Вы здесь

Миссионерский дневник 11.12.13.

Представьте себе океанский лайнер, (типа "Титаник") у которого пробито днище в нескольких местах. На верхней палубе играет оркестр, выступают солисты эстрады. Люди во фраках ходят с шампанским в руках, ведут светские беседы. Здесь же конференции, семинары на тему "Религия и СМИ", "Этика русского дворянства"... благотворительные концерты с сентиентальными барышнями и т. д.

 А на нижней палубе работают в несколько смен активисты  и матросы. Их труд тяжёл... Они вычерпывают воду, но  воды с каждой минутой всё больше и больше... У этих людей несколько проблем:

А) У них ограниченное количество посуды. Эту посуду приходится таскать сверху. Это не может не беспокоить тех, кто наверху...  И поэтому ребятам внизу приходится довольствоваться старой или сломанной посудой.

Б) У этих людей нет общего плана действий, каждый отсек работает автономно, не согласовывая свои действия с другими отсеками. Из-за этого в одном отсеке от воды освободили 90% площади, зато в другой отсек оказался затопленным. Один отсек решили заварить, но сварочным оборудованием перекрыли доступ к другим отсекам.

В) Среди тех, кто находится на верхней палубе нет истиного понимания сложности ситуации. Неверная оценка приводит к неверным решениям. Воду бесполезно вычерпывать. Этот корабль потонет если не найти дырки в палубе и не заделать течь... Вместо этого с верхней палубы приходят люди во фраках с требованием к матросам, чтобы они правильно оформили отчёты об использовании тары для выгребания воды. Помощь верхней палубы в усложнении отчётов. И какой-нибудь 15 Б отсек (под дружные аплодисменты наверху) салютует о том, что матросы этого отсека сегодня выгребли на 50% больше воды, чем вчера...

А корабль медленно и неуклонно идёт ко дну... И этот корабль - эта наша миссия, куда входит молодёжка, социалка, катехизация, миссия в среде казачества и т. д...

 

Опубликовано 11 декабря, 2013 - 12:28

Комментарии

Аватар пользователя Александр Пермяков

bogoslov.ru/text/2234009.html Здесь говорится о том, как должна строиться миссионерская работа.

Документ об организации миссионерской деятельности отличается от других подобных документов только теоретическим обоснованием. А практические рекомендации очень схожи с рекомендациями по организации молодёжной, катехизической и социальной работы. Везде предлагаются специалисты профильных отделов.

Специалисты епархиальные, по благочиниям и по приходам. Расписаны их обязанности. Отлично. Не учтёна реальность, в которую поставлены благочинные и правящий архиерей. Смотрите, братья: при самом скромном раскладе при каждом благочинии должны быть хотя бы 4 профильных специалиста: по миссии, по социальной работе, по молодёжной работе и по катехизации. И это при том, что на благочинного не давят руководители военного отдела, отдела по взаимодействию с казачеством, отдела тюремного служения, отдела культуры и т. д. А ведь никто не мешает этим руководителям этих направлений предложить епархиям точно такую же "пирамиду Хеопса" и всё... Пусть благочинные выкручиваются как хотят...

А теперь посмотрите, братья, как благочинные "выкручиваются":

1. Благочинные - это священники наиболее благополучных приходов. Однако содержать больше двух специалистов даже этим приходам трудно. Если конечно под содержанием мы имеем в виду среднюю для данной местности зарплату. Как решается эта проблема? Специалиста "нагружают" всем, чем можно нагрузить. Он у нас и "чтец и певец и на дуде дудец". Я не видел ни разу, чтобы такой "многопрофильный" специалист продержался бы хотя бы 2 года.

2. Вы скажите: так ведь 2 года - это тоже немалый срок. И я скажу, что да - немалый. Только во-первых, посчитайте время подготовки такого специалиста и факт того, что через 2 года - это самый настоящий "духовный инвалид". Ведь в сложившейся ситуации человек не может быть эффективным. Тот кто делает всё, не делает ничего.

3. Руководитель миссионерского отдела епархии тоже не может быть счастлив от такой ситуации. Допустим он подготовил специалиста для какого-то благочиния, дал ему алгоритм действий, подготовил к отчётности, а там в благочинии "бац" и этого специалиста приспособили к молодёжке и социалке. Кто-то, возможно скажет: "ничего, от этого ещё никто не умирал, это всё- равно одно и то же!" Возможно, тогда зачем усложнять себе жизнь? Давайте сделаем одну единую концепцию всей профильной работы! И в каждом благочинии будет один специалист, решающий все задачи? Вы скажите, что это практически невозможно, и я с вами соглашусь.

4. Нынешняя схема организации миссионерской работы ставит всех руководителей профильных отделов в дурацкую ситуацию "конкурентных отношений". Поясню: возьмём, к примеру какое-нибудь N-ское благочиние. Благочинный может выделить на всех специалистов 30 000 рублей. Это или один специалист, получающий всю эту зарплату или два специалиста, имеющих ставку 15000 или 6 специалистов, получающих по 5000 рублей. Ну вот и всё... Ну нет у батюшки благочинного больше денег, хоть ты тресни. Если вы спросите, руководителей военного отдела и тюремного служения хотят ли они, чтоб их специалисты получали в N-ском благочинии зарплату, то они конечно же согласятся. Так как поделить деньги? По "шариковски"? А ведь уровень подготовки профильных специалистов с каждым годом всё выше и выше. Я убеждён, что миссионеры - это самые дорогостоящие специалисты. Но вот, например, руководитель молодёжного отдела епархии со мной не согласен. А что думаете об этом вы?

Аватар пользователя Александр Пермяков

Есть ещё несколько затруднений, которые возникают при нынешней схеме
организации миссионерской работы:

* Мотивация. Вы когда-нибудь видели, чтобы люди рвались на служение в
наши профильные отделы? И я не видел. Руководители отделов совершают
титанические усилия к тому, чтобы найти специалистов, способных проработать в
отделе хотя бы два года. Благочинные довольствуются сезонными
"гастарбайтерами" которые именно "подрабатывают" в
молодёжке и социалке. У профильных специалистов мало мотивации к РЕАЛЬНОЙ
работе. Все знают для чего они нужны. Для организации сдачи отчётов. Ведь
только по отчётам можно судить о том, что "работа идёт". Ведь никому
не придёт в голову измерить эффект от наших мероприятий. Вот, к примеру,
прошла ярмарка в которой приняло участие 30000 человек. Миссионерский отдел там
библиотеку организовал, молодёжный отдел - флэшмоб, социальный отдел - круглый
стол по наркоманам. Вот у нас теперь три отчёта. И везде эта цифра -30000
человек. И что? Я думаю, что среди миссионеров вряд ли будет много вдохновенных
защитников наших культурно-массовых мероприятий. Зато среди оккультистов их
будет много. Дело не в этом... Кто из священноначалия готов реально
вдохновиться отчётами профильных отделов? Ни благочинные, ни председатели
отделов, ни наши многострадалные владыки не могут понять - зачем всё это надо?
Какой от этого прок? Плодом этого недоумения становится неуважение к
сотрудникам отделов. А у них зарплатка мизерная, детки болеют, жёны ругаются...
Вот они и бегут... куда глаза глядят. Некоторые из них чувствуют себя
обманутыми, дескать мы пришли для того, чтобы приглашать людей на пир жизни,
нас звали для того, чтобы нести радостную весть о воскресшем Спасителе... а в
результате мы участвуем в протокольных мероприятиях, где не принято говорить
Христе и сдаём бессмысленные отчёты. Если профильные специалисты имеют мизерную
мотивацию к миссии, то для благочинных и руководителей профильных отделов - всё
это вообще "головная боль". Согласен, в любом правиле есть
исключения, но исключения никак не могут быть правилом.

* Отчётность. Логика нынешнего ПОЛОЖЕНИЯ такова, что пока в благочиниях нет
специалистов по молодёжной/ миссионерской/ социальной/ катехизаторской работе,
то перед руководителями профильных отделов стоит задача ввести этих специалистов.
Хорошо, мы их введём, что дальше? По каким критериям мы будем судить об
эффективности их работы?

Сейчас собрать к приезду архиерея 100 человек  молодёжи - это вообще
не проблема. Я научился решать эту проблему за час. И что? О чём это говорит? -
О том, что у меня есть связи и я хороший организатор. А миссия-то здесь причём.
Вспомним, что миссия - это содействие человеку в его встрече с Богом. Миссия
должна привести к ученичеству, к стремлению принять учение Христа как
руководство к действию...

Мне кажется, что нужен принципиально новый подход в организации
миссионерской работы. Мы должны создавать христианские общины, которые должны
организовываться в соответствии с определённым, скажем "миссионерским
уставом". Основными дисциплинами, определяющими жизнь этих
общин могут стать ЛИТУРГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ, СОЦИАЛЬНОЕ
СЛУЖЕНИЕ. Так вот: стратегической задачей епархиальной миссии может стать
создание на базе приходов таких общин. А тактической задачей - включение в эти
общины христианских семей. Таким образом миссионерский отчёт
"N-ского" благочиния за 2015 год может выглядеть так: в нашем
благочинии есть 3 общины. В одной 5 семей и социальная ответственность (СО) 10
пожилых женщин, в другой 8 семей и СО - 5 одиноких женщин, в третьей 12
семей и СО - 10 детей из детского дома.

Аватар пользователя Александр Пермяков

 

Предлагаю за основу миссионерского устава взять положение о приходском консультировании.

 

Проект устава службы приходского консультирования.

 

  1. Приходское консультирование (далее ПК) является методом самообразования мирян, эффективность которого зависит от:

      стремления всех участников ПК к освоению православного мировоззрения,

     дисциплины, предполагающую субординацию, благословлённую священнослужителем, руководителем приходских черёд.

    Приходское консультирование решает две задачи:

 

  • Религиозное образование.

  • Организация приходских общин.

    Практическое осуществление задач ПК происходит через приучение участников ПК к богослужению и к христианскому образу жизни за пределами богослужения.

    Все участники ПК делятся на миссионеров, старост, волонтёров и слушателей.

 

  1. Слушатели – это лица, свободно посещающие мероприятия ПК, но  принимающие субординацию ПК. Слушатели могут высказывать свои мнения и убеждения тогда, когда их об этом просят. Слушатели не имеют благословения учить, наставлять и спорить.

  2. Волонтёры – слушатели, которые прошли  обучение по программе  «РУКОВОДСТВА ПО ПРИХОДСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ». Волонтёры имеют право освещать только те вопросы, на которые у них есть чёткий ответ, данный специалистами в «Руководстве», или в каких-то печатных изданиях, интернет - порталах, благословлённых священноначалием РПЦ. Слушатели сдают экзамены по «Руководству» и получают удостоверение волонтёров с печатью миссионерского отдела Калининградской епархии. Без сдачи экзаменов слушатель не может стать волонтёром. Кроме этого существуют другие препятствия для перехода слушателей в разряд волонтёров:

 

  • Систематические пропуски без уважительной причины воскресных служб.

  • Оставление без уважительной причины каждодневных молитвенных правил.

  • Принципиальное пренебрежение изучением священного Писания в толковании святых отцов.

  • Игнорирование общецерковных постов.

  • Нежелание исповедоваться и причащаться хотя бы раз в месяц.

  • Не соответствие жизни кандидата для миссионерской работы нормам православного благочестия:

 

    1. Употребление наркотиков и сигарет.

    2. Злоупотребление алкоголем. Алкоголизм.

    3. Блуд, (т. е. физическая близость с противоположным полом вне законного  брака), половая распущенность.

    4. Воровство, нежелание жить честно, своим трудом.

    5. Нарушение закона.

    6. Посещение без благословения духовенства сектантских собраний. Чтение и распространение сектантской литературы. Пропаганда сектантской идеологии.  Обращение к экстрасенсам, занятие магией, вера в астрологию.

    7. Совершение абортов или поощрение других лиц делать их.

    8. Игровая зависимость.

    9. Психические заболевания.

    10. Матерщина, площадная брань.

    11. Ложь, клевета.

         Это основной, но далеко не полный перечень нравственных требований к участию в ПК. Священнослужитель, организатор приходского консультирования имеет право дополнить этот список, руководствуясь нравственным преданием Православной Церкви и соображениями пастырской целесообразности.

      Волонтёры, которые систематически нарушают эти требования, исключаются из групп приходского консультирования, лишаются удостоверения и благословения заниматься миссионерской работой.

  1. Старосты – это волонтёры, сдавшие экзамены по программе «Наша» вера». Старосты организуют работу ЧЕРЁД приходского консультирования.

  2. Череды – группы приходского консультирования, численностью от 4 до 10 волонтёров. Череды остаются в храме после службы по расписанию для проведения приходских консультаций.

    Во внебогослужебное время череды собираются по квартирам для домашнего освоения православного вероучения. Каждая череда должна управляться старостой и иметь квартиру для домашних встреч.

  3. Домашние собрания черёд. Это важная часть метода ПК. Домашние собрания не являются развлекательными мероприятиями, обычными, для имеющих приятельские отношения друг с другом членов приходской общины. Домашние собрания это элемент системы обучения участников ПК, а значит они предполагают определённую уставом образовательную дисциплину. Смысл домашних встреч состоит в обучении участников ПК христианскому общению за пределами богослужения.

  4. Порядок домашних встреч:

    1. Молитва «Царю Небесный».

    2. Просмотр очередной серии фильма «Вера святых».

    3. Чтение положенного в этот день зачала из Евангелия.

    4. Обсуждение увиденного и услышанного.

    5. Чаепитие.

    6. Молитва «Достойно есть».

  5. Молебны. Рекомендуется с определённой периодичностью проводить молебны специально для членов приходских черёд. Задача этих молебнов –выделить в отдельную молитвенную группу всех участников ПК.

  6. Финансы. Методика ПК не должна распространяться стихийно, подобно некоторому вирусу. Напротив эффективность волонтёрского движения будет во многом зависеть от профессионализма организаторов приходского консультирования.

    Среди тех, кто занимается систематической миссионерской работой, обязательно должны быть те, кто постоянно повышает уровень своей квалификации и несёт особую ответственность за организацию молодёжной и миссионерской работы. Труд этих людей должен быть оплачен. Финансовую ответственность перед этими людьми несут приходские череды. Священнослужитель, организатор ПК, может благословить волонтёров отдавать десятину, для финансового обеспечения деятельности профессиональных миссионеров.

    Рекомендуемая численность волонтёрской группы для работы в группе миссионера от 20 до 50 человек.

  7. Миссионеры. Миссионеры занимаются изданием методической литературы, ведут личные дела волонтёров, выдают или забирают удостоверение консультантов, представляют службу ПК в структурных подразделениях епархии, образовательных и медицинских учреждениях, в общественных организациях и органах государственной власти. Кандидатуры миссионеров по представлению миссионерского отдела утверждаются епархиальным архиереем.

 



 

 

 

Аватар пользователя Александр Пермяков

1. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.

2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

В этом тексте Иоанна 15:1-8 в метафорической форме содержится всё, что нам нужно знать о христианской общине.

 

Аватар пользователя Александр Пермяков

Слово "ЛОЗА" я выбрал в качестве аббревиатуры основополагающих принципов православной общины:

Л: Литургия, Богослужение. Каждый член миссионерской общины должен регулярно (хотя бы раз в неделю) посещать литургию. Это должно стать первым требованием к членству в миссионерской общине. На литургии члены общины связаны друг с другом и со священнослужителями.

О: Образование. Каждый член миссионерской общины должен постоянно самообразовываться. Сюда входит обязательное посещение каких-то классных мереприятий и "образование" как работа над собой, восстановление образа Божия, разрушенного грехом.

З: Задруга. Это славянское слово переводится как "семья". Славянский эквивалент лучше подходит к идее духовной семьи. Здесь видна этимология слова "друг", "за други своя". А семья сейчас многими воспринимается как "Я" Х 7!

 http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F

Миссионерская община должна обязательно состоять из семей. Тогда в общине будут естественные лидеры - отцы и матери. Тогда у нас будут правильные лидерские програмы, направленные на создание и укрепление христианской семьи.

А: Альтруизм. Разговор об альтруизме нужен потому, что миссионерская община не должна быть формой бизнеса или карательно-пенитенциальной системой. Если в общине все разговоры ведутся о деньгах и люди здесь находятся для того, чтоб заработать себе на жизнь - это не миссия! Если без денег никто не хочет чего-то делать, то это не христианство! И пусть быстрей загнётся этот миссионерский проект, если он не может существовать без денег. Альтруизм усиливается от социальных мероприятий, то есть посещений детских домов, одиноких пожилых людей, инвалидов, людей с ограниченными возможностями. У миссионерской общины должна быть ясная и постоянная социальная ответственность.

 

Аватар пользователя Александр Пермяков

Если вы настоятель, то...

1. Вы вывешивате на стенде храма два объявления:

ШКОЛА НАЧАЛЬНОЙ КАТЕХИЗАЦИИ НАЧИНАЕТ СВОЮ РАБОТУ.

Приглашаются все желающие. По окончании курса выдаётся диплом консультанта-катехизатора.

 Время работы школы_

Место сбора школы_

Б) "ПРИХОДСКАЯ МИССИОНЕРСКАЯ БИБЛИОТЕКА НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОМОЩИ!

Дорогие братья и сёстры! Возможно в вашей домашней библиотеке есть много христианских книг, которые вы уже прочли и которые вы могли бы с радостью дать прочитать другим людям, несите эти книги сюда (адрес вашего храма). Ответственный за приём книг Иван Петров тел. 123654"

Что касается пункта "А", то самый простой вариант подготовки специалистов по приходскому консультированию находится здесь: http://coollib.net/b/239170 В качестве дополнительных материальов рекомендую фильм "Вера Святых".

Скачайте или купите себе "Руководство по приходскому консультированию". 2 месяца достаточно для того, чтобы ваши прихожане освоили этот материал. На экзамене вы задаёте 3 вопроса из Руководства. Студенты школы должны ответить пусть не дословно, но хотя бы своими словами так, как об этом сказано в руководстве. Не стесняйтесь отправлять кандидатов на пересдачу. Если человек не может ответить на эти вопросы правильно, то это значит человек к миссии не готов. Ответы очень простые. Посмотрите сами и убедитесь.

Что касается пункта "Б", то это самое лёгкое... У прихожан дома всегда много разных книг. Вам только надо будет пропустить это через некую внутреннюю рецепцию. Вот увидите, там обязательно будут "500 заговоров православной целительницы", "Великая борьба" Елены Уайт, "Откровение Ангелов-Хранителей", "Звенящие кедры России" и многое другое. Больше всего для службы приодского консультирования (СПК) нужны пособия по исповеди, тексты Нового Завета и молитвословы. Старые, разорванные книги в отбор не должны идти. Когда вы сделаете переносную миссионерскую библиотеку, то люди от рваных книг будут шарахаться. Поэтому на виду должны лежать красивые глянцевые журналы, например "Фома", "Наследник" и т. д.

Продолжение следует.

Аватар пользователя Александр Пермяков

После сдачи экзаменов придумайте какое-то торжественное мероприятие с вручением дипломов,сертификатов или грамот. Я это делал обычно после службы. Объявлял победителей перед всем приходом. Очень важно, чтобы местные бабушки катехизаторов уважали и понимали, что вы, как настоятель, выделяете этих людей для миссии на приходе.Допустим у вас экзамен сдали 6 человек. Ну... тоже не плохо. Заведите себе "тетрадь общины". Запишите себе в неё их телефоны e-mail-ы адреса  и Дни Рождения. Сделайте фото выпускников, подарите им недорогие, но памятные сувениры.Продолжение следует.

Аватар пользователя Александр Пермяков

Группа приходского консультирования приходит в храм в воскресенье за полчаса до начала службы. У группы должен быть руководитель. У нас он называется староста череды. Староста своими ключами открывает бытовку, где стоит складной стол и сумки с книгами. Консультанты приносят стол в храм и ставят его в специальное подготовленное место. Если у вас большой притвор, то лучше, чтоб стол был в притворе. На него нужно положить Библии, молитвословы, тексты "покаянников". Во время службы один консультант остаётся у стола. Остальные стоят в храме вместе со всеми молятся. После окончания службы консультанты подходят к кресту первыми (после детей). Затем они переходят к столу. После службы они остаются в храме в течении 30 мин. и отвечают на вопросы прихожан. Они стараются пользоваться в своих ответах "Руководством по приходскому консультированию". Если они не знают, как ответить на тот или иной вопрос, то заносят сложный вопрос в специальный журнал. Журнал групп приходского консультирования должен включать в себя:

А) Предложения о программах приходского консультирования,

Б) Список телефонов лиц, взявших книги в библиотеке,

В) Список сложных вопросов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Аватар пользователя Александр Пермяков

Журнал программ приходского консультирования существует для организации каких-то интересных для прихожан тематических встреч. Например:

А) Программа воцерковления,

Б) Программа поддежки семьи,

В) Программа реабилитации.

Приходские консультанты предлагают прихожанам взять для прочтения какие-то книги из приходской библиотеки. Вместе с этим прихожанам предлагается поучаствовать в одной или нескольких консультанционных программ. Прихожане записываются на те или иные программы и оставляют в журнале свои телефоны. Таким образом в журнале появляются списки потенциальных участников образовательных программ. Когда количество желающих поучаствовать в программе доходит до 30, проект запускается. Организатор программы (либо лично, либо через модератора) обзванивает всех желающих и приглашает их на первую лекцию. У нас каждая программа включает в себя 4 лекции, которые мы проводим в течении месяца. Как правило, мы выбираем один вечер в неделю, например в среду в 19:00 и занимаемся до 20:30.

За год активной работы приходской консультации вы сможете собрать от 300 до 15000 телефонных номеров. И ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ БУДУТ ЖДАТЬ ВАШЕГО ЗВОНКА.

Аватар пользователя Александр Пермяков

 

Программа воцерковления раньше называлась антисектантской программой. В какой-то момент я понял, что у нас в Калининграде всех организованных сектантов вместе взятых не больше 2%. Зато есть сотни тысяч невоцерковлённых людей. Про статистику групп религиозности я уже писал в одном из предыдущих писем. Одним словом, я думаю, что самой распространённой сектой в нашей стране является секта "душеверов". Причём характер этой секты вполне соответствует определению Большой Советской Энциклопедии. Там сказано: "Секта- ответвление от господствующего в данной местности направления в христианстве, иудаизме и исламе и находящееся в оппозиции к этому направлению".

* Душеверы - ответвление от христианства (т.к. все они крещены, но не причащаются, то есть с точки зрения церковных канонов - они "отпадшие").

* Душеверы находятся в оппозиции к Православию, то есть они имеют альтернативные точки зрения на спасение и духовную жизнь.

Отсюда вывод - "душеверие это сектантство". Правда, справедливости ради, надо сказать, что у этих людей перед нами (православными людьми) одно преимущество: Они стали такими из-за нас, вернее из-за нашей миссионерской безответственности...

Мы же стали православными по милости Божией. Среди нас не так много людей, которые приобрели Православие как драгоценную жемчужину, продав ради неё всю свою собственность...

И ещё... определение "секты" БСЭ не кажется мне универсальным. Ведь если следовать логике БСЭ, то доминирующей религией в России как раз является "душеверие", а истинное Православие - "секта".

В моих статистических исследованиях около 77 % крещённых в Православии людей оказываются в числе душеверов.

Однако из них реальными сектантами оказываются только "радикальные душеверы" - их 29%. То есть это люди, которые сознательно противопоставляют себя Церкви, если по Церковью мы понимаем мистическое Тело Христово, выражающее себя в Церковных таинствах. Остальные оказались в присутствии Церкви. Им не хватает  только нашей любви...

Аватар пользователя Александр Пермяков

Одним словом курс, который раньше назывался "Техника религиозной безопасности"  теперь стал называться "Первые принципы Православия". В комменариях к одному из первых писем я начал выкладывать сокращённую версию этого курса.   "Первые принципы" могут быть своеобразным дополнением к "Руководству по прих. консультированию". Освоение этой программы позволяет нашим консультантам перейти к послушанию старосты череды ПК. Кроме того, мы проводим предкрещальную катехизацию по программе "Первых принципов".

 

2. Программа поддержки семьи. Вот уже 10 лет мы используем лекции на тему "Семьи и брака"замечательного батюшки Ильи Шугаева, которые были им написаны для студентов и старшекласников. Так что не надо придумывать интернет... Скачать его лекции можно здесь:  http://orthomed.ru/archive/zvuk/semia/shug.htm

3. Программа реабилитации. У нашего прихода есть свой подшефный ребцентр. Если у вас такой роскоши нет, то обратитесь за помощью в социальный отдел вашей епархии. Пусть вам помогут найти специалистов, способных вести беседы на темы трезвого образа жизни. Сейчас почти во всех русских семьях есть кто-то, кому нужна либо посталкогольная реабилитация, либо реабилитация постнаркотическая. Это очень важная тема. Когда мы перейдём к вопросу укрепления семьи, то реабилитация окажется жизненно-необходимым решением прихода. Кстати, я за поддержку групп "Анонимных алкоголиков" и "Анонимных наркоманов". Согласен, в этих группах силён дух протестантизма. Но православный миссионер не Баба Яга, чтоб бояться чуждого духа))). Мудрая тактичность, терпение и ненавязчивая проповедь Православия поможет вам направить этих людей в сторону Церкви. Ниже я дам вам, друзья, пару дельных советов о том, как это сделать на практике. С неправославными  религиозными организациями есть сложности. Об этом я тоже расскажу отдельно.

Ещё одна идея реабилитации... Кто вам сказал, что реабилитация это только наркоманы и алкоголики? Есть огромный пласт людей, имеющих компьютерную зависимость. Среди нас есть обжоры, лентяи и блудники. Здесь мне хочется немного грустного юмора. Представьте себе объявления типа: "Общество анонимных обжор" или "... анонимных блудников". 

  Впрочем, сам я таких групп у себя на приходе не создавал. Пока я не могу так оборзеть. Поэтому я несколько раз я приглашал народ на семинары по правильному питанию и на "Семейное консультирование" (которое я для себя назвал "курсами выживания в локальных семейных конфликтах"). Функционально это то же самое, что и" анонимные обжоры", только не создаёт мне не нужной пока славы миссионера-отморозка. А вообще-то, если вы хотите что-то подобное создать, то хорошенько продумайте программу бесед и алгоритм реабилитации. Не забудьте про "мост", переводящий ваших собеседников из темы реабилитации в тему воцерковления. Если всё правильно организовать - это будет очень хорошее начало вашей миссии. Мне кажется, что в эти группы анонимных грешников пошли бы тысячи людей. И это те, кому не просто нужна ваша помощь, а жизненно нужна. И они готовы её принять, радикально изменив свою жизнь. Однако всё же бойтесь фарса. Миссионер, над которым смеются - это очень жалкое зрелище. Продолжение следует.

Аватар пользователя Александр Пермяков

Есть идея создать программу организации своего времени. Мои наблюдения за своей жизнью и жизнью простых верующих людей приводят меня к определённым переживаниям. Возможно, вы со мной не согласитесь, но мне кажется, что православные люди, во-первых, дико не организованы, а, во вторых, патологоически неуважительны друг к другу. Вы когда-нибудь замечали, что если коврики в храме меняет клининговая компания, то к этим людям одно отношение, а к если эти же коврики меняют православные активисты другое. К сотрудникам клининговой компании мы лучше относимся, чем к собственным прихожанам. Если какой-то православный человек занимается бизнесом и хочет сделать общий проект с какими знакомыми ему верующими людьми, то скорей всего этот проект будет проходить с огромным напряжением: поставки срываются, работа вовремя не выполняется, а если выполняется, то, извините, "тяп-ляп". Когда-то мне казалось, что это случайное явление, сейчас я думаю, что в нашем внутрицерковном понимании своей земной жизни что-то не так. Каждый из нас может вспомнить пару таких примеров из своей жизни. И подумайте вот о чём... я знаю, что если вы наймёте на работу, например, баптиста, то можете быть уверены: всё будет сделано вовремя и качественно. Вы никогда не задумывались о том, почему это так?

Продолжение следует.

Аватар пользователя Александр Пермяков

Вчера ко мне подошёл один наш "межприходской колоброд", упрекнул меня в популизме. Дескать он прочитал мой дневник и понял, что я упустил в своём миссионерском дневнике главное: проповедь Христа. "Вы, отец Александр, - сказал он мне, - говорите о семье, о милосердии, о "тайм-менеджменте", и это важно... Но люди хотят слышать от нас слово о Христе! Всё, что вы говорите мог бы предложить любой буддист, кришнаит или баптист. А где во всём этом Христос?"
Хороший вопрос. К счастью, когда он задавал мне этот вопрос я был в епитрахили, поручах с дароносицей на груди. Я уже собирался сесть в такси, чтобы ехать к умирающему человеку для напутствия его Святыми Тайнами. Времени на обсуждение этого вопроса не было. "Здесь Христос!" - сказал я, указав на дароносицу, и сел в такси. А озадаченный колоброд остался...
Великое дело - Литургия. Но, согласно нормам пастырской этики, священник обязан даже её остановить ради необходимости напутствия умирающего. (Речь идёт о ситуациях, когда священника приглашают к умирающему до пения Символа Веры на литургии.) А Литургия - есть актуализированное в нашем веке Евангелие, есть созерцание Христа в Теле (и Крови) Христа, то есть в (Таинстве) Церкви. Но для того, чтобы литургия состоялась нужна живая вера, истинное покаяние верующих людей. Также нужен законно рукоположенный священник-пастырь, верно преподающий слово истины, нужен народ церковный - царственное священство, нужен престол, антиминс, подписанный правящим в данной епархии епископом. Ещё нам нужен храм, облачения для служащих в алтаре, "вещества таинства" (вино, хлеб, вода). Это то, без чего литургии не бывает. А есть ещё много вещей, которые пусть и необязательны, но очень желательны для того, чтобы данная община давала приют множеству людей. Поэтому нам надо вспомнить про воскресную школу, баптистерий, трапезную, библиотеку и т. д. Именно необходимость организации ЭФФЕКТИВНОЙ МИССИИ позволяет мне думать, что миссия каждого христианина это часть войны Церкви с миром. И характер проведения этой войны определяет эффективность отдельно взятого миссионера. Проще говоря... каким бы умным не был, например протодьякон Андрей Кураев, он не может быть эффективным миссионером в Церкви, которая на всех участках духовного фронта терпит поражение... Поэтому при разработки концепции эффективной миссии мы должны иметь целостный подход, учитывающий все факторы, которые влияют на эффективность миссии. Для того, чтобы верующие люди были эффективны им нужна приходская инфраструктура, а для её организации нужны подготовленные инженеры, архитекторы, иконописцы, фитодизайнеры, катехизаторы, каменщики, кузнецы, бухгалтера, руководители хора, пономари, сторожа, педагоги воскресной школы, повара, электрики, методисты, сантехники, звонари, фоторепортёры, уборщицы в храме, дворники, шофёры и т. д. Я думаю, что в обычном городском приходе больше 80 % этих специалистов выполняют свои профессиональные обязанности бесплатно. Но независимо от того, получают ли эти люди зарплату за свою работу или не получают, они нуждаются в определённой организации своей деятельности и, скажем так, в "рабочей обстановке". Последняя создаётся силовыми структурами, налоговыми службами, пенсионным фондом, органами юстиции, общественными организациями, политическими партиями, средствами массовой информации, а точнее теми позициями, которые занимает Церковь в информационной войне. Эти позиции определяют статистические данные, околоцерковные мифы, фильмы и аудиоматериалы на религиозную тему, интернет-дискуссии, культурно-массовые мероприятия и т. д. Самый ответственный участок фронта информационной войны это праведная жизнь православных людей (особенно духовенства).
Всё это должно рассматриваться нами как условия, во-первых, православной миссии, во-вторых, эффективной миссии. Продолжение следует.

Аватар пользователя Александр Пермяков

Если сравнить Церковь с армией, тогда становится понятным то, что разные подразделения имеют разные задачи. Одну задачу решает взвод, другую, рота, третью - полк, четвёртую дивизия и т. д. Так вот... Миссия Поместной Церкви отличается от миссии прихода. Миссия прихода отличается от миссии отдельного мирянина - миссионера. Последний должен привести человека в храм, то есть сделать человека частью прихода. Приход должен привести человека ко Христу... А в чём тогда миссия отдельной Поместной Церкви? 

 

"И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь". (Мф. 28:18-20)

Что Христос сказал?

* Научить народы

* Крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа,

* Учить всему тому, чему учил Господь.

И тогда Господь с нами...

Учить все народы - миссия Поместных Церквей.

Крестить - миссия приходских общин.

Учить людей  соблюдать всё, что повелел Христос - миссия каждого миссионера в отдельности.

Что вы об этом думаете? Я ничего не забыл? Верно: я забыл сказать о миссии епархии. С точки зрения православной экклезиологии епархия - это и есть община!!! Ведь во главе приходской общины должен быть епископ, а не священник. Почитате книги протоиерея Николая Афанасьева "Вступление в Церковь" и "Церковь Духа Святого". Здесь даны все канонические основания для того, чтобы руководителем общины считать не священника, а епископа. Понимание этого факта приводит меня к некоторым затруднениям. Священник может (и собственно говоря должен) помогать епископу управлять общиной. Но если этого не происходит, то эта община рано или поздно превращается во внутрицерковную секту!!!  Это абсолютно логично. Хотите примеры? Братство Александра Меня, кочетковцы, игнатьевцы, теперь сысоевцы. Их существование без окормления у архиерея противоестественно с точки зрения богословия Церкви. Вы скажете... да Кочетков вообще еретик, при чём здесь архиерей? А что если приходские общины потому и приобретают еретические черты, что находятся "вне зоны действия сети" епископа? Продолжение следует.

 

 

Аватар пользователя Александр Пермяков

Если на вашем приходе есть социальная активность,  образовательные программы, литургическая жизнь и благоукепление семей - это ещё не община, а только общинная среда. Община у вас будет тогда, когда ваши прихожане будут чувствовать себя на приходе как в большой семье. А что происходит в нормальной семье?

* Старшие заботятся о младших,

* Каждый член семьи обсуждает все серьёзные вопросы своей жизни на семейном совете,

* Родители переживают за каждое дитя, но отдают больше своей любви слабым, а не сильным... больным, а не здоровым.

* В нормальной семье есть то, что называется "родовая политика". Это когда родители имеют понимание того, кто может войти в их семью через брак с кем-то из членов этой семьи.

* Пороки каждого члена семьи- этот пороки всей семьи, достижения каждого -достижения семьи.

* У каждого члена семьи есть кроме общих прав и обязанностей - индивидуальные права и обязанности. И здесь должен работать закон: Увеличение обязанностей должно приводить к увеличению прав, а не наоборот. Семейный совет должен рассматривать и объяснять применение этого закона в данной семье, то есть логика всех действий родителей должна быть, пусть и не всегда понятной, но прозрачной.

* Семейные праздники и традиции имеют доминирование над несемейными. Например если семья собирается на Рождество и все поют колядки, значит никто не может уехать в Египет, на рыбалку, в гости к подруге и т. д. Съездил на семейное торжество - поддержал семью. Вероятно, для кого-то в этом семейный долг... Ну что ж тоже неплохо.

* У семьи должен быть законный вход и незаконный выход. Очень важное правило. Оно определяет границы данной семьи, подобные стенам вокруг домашнего очага. Разрушь эти стены и никто не сможет здесь согреться и укрыться от дождя и ветра...

Этот список можно пополнять, но без этих вещей в вашей общине не будет атмосферы истинной любви, истинного братства. А без любви все ваши миссионерские потуги всегда будут давать слабый результат.

Вероятно кто-то скажет: "Отец Александр, вы описываете какую-то секту, особенно в последнем пункте есть что-то сектантское". Что мне ответить на это? Я говорил о семье. И в самом деле... никто не может попасть в нормальную семью незаконно. А насчёт выхода... Вот родители воспитали человека, он женился, переехал в другой город, работает кочегаром на Луне... он всё-равно член семьи. Не так ли? А вот если он ушёл со скандалом, с проклятиями, с нежеланием выполнять семейные обязанности, то это проявление неблагодарности, а значит и нелюбви... А всё что без любви, то незаконно! Насчёт сект скажу, что эта идея настолько логична и замечательна во всех отношениях, что секты постарались украсть её у Церкви. Удивительно то, что это одна из немногих вещей, украденных таким образом, что у нас этого не осталось. Вот, например, украли протестанты в Церкви учение о Св. Троице. Я имею в виду учение с формуллировкой "Бог един по существу, троичен в Лицах". Она эта формулировка образовалась на 1 и 2 Вселенских Соборах. Протестантов там не было. Поэтому объяснить почему именно с такой формулировкой нужно говорить о троичности Бога они (протестанты) не могут. Значит они украли эту идею. Но эта идея осталась в Церкви. А вот идея общины была выкрадена таким образом, что у нас её практически не видно в православной среде... И вот здесь нам опять нужен епископ. Подумайте, ведь если во главе такой общины стоит епископ, то никому в голову не придёт, что это секта. Да, всё это конечно привлекательно, если епископ - православный. А вот если вместо епископа-руководителя общины будет столь же православный пресвитер, то все будут называть это сектантством и рано или поздно это станет сектой. Об этом мы уже говорили.

Аватар пользователя Александр Пермяков

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

У нас после литургии евангельские чтения. Мы сняли для этого кафе "Луиза" напротив храма. Вернее не сняли, а просто попросили о помощи. У нас есть одинокие мамы, воспитывающие 2-3 детей, пожилые женщины, которые не могут себе позволить роскоши обеда в кафе. И есть люди, которые готовы жертвовать немного на бедных... Короче 5 мужчин могут платить за себя и "за того брата..." в пределах 1000 рублей за одно воскресенье. Бабушки и одинокие мамы питаются бесплатно. Стоимость обеда для всех остальных  - 160 рублей.  Заказываем 30 порций заранее. Вот вам и социальный и образовательный проект. В 12:30 мы приходим в кафе, молимся и садимся за стол. Пока все едят, читается Писание. По окончании "процесса поглощения пищи" начинаем изъяснять. Для изъяснения пользуемся, в основном, книгами убиенного вакхабитами отца Даниила Сысоева и батюшки Олега Стеняева. Так вот... не для красного словца, а за назидание ради... Кафе "Луиза" оказалось для нас моделью общины, вернее некой такой "общеприходской тамагочей", в которой, как в зеркале, отражались все наши приходские проблемы. Продолжение следует.

Аватар пользователя Александр Пермяков

Кафе "Луиза" стало для меня открытием... Здесь я многому научился, многое понял, переосмыслил. Здесь я учился быть пастырем, наставником для верующих, тренером для миссионеров.

Сначала всё шло хорошо. Правда между отдельными прихожанами то тут, то там возникали конфликты. Кто-то занял место, положил на стул кофту, вышел в туалет руки помыть, возвращается, а другой кофту этого "кого-то" заботливо повесил на вешалку, а на этот стул посадил свою тёщу. Другой привёл большое семейство, 6 детей, занял полстола... другим сесть негде. Дети поели и стали бегать между рядами, доводя персонал кафе до белого каления.  Этот хочет сесть поближе к батюшке, но так, чтобы подальше от того. Дескать от того пахнет нафталином. Тот смотрит на красивую  девушку и хочет сесть рядом с ней. А девушка ищет место поближе к выходу. У неё урок по английскому в 14:00. Ей нужно будет пораньше уйти с Евангельской встречи. Этот товарищ привёл своих  друзей баптистов и хочет их посадить так, чтоб им лучше было видно батюшку. Но батюшку загородил от них высокий гражданин в футболке с надписью "Православие или смерть". Эта дама пришла с собачкой, ей не нужен обед, только кофе и при том "Лате". А вот ещё бабушка. Она старая и больная. Раз в неделю работники соцзащиты её моют. Хорошо если у неё баня в субботу. А если в понедельник, то в ближайшее воскресенье бабушка реально смущает своим запахом некоторых наиболее щепетильных.

А вот ещё молодой человек... пришёл из секты. Вернее так: он из секты ушёл, а секта в нём осталась... И он на каждое высказывания священника тянет руку, просит слова, а потом встаёт и говорит: "А я вот... хочу здесь дополнить." В общем люди разные. И всех их нужно любить, понимать и духовно руководить. Я ещё потом расскажу об этом. А пока только скажу, что через 2 месяца проект "Луизы" оказался под угрозой закрытия. Дело в том, что та категория участников беседы, которая за трапезу отдавала по 160 рублей стала медленно растворяться в среде пожилых людей, которых кормили бесплатно. Достаточно было одному или двум обеспеченным прихожанам один раз не заплатить, как пример оказывался заразным. Те мужики, которые платили по 1000 рублей в какой-то момент возмутились: "Мы- то хотели платить за бедных, а получается что мы оплачиваем обед те, кто просто пришёл пожрать..." (Сразу вспоминаю Апостола Павла, как он критиковал такие "Вечери любви").

А вот ещё проблема: Кто должен платить за гостей, которые пришли на "Евангельские чтения" по приглашению? Правильно! И я сказал, что те, кто их пригласили. А один из таких "миссионеров" на это отреагировал так: " Мы же к ВАМ их (гостей) привели!!! Вы нас попросили наполнить помещение гостями, ну вот мы и наполнили! И теперь ещё за это и платить должны? А оно мне надо?" Вот как бывает... 

Спасибо Господу за такую школу! Если б не евангельские встречи в кафе "Луиза", то не было б этого экстрима, а значит наше общение друг с другом было бы поверхностным. Только в конфликтах и разборках мы смогли узнать себя и друг друга! Только в такой среде реально разоблачается наша греховность. Эгоизм выступает рельефно, очевидно... "во всей своей красе". Человек может 10 лет ходить в храм и быть "пушистым зайчиком" только потому, что в его религиозной жизни нет ни одного обстоятельства, которое могло бы разоблачить  его характер "упрямого барана".

И ещё... только в экстремальных ситуациях мы видим свою мелочность, дурость и снобизм. Зато и подлинно христианское поведение становится очевидным. Всё как на ладони: эта нахамила - тот обиделся, а этот смирился и сказал: "Так мне и надо, грешнику". Так что я здесь увидел столько потрясающих примеров христианской любви, христианского смирения, что справедливо могу сказать, что меня воспитывали и назидали собственные прихожане. Назидали конечно же в большинстве случаев примером... Хотя... в какой-то момент появились и такие, кто по любви делал мне замечания. И я не вижу здесь никакого умаления моего священнического достоинства и безмерно благодарен всем этим людям...

 

 

Аватар пользователя Александр Пермяков

Если у вас будет живая приходская обина, в ней обязательно будут конфликты. И я абсолютно убеждён, что это нормально. Я считаю ненормальным явлением ссоры, потому что ссоры разрушают отношения, а конфликт - это снятие противоречий. Противоречия возникают у нас на каждом шагу. Важно, чтобы приходской священник заложил основы алгоритма выхода из любой сложной ситуации. Если он этого не сделает, то в приходской общине накопится определённая критическая масса противоречий, которая превратится в некую приходскую "раковую опухоль". Эта болезнь в какой-то момент начнёт "жить" самостоятельной жизнью, поглощая весь приходской альтруизм, разрушая связи прихожан с пастырем и друг с другом.

Какие искушения могут возникнуть в приходской общине?

* Вокруг пастыря собирается тайная кодла подобострастных почитателей. Из-за этих людей священник становится недосягаем  для простых верующих.

* Приход превращается в уютное и комфортное болото. Прихожане создают свою компанию, клуб по интересам, мафию, если хотите. Чужих туда не пускают.

* Пожилые прихожанки "рулят". Наши замечательные бабушки, предоставленные сами себе в какой-то момент начинают превращаться в "приходскую инквизицию", которая постепенно уничтожит все основания для оправдания человека. А ведь все мы поставлены Богом быть миротворцами, а не судьями.

* Неофиты "рулят". Неофиты, как правило, очень энергичны. Поэтому священник может даже попасть под их влияние. Это может привести к очень соблазнительным для большинства верующих вещам. Помню, как я назначил одну неофитку ответственной за катехизацию, то есть за предкрещальную подготовку. Это привело к тому, что люди просто не могли покреститься на нашем приходе. От них требовались не просто решения (что законно), но поступки, обнаруживающие их святость!

* Спонсоры "рулят". То, что спонсоры рулят для многих священнослужителей не является огорчением. Дескать, кто платит, тот и заказывает музыку. Однако на практике иногда такие "благодетели" заказывают на приходе "Мурку"... И тогда вся идея приходской общины профанируется. Знаете, в начале 19 веке помещики очень любили соревноваться в том, у кого лучше хор или театр из крестьян. Я думаю, что у верующих нет интереса к таким идеям. Поэтому давайте отличать спонсоров от благотворителей. Спонсоры руководствуются рыночной мотивацией. Они обменивают денежные средства на авторитет, положение в обществе. Нанять имеджмейкеров и бизнесс-тренеров не всегда удобно... К тому же окупаемость вложений спонсора в крышу храма порой бывает выше. Спонсора могут посадить за архиерейский стол. А выпускника бизнесс-школы не посадят. А за столом архиерея часто собирается компания очень нужных людей...

 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653