Вы здесь

Что такое Римская инквизиция?

Всем хорошо известно, что испанская инквизиция – институт, созданный практически против воли Папы монархами Испании. Его цель заключалась в том, чтобы выявлять политических врагов внутри этого многокультурного государства.

К ним относились люди, которые чаще всего не были католиками: евреи, мусульмане, еретики. Дело в том, что испанские монархи мечтали объединить народ на фундаменте католической идентичности, и таким образом боролись с инакомыслием. Папа Римский, в свою очередь, осуждал методы испанской инквизиции.

По-другому дела обстояли с Конгрегацией Римской и Вселенской инквизиции. Этот институт был основан 21 июля 1542 года Папой Павлом III. Его целью не было преследование представителей других вероисповеданий. Институт работал над защитой и сохранением католического учения. Существовала опасность, что идеи Реформации распространятся также на территорию Италии. Поэтому Римская инквизиция выявляла теологические и научные еретические идеи. Подчинялась она напрямую Папе. От имени Понтифика управлял ею кардинал Джованни Пьетро Карафа, известный своей твердостью и неприятием компромиссов. Ему помогали другие пять кардиналов. Все вместе они составляли Постоянную коллегию судей – самый главный судебный орган Церкви. Решения этого института не подлежали пересмотру и оспариванию.

Чтобы не допустить самодеятельности отдельных инквизиторов, Папа создал специальные нормы, согласно которым проводились процессы. Это был определенный порядок, который не противоречил юридическим нормам, давал равные возможности обвиняемым и судьям и не принижал достоинства подозреваемых.

Как пишет Михаэль Хеземан, историк Церкви и консультант многих современных ватиканских ведомств, в тюрьме инквизиции подозреваемый в ереси имел право на кровать и стол, возможность мыться, пользоваться полотенцами, менять белье два раза в неделю, менять одежду. За отдельную плату он мог пригласить парикмахера. Когда подозреваемый жаловался на холод, ему выдавались бревна, которые он мог использовать для разжигания костра. Если после осуждения еретик признавал ошибочность своих взглядов, он подлежал амнистии, или его тюремный срок сокращался. Следует отметить, что именно благодаря Римской инквизиции началось движение в сторону гуманного отношения к узникам.

Первым историком, который получил разрешение на исследование документов о деятельности Римской инквизиции, которые хранятся в Ватикане, был новозеландец Оксфорд Петер Годман. После научного анализа этих документов он отметил, что целью каждого процесса инквизиции было привести еретика к признанию своей вины, ее осмысления и покаяния. Еретиком не был тот, кто ошибся в вопросах веры. Им был тот, кто продолжал настаивать на своей правоте. Именно это могло привести еретика на костер. Следует отметить, что в отношении к еретикам-рецидивистам инквизиторы редко проявляли милосердие.

Инквизиция допрашивала подозреваемого в присутствии как минимум двух свидетелей. Ему зачитывали список обвинений и предлагали говорить только правду. Присутствующий нотариус записывал вопросы и ответы. Инквизитор и обвиняемый сидели напротив друг друга, как во время простой беседы. Не было оков и цепей.

В "Инструкции для римских инквизиторов", изданной в 1578 году Франциско Пено, советником римской инквизиции, подчеркивалось, что к обвиняемым необходимо относиться с уважением. Им разрешалось сидеть во время процесса, даже в том случае, если они были низкого происхождения. Инквизитор не имел права заставить обвиняемого признаться в том, чего он не делал, или обещать обвиняемому свободу, если тот признается в ереси. Франциско Пено отмечал, что нельзя было перебивать обвиняемого, когда он давал свое объяснение событий. "Думай о том, что можешь сам ошибаться. Думай об этом бедном подозреваемом, который замучен страхом", – приводит слова из "Инструкции" Михаэль Хеземан.

Инквизитор должен был начать процесс с вопроса: "Знаешь, почему ты здесь?" Этот вопрос потом адресовался и к обвинителям. Не рассматривались обвинения, которые основывались на словах "я слышал" или "мне про него рассказывали". Необходимо было конкретно назвать дату и место преступления. В противном случае инквизитор мог принять меры для того, чтобы выяснить, правдивые ли это обвинения и свидетельства. Недопустимо было, чтобы человека обвинял в ереси другой еретик. Нужно было выяснить, говорит ли обвинитель искренне, не таит ли злобы на подозреваемого, не было ли между ними конфликтов или непогашенных долгов.

Фактом является то, что к обвиняемым применялись пытки. Им завязывали руки за спиной и таким образом подвешивали над землей. В некоторых случаях на ноги вешались гири. В таком состоянии обвиняемый мог оставаться целый час. Одновременно инквизитор задавал ему вопросы. Когда подозреваемый признавался и через день после пыток письменно подтверждал свою вину, его признание обретало силу.

Многие виды ужасных пыток, которые использовались в светской судебной системе, были запрещены для инквизиции. В скором времени инквизиция отказалась также и от пыток с подвешиваниями. В декрете Римской инквизиции от 1636 года говорится, что пытки противоречат стилю этого института. По словам Оксфорда Годмана, процессы, которые проводила инквизиция, были несовершенными, часто несправедливыми и жестокими, как и в других процессуальных системах той эпохи, однако, в отличие от последних, стиль ее быстро был переосмыслен.

В 1998 году блаженный Папа Иоанн Павел II открыл архивы Римской инквизиции для исследователей. Папа был уверен, что Церковь не должна бояться правды. Через два года по результатам исследований прошли три научные конференции – две в Риме и одна во Франкфурте. Их участники согласились, что образ Римской инквизиции, который доминирует в современной культуре, не соответствует действительности. Профессор Агостино Борромео отмечал, что основная масса "черных легенд" об инквизиции происходят из протестантских источников XVI века. Легенды переписывались одна с другой и к XIX веку создали негативный и темный образ инквизиции.

Американский исследователь Джон Тедески называл Римскую инквизицию "пионером в юридической реформе", поскольку именно благодаря этому институту началось движение к уважению прав и достоинства обвиняемых. Подчеркнем, что такого отношения не было в ту эпоху ни в одной юридической системе в мире.

В 2004 году Папа Иоанн Павел II повторил раскаяние за грехи и несовершенства инквизиции. Папа говорил о том, что Церковь должна убеждать в вере не через насилие, а силой правды. Понтифик отметил, что католики сожалеют о том, что использовали насильственные и нетолерантные методы, которые противоречат евангельскому посланию.

По материалам &quotРадио Ватикана"

Опубликовано 28 февраля, 2014 - 13:40
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653