Вы здесьМыть или не мыть, или Пятнадцать причин, по которым люди не умываютсяОдин священник устал слушать вечные отговорки разных людей по поводу их пренебрежения храмом и составил перечень 10 наиболее часто упоминаемых причин, из-за которых в храм не ходят, где слова „ходить в храм” заменил на слово „умываться”. Эти десять пунктов настолько точно отражают современное отношение к затронутой проблеме, что мы посчитали необходимым снабдить их своим комментарием, плюс добавили к ним еще 5. 1.Потому что меня заставляли умываться в детстве. Читай: меня заставляли молиться…ходить в храм. В детстве нас многое заставляли делать. Например, кушать. Вспомним хрестоматийные уже: „Сына (или дочя), скушай кашки – за маму…а-а-м, молодец! За па-а-пу… а-а-м, молодец!” и т. д. Знакомо? И это „насилие над нашей свободой”, совершаемое в детстве, ведь не мешает нам почему-то „вкусно и здорово” питаться сейчас! Так надо было, скажете. Да. В детстве вообще много чего просто „надо” – кровать застелить, игрушки убрать, в магазин сходить, мусор вынести. Не хотелось нам этого делать, поиграть-бы… А сейчас постель убираем? Или маму (бабушку) зовем, как в известном ералашевском сюжете: „Ба-буш-ка-а-а-а!!!”? Опять слышу возражения: „Уборка кровати, игрушек и прочего не связаны с внутренним миром ребенка!” Не соглашусь. Ребенок вообще не отделяет внутренний мир от внешнего. Для него святой Николай такая же реальность, как он сам. Пример: знакомый священник моет машину, мальчик обращаясь к маме с восторгом замечает: „Мама, смотри, Иисус Христос моет машину!” Так что заставлять ребенка молиться не надо, для него молитва – нормальное состояние. Нам приходится заставлять себя стать вместе со своими детьми на молитву… или, если детей нет, то просто себя. Зачем же проецировать свою душевную черствость на чистую душу ребенка? 2. Потому что меня не учили умываться в детстве. Читай: не учили ходить в храм (молиться), в детстве. Плохо. Но не непоправимо. Можешь научиться и позже. „Лучше позже, чем никогда!” – это к данному случаю. А вот если долго не мылся, и кто-то из знакомых робко заметит о не совсем приятном запахе – тут более подходящей уже становится другая пословица. Даже две. „Чем раньше – тем лучше!” И: „Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня!” Мы многие вещи изучаем в далеко не детском возрасте. Дифференциалы, логарифмы, таблицу Менделеева, творчество муракамей и коэльев. Все это мы потом с таким же успехом забываем. Студент живет по принципу – „сдал – забыл”. Как на пример часто ссылаемся на Шерлока Холмса, который знал только то, что ему было надо, и не забивал голову разным хламом о круглой планете Земля и т. д. С той лишь разницей, что мы более глобальные „холмсисты” – мы не забиваем голову вообще ничем. Но ведь есть такие вещи, которые сформировали нашу культуру, которые отвечают на вопросы о смысле существования, о добре и зле, о месте человека в мире. Их еще называют „вечные ценности”. Именно к этим ценностям и предлагает приобщиться Церковь – может не стоит отворачиваться, а все-таки попробовать вникнуть? 3. Те, кто умываются — лицемеры — думают, что они чище других. Читай: те, кто ходит в храм, думают, что они лучше других. Правило первое – не судить по худшим образцам. Что это значит? А то, что существование „певца” Поплавского еще не повод для того, чтобы не слушать музыку. О музыке мы судим по лучшему – Баху, Бетховену, Моцарту… Тогда почему всегда, когда разговор заходит о Церкви, мы, для того, чтобы оправдать себя, ссылаемся на не самые благовидные примеры из жизни людей церковных? Ведь есть же и преп. Серафим Саровский, и святитель Николай Чудотворец, и пророк Божий Илия – вот кому подражать надо! Правило второе – попробовать самому. До тех пор, пока мы со стороны смотрим на тех, кто пытается что-то изменить в своей жизни, мы будем оценивать их потуги только с точки зрения чистого субъективизма, который на языке аскетическом можно назвать гордыней. Происходит это приблизительно так. «Ну ходит такой-то в церковь. Ну и что? Он что, лучше других (меня, то есть)? Я – хороший человек, никого не убил, ничего не украл. А он? Лицемер! Вот вчера, например, моя собака покусала его ребенка. О-о-о-х, как он раскричался! Чуть бить меня не полез. А еще молится…” И самое главное – христианин считает себя хуже всех. Заметьте, не „других”, а именно „всех”. Потому как в случае с „другими” пришлось бы с кем-то себя сравнивать. А так – есть Бог и есть я со своими грехами. Будь на этом свете только я – Господь распялся бы только за меня. Так что я – самый великий грешник. Грехов других-то я не замечаю… 4. Не могу решить, какое мыло лучше. Читай: не могу решить, какая религия лучше. А пробовал? Брался, может, за сравнительный анализ различных религиозных теорий? Читал источники? Библию? Веды? Коран? Аштасахасрикупридсня парамиту? Нет? Так значит, ты и не решал пока. Начни с того, что ближе, с Евангелия. Читай: „Не могу решить, какая из христианских конфессий лучшая”. А пробовал? Изучал историю Церкви, историю возникновения догматических разногласий и расколов, в конце концов? Да и само слово „лучшая” в применении к Церкви не совсем корректно. Ведь „лучшим” мы называем то, что нравится именно мне, то есть даем этому явлению или вещи субъективную оценку. Церковь же бывает только истинной, а все остальное – лжецерковь. Лучшее, зачастую, подстраивается под нас, а Истина – нас меняет. Поэтому и решать приходится не где „лучше”, а где Истина. Тем более, что критерии истинной Церкви даны в Символе Веры (составлен в 325 и 381 гг. от Р.Х.): 1) святость (присутствие благодати в жизни Церкви, наличие Таинств); 2) соборность (управляет Церковью Христос через собор (собрание) епископов); 3) апостоличность (начало Церкви от Христа и самих апостолов, а не от Лютера, Рассела или Кальвина). Где же истинная Церковь? Решай. Читай: „ Не могу решить, какой храм лучше”. В каждом православном храме Один и Тот же Господь. Мы ведь в храм идем не в поисках эстетических наслаждений. Это было бы похоже на то, как если бы в баню мы шли не для того, чтобы помыться, а для того, чтоб мозаику на полу рассмотреть. Или как Т. Г. Шевченко приходил в Казанский Собор в Питере, чтоб картину Брюллова увидеть… В храм мы идем в поисках Бога, а не Брюллова, а то нам музей был бы нужен. 5. Когда-то я умывался, но потом мне это надоело. Читай: когда-то я ходил в храм, но потом мне это надоело. Есть вещи, которые мы ХОТИМ делать, и есть вещи, которые мы ДОЛЖНЫ делать. Действительно, часто бывает так, что поначалу, придя в храм (имеется в виду не разовое „попадание” по нужде, а именно более-менее осмысленное посещение богослужения), мы хотим и горы переставлять. Молиться – легко! Поститься – легко! Все легко! Но потом… Потом привыкаем, унываем и… или бросаем, или, превозмогая себя, продолжаем начатое. Представим себе, что кто-то сказал нам, что в таком-то месте зарыт клад. И вот, мы начинаем копать. Первый слой земли снимается легко, чуть ли не руками – земля рыхлая, мягкая. Не копание, а одно удовольствие! Потом пошел песок. Ничего, не проблема – есть лопата, одолеем. Далее – глина. Уже труднее, тут и кирка пригодится. Еще глубже – камень. И ведь будем долбить, а не бросим! То же самое и в духовной жизни – сначала все легко, потом все труднее и труднее. Но ведь и приятнее конечный результат! Так что бросать – как минимум не умно. 6. Я умываюсь только по большим праздникам — на Рождество и Пасху. Читай: хожу в храм на Рождество и на Пасху. Это относится к большинству наших сограждан. Есть вообще комичные ситуации. Один человек с возмущением спрашивает батюшку: „Что у вас за храм такой? Всегда, когда к вам прихожу, у вас пасхи (куличи) освящают?!” Так вот, самое печальное то, что даже на Пасху в храм не ходят – стоят ВОЗЛЕ храма и ждут священника с кропилом. Вспомни, когда ты заходил в храм? Да и само освящение пасхи теряет свой смысл для человека нецерковного. Ведь по смыслу молитвословий, читаемых прежде окропления брашен (еды), предполагается, что человек всю Четыредесятницу, т. е. весь Великий пост постился и пришел в храм за благословением на скоромную пищу. А у нас что получается? Еще вчера, когда мама или жена жарила на кухне котлеты – мы их с удовольствием поглощали, а сегодня приходим для того, чтобы такую же котлету освятить. В чем смысл? Я уж не говорю о том, что смысл САМОГО Праздника Пасхи вообще не заключается в освящении пищи. Христос Воскресе!!! И это событие переживается ТОЛЬКО в храме во время богослужения – поется изумительный по своей духовной глубине и красоте Канон Пасхи, читается Евангелие, служится Литургия. Переживание событий Воскресения настолько реально, что в храме трижды поют „Воскресение Христово видевше..”: „Мы ВИДЕЛИ Христово Воскресение…” Так что решай, как в следующий раз встречать Пасху – с котлетой в зубах или с молитвой в устах! 7. Никто из моих друзей не умывается. Читай: никто из моих друзей в храм не ходит. Так вот, ты и начни. Ты ведь тоже друг твоим друзьям? Может, они тоже оправдывают себя тем, что никто не ходит? А так ты будешь первым, глядишь, там еще кто-то пойдет. С другой стороны делать только то, что делают твои друзья, не совсем правильно. Ведь тогда наше общество превратилось бы в однообразное стадо совершенно похожих друг на друга индивидов. Не индивидуумов – как неповторимых личностей, а именно индивидов – представителей одного вида. 8. Начну умываться, когда стану старым и грязным. Читай: начну ходить в храм, когда стану старым. Мир вокруг нас не бывает одинаковым всегда. В детстве каждый день приносил нам что-то новое, непознанное, интересное. В молодости мы радуемся всему – зиме, весне, лету, осени. Мы радуемся опавшим листьям и выпавшему снегу, радуемся дождю и запаху сирени. Хочется жить и творить (правда, часто мы только „вытворяем”)! Старость смотрит на мир сквозь призму прожитых годов, многое знает, многое понимает, многому может научить. Глупо было бы сидеть в подвале и ждать старости для того, чтобы выйти и сразу начать учить, правда? Но именно это произойдет с тобой, если ты упустишь радость юношеского понимания мира! Точно так же и с верой. В каждом возрасте восприятие религиозных истин разное. Вера ребенка отличается от веры старика и тем более от веры молодого юноши или девушки. Каждый возраст дает какое-то свое переживание духовной реальности. Не лишай себя радости юношеского переживания духовной реальности! Потому что в таком случае ты рискуешь превратиться в тех „бабушек”, которые сами пришли в храм вчера, но уже всех учат, как себя вести (особенно таких, как ты)… С другой стороны, Богу нужен не огарок, не то, что от нас останется. Ему нужно пламя нашего сердца. Так что, не сиди в подвале – оттуда весну не увидишь! 9. У меня нет времени на умывание. Читай: у меня нет времени на посещение храма. Это, наверное, самый слабый „отмазочный” аргумент. Дело в том, что время у нас есть на все, кроме… кроме Бога. Давай подсчитаем, сколько времени у тебя уходит на разговоры по мобильному телефону – часов 20 в месяц, не меньше. Телевизор смотришь? Сколько — час, два? Итого еще минимум 30 часов в месяц. Получается 50 часов в месяц, или 600 часов в год, или 25 суток. Неужели посещение храма отнимает у тебя столько же времени? Кто требует, чтобы ты проводил в храме двое суток в месяц? Даже если ты будешь ходить в церковь каждое воскресение и проводить там по 2 часа, в месяц это отнимет у тебя 8 часов твоего драгоценного времени (напомню – телевизор с телефоном – 50). При всем этом, мы ведь не упоминали друзей, праздники, дискотеки, магазины, стояние перед зеркалом и т. д., а на это времени уходит куда больше, чем на храм! Знаешь, кто самый занятой человек? Бездельник! Ничегонеделание – это самое утомительное и неблагодарное занятие. Поэтому давай будем честными – ты не ходишь в церковь не потому, что не можешь, а потому, что не хочешь. Помнишь: „Кто чего-то хочет – тот ищет возможность, кто не хочет – ищет причину”? 10. Зимой вода слишком холодная, а летом слишком теплая. Читай: зимой — холодно, летом – жарко. Насчет лета ты прав – действительно жарко. Но летом и в квартире жарко. И на улице. И в маршрутке. Такая вот есть особенность у лета – чтоб всем было жарко. Но почему-то мы терпим жару всюду, кроме храма. Значит, дело не в жаре? Может, в нас? А зима… Холодно скорее в сельских храмах, в которых отопления нету. Но опять же, холодно не только тебе и не только в храме (во многих уже давным-давно отопление есть). Холодно и на улице. Терпим? Значит, дело не в холоде. 11. Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла. Читай: не хочу, чтобы на мне зарабатывали священники. У меня один знакомый принципиально не стригся – не хотел, чтобы на нем зарабатывали парикмахеры. А может, еще и хлеб не есть? Ведь на нем зарабатывают пекари. Или мяса? Или не покупать машину, квартиру, одежду? Еще один момент – не зарабатывает в храме никто. Тем более на тебе – ты ведь не ходишь. Деньги, которые жертвуют в храме, идут на оплачивание электричества, газа (это чтобы зимой холодно не было), воды и т. д. Это скорее печальная необходимость, чем заработок, а с твоей стороны – посильная помощь. 12. Я моюсь в душе (в мыслях). Читай: я верю в душе, зачем мне ходить в храм. Глупо мыться только в мыслях – чище не станешь. Нет настоящей воды, мыла, полотенца… все должно быть реально. А как же реальное общение с Богом? Только в храме мы можем стать причастниками Божественного Тела и Крови Христовых. Только после причащения можно говорить о том, что „Бог в душе”. Если храм не нужен и все спасение заключается в моей вере в то, что я верю в Бога – тогда мера всех вещей — я сам. Зачем же приходил Христос? Господь ведь мог просто послать с неба Закон (что и утверждает ислам), и сказать – верьте в него, читайте, и спасетесь… Но Он воплотился, пострадал, воскрес, вознесся. Стал Одним из нас, „нашим братом” – по слову св.Иоанна Златоустого. Более того, Самого Себя предложил в снедь (пищу) верным: „Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь – тот спасен будет”,— так сказал Христос. И, конечно же, речь идет не об „умственном” употреблении Истинной Пищи, а о реальном соединении с Господом. Только тот, кто был в Ноевом Ковчеге, избежал смерти от вод Потопа. Только те, кто был в Сионской Горнице, приняли участие в Тайной Вечери. Только тот, кто причащается, имеет в себе Жизнь Вечную. 13. Всякое мыло одинаково моет. Разные сорта мыл придуманы жуликами в белых халатах. Читай: Бог один, какая разница, какую религию исповедывать или в какой храм ходить? Разница между религиями есть, и притом огромная. Например, индуисты очень почитают богиню Кали. Сия особа изображается сидящей на горе человеческих трупов посреди моря крови. Вместо волос – змеи, на шее ожерелье из человеческих голов. Цвет кожи этой дамы темно-синий, как у трупа. Что общего у этой „богини кала” с Христом, Который СВОЮ Кровь пролил за каждого из нас? Или Кришна (в переводе значит „черный”), который приказывает Арджуне убить свою семью – и Христос, Который говорит, что „нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя”? Или Мухаммед – многоженец, и Христос, Который говорил, что если кто „посмотрит на женщину с вожделением, тот прелюбодействует в сердце своем”? Или Будда, который умер от переедания свинины, и Христос, который умер на кресте за наши грехи? Во многих религиях существовали (и существуют, надо думать) человеческие жертвоприношения, ритуальная проституция (в Индии точно есть), священная война с неверными и прочее. Бог христиан запрещает все это делать? Знаешь почему? Потому что только Он – ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. Все остальные „боги” – всего лишь бесы, или проекции человеческих страстей. Существует разница и между храмами. Не все то золото, что блестит, и не всякий храм – Дом Божий. Еще раз напомню, что в храме совершается Литургия, во время которой хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. Храм, в котором это происходит, в котором служители не утратили благодатную связь со Христом, в котором сохраняется каноническое устройство, идущее от апостолов – истинен. Церковь – Тело Христово, а не „клуб по интересам”. И не национальное, политическое, философское, богословское или социальное объединение. Нет, структура, иерархия, культура, богословие, философия – все это есть, но только в живой связи с Христом. Без Него – нет Церкви. 14. Все сорта мыл имеют свои недостатки. Я моюсь тремя мылами сразу. Ибо только такое соединение мыл правильное. Читай: все религии имеют свои недостатки, поэтому я выбираю такое мировоззрение, которое объединяет все лучшее. А определиться все-таки нужно. Кроме огромных мировоззренческих и теоретических отличий, которые невозможно совместить – Триипостасность Единого Божества и многобожие, учение о Воле Божией и учение о карме, судьбе, роке, учение о уникальности нашего земного бытия и реинкарнация, учение о Царствии Небесном и нирвана, – есть и самое главное отличие христианства от всех остальных религий. Христианство не только теория, не только учение, в христианстве главное – Сам Христос. Совместить Христа и то, чему учат нехристианские религии – не получится. Тут либо ты с Христом, либо – в нирване. 15. На меня давит атмосфера ванной. Да и не понимаю я, откуда течет вода. Читай: на меня давит атмосфера храма – ладан, свечи, много людей. Кроме того, ничего не понятно. Странно слышать такие заявления. Особенно от людей грамотных. Особенно с высшим образованием. То есть от тех, кто очень много времени посвятил изучению алгебры или английского языка, например. Там сразу все понятно было? Или пришлось посидеть, почитать, подумать? А вот в храм хотим зайти – и чтобы все и сразу! Тут тебе и здоровье, и успешный бизнес и решение семейных проблем, ну и не против спасения души. Заметьте, что о Боге речи пока нет – тем, кто хочет все и сразу, Бог не нужен. Так же, как и знание определенных евангельских истин, способных перевернуть всю жизнь – ведь потребителю хочется получить товар, а не менять свою жизнь. Но храм – не супермаркет! Богу нужны не деньги, а наше сердце. Бог это Личность, и требует Он к Себе отношения как к Личности. Так может, стоит побольше узнать о Нем? Опубликовано 31 августа, 2011 - 11:54
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |