Вы здесьКак следует понимать апостольские слова: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога"?Добрый вечер! 1.Позавчера мне на телефон пришла смс-рассылка, где цитировалось послание к Римлянам "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены." Интересно, а кто мог так "перевести" Священные тексты? 2. Почему в тексте Литургии нас призывают молиться за здравие нынешних властей? А за то, чтобы Бог дал России Царя мы можем молиться лишь келейно, частно, но не соборно вслух в церкви ? Заранее спасибо. Игорь. Игорь, думаю, что проблеметика, затронутая вами, интересна для многих людей. Вы спрашиваете: «Почему в тексте Литургии нас призывают молиться за здравие нынешних властей? А за то, чтобы Бог дал России Царя мы можем молиться лишь келейно, частно, но не соборно вслух в церкви?». И в то же время приводите библейскую цитату: «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Из сопоставления фрагментов видно, что ваш вопрос заключает в себе внутреннее противоречие. Так, с одной стороны, сообразно указанным вами библейским словам, существующие власти установлены от Бога. С другой стороны, вы, как представляется, хотите, чтобы Церковь, на Божественной Литургии, молилась о приходе (к власти) царя. Моление же о приходе самодержца (монарха, царя) есть ни что иное, как моление о трансформации существующей в настоящее время системы государственного управления, или, что тоже, моление об уничтожении той формы государственности, в формате которой «нынешние власти» и руководят. По-видимому, вы и сами понимаете, что при существующем положении вещей две эти молитвы несопоставимы. Отсюда, вероятно, ваши сомнения в отношении правильности перевода Священного Писания: «Интересно, а кто мог так "перевести" Священные тексты?». Но дело здесь не в переводе (сравните с греческим оригиналом: πᾶσα ψυχὴ ἐξουσίαις ὑπερεχούσαις ὑποτασ σέσθω), а в вашем несогласии с содержанием высказывания: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Осюда и колкая ирония, сарказм: «Ведь тогда получается что если бы пришел к власти Гитлер, то ему следовало бы изъявлять покорность?». Стремление отождествить монархию с наиболее оптимальной моделью государственного управления как минимум не бесспорно. Давайте, для примера, вспомним, как была установлена царская власть в богоизбранном Израильском обществе: «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Цар. 8, 4 — 5). И как отреагировал на это Самуил? Обрадовался? Воодушевился? Исполнился сочувствия? — Нет: «И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу» (1 Цар. 8, 6). А как отреагировал Господь? — «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8, 7). Как видно из библейского повествования, мысль об избрании правителем Израиля царя, взамен существовавшей тогда формы управления, отождествляется у Господа с предательством, грехом: «как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою» (1 Цар. 8, . Вообще-то говоря, положение, отображенное в цитате, — «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1) — озвучивается в Писании неоднократно. Так, например, подобно святому апостолу Павлу высказывался и другой апостол — Петр: «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли...» (1 Пет. 2, 13 - 14). Известно, что на раннем этапе развития Церкви христиане не раз и не два обвинялись в нарушении гражданского правопорядка: «Тогда... схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками» (Деян. 16, 19 — 22)». Отмеченные же выше наставления (Рим. 13, 1; 1 Пет. 2, 13 -14) указывают: христиане — не мятежники, не заговорщики, не бунтари, а кроткие и боголюбивые последователи Христа, царство Которого - "не от мира сего" (Ин. 18, 36). При беглом, неглубоком, урывочно-контекстном восприятии представленных речений, действительно может образоваться вопрос: выходит, что «если бы пришел к власти Гитлер, то (и) ему следовало бы изъявлять покорность?». Но Бог нигде и никогда не призывал человека к деланию зла. Не к этому нас призывают и апостолы. Указанное вами наставление имеет продолжение: «начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13, 3 — 5). Обратите внимание на то, что апостол призывает нас к гражданскому повиновению «не только из страха наказания, но и по совести». Действование же по совести есть действование в соответствии с идеалами добра. Об этом же напоминает и апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет. 2, 13 — 16). Или, другими словами (словами блаженного Феофилакта, архиепископа Боглгарского): «Итак, говорит, будьте покорны мирским начальникам. Но будьте покорны для Господа, как Господь заповедал. Что же Господь заповедал? Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Посему, если они приказывают что-либо противное установлению Божию, им не должно повиноваться» [1, Кн. 1, с. 336]. «Иерей ли кто, или архиерей, или давший обет иноческой жизни, — пишет по данному поводу блаженный Феодорит Кирский, — да покоряется тем, кому вверено начальство, если только, как очевидно, согласно сие с благочестием. Ибо противление заповедям Божиим не позволяет покоряться начальствующим... Должно же знать, что божественный апостол поставил в зависимость от Божия Промысла то, чтобы были начальствующие и подначальные, а не то, чтобы начальствовал именно тот или другой» [2, с. 189 — 190]. Этому находим подтверждение и в Книгах Ветхого Завета. Вспомним, например, сюжет, повествующий о человеке, обличившем нечестивого царя: «И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение. И произнес к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе. И дал в тот день знамение, сказав: вот знамение того, что это изрек Господь: вот, этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется. Когда царь услышал слово человека Божия, произнесенное к жертвеннику в Вефиле, то простер Иеровоам руку свою от жертвенника, говоря: возьмите его. И одеревенела рука его, которую он простер на него, и не мог он поворотить ее к себе. И жертвенник распался, и пепел с жертвенника рассыпался, по знамению, которое дал человек Божий словом Господним» (3 Цар. 13, 1 — 5). Обратите внимание на то, что действие «простолюдина»-обличителя не только не противоречило Божественным установлениям, но и явилось следствием прямого послушания Мировладыке. Отсюда и последовавшее наказание властителю, отсюда и благоволение к угоднику: «И сказал царь [Иеровоам] человеку Божию: умилостиви лице Господа Бога твоего и помолись обо мне, чтобы рука моя могла поворотиться ко мне. И умилостивил человек Божий лице Господа, и рука царя поворотилась к нему и стала, как прежде» (3 Цар. 13, 6)... Храни вас Господь! 1.Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование блаженного Феофилакта Болгарского на Апостол. М.: Изд. Лепта, 2004. Опубликовано 5 февраля, 2012 - 18:34
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |