Вы здесь

Религия и идеология.

 

Известный китайский полководец Сунь Цзы в своём трактате «Искусство войны» однажды выдал принцип эффективного захвата чужого государства: «Сперва приходит миссионер, потом купец, и, наконец, солдат». С тех пор этот принцип используется державами, стремящимися к доминированию в своём регионе или в мире. Соответственно, государство, стремящееся к самостоятельности должно иметь три границы суверенитета: идеологическую, экономическую и географическую.

 

   Кстати американец Сид Мейер, создатель всемирной компьютерной игры «Цивилизация» знал об этом принципе. В этой компьютерной игре существуют разные народы: ацтеки, вавилоняне, испанцы, китайцы и т. д. Все народы вступают в игру при первобытно - общинном строе в 4000 г. До Р. Х. И у каждого народа есть свои преимущества. Например, индийские крестьяне работают быстрей любых других, а немецкие юниты – самые сильные. Так вот… у каждой цивилизации есть свои особенности.  Египтяне – мистики. Римляне – строители и т. д. Способность производить культурный захват чужих территорий называется в игре экспансионизмом. И знаете, кто в «Цивилизации 4» самый главный экспансионист  - русские! Технически этот захват представлен в игре так: Вот город Москва. Вокруг него 8 квадратов – это граница его культуры. Внутри этой границы можно строить, сеять, пасти овец. Строим любую культовую постройку. Например, обелиск. Обелиск даёт всем народам  два новых квадрата культуры. А русским даёт в два раза больше, то есть четыре квадрата. Таким образом территория вокруг русских городов достаточно быстро увеличивается. Наступает момент, когда мы сталкиваемся с культурой другого народа. Например, перед нами индийский город Калькутта. Что происходит дальше? Границы культуры постепенно меняются в пользу русских пока не доходят до самой Калькутты. Затем русские территории постепенно окружают индийский город со всех сторон. И в момент, когда последний квадрат, соединяющий Калькутту с остальной индийской территорией меняет свой цвет с розового (индийского) на зеленый (русский) в Калькутте вспыхивает прорусское восстание и город без боя становится русским. Сид Мейер, вероятно поверхностно знаком с религиями мира. Поэтому по его мысли чем больше у твоей цивилизации религий ,тем больше доступных культовых построек, а значит больше уровень культуры.  В реальной истории мировых цивилизаций всё было с точностью до наоборот. Религиозная всеядность приводила к ослаблению уровня культуры, что вело к уничтожению цивилизации.  Расцвет цивилизации  гиксосов, финикийцев, арабов, ацтеков всегда происходил в период существования одной господствующей религии.  Остальные религии либо терпелись как второсортные верования завоёванных народов, либо вообще искоренялись  как ереси, подрывающие идейную целостность народа.

 

Роль идеологии в политике достаточно ярко прослеживается в компьютерной игре «Medieval  IITotal  War». Здесь вы становитесь правителем небольшого средневекового королевства. В начале игры вы выбираете какую-то католическую страну. Впоследствии вы можете выбрать православную Русь или державу египетских мамелюков.  Вы обязательно должны строить церкви или мечети. Там у вас будут появляться священники или имамы. Их вы в качестве миссионеров должны будете направить на территорию соседнего государства. Там они проповедуют. Чем дольше это происходит, тем больше в этом регионе появляется ваших сторонников. Когда ваша армия захватывает столицу этого региона, то весь регион становится вашим. Если в этом регионе была другая религия – ждите восстаний. Восстания могут быть сильными или слабыми в зависимости от  силы вашей армии в этом регионе и количества сочувствующих вам лиц. Если в вашем регионе есть крупные церкви, мощные соборы, то вы будете влиять на соседние инославные регионы автоматически, то есть без отправки туда специальных миссионеров. Если соединить влияние соборов на соседние регионы и миссионеров, то эффект получается просто блестящим! Ваша армия захватывает вражеский регион и всё! Никаких восстаний! «Всё тишь да гладь, да Божья благодать». Есть ещё одна идея авторов бестселлера  «Medieval  IITotal  War». Инквизиция. Чем выше уровень религиозных построек собора, тем выше благочестие у губернатора.  Время от времени в католических регионах появляются инквизиторы, которые испытывают ваших генералов и губернаторов на предмет ереси. Если уровень благочестия их низок, появляется мультипликационная вставка, которая показывает, как вашего героического генерала публично осудили в ереси и сожгли на костре. Слава Богу в разработчики игры освободили православные страны от появления инквизиторов. Зато у православных нет возможности организовать крестовый поход против своих «заклятых друзей». Если вы играете за католическую страну, то время от времени вам нужно будет снаряжать армию крестоносцев для захвата Иерусалима и других городов. С одной стороны – это дорого и неудобно. Зато, если вы сходили в крестовый поход, то рейтинг вашей страны в глазах Папы Римского возрастает. Потом… чем больше в вашей стране соборов, тем больше у вас кардиналов. Чем больше кардиналов, тем больше шансов, что Папой станет ваш кардинал.  Все ваши кардиналы будут голосовать так, как надо вам, за нужную вам кандидатуру… Правда, если вы голосовали за одного кардинала, а курия выбрала Папой другого, то ваш рейтинг в глазах Рима упадёт очень сильно. Если он опускается до нуля, то папа накладывает на вашу землю интердикт и все католические правители как вороны собираются вокруг ваших замков. Вас будут грабить до тех пор, пока либо  Папа не помрёт, либо ваш король. Вот. Зато если ваш рейтинг в курии растёт уверенно и бодро, то однажды наступит момент, когда уже вы можете на обсуждении курии вынести предложение об организации крестового похода против вашего врага.

Особенно убедительной ваша аргументация будет в ситуации, когда вражеская держава не является католической. У мусульман, кстати, в этой игре есть аналог крестового похода – джихад.

 Ну и из серии «Total  War» есть ещё одна игра, в которой выбор  идеология тоже  занимает чуть ли не главенствующую роль. Это игра «Падение самураев». Итак, перед нами Япония 1866 год. Вы губернатор одной из японских провинций. Страна разобщена. Каждый регион стоит перед дилеммой: пустить европейцев или опереться на местную самурайскую знать? Торговля с какой-то европейской страной или с США даёт возможность строить фабрики, покупать пулемёты, технологии паровых двигателей и т. д. Но тогда эти регионы погружаются в стихию самурайских восстаний. Опора на конфуцианскую этику, культ Аматерассу, боевые традиции буддийских монастырей – позволяет сохранять спокойствие внутри, но терять позиции на границах ваших земель. Если вы строите  торговый причал для иностранцев, то вам можно будет купить, например, несколько рот морской пехоты США.  Но вместе с этим к вам приедут и протестантские пасторы. В какой-то момент перед вами появится сообщение: «Крестьяне поймали и убили двух христианских проповедников. Что сделать с крестьянами?

 

 

  • Отпустить, как ни в чём не бывало…

  • Дать им денег и похвалить…

  • Наказать этих крестьян и извиниться перед американцами.

 

И в зависимости от принятого вами решения в вашем регионе возникнут бунты или проблемы экономического характера.

 

Вот… Так создатели компьютерных продемонстрировали своё понимание роли религии в истории человечества. На самом деле религию компьютерной игрой не продемонстрируешь. А вот идеологию – запросто. Но давайте не будем вносить слово «идеология» в чёрный список неприятных понятий нашего мировоззрения. Идеология не всегда является злом… Так же как интернет, театр,  марксизм и т. д. Однако важно видеть отличие идеологии от религии. И это особенно важно для тех, кто собирается посвятить себя миссионерской работе.

 

Продолжение следует.

 

Опубликовано 4 февраля, 2014 - 03:00

Комментарии

Аватар пользователя Александр Пермяков

Сперва приходит миссиионер, - говорит Сунь Цзы. Чужой "миссионер" разушает идейную целостность народа, его самоидентификацию. "Миссионер" похож на вирус, запущенный  в програмное обеспечение ракеты, которая вместо чужих самолетов начинает сбивать свои. Слово "миссионер" я специльно взял в кавычки, чтоб отличать детей Божиих и детей мира. Этот псевдо-проповедник - разрушитель. Он приходит для того, чтобы разрушить духовное единство народа. Если в народе есть уважение к старшим, почитание родителей, верность супругу или супруге, то этот народ победить нельзя!!!

Потом приходит купец. На месте разрушенных "чужим миссионером" отношений любви и верности купец создаёт новые отношения, основанные на совместной выгоде.

И наконец приходит солдат, который доделывает то, что начали "миссионер и купец". Он приносит страх.  Таким образом, согласно логике Сунь Цзы покорённый народ вместо любви к своему получает заинтересованность в чужом и страх перед чужим.

 

Аватар пользователя Александр Пермяков

А всё началось с казалось бы совершенно безобидного "миссионера". Страна могла утратить географические границы своей страны (народ Израиля). Страна могла лишиться экономической независимости (Япония после 2 Мировой войны), но утрата идеологической границы всегда приводила к разрушению самого этого государства. Например в 1973 году в Чили произошёл государственный переворот, в результате которого социалистическое правительство Сальвадора Альенде было свергнуто генералом Августо Пиночетом. Смотрите: географические и экономические границы Чили не изменились, однако при Пиночете эта тихая латиноамериканская страна превратилась в огромный концлагерь. Таким образом в политике идеология играет более важную роль, чем армия и банковские активы. Продолжение следует.

 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653