Вы здесьМесто Бога в современной космологииВ первой половине ХХ века в науке появилось желание осуществить «принципиальную установку», т.е. отделиться от других форм постижения мира – мифа, религии и философии. При этом предполагалось, что каждая из перечисленных форм будет объяснять все интересующие ее процессы только с помощью тех средств ее постижения, которые являются для нее специфическими. Это значит, например, что наука не должна прибегать в объяснении природных явлений к свидетельству религии или философии. Насколько это осуществимо в реальности, вопрос открытый и очень сложный. Ученый все равно остается человеком и находится под влиянием свойственного ему мировоззрения, т.е. обладает определенными знаниями в области философии, религии и мифологии. В процессе познания и осмысления никогда нельзя точно сказать, что натолкнуло исследователя на верную мысль – изучение научного факта или аллегория из символического текста. Как бы то ни было, современная наука пытается решить проблемы возникновения и развития Вселенной своими методами. Ученый стремится познавать мир с помощью эмпирических наблюдений и теоретических описаний подмеченных закономерностей. Христианин также может приоткрыть завесу над тайной Творения, над проблемой возникновения Вселенной. Это знание содержится в Священном писании. Оно не имеет характера естественнонаучных текстов, часто иносказательно, но обладает многоуровневой структурой и поддается не всякому исследователю. Священное писание является для христианина важнейшим источником истины. Основные сведения о творении изложены в первых главах Книги Бытие, хотя встречаются намеки и утверждения, касающиеся вопросов возникновения Вселенной, и в других библейских книгах. Откуда Моисей, автор книги Бытие, узнал о Творении Вселенной? Сам Господь засвидетельствовал Аарону и Мариами: «слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Числ. 12, 6-8). Моисей, получив от Господа знание о начале нашего мира, изложил его языком своего времени, поучительно и, может быть, иносказательно. Для проникновения в тайны Божии, для правильного понимания Священного Писания, нужно удостоиться особой благодати. Апостол Павел говорит о христианском познании: «и слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2, 4-5). Если мы будем пытаться найти в Священном Писании подтверждение бытующей ныне естественнонаучной парадигме и считать это непреходящей истиной, мы впадем в ошибку наших предков, сакрализовавших систему мира Птолемея – Аристотеля. Мы должны понимать, что наука развивается и на смену одной парадигме приходит другая. Священное Писание неизменно. Вполне возможно, что научные открытия помогут богословам более глубоко понять смысл библейских текстов, а Библия подскажет новые пути в науке. Но и здесь есть ловушка. Насколько то, что мы сегодня знаем в науке, соответствует той Высшей Истине, которая скрыта в Библии? Библия не может служить иллюстрацией к научным теориям, так как их изменчивость будет приводить каждый раз к новым толкованиям текстов Священного Писания. Мы должны помнить слова кардинала Барония, сказавшего еще во времена Галилея, что Библия учит нас как попасть на небо, а не тому, как оно устроено. Многие апологетические и критические работы современных ученых, к сожалению, устаревают быстрее, чем находят читателя. Мы можем выделить основные идеи, лежащие в основе библейской концепции Творения и сравнить их с современным состоянием науки. Но следует сразу заметить, что космология обладает целым набором гипотез, описывающих появление Вселенной и ее эволюцию. Эти концепции часто противоречивы, а часто почти ничем не подтверждены. Наряду с гипотезами, основанными на фактах, существуют вымышленные, основанные на вере. Они интересны как всякий феномен человеческого разума, как философские размышления, но не могут фигурировать как часть научных взглядов на Вселенную. Проблема веры в науке была очень актуальна в прошлом и остается важной сегодня. Например, всем известно, что идеи атомизма, выдвигаемые Демокритом, не могут быть названы научными ни для Древнего мира, ни сегодня. Демокрит считал, что атомы – некие неделимые частицы разных форм с крючками, которыми они сцепливаются друг с другом. Это, конечно, не соответствует действительности. Атомизм эпохи Возрождения также не являлся частью эмпирической науки, так как был основан не на фактах, а на размышлениях. В начале ХХ века появилась планетарная модель атома Бора, которая была наиболее близка древней идее атомизма. Но развитие квантовой механики показало, что неделимых частиц-корпускул нет. Сегодня многие ученые основывают свои взгляды на вере. Например, многие верят, что жизнь зародилась сама по себе, хотя до сих пор нет ни одного убедительного сценария этого процесса. Некоторые верят, что на других планетах существует разумная жизнь, не смотря на полное отсутствие фактов. Эта вера в корне отличается от веры религиозной, основанной на Священном Писании и духовном молитвенном опыте. Выделим основные идеи библейского понимания творения. 1. Творение «из ничего» является догматом нашей веры. Традиция, основанная на Библии, обладает абсолютным понятием тварного. В Книге Бытие повествование о творении гласит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Во Второй книге Маккавеев мы также встречаемся с этой мыслью: «Посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» (2 Мак. 7, 28). Согласно древним иудейским представлениям о творении, Божество неизречимо, может быть названо только - Бесконечное. Чтобы дать в себе место конечному существованию, бесконечный Бог должен сам себя ограничить. Самоограничение не изменяет неизречённого, но позволяет ему проявиться. Первоначальное основание или условие этого "другого" есть пустое место, в первый момент только точка, которое образуется внутри абсолютного от его самоограничения или "стягивания". Благодаря той пустоте бесконечный свет получает возможность лучеиспускания или эманации. Первоначальные лучи этого света есть основные формы или категории бытия - это 32 "пути премудрости". Они отождествлялись с 10 цифрами и 22 буквами древнееврейского алфавита. Как посредством 10 цифр можно исчислить всё, что угодно, и 22 букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так неизречённое Божество посредством 32 путей открывает всю свою бесконечность. Они - общие основные формы всякого бытия. Обусловленная этими формами конкретная Вселенная представляет различные степени удаления божественного света от его первоисточника. В христианском понимании творения сама материя оказывается тварна. Она не вечна, как об этом говорят многие древние философские и религиозные системы, а была сотворена «из ничего». Творение есть дело Божественной воли и потому не совечно Ему. Так как невозможно, чтобы вызванное из небытия к бытию было бы совечно безначальному и вечному Богу. Творец не является связанным с вечной материей, циклически творя вселенные. Господь сотворил мир свободно и по полноте своей любви. В творении мы видим порядок, целеустремленность, любовь. Само бытие Бога отражается в сотворенном и зовет к соучастию в Его Божестве. Этот симбиоз Творца и твари является смыслом и оправданием творения. Согласно современной космологии, Вселенная произошла из сингулярности – такого состояния, когда объем стремится к нулю, а плотность к бесконечности. По своей сути – сингулярность это разрыв времени и особое состояние пространства. Современная наука ничего не может сказать о состоянии материи в состоянии сингулярности. Там отсутствуют понятные «физические» формы материи – вещество и излучение. Ни одна физическая теория не может описать это состояние, так как отсутствует математический и аналитический аппарат. Здесь же существует и эпистемологическая проблема – установление «границы» познания. Наука, отдаляясь от религии, утверждает, что материя существует вечно. Для объяснения того, что было до состояния сингулярности, и как Вселенная будет развиваться далее, выдвинуто несколько гипотез. Одна, автором которой являются Дж. Уилер и др. утверждает, что существование Вселенной представляет собой циклический процесс Больших взрывов и схлопываний. При этом, каждый раз возвращаясь к сингулярности, Вселенная теряет память о прошлом состоянии и может снова «родиться» с совершенно новым набором констант[1]. Другая рассматривает вечный вакуум как одно из состояний материи, содержащее некие потенции, позволяющие породить реальные частицы. Современная наука определяет вакуум как среду, наполненную виртуальными частицами. Флуктуации вакуума могут породить реальные частицы. Квантовая теория допускает кратковременные нарушения закона сохранения энергии, таким образом, что система может заимствовать энергию в том случае, если этот долг быстро возвращается. Значит, по мнению творцов гипотезы, некие флуктуации могли бы способствовать началу Большого взрыва[2]. Эти гипотезы, на первый взгляд, противоречат идее творения и не нуждаются в Божественном начале. Однако, при тщательном исследовании оказываются во многом проблематичны и на поставленные вопросы однозначно не отвечают. Относительно первой нет никаких свидетельств бесконечных пульсаций Вселенной, и она существует скорее как фантазия. Вторая же должна предполагать существование квантового поля и законов квантовой физики как вечные абсолютные условия, что также маловероятно. Даже идея многих Вселенных не чужда христианской традиции. Наиболее признанная современной космологией теория, разработанная А. Линде и др., предполагает, что Вселенная состоит из множества изолированных миров – доменов. Эти области возникли подобно виноградной грозди из Большого взрыва. Каждая мини-вселенная может иметь свои неповторимые условия, которые будут неизвестны и непостижимы для соседней[3]. Св. Феофан Затворник (1815-1894) пишет о творении Вселенной: «Мир набросан Словом Божиим в пространство и время. Рече и быша, рече и быша. Каждое слово, исходившее из уст Божиих, рождало миры, коих и перечесть нам не удается»[4]. Как видим, русский святой, ушедший в затвор в 1872 году, прозревал великие духовные истины. 2. Творение дало начало времени. Апостол Павел говорит, что Бог Отец через Иисуса Христа «и веки сотворил» (Евр. 1,2). Василий Великий пишет: «мир сотворен хотением Божиим не во времени, сказано: в начале сотвори. В означение сего древние толкователи, яснее выражая мысль, сказали: вкратце сотвори Бог, т.е. вдруг и мгновенно»[5]. Что было до момента творения совершенно неизвестно. В еврейском тексте Библии первой стоит буква «бет» - , имеющая форму скобы, как бы отгораживающей момент Творения от того, что «вне» и ставящей запрет на всякие попытки размышлять на эту тему. Невозможно представить что было «до» сотворения: Бог существует вне времени, в Боге «начало» не имеет смысла. Оно рождается вместе с тварным бытием. Акт сотворения и устанавливает время, категориями которого являются «до» и «после». 3. Сотворенный мир является совершенным и гармоничным. Моисей, желая показать, что мир является художественным произведением, созерцание которого позволяет познать премудрость его Творца, употребил именно слово «сотворил». Василий Великий пишет, что «Бог был для мира не сим одним – не причиною только бытия, но сотворил как благий – полезное, как премудрый – прекраснейшее, как могущественный - величайшее»[6]. Библейские дни творения свидетельствуют о том, что Господь действует как художник, который, приступив к сущности вселенной, согласовывает ее части одна с другой, производит само себе согласное и гармоничное целое. Разнообразие и сложность физических систем, из которых состоит наблюдаемая Вселенная, столь поразительны, что задача открытия простых законов, способных описать все эти системы, кажется безнадёжной. Тем не менее, изучение Вселенной показало, что если бы была реализована иная последовательность чисел в фундаментальных постоянных, мир был бы другим. Такие важные структурные единицы как звёзды типа Солнца своими свойствами обязаны маловероятным совпадениям чисел, которые построены на фундаментальных постоянных, относящимся к разным разделам физики. Начальные параметры ранней Вселенной были согласованы с поразительной точностью. При совсем незначительном их изменении, Вселенная не смогла бы стать такой, какой мы её наблюдаем. Вещество структурировалось бы совсем другим способом. В 1930-х годах А.Эддингтон и П.Дирак были поражены любопытным и неожиданным совпадением некоторых очень больших чисел, рассчитанных исходя из атомной физики и космологии. У них создалось впечатление, что Вселенная приведена какими-то способами в равновесие. Св. Феофан Затворник пишет о божественном устройстве мира: «но как из всех возможных образов бытия мира благоволил Он избрать именно тот, который видим теперь, то верьте и содержите, что это есть лучший образ бытия, какой может иметь тварь конечная, во времени являющая свое бытие»[7]. 4. Цель сотворения мира и человека открывается нам в домостроительтве тайны, «сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» (Еф. 3, 9-11). Размышляя о сотворении человека по образу и подобию Божию, о грехопадении и воплощении Сына Божия Иисуса Христа, мы касаемся великой тайны и проницаем замысел Божий, осуществленный в переплетении времен. По словам Св. Максима Исповедника, Бог нисходит во вселенную, становится человеком, а человек восходит к полноте Божественной, становится богом, ибо это соединение обеих природ, Божественной и человеческой, было предрешено в Предвечном Божьем Совете. Так как это та конечная цель, ради которой и был сотворен весь мир. Весь мир приготовлялся к воплощению Сына Божия – Иисуса Христа. Поэтому мир христоцентричен и антропоцентричен, так как Иисус Христос воплотился в человеческом теле. Это воплощение позволило Христу соединить в себе различные сферы космоса, чтобы, привести их к соединению с Богом, приобщить их обожению. Эта цель, поставленная перед первым человеком – Адамом и не выполненная им, была осуществлена Иисусом Христом. Весь мир приготовлялся к этому великому событию. Здесь можно провести параллель между развитием вселенной и действием Святого Духа в человечестве, чтобы подготовить почву для Боговоплощения. Таким образом причина творения мира усматривается не в прошлом, а в будущем. Ведь Бог неподвластен времени. Евангелист Иоанн свидетельствует о предвечности Иисуса Христа: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Иоанн, 1, 2-3). Рождественский кондак Православной Церкви напоминает нам, что «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Человек причастен Христу и приобщается великому единству Бога, Вселенной и Церкви через принятие Тела и Крови Спасителя. В этом раскрывается тайна космологического антропного принципа. 5. Христиане верят в непрерывное участие Бога в жизни мира. Господь постоянно вмешивается в жизнь Вселенной, что нашло отражение в концепции продолжающегося творения. Мечты Лапласа о предсказании будущего на основе знания всех координат частиц в настоящем не могут сбыться не только из-за возмущений, оказываемых природными силами, но и из-за вмешательства Бога в дела мироздания. Псалмопевец Давид свидетельствует нам о непрерывном присутствии Бога в мире: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом; скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103, 27-30). Поэтому настоящее для нас таит много неожиданного и мы не можем знать ничего о конце мира: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф. 24, 36). Как мы видим из истории развития космологии, научные сценарии возникновения и развития Вселенной постоянно меняются, иногда плавно переходя друг в друга, иногда кардинально отвергая предыдущий. Постоянно согласовывать их с Шестодневом нет смысла и необходимости. Однако, истины, открывающиеся ученым в попытке познать строение Вселенной, близки библейскому мировоззрению. Как отмечает И. Барбур: «При тщательном анализе современной космологии в ней невозможно найти никаких оснований для модели конфликта»[8]. Как бы мы не пытались отделить религию от науки, все равно они тянутся друг к другу, постоянно находя между собой что-то общее. Это стремление навевает тоску по полноте и древнему синтетическому познанию. Присутствие Божьего промысла и продолжающееся творение были замечены современными учеными в удивительной согласованности строения Вселенной и в планомерности ее развития. Именно эти факты свидетельствуют нам о Боге. [1] Wheeler John A. “The Universe as Home for Man”, American Scientist 62 (1974): 683-691. [2] Atkins Peter, Creation Revisited (Oxford and New York: W.H. Freeman, 1992) [3] Линде А. Д. "Физика элементарных частиц и инфляционная космология", М.: Наука, 1990 [4] Феофан Затворник «Ответы свт. Феофана Затворника на вопросы духовной жизни». с. 54. [5] Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Часть 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900, стр. 13. [6] Там же, стр. 14. [7] Феофан Затворник. Ответы свт. Феофана Затворника на вопросы духовной жизни. с. 114. [8] Барбур И. Религия и наука: история и современность. Москва, ББИ, 2001, стр. 256.
Please войдите or регистрирация to sign up for this Апологетика. Автор: Протоиерей Александр Шимбалев Опубликовано 30 января, 2014 - 16:44
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |