Вы здесьЯн Лец. Об Александрийской библиотекеСо стороны различных второсортных критиков христианства, строящих свои представления об истории древнего мира на основе художественных фильмов и собственной фантазии, после просмотра киноленты «Агора» резко активизировались обвинения христиан в уничтожении знаменитой Александрийской библиотеки. Не смогли обойти стороной сию историю и главные любители исторических мифов – славянские неоязычники. Один из их известных блоггеров по кличке Скрытимир Волк в своей книге «Азбуке начинающего язычника» с гневом повествует о том, как в 391 году Александрийскую библиотеку уничтожили «скоты под руководством епископа Кирилла». Это положение, преподнесенное автором «Азбуки», сегодня разделяется практически всеми антихристианами. Более того, оно воспринимается в качестве неопровержимого исторического факта, доказывающего «преступный характер», темноту и невежество всего христианства в целом, не говоря уже о христианах IV века. Интересна история рождения мифа. Байку про уничтожение христианами Александрийской библиотеки впервые пустил английский историк Эдуард Гиббон. Уже два столетия она продолжает свое вольное плавание в книгах антихристианских авторов и с помощью силы воображения дополняется зловещими деталями. Один из ярких примеров проработки мифа - работа Альфреда Штекли «Гипатия, дочь Теона». «Люди, обезумевшие от убийств, ворвались в помещения библиотеки, - пишет автор, - Бесценные книжные богатства, сохраненные и приумноженные трудами многих поколений ученых, оказались добычей темных, пышущих ненавистью людей. Монахи вовсю их подзадоривали. Языческую заразу следует навсегда искоренить! Книги сбрасывали с полок, рвали, топтали ногами. Рукописи, за которые в свое время отдавали целые состояния, вышвыривались во двор. Там собирали их в кучи и раскладывали костры». Не зная, что эти строки были опубликованы в 1971 году, вполне можно было бы принять их за воспоминания непосредственного свидетеля событий. Однако современники событий иного мнения. Перед тем, как разобрать данный миф, стоит взглянуть на ситуацию глазами антихристианских критиканов и предположить, что в 391 году библиотека действительно была уничтожена христианами. Доказывает ли это бОльшую степень «преступности» и «мракобесности» христианства в сравнении с язычеством или атеизмом? Вандализм, как известно, не имеет конфессиональной прописки и свойственен черни с любыми мировоззренческими убеждениями. Напомним, что монастырские библиотеки и скриптории Европы, хранившие античное наследие языческой (!) культуры Греции и Рима, громили как раз таки варвары-язычники во время своих набегов. Та же Александрийская библиотека до конца IV в. успела пострадать несколько раз от рук язычников, если только Юлий Цезарь или Аврелиан не были тайными поклонниками Яхве. Впервые свитки Александрийской библиотеки пылали в 47-48 годах до Р.Х., во время династической войны с участием Юлия Цезаря. Именно он, как свидетельствуют исторические источники, «разрушил великую библиотеку», приказав поджечь стоявший в гавани флот и портовые сооружения, чтоб они не достались врагам. Огонь перекинулся на город и там случился большой пожар, в результате чего сгорели все 700000 книг библиотеки (voluminum septingenta sed ea omnia). Впоследствии Марк Антоний возместил потери Александрийской библиотеки за счет переноса фонда Пергамской библиотеки, передав 200000 книг Клеопатре в качестве свадебного подарка. Главный фонд Александрийской библиотеки располагался в Мусейоне – «храме муз». Существовал также вспомогательный «филиал» библиотеки при храме Сераписа. И «большая библиотека» Мусейона, и «малая библиотека» Серапеума, как и вся Александрия, неоднократно переживали смутные времена на протяжении II-III веков, в результате чего серьезно страдали книгохранилища. В 116 г. в городе произошел иудейский бунт. Христианский философ II в. Климент Александрийский упоминает о пожаре, случившимся при его жизни в храме Сераписа. Георгий Синкелл уточняет, что пожар случился при императоре Коммоде в 172 г. Этот год выдался неспокойным для Александрии: на фоне вспыхнувшей эпидемии чумы рабы подняли в Нижнем Египте восстание, напав на римские гарнизоны и едва не овладев городом. Наместнику Гаю Авидию Кассию с большим трудом удалось подавить мятеж в крови. Неспокойное столетие привело к тому, что разрушенный храм пришлось реконструировать, как свидетельствуют монеты того периода. Однако на этом страдания Александрии не закончились. В 216 г. император Каракалла, раздраженный намеками жителей Александрии на инцест и братоубийство, устроил кровавую резню и отдал город на разграбление своим солдатам. Из Мусейона были изгнаны философы, а их дома, располагавшиеся на территории храма, разрушены. В 249 г. в городе снова прошла волна кровавой резни, на этот раз антихристианской, инициированной языческой чернью города. Согласно историческим источникам, помимо карательных мер со стороны римлян, в Александрии III-IV вв. также регулярно происходили внутренние беспорядки и столкновения, вызванные этнически и религиозно пестрым составом населения. Все это явно не способствовало сохранности книг. По свидетельству языческого историка Аммиана, окончательно главное книгохранилище погибло в 273 г., когда при взятии города императором Аврелианом до основания был разрушен дворцовый квартал, где находился Мусейон. Итак, знаменитая царская библиотека Птолемеев была утеряна до 391 г. Бурлящий котел Александрии не утихал. В 298 г., после изнурительной восьмимесячной осады, город был взят и разорен императором Диоклетианом. Римляне жестоко расправились с мятежниками, а в результате масштабных разрушений значительная часть античной Александрии просто исчезла с лица Земли. Тяжело представить, что в условиях постоянных карательных операций, бунтов, межэтнических уличных столкновений , Александрийская библиотека дожила до 391 года. Чудом уцелеть могла лишь часть книг. Таким образом, если уже и вешать на христиан обвинение в уничтожении Александрийской библиотеки, то необходимо его скорректировать: в 391 году христианскими вандалами были уничтожены жалкие остатки библиотеки, которая на протяжении столетий до этого страдала от рук вандалов языческих. Очевидно, что такая корректировка уже не позволяет обвинить в случившемся исключительно христиан. Однако, присмотримся к событиям IV века - действительно ли там все так ясно и прозрачно, как рисуют в одной чеканной фразе антихристианские критиканы школьного возраста, посмотревшие «Агору»? IV век в Римской империи начался с волны антихристианских гонений. В самом начале столетия император Диоклетиан издал указы, в соответствии с которыми наместники провинций должны были разрушать церкви, конфисковать священные книги, а тех, кто отказывался приносить жертвы римским богам, пытать и казнить. Ко времени восцарения Константина это гониние было у всех на памяти. Некоторые христиане полагали, что обязаны сполна воздать язычникам за те преследования, которым они столетиями подвергали христиан. Ситуация подогревалась тем, что во времена Константина в прежде малочисленные и закрытые церковные общины хлынул мощный поток новообращенных язычников, которых интересовал не столько Христос и спасение души, сколько появившиеся социальные, материальные и государственные выгоды. Количественное увеличение церковной паствы константиновской и постконстантиновской эпохи повлекло за собой снижение «качества» пасомых. Вчерашние гонители христиан во имя империи легко превращались в гонителей язычников во имя империи. Около 360-362 гг. некий храм в Александрии был разграблен перфектом города по подстрекательству арианского епископа-еретика Георгия, отличавшегося фанатичной нетерпимостью по отношению к язычникам и православным христианам. О каком храме речь? Сократ Схоластик и Созомен, описывая это событие, говорят о «храме Митры». Юлиан пишет о «святейшем храме», ниже в своем сообщении несколько раз упоминая имя Сераписа. Аммиан сообщает об угрозах Георгия «великолепному храму Гения», вызвавших гнев толпы. Наиболее великолепным (Аммиан сравнивал его красоту и масштабы с римским Капитолием) и священным для александрийцев храмом был Серапеум, посвященный гению и покровителю города – Серапису. Таким образом, речь здесь идет о разграблении храма Сераписа. «Храмом Митры» Созомен и Схоластик его назвали в связи с тем, что Серапис считался одной ипостасей Митры, а его культ считался частью религиозной системы митраизма (даже имена обоих божеств восходят к иранскому Xšaθrapati – «господин царства»). Кроме того, убийство епископа Георгия языческой толпой произошло как раз в день крупнейшего митраистского праздника «Dies Natalis Solis Invicti» 24 декабря. Описываемый конфликт назрел после того, как император Констанций II начал закрывать языческие храмы, а их имущество дарить арианским епископам. Сократ и Созомен отмечают, что к 360-м гг. занятый сторонниками арианина Георгия храм уже представлял собой «с давних пор брошенное и запустевшее место». В связи с тем, что из здания были вынесены идолы и древние людские останки для осмеяния, в городе начались ожесточенные столкновения и Георгий были зверски убит. Языческий император Юлиан порицал жителей Александрии за это убийство, соглашаясь с тем, что Георгий сам спровоцировал трагический исход событий, когда повелел перфекту ввести войска в город, захватить «святейший храм» и расхитить всю «собственность бога». Можно предположить, что помимо статуй и прочей «собственности бога» тогда были вынесены также и книги, пополнившие епископскую библиотеку Георгия, с которой Юлиан познакомился еще в юности. Сразу же после описанных событий Юлиан пишет письмо новому префекту Едикцию с требованием прислать ему «богатейшую и громадную» библиотеку Георгия, включавшую, помимо книг «нечестивых галилеян», многочисленные работы античных философов, историков и риторов. Несмотря на нетерпимость по отношению к язычникам, Георгий являлся библиофилом, а его собрание книг было настолько ценным, что привлекло пристальное внимание глубокого ценителя античной культуры Юлиана, даже угрожавшего пытками виновным в сокрытии библиотеки епископа. Интересно отметить, что о «писания галилеян», которые хранились в Серапеуме среди других книг, в 197 г. упоминал Тертуллиан. Если Юлиану и удалось найти книги, то осели они либо в Императорской библиотеке Константинополя, либо в основанной Юлианом библиотеке при храме Адриана в Антиохии. Последнюю сразу после смерти Юлиана сжег новый император Иовиан в 363 г. Это событие можно было бы трактовать как «акт христианского вандализма по отношению к вывезенной Александрийской библиотеке», если бы не два «но». Во-первых, самого Иовиана тяжело однозначно назвать христианином. Так, например, свое правление он начал с просьбы к языческим жрецам провести гадание на внутренностях (о чем пишет язычник Аммиан), а после смерти был причислен язычниками к богам (о чем пишет другой язычник Евтропий). Христиане считали Иовиана христианином, а язычники – язычником. Во-вторых, уничтожение библиотеки Юлиана Иовианом вызывает некоторые сомнения, поскольку язычники Аммиан и Либаний (уроженец Антиохии), которые находились в Антиохии в то время, ни словом о том не обмолвились. Сам Аммиан, покинув Антиохию, отправился в Александрию. Описывая храм Сераписа около 378 года, языческий автор в своей «Римской истории» говорил о книгохранилище уже в ПРОШЕДШЕМ времени. Подобно некоторым другим античным авторам, Аммиан отождествлял второстепенную библиотеку Серапеума с царской библиотекой Мусейона и связывал их гибель еще с Цезарем. В любом случае из сообщения Аммиана очевидно, что на момент его посещения Александрии в Серапеуме уже НЕ БЫЛО БИБЛИОТЕКИ, достойной какого-либо упоминания языческого автора. К 391 году, таким образом, в Александрии не сохранилась ни большая царская библиотека Мусейона, ни малая библиотека Серапеума. Это согласуется с тем фактом, что НИКТО из древних авторов (ни прохристианских, ни проязыческих), описывающих александрийский христиано-языческий конфликт 391 г. вокруг храма Сераписа, не упоминает об уничтожении в ходе его каких-либо книг. Повествуя о разрушении Серапеума, молчание касательно некой библиотеки хранит даже горячий ревнитель языческой старины Евнапий, который не упустил бы возможности обвинить «христианских мракобесов» в сожжении сотен книг. Хранят молчание о таком вопиющем преступлении против наследия языческой учености и другие языческие современники, выступавшие критиками христианства. И, надо заметить, своей честностью в этом плане они выгодно отличаются от своих позорных последователей XXI века. В научном мире, в отличии от среды различных полуграмотных антихристианских падальщиков, вопрос исчезновения Александрийской библиотеки закрыт. Наука следует фактам, а не фантастическим домыслам или горячим эмоциям по отношению к христианству. А исходя из фактов, утрату Александрийской библиотеки невозможно приписать конкретному событию или же обвинить в исключительно единственную группу людей. Упадок Александрийской библиотеки - длительный, естественный в своей основе исторический процесс, обусловленный целым рядом различных причин. Одна из простейших естественных причин - время жизни папирусного свитка, которое составляет примерно 200 лет. В условиях войн и бунтов, общего упадка античной классической филологии, отсутствии интереса и средств для переписи обветшавших свитков, любая древняя библиотека обречена. Опубликовано 5 ноября, 2015 - 13:31
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |