Вы здесьХристианские ценности и формы их дискредитации в современной медиакультуреИгумен Вениамин (Лабутин) кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Самарской Духовной семинарии Христианские ценности и формы их дискредитации в современной медиакультуре Ваши Высокопреосвященства, всечестные отцы, уважаемые участники конференции! Позвольте поблагодарить организаторов за возможность побывать на этом форуме. Важно, что эта конференция, столь актуальная для нас, состоялась в самом сердце Русского Мира. Как священнослужителю, мне приходится очень много общаться с молодёжью, читать лекции, встречаться с журналистами, и мне хотелось бы поговорить о наиболее распространённых и страшных мифах, которые внедряются в сознание и нашей молодёжи, и нашей интеллигенции. Они находятся на стыке истории Церкви и нашей российской истории. Первый наиболее опасный миф относится к раннехристианской истории. Это попытка представить христианство не как откровенную религию, а как одну из переходящих форм религиозного сознания народов. И с этой целью девальвируется и сам образ Христа, Который предстаёт не как Спаситель мира, а как странствующий проповедник, Который неоднократно менял Свои взгляды, Который принёс некое совершенное нравственное учение, но Который отнюдь не был создателем религии. Об этом выпущено множество книг. Это и пресловутый роман Дэна Брауна «Код да Винчи». Фильм, снятый по его мотивам, и многочисленные толкования, которые продолжают выходить до настоящего времени. Это реанимированный труд о священном граале, видение о катарах и христианской истории. А создателем христианства называется не более, не менее Святой Константин Великий, который предложил приближенным к нему епископам разработать догматику. Как идёт механизм фальсификации? Берётся конкретная дата: 325 г. — первый Вселенский Собор в Никее. Берётся конкретный факт, что на этом Соборе был принят Символ Веры, где во втором члене Иисус Христос исповедуется Сыном Божиим. И далее следует совершенно ложный посыл о том, что Церковь до 325 г. подобной истины никогда не придерживалась, она не считала Его Сыном Божиим. Это было навязано свыше. И даже история споров православных с арианами представляется в совершенно искажённом свете. Арий якобы защищал древнее учение Церкви о том, что Христос был обычным человеком. Но сама ложь заключается в том, что Арий никогда не считал, что Христос обычный странствующий проповедник. Он называл Его высшим творением Божиим, созданным задолго до творения мира как посредник между Богом и людьми. Арий отрицал божественную природу Христа, за что и был осуждён Вселенским Собором. Вот эта идея очень активно насаждается. В ней нет ничего абсолютно нового. По сути, ее современные реаниматоры повторяют идеи лидеров Тюбингенской школы германской церковной истории Фердинанда Бауэра, Давида Штрауса, Адольфа Гарнета, французского исследователя Эрнста Ренана. Только все это говорится не академическим языком, а языком популярным и понятным молодёжи, и, более того, как сейчас свойственно, если ты хочешь, чтобы твою точку зрения услышали или твоё произведение получило популярность, надо добавить некоего негатива с элементами пикантности. Я напомню, почему ещё Церковь активно выступала против этой книги и фильма Дэна Брауна, потому что в нем Мария Магдалина, равноапостольная жена в христианской традиции, представлялась как тайная жена Спасителя мира. Конечно, мы можем сказать, что это абсолютно абсурдно, противоречит догмату о Боговоплощении и догмату об искуплении, но невольно возникает вопрос, зачем эта грязная ложь постоянно протискивается, в том числе и в школу. А все очень просто. Есть глубокий скрытый смысл. Иудейская традиция, в отличие от нас, к сожалению, не знала, что такое гражданский брак. Был законный брак, и было блудное сожительство. Поскольку везде в сакральных текстах ни о каком браке не говорится, все это представлено как некая тайная связь, о которой знали ученики. То есть проведём дальше логическую параллель. Спаситель мира предстаёт как Человек, который вёл двойную жизнь: говорил одно, делал другое, учил соблюдать закон, Сам же его нарушал, а далее уже логическую цепочку можно не продолжать. Вот, пожалуйста, взгляд на христианство как на некую религию, которая пересматривает свои ценности. Второй миф уже связан с отечественной историей. Православие уже представляется не как национальная религия русского народа, которая сформировала его менталитет, культурно-исторические традиции, а как некая навязанная извне религия, навязанная Князем Владимиром и его окружением, которую народ не принял и которая внедрялась на протяжении нескольких столетий, и ее насаждение привело к большим человеческим жертвам. Такой миф можно встретить в ряде «учебных пособий». Что же является тогда национальной религией русского народа, с точки зрения сторонников этого мифа? Славянское язычество, или родоверие. Славянское язычество абсолютно отрицает нормальную историческую аргументацию. Славянское язычество никогда не достигало высоких форм развития, как римское, греческое или египетское. Никогда не было развитого культа, развитой иерархии, института жрецов, стоянок мест культа. Все носило достаточно примитивный характер. Практически отсутствуют всякие письменные источники. Надо как-то обосновать их точку зрения, и активно начинает насаждаться откровенная фальшивка, речь идёт о Велесовой книге. Здесь все профессионалы знают, что она, по всей видимости, была сфабрикована Миролюбовым на основании несуществующего архива полковника Добровольческой армии Изенбека. Были прекрасные статьи в журнале «Родина», где она была подвергнута детальной критике, потом в «Православной энциклопедии». Но это читают сотни, может быть, тысячи людей. А в ряде регионов России «Велесова книга» уже изучается как древнейший памятник славянской письменности, более древний, чем «Слово о полку Игореве» или «Повесть временных лет». Вот эти совершенно бредовые идеи о древней славянской цивилизации, которая насчитывает несколько тысячелетий, насаждаются. Есть такой псевдоисторик Бажанов, который, следуя теории, пытался доказать, что на территории Среднего Поволжья и Приуралья начиная с X века до Рождества Христова существовало некое славяно-рижское государство Тартария, которое имело более развитую цивилизацию, чем Древний Египет. Причём фактов никаких не приводится. Надо сказать, что это все далеко небезобидно - эти игры в родоверие или язычество. Несколько месяцев назад здесь в Москве состоялся судебный процесс, была осуждена группа молодых людей, которые начали с того, что пропагандировали идеи родоверия, а закончили несколькими террористическими актами, в т.ч. попыткой взрыва одной из московских церквей и убийством нескольких человек, которых они сочли за священнослужителей. Далее продолжается миф о том, что Крещение Руси сопровождалось многочисленным насилием и что столкновения шли абсолютно во всех городах. Полностью игнорируются данные Акимовской, Лаврентьевской летописи, что были столкновения в Новгороде, в Ростовской земле, но в целом это был мирный процесс. Далее, когда речь идёт о жертвах при Крещении Руси, абсолютно игнорируется аналогичная статистика по европейским странам. Вспомним христианизацию Германии, которую проводил Карл Великий, христианизацию саксов. За двадцать лет — семь походов, тридцать тысяч уничтоженных людей, разорение основных культовых центров. Вот, пожалуйста, цифры по Германии. Если мы вспомним христианизацию, которую вели испанские конквистадоры в Латинской Америке, они должны ещё на много вырасти. В России мы таких результатов не видим. Вы знаете, нам подобные параллели нужно периодически проводить. Потому что нам сейчас насаждают комплекс вины за нашу историю. Мы должны каяться перед более просвещёнными европейцами за все: и за татарское иго, и за Ивана Грозного, и за другие моменты истории. Об Иване Грозном сегодня говорилось достаточно много, я не собираюсь рассматривать личность этого Государя, но я просто попытаюсь провести параллель. Нам навязывают комплекс вины за его управление. А чем был лучше Генрих VIII и его дочь Мария Кровавая? А Екатерина Медичи? А Филипп Испанский? А Фердинанд Австрийский? Которые пролили не меньше крови в то же самое время. Но почему-то ни англичане не испытывают комплекса вины за реформацию, ни французы за религиозные войны XVI века. Наконец, третий миф, он встречался в ряде средств массовой информации, но чётко, систематизировано с ним выступил в своей недавней статье известный телеведущий Владимир Познер. Принятие Православия стало, как считает Познер, фатальной ошибкой для русского народа, была принята наиболее архаичная форма христианства, которая в конечном итоге привела Россию к экономической стагнации, к диктатуре, к поощрению самых примитивных форм государственного строя. То есть все беды русской истории Познер и ему подобные объясняют историческим выбором Князя Владимира. А что же было альтернативой для Руси? Ответ очень простой: надо было принимать католичество, и это неизбежно привело бы к рассвету русской культуры и к тому, что Россия с самого начала оказалась бы в числе развитых европейских государств. Факты полностью передёргиваются. Давайте возьмём чисто католические государства: Испания, Португалия, Италия. Вплоть до начала XX века это были экономически отсталые страны Европы с очень низким уровнем жизни и постоянной нестабильностью. Если уж мы будем говорить о развитых государствах, - это государства не католические, а протестантские, воспринявшие кальвинистскую модель,— Голландия, на определённом этапе Англия. Но протестантизм появился только в XVI веке, через практически 500 лет после Крещения Руси. Поэтому ни о каком выборе здесь речь не могла идти. И даже если допустить эту модель, игнорируется то, что в X веке Россия приняла религию от самой передовой культурной страны того времени — Восточно-Римской империи, иначе Византии. И Киевская Русь была динамично развивающимся государством, говорить о какой-то стагнации вообще не приходится. Неизвестно, что бы было с российской историей, если бы не страшный Батыев погром и то, что за ним последовало. Если же мы говорим о кальвинистской модели устройства, о которой так печётся господин Познер, то мы должны исходить из того, что это совершенно ложная трактовка христианства. В чем уникальность и красота Православия? Господь Иисус Христос принёс новый образ Бога. Не просто грозного и карающего Судию, который накажет за любую провинность, а Отца Небесного, Который любит нас и Который стремится войти к нам в сердце. Кальвин полностью с этой моделью порывает и предлагает совершенно иной образ — жестокого господина, который по непонятным ему причинам вершит абсолютное правосудие. Одних подвергает вечной погибели, других — вечному спасению, а от свободной воли человека абсолютно ничего не зависит. Да, кальвинизм сыграл важную роль в экономическом развитии ряда европейских стран. Об этом прекрасно писал Макс Вебер и ряд других историков. Но мы забываем об обратных сторонах вот этой модели экономического преуспеяния по Кальвину. Если человек отвержен Богом, какой смысл ему помогать, какой смысл о нем заботиться, оказывать ему помощь. Этот человек отвергнут, он несёт наказание за грехи, ведомые одному Богу. Именно в кальвинистских странах принимались самые жестокие законы против бедных. Вспомним английский закон о бродяжничестве, когда уши отрезали, клеймили железом раскалённым и ссылали в колонии тех, кто просто по бедности просил милостыню. Могло ли быть такое в русской истории, - нет, не могло. Или нам навязывают комплекс вины за создание Империи: Россия - империя зла. Однако на протяжении столетий в орбиту этой Российской Империи вошли сотни различных народов. Кто-то присоединён был мирным путём, кого-то присоединяли в результате войн, однако ни один народ не был уничтожен, не было понятия геноцида народа. А что мы с вами видим в истории Америки той модели, которую нам сегодня пытаются навязать. По сути, первые колонии основывают кальвинистские пилигримы — отцы-пилигримы, как они называются. И даже праздник благодарения в ноябре - это праздник очень лукавый. Голодные европейцы, практически умирающие, получили помощь от индейского племени. А когда они окрепли, научились собирать дикий рис, разводить эту птицу, названную индейкой, и обнаружили, что индейскому племени принадлежат значительные территории, они его уничтожили, а потом — ещё десять племён. Дошли до Скалистых гор. Вот и возникают тринадцать колоний. Почему были уничтожены эти племена? Потому что, как объясняли захватчики, это потомки Хама, отвергнутые Богом. Они несут своё наказание. В свою очередь мы, потомки праведных, Новый Израиль, имеем право на эту территорию. В результате у нас надо посмотреть процентную статистику по росту населения Сибири и Дальнего Востока, и посмотрите, что стало с индейским населением в Соединённых Штатах Америки, когда там речь идёт о гибели 80% населения. Следует говорить о том, что нам, конечно, нужно этому противодействовать, но, к сожалению, мы порой противодействуем на уровне учёной полемики. Мы полемизируем с Суворовым, Резуном, пишем интересные статьи. Сейчас год 65-летия Победы, затрачены огромные бюджетные средства. Молодежь у нас очень любит систему «В Контакте», в которой состоит более 90 миллионов человек. И когда смотришь на страницах этих контактов материалы по войне, какое количество русских парней называют себя штурмфюрерами СС, штурмгауптфюрерами, фотографируются в нацистской форме, рассуждают буквально с трагизмом о том, как плохо, что Россия выиграла, а не проиграла в этой войне. Это говорит о том, что пропаганда не совсем доходит. Нам нужна популярная литература, ориентированная на молодёжь, особенно по XX веку нашей истории. Я приведу пример. Три года назад в Латвии была издана на средства государства «История Латвии XX века». Она вышла на русском языке с предисловием тогдашнего президента Вайры Фрейберга. Вот это их взгляд, их оценка роли Латвии в России, в Советском Союзе. Да, для нас там многое неприемлемо, но я говорю не о содержании книги. Историками Латвии была представлена модель, по которой воспитывается молодёжь. Причём она написана на очень патриотической для Латвии позиции. Почему-то у нас такой книги нет, по которой бы воспитывалась наша молодёжь. И в интернете, конечно, нам нужно думать, как размещать информацию о том, что выходит. Приведу самый последний пример. В прокат вышел фильм «Агора», снятый испанскими режиссёрами. Он посвящён убийству женщины-математика Гипатии в истории Александрии с 396 примерно по 420 г. Фильм снят очень интересно, очень убедительно, ему сложно предъявить какие-то обвинения, как, например, «Коду да Винчи», в некомпетентности, в грубых исторических ошибках. Но в этом фильме крайне негативно показан образ святителя Кирилла Александрийского как организатора еврейского погрома и сожжения Александрийской библиотеки. И мне в институте приходилось на ряд вопросов отвечать, с возмущением спрашивают некоторые: как Православная Церковь могла такого человека почитать святым. Я захожу в интернет и пытаюсь найти, а что пишут об этом фильме. Вспомнил одну статью в журнале «Фома» и больше ничего. Только идут восторженные рецензии людей, для которых Православная Церковь является чем-то негативным в современной российской системе. Здесь, конечно, нам всем надо думать, как более эффективно работать. Научный православный взгляд на ложные исторические учения. Материалы совместной конференции Русского культурно-просветительского фонда имени святого Василия Великого и Института Российской истории РАН. М., 2011. С.72-81. Please войдите or регистрирация to sign up for this Апологетика. Автор: Игумен Вениамин (Лабутин) Опубликовано 13 июня, 2013 - 13:55
Похожие материалы
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |