Вы здесьЦерковь против лженаукиБорьба с псевдорелигиями это вопрос просвещения. Отчасти — просвещения и самих пастырей. Со лженаукой так или иначе сталкиваются все – это особенность нашего времени. Мирного обывателя то и дело пугают грядущими глобальными катастрофами, уверяют, что вот-вот будет открыт “эликсир бессмертия”, знакомят с “новой хронологией” и “общей теорией всего”. Но как отличить лженауку от настоящей? Как разобраться в этом обычному человеку, не-ученому, который просто читает прессу и смотрит телевизор? И как смотрят на эту проблемуПравославная Церковь? Об этом мы беседуем с протоиереем Александром СТЕПАНОВЫМ. Протоиерей Александр СТЕПАНОВ родился в 1956 году в Ленинграде. В 1980 году окончил физический факультет Ленинградского государственного университета. Работал в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе, Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ), заведовал лабораторией теплофизики. Кандидат физико-математических наук. Рукоположен в сан священника в 1992 году. Настоятель домовой церкви великомученицы Анастасии Узорешительницы и храма святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских на Васильевском острове. Главный редактор радиостанции Санкт-Петербургской епархии “Град Петров”. Чаще всего, когда говорят о лженауке, то подразумевают конкретные примеры. В области истории – это фантазии академика Анатолия Фоменко, в естественнонаучной области – всяческие торсионные генераторы, биополя и прочее. Церковь к этим вещам относится крайне отрицательно. Ученые руководствуются рациональной методологией, которая предполагает, что тот факт, который мы признаем научным и обсуждаем, всегда можно проверить, воспроизвести. “Бритва Оккама” – так называется второй существенный научный принцип, который запрещает вводить новые сущности, не исчерпав всех возможностей объяснить то или иное явление уже известными. Лженаука, напротив, не следует этим принципам. Например, наблюдается в небе какое-то явление – и его с легкостью необыкновенной объявляют “летающей тарелкой”. И тут же строят на этом зыбком основании далеко идущие выводы. Церковь разделяет две сферы – естественного и сверхъестественного, в которой рациональные методы зачастую не работают, где приблизиться к высшей реальности можно только духовными средствами – в молитве, в таинствах. С другой стороны, есть естественная сфера – то, что мы называем “природой”, то, что ниже человека, потому что человек создан Богом как венец творения. Только он может постигать мир и изменять его. И вот эти две сферы Церковь предельно старается не смешивать. А вот лженаука как раз и возникает на грани того и другого. К сожалению, грешат этим и верующие люди. Можно понять их мотивы – воспитаны они в почтении к науке, фраза “наука доказала” является для них синонимом абсолютной истины. Вот им и хочется свою, нередко довольно слабую веру подкрепить наукой, которой они с детства привыкли доверять. Например, утверждают, что крестное знамение изменяет свойства воды, что колокольный звон лечит онкологические заболевания, что наука, якобы, измерила массу человеческой души… Я думаю, этим они оказывают Церкви медвежью услугу. Ни с позиций научного знания, ни со строгих богословских позиций их представления не выдерживают ни малейшей критики. Не надо лезть в те сферы, которые принципиально не подлежат научному исследованию. Если мы считаем, что Бог трансцендентен, то есть абсолютно непознаваем, что это реальность, превышающая возможности нашего рационального познания – то зачем же пытаемся Его линейкой измерить? Но еще большая опасность – это сращение лженауки с оккультизмом. Они ведь с двух сторон подходят к одному и тому же. Оккультизм пытается “одухотворить” природу, а лженаука пытается рационализировать духовную сферу. И здесь они встречаются – и возникают крайне причудливые союзы. С одной стороны, в современный оккультизм пытаются внедрить научную терминологию. Те явления, которые раньше описывались языком демонологии, теперь называют какими-то полями, “тонкими структурами”, “энергиями”. С другой стороны, в естественнонаучную область вводят духовные понятия, стремятся найти некие соответствия. Например, аура. Это, дескать, то же самое, что и нимб, а он – то же самое, что биополе, излучение и так далее. И возникает язык, построенный из понятий, относящихся к совершенно разным сферам человеческой деятельности, духовное и рациональное перемешиваются. Возникает бесчисленное множество “теорий”, пишется масса книжек. Каждый по своему вкусу конструирует собственную картину духовного и физического мира. А у людей, которые это читают, получается ужасная смесь в головах. Последствия очевидны – человек, привыкший доверять псевдонаучным измышлениям, с той же легкостью поведется и на соблазны оккультизма. Крайне печально, что порой такая литература попадает и в церковную книготорговлю. Беда в том, что наши церковные книжные лавки часто ставят главной своей целью извлечение прибыли. Поэтому и продается все, что пользуется спросом, что приносит доход. Что угодно найдете – и что Распутин с Иваном Грозным святые, и что ИНН – печать антихриста, и лженауку в христианской упаковке… Наше священноначалие многократно выступало против этого – но легко и быстро такое не лечится. Беда еще и в том, что, к сожалению, не все священнослужители сами до конца это понимают. В 90-е годы, когда открывалось много храмов, а духовенства катастрофически не хватало, многие священники рукополагались без богословского образования, подчас и без серьезного светского образования. Впрочем, и образование далеко не всегда гарантирует, что человек все правильно понимает. Возможно, некоторые священники рассуждают так: ну, я этого, допустим, не понимаю – всех этих полей, какую-нибудь христианскую физику. Откроешь – ничего не понятно, что там написано. Но пишет-то, наверное, умный человек, и кому-то это интересно, и вроде бы это в пользу Православия – так почему бы и нет? Пускай читают. Мне лично это не нужно, – рассуждает он, – но вдруг это кому-то поможет прийти к вере? На самом деле они не отдают себе отчета в том, насколько это действительно вредное явление в церковной жизни. Тут ведь расфокусируется наше духовное зрение. Одно дело, когда все сводится к Единому Истинному Богу, в Троице познаваемому, а другое дело – когда все размазывается, как каша по тарелке, по плоскости каких-то “паранормальных” явлений. В конечном счете это уводит человека от Христа, от Церкви. Я думаю, что на эти темы нужно говорить, просвещать людей, вооружать их христианским мировоззрением, правильной христианской картиной мира, в которой все должно стоять на своих местах. Это вопрос просвещения. Отчасти – просвещения и самих пастырей. Насколько я знаю, в Московских и Петербургских семинариях и академиях об этом говорят. Автор: Священник Александр Степанов Опубликовано 16 сентября, 2014 - 12:20
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |