол говорит о том, что слава Богу будет возноситься чрез Христа и Церковь (!) во все времена и поколения людей. Понятие же Церкви у ап. Павла вполне конкретно и означает оно, апостольскую по происхождению, евхаристическую общину Тела Христова, возглавляемую рукоположенными пресвитерами. Кроме того, само построение предложения подсказывает, что "врата ада" не одолеют Церковь, потому что она построена на камне исповедания Петром Христа как Сына Божия ( "ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее"). Церковь основана на прочном фундаменте правильного исповедания Христа и потому "врата ада" ей не страшны. Таким образом, речь идет не о победе над смертью, а о неодолимости Церкви в ее исторической перспективе.
Православие не мыслит категориями многочисленности и влиятельности. Наша святоотеческая формула гласит: один человек плюс Бог – это уже большинство. В истории Церкви бывали моменты, когда гонимое меньшинство оказывалось единственным хранителем Священного Предания. Так, например, было с Максимом Исповедником, Марком Эфесским и защитниками иконопочитания. Ну а о том, что Церковь разрастётся все же в Писании сказано: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима» (Ис.2:2,3). Привели ли Свидетели Иеговы ко Христу хотя бы один этнос? Нет – значит, это пророчество к ним вообще не имеет никакого отношения. И еще: «[Царство Небесное] - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мар.4:31,32). Несмотря на то, что Церковь Христова распространилась по всему миру, путь истины не стал от этого широким. Быть истинным христианином в стране, где большая часть населения (и даже президент) формально принадлежит к Церкви, часто бывает даже труднее в результате общего самоуспокоения, расхолаживания и видимости христианского образа благочестия. Православные общины, живущие в исламских странах, бывают гораздо более ревностны и активны в духовной жизни, чем общины в христианских странах.
Удивительно, как А. Чивчалову удается призывать читателей читать лишь то, что написано и при этом самому поступать иначе! Христос сказал: «И Я с вами во все дни до скончания века». Каким образом можно быть с кем-то во все дни и при этом не обязательно с кем-то быть фактически? Кроме того, кому он сказал эти слова? Апостолам. Но ясно, что апостолы не могли жить во все дни. Логично, что речь идет о тех, кто будет продолжать их служение. Иисус обещал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоан.14:16). И здесь мы видим аналогичную мысль: Дух Святой будет пребывать вечно с его учениками, которые будут нести народам Евангелие.
Действительно во все времена существовали религиозные группы или деятели, которые разделяли те или иные взгляды Свидетелей Иеговы. Православное сектоведение всегда подчеркивает, что все современные ереси имеют своих древних предшественников. Для нас это никакой не секрет. Однако принципиально важно отметить, что не существовало ни одной группы, которая бы придерживалась всех фундаментальных вероучений, принципиальных для веры Свидетелей Иеговы. Ниже мы приводим соответствующую таблицу[3]:
Разве баптисты, пятидесятники и адвентисты не «собираются во имя Его»? Неужели такое желание - это достаточный критерий истинности? В таком случае, зачем сегодня людям присоединяться к Организации Иеговы, если достаточно вдвоем или втроем собраться во имя Христа и быть в истине? Поразительно, но А. Чивчалов дает собственную трактовку этому отрывку, которая заметно отличается от официальной: «ХРИСТИАНСКИЕ встречи приносят большую радость, сколько бы ни присутствовало на них поклонников Иеговы — меньше десятка или несколько тысяч,— так как Иисус сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матфея 18:20). Правда, это обещание Иисус дал тем, кто несет в собрании ответственность за решение правовых вопросов (Матфея 18:15—19)» (Сторожевая башня от 1998 1/3 с. 14 абз. 1). «Кроме того, Иисус сказал: «Где двое или трое собрались во имя мое, там и я посреди них». Контекст этих слов показывает, что они относятся к встречам христианских старейшин, которые рассматривают серьезные проблемы между отдельными христианами» (Сторожевая башня от 2006 1/11 с. 28 абз. 5). И действительно, контекст этих слов относится к апостольской власти «связывать» и «разрешать» (Мат. 18:18). А. Чивчалов же использует трактовку радикальных неопротестантов, которые придерживаются теории «невидимой церкви». Странно, что интернет-апологет не понимает, что своим аргументом рубит сук, на котором сидит. С точки зрения новозаветных авторов невозможно на пустом месте, из ничего создать Тело Христово: каждая новая община должна быть связана с апостолами либо с их преемниками (Деян. 8:14,15, 14:23, Тит. 1:5, 1 Тим. 5:22). Крещение может быть получено только от тех, кто уже связан с существующей апостольской общиной (Деян. 8:38, 9:17,18). Образ плодоносящих ветвей на виноградной лозе показывает, что невозможно быть учениками Христа, не вырастая из корней лозы (Ин. 15:1-6). А. Чивчалов предлагает нам новую экклезиологическую схему, не известную в Новом Завете. Как бы не хотелось А. Чивчалову доказать обратное, но в библейской контексте Церковь Христова – это не сообщество верующих, людей которые решили вместе собраться для изучения Библия. Это евхаристическая община, которую возглавляет епископ-пресвитер, имеющий рукоположение от апостолов или их преемников, и которая хранит апостольское предание (1 Кор. 10:16,17, Деян. 20:28, Тит. 1:5, 1 Тим. 4:14, 2 Тим. 2:2). Причем, интеллектуально честное прочтение Нового Завета не позволяет видеть в служении пресвитеров-епископов чисто техническую функцию, наподобие начальников синагоги. Ап. Павел наставлял Тимофея, одного из своих преемников: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1:6). Мы не читаем о том, что у Тимофея был какой-то особый чудодейственный дар Святого Духа. Следовательно, речь идет о даре благодати, даваемый пастырям и предстоятелям церкви, продолжающим дело апостолов. По этой причине Тимофей имел право рукополагать новых пресвитеров (1 Тим. 5:22). Можно ли в таком случае, рукоположение рассматривать как чисто техническое действие?
Ап. Павел учит: «Церковь Бога живого - столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Если исчезает Церковь – ниспровергается истина. Мы верим, что Дух Святой по обещанию Спасителя хранит истину в Церкви. Несмотря на немощи и человеческие грехи, Тело Христово пребывает во все дни со дня Пятидесятницы: «истина пребывает в нас и будет с нами вовек» (2Иоан.1:2). Повторим еще раз: Православная вера не провозглашает таких учений как «государственная церковь» и «христианство большинства». Это просто абсурдное заявление, учитывая, что древние и наиболее авторитетные патриархаты, такие как Иерусалимский, Константинопольский, Антиохийский и Александрийский, не имеют никакого политического веса в странах, в которых они находятся. Ни в Турции, ни в Египте, ни в Израиле, ни в Сирии Православие не является религией большинства. Напротив, им часто приходится выживать и отстаивать свое право на существование. В древности ситуация была иной. Константинополь, например, играл важную общественно-политическую роль. Однако этого нельзя сказать об Александрии, Антиохии и Иерусалиме, которые были лишь областными центрами Римской и позже Византийской империи. Историческая ситуация изменилась, но Православная Церковь и ее вера осталась такой же, какой и была в древности. Сейчас паства Константинопольского патриарха, именуемого «вселенским» как «первого среди равных», составляет всего лишь несколько тысяч греков, живущих в Турции.
[1] Смотрите перечень основных вех истории христианских миссий, начиная с 33 года н.э. вплоть до наших дней: http://en.wikipedia.org/wiki/Timeline_of_Christian_missions#cite_note-barrettp23-0 [2] В книге «Свидетели Иеговы – возвещатели Царства» (стр. 44) Уиклиф представлен как вероятный представитель той немногочисленной «пшеницы» времен «великого отступничества». Подходит ли Уиклиф под основные критерии Свидетелей Иеговы опознающие его как «пшеницу»? Можно с уверенностью говорить, что Уиклиф верил в Троицу, которую он перенял от Августина. Например, в своем трактате «de universalibus» он пишет: «в Троице нет ни ведущего лица, ни треть многих сущностей или природ, но одно простое существование и сущность» (John Wyclif On universals (Tractatus de universalibus) Oxford 1985, стр. 85). Как метафизик и логик Уиклиф придерживался веры в бессмертие души. Он рассуждал: «Разумные люди принимают без сомнения: лишь из того, что душа человека бессмертна, и так как в душе мы находим личность человека, следует, что человек должен быть бессмертным» (Vaughan R. John de Wycliffe: A Monograph. 2003. стр. 150). Уиклиф также верил в предопределение. «Он признает предопределение к блаженству, даже абсолютную. Участники блаженства предопределены к нему искони; подлежащие вечным наказанием предузнаны от вечности» (Робертсон Д.С., Герцог И.И. История Христианской Церкви от Апостольского века до наших дней / Пер. А.П. Лопухина. Том 2, Петроград, 1916, стр. 460).
Опубликовано 10 января, 2013 - 11:47
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |